Анализ показателей финансовохозяйственной деятельности страховых организаций на примере ОАО "Страховое общество «Талисман»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:30, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является оценка факторов, влияющих на изменение показателей финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
раскрыть основные теоретические аспекты особенностей проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций;
обосновать методологию оценки финансовых результатов деятельности страховых компаний;
провести оценку факторов влияющих на формирование и использование прибыли двух видов страхования;
обосновать основные пути совершенствования страховой деятельности и раскрыть основные пути улучшения ее эффективности.

Содержание

Введение
1 Экономическая сущность страхования
1.1 Сущность страхования и его роль в экономике
1.2 Сущность анализа финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций
1.3 Методология анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций
2 Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Страховое общество «Талисман»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Факторный анализ финансового результата деятельности страховой организации
2.3 Анализ формирования показателя рентабельности и прибыли от видов деятельности
3 Основные направления совершенствования страховой деятельности
3.1 Пути улучшения финансовых результатов страховой деятельности
3.2 Пути совершенствования страховой деятельности
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 423.50 Кб (Скачать файл)

 

В соответствии с европейским опытом независимые посредники обычно подлежат обязательной регистрации, и их деятельность контролируется государством или уполномоченными им структурами. [36]

 

В настоящее время, с точки зрения содержания стоящих перед отечественным страхованием задач, российский страховой рынок представляет собой более сложное явление, чем рынки развитых европейских стран. В российских условиях наиболее целесообразной представляется политика поэтапного введения норм регулирования, в принципе соответствующих требованиям Директивы ЕС по страховым посредникам. Порядок допуска страховых посредников для работы на рынке может совершенствоваться на основе специальной программы формирования и развития современных форм посреднической деятельности, которая должна быть частью новой концепции развития отечественного страхования.

 

Для стимулирования деятельности страховых посредников, расширения и повышения устойчивости её воспроизводственной базы необходимо принять ряд законодательных мер по совершенствованию налогообложения. В частности, следует исключить деятельность страховых посредников по представлению интересов страхователей и/или страховщиков из сферы применения (обложения) налога на добавленную стоимость (НДС), предоставить страховым посредникам возможность для целей налогообложения исчислять доходы, исходя из фактического поступления денежных средств.

 

В целом, совершенствование страхового и налогового законодательства в указанном выше направлении будет способствовать активизации главных производительных сил отечественного страхового рынка и станет важным фактором развития реального страхования в нашей стране.

 

Для развития отечественного страхования принципиально важно, чтобы система присвоения рейтингов страховщикам была реально направлена на защиту интересов страхователей - в этом заключается сегодня главное требование к методике присвоения рейтингов надежности страховщиков. Практика показывает, что «коммерческие» рейтинговые агентства (включая зарубежные), для которых, как правило, заказчиком является страховщик, по объективным и субъективным причинам не могут в необходимой степени учитывать интересы потребителей в процессе предоставления своих, являющихся сугубо информационными, услуг.

 

Необходима разработка научно обоснованных методических рекомендаций по оценке готовности страховщиков выполнять обязательства перед потребителями. Представляется, что государство могло бы поручить разработку этих рекомендаций компетентной научно-исследовательской организации с возможностью привлечения ведущих научных специалистов страховой отрасли.

 

Методические рекомендации должны учитывать необходимость оценки не только количественных показателей деятельности страховщиков, но и готовности страховщиков платить возмещение потребителям страховых услуг. При этом методические рекомендации должны быть доступны для понимания непрофессиональным пользователям через их обнародование, а также должны периодически обновляться и учитывать как информацию о тенденциях развития рынка в целом, так и об оцениваемой компании в частности.

 

Применение нового порядка рейтингования приведет к усилению эффективности деятельности рейтинговых агентств и их большей ориентации на страхователей, что станет предпосылкой для профессионализации потребления страховых услуг и важным шагом в деле преодоления кризиса доверия потребителей к страховщикам. Результатом этого в долгосрочном периоде будет формирование предпосылок для положительного развития рынка реального страхования.

 

 Необходимость совершенствования  деятельности оценщиков, сюрвейеров, аварийных комиссаров (экспертов-техников). Оценщики, сюрвейеры, аварийные комиссары (эксперты-техники) взаимодействуют  с потребителями и поставщиками страховых услуг на важнейших этапах реализации страховых отношений: при приеме риска на страхование, при исполнении договора страхования и в процессе урегулирования возникающих убытков.

 

Пути совершенствования деятельности оценщиков, сюрвейеров и аварийных комиссаров (экспертов-техников):

 

 уточнение правового статуса  сюрвейеров и аварийных комиссаров  на российском страховом рынке. Для обеспечения оптимального  сочетания интересов потребителей и поставщиков страховых услуг на рынке необходимо четко определить функциональный и, соответственно, правовой статус сюрвейеров и аварийных комиссаров. Формирование правовых институтов сюрвейеров и аварийных комиссаров создаст необходимые предпосылки для обеспечения равного доступа страхователей и страховщиков к услугам этих категорий специалистов специализированных структур;

 

 законодательное обеспечение  возможности страхователей включать  затраты на услуги оценщиков, сюрвейеров и аварийных комиссаров в состав расходов на страхование;

 

 обеспечение независимости  сюрвейеров и аварийных комиссаров; Зависимость этой категории специалистов  от поставщиков страховых услуг  представляет собой серьёзную  проблему, стимулирующую недоверие  потребителей к страховщикам и тормозящую развитие отечественного страхования. Равный и свободный доступ страхователей и страховщиков к услугам аварийных комиссаров будет содействовать и решению проблемы независимости суждения аварийных комиссаров о характере, причинах и размерах ущерба. Здесь должен более активно использоваться потенциал обществ по защите прав потребителей, а также реализовываться законодательные инициативы, непосредственно направленные на формирование независимого статуса этих категорий специалистов;

 

 обеспечение необходимого уровня квалификации сюрвейеров и аварийных комиссаров;

 

 преодоление олигополистических  тенденций на рынке услуг оценщиков, сюрвейеров и аварийных комиссаров. Следует законодательно запретить  такие формы олигополизации рынка, как аккредитацию оценщиков, сюрвейеров, аварийных комиссаров при различных структурах, что будет поддерживать здоровую конкуренцию и отражаться на качестве предоставляемых ими услуг.

 

 Представляется, что этот вопрос  нужно решать на основе применения  действующего антимонопольного законодательства, активизируя деятельность антимонопольных органов.

 

 Необходимость совершенствования  деятельности страховых актуариев. На современном этапе развития  отечественного страхования должны  быть точно определены место  и роль страховых актуариев в деле укрепления доверия на страховом рынке и расширения клиентской базы страховых организаций. Современному рынку нужны не только независимые, «ответственные», актуарии, способные дать объективную оценку финансовой устойчивости поставщиков страховых услуг. Сегодня остро проявляется и необходимость постоянного мониторинга, анализа и пересмотра пределов страхуемости рисков. Это, в свою очередь, формирует рыночную потребность и в «активных» актуариях, способных дать адекватный ответ на запросы рынка в условиях нарастания необходимости обеспечения индивидуального подхода в процессе взаимодействия между страховщиками и потребителями страховых услуг. [35, с. 34]

 

Первоочередными мерами по развитию деятельности страховых актуариев являются:

 

 разработка общепризнанных квалификационных требований, стандартов обучения, учебных планов и программ, а также программ повышения квалификации страховых актуариев, включение профессии «актуарий» в общероссийский классификатор;

 

 активизация деятельности профессиональных объединений актуариев; объединения актуариев очень важны для повышения роли актуариев в развитии страхования. Ассоциации должны определять квалификационные и профессиональные стандарты для своих членов и обеспечивать их соблюдение;

 

 внедрение в практику российского страхового рынка системы «назначенного» («ответственного») актуария.

 

Необходимость активизации деятельности по защите прав и интересов страхователей, выгодоприобретателей и застрахованных лиц. В реальных условиях современного российского страхового рынка наиболее эффективные пути защиты интересов потребителей страховых услуг связаны с активизацией деятельности страховых посредников и государства. Определенные возможности для защиты прав и интересов потребителей на страховом рынке имеют уже действующие общества по защите прав потребителей. В то же время, зарубежный опыт показывает, что, при определенных условиях, полезным инструментом защиты прав и интересов страхователей, выгодоприобретателей и застрахованных лиц могут стать специализированные общества по защите их прав.

 

Поддержка информационных технологий в продвижении страховых услуг. В настоящее время информационные технологии не играют заметной роли в страховом обслуживании потребителей в России. Автоматизация различных бизнес-процессов страховых компаний может способствовать привлечению новых страхователей через повышение качества обслуживания, обеспечение «информационной прозрачности» бизнеса и «симметричности» информации для потребителей, максимальную персонификацию отношений со страхователями и снижение стоимости услуг за счет уменьшения аквизиционных расходов и затрат на обработку обращения.

 

Пути активизации использования информационных технологий на российском страховом рынке:

 

 преодоление ориентации предлагаемого IТ-компаниями программного обеспечения на определенные стандартные процедуры. Несмотря на относительную стандартность требований, предъявляемых страховыми компаниями к программному обеспечению, деятельность различных страховщиков достаточно специфична;

 

 повышение квалификации персонала IT-компаний в области страхования. Нехватка соответствующей квалификации у IT-специалистов усугубляет проблему учета специфики деятельности конкретных страховщиков в программном обеспечении;

 

 повышение уровня доверия  страховщиков к представителям IT-компаний. В условиях достаточно жесткой конкуренции страховщики испытывают сильное недоверие к сторонним организациям вследствие необходимости обеспечения безопасности собственных баз данных.

 

В целом, реализация системы мер по развитию инфраструктуры отечественного страхового рынка, стимулированию здоровой конкуренции между поставщиками страховых услуг, защите интересов страхователей и отечественного страхового капитала при вступлении России в ВТО позволит создать условия для реализации интересов конкретных потребителей и, через это, - запустить механизмы широкого включения страхования в процессы диверсификации экономики, обеспечения равномерного развития страхового рынка и органичного вхождения отечественного страхования в систему международных страховых отношений. Реализация интересов потребителей страховых услуг в системе рыночных отношений позволит преодолеть негативные тенденции, проявившиеся в развитии отечественного страхования, дополнит меры по очищению рынка от квазистраховых операций, будет способствовать подлинному развитию в стране реального рискового страхования в интересах и потребителей, и поставщиков страховых услуг, и государства.[36]

 

Предложенные меры по совершенствованию системы страховых отношений на российском страховом рынке, связанные с активизации рыночной роли отечественных потребителей страховых услуг требуют нормативного закрепления посредством принятия необходимых законодательных актов.

 

 

Заключение

 

 

В настоящее время страхование принадлежит к числу наиболее динамично развивающихся финансовых институтов экономики.

 

В условиях ухудшения финансово-экономического состояния страны и в частности многих хозяйствующих субъектов в период мирового кризиса, стало актуальным при выборе страховой компании анализировать ее финансовое состояние, оценивать ее надежность и платежеспособность. Результаты этих мероприятий представляют интерес не только для внутренних пользователей для принятия управленческих решений, но и для внешних, взаимодействующих с конкретной страховой компанией.

 

Анализ финансово-хозяйственной деятельности страховой организации помогает выработать стратегию и тактику развития предприятия, обосновать планы и управленческие решения, осуществить контроль за выполнением этих решений, выявить резервы повышения эффективности производства, оценить результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

 

В связи с этим выбранная тема дипломной работы является актуальной в настоящее время.

 

В дипломной работе были рассмотрены основные вопросы, связанные с анализом показателей финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций на примере ОАО «Страховое общество «Талисман».

 

ОАО «Страховое общество «Талисман» является универсальной страховой компанией. По объему сборов страховых премий в Татарстане компания входит в 1-ю десятку среди 129 страховщиков, работающих в республике; по России – в число 150 первых компаний из 786.

 

Анализ финансового результата деятельности ОАО «Страховое общество «Талисман» за период 2007-2009 годов показал, что изменения финансового результата в 2008 году по сравнению с 2007 годом в целом увеличился на 2 078 тыс. руб. и на данное изменение повлияло увеличения маржинального дохода по страховым операциям на 54,15%, увеличение маржинального дохода по инвестиционным операциям на 140,89% , а также снижение маржинального дохода по финансовым операциям на 98,69% .

 

Финансовый результат в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшился на 2 507 тыс. руб. На данное изменение оказало существенное влияние уменьшение маржинального дохода по страховым операциям на 160,31%, увеличение маржинального дохода по инвестиционным операциям на 55,74%, а также увеличение маржинального дохода по финансовым операциям на 28,30% .

 

В свою очередь факторы, составляющие финансовый результат, – маржинальный доход по страховым операциям, маржинальный доход по инвестиционным операциям и маржинальный доход по финансовым операциям в период с 2007 года по 2009 год менялись следующим образом.

 

Маржинальный доход по страховым операциям в 2008 году по сравнению в 2007 годом в целом увеличился на сумму 8 932 тыс. руб. На данное изменение положительно повлияло увеличение значения фактора – страховые премии на 56,71%, в то же время отрицательное воздействие оказало снижение резервов на 38,05% , увеличение состоявшихся убытков на 84,53% и увеличение расходов на ведение страховых операций на 18,69%.

Информация о работе Анализ показателей финансовохозяйственной деятельности страховых организаций на примере ОАО "Страховое общество «Талисман»