Анализ расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является рассмотрение принципов анализа расчетов с покупателями и заказчиками и применение их на практике на примере ОАО «Гомельская птицефабрика».
Задачи курсовой работы:
изучить теоретические основы анализа расчетов с покупателями и заказчиками;
провести анализ состава и структуры расчетов с покупателями и заказчиками, динамики оборачиваемости дебиторской задолженности;
определить внутренние резервы повышения эффективности проведения расчетов с покупателями и заказчиками.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 189.90 Кб (Скачать файл)

б) задолженность, платежи  по которой ожидаются более чем  через 12 месяцев после отчетной даты.

4. По субъекту обязательств:

a) задолженность, возникающая из расчетов с юридическими лицами;

б) задолженность, возникающая из расчетов с физическими лицами.

5. По способу расчета:

а)  обязательства по дебиторской задолженности, выраженные в рублях;

б) обязательства по дебиторской задолженности, выраженные в иностранной валюте

в) обязательства по дебиторской задолженности, выраженные в условных денежных единицах на день платежа, что, в свою очередь, требует расчета курсовых или суммовых разниц.

Если дебиторская задолженность  выражается в иностранной валюте или условных денежных единицах на день платежа, то требуется расчет курсовых или суммовых разниц.

Для анализа дебиторской  задолженности, кроме бухгалтерского баланса, используются данные первичного и аналитического бухгалтерского учета. В процессе анализа изучается  динамика, состав, причины и сроки  образования дебиторской задолженности, устанавливается сумма нормальной и просроченной задолженности.

Нормальная дебиторская  задолженность возникает вследствие применяемых форм расчетов за товары, услуги, при выдаче средств под  отчет на различные нужды и  т.д. «Неоправданная» дебиторская  задолженность возникает вследствие недостатков в работе предприятия, например, при выявлении недостач и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

В процессе анализа оценивают  «качество» дебиторской задолженности. Качественное состояние дебиторской  задолженности характеризует вероятность  ее получения в полной сумме. Показателем  этой вероятности является срок образования задолженности, а также удельный вес просроченной задолженности. Чем больше срок дебиторской задолженности, тем ниже вероятность ее получения.

К нормальной (оправданной) относится задолженность, срок погашения  которой не наступил либо составляет менее одного месяца. К просроченной задолженности относятся задолженность, непогашенная в сроки, установленные  договором, нереальные для взыскания  долги или дебиторская задолженность, по которой истекли сроки исковой  давности. Отвлечение средств в эту  задолженность создает реальную угрозу неплатежеспособности самого предприятия - кредитора.

Счета, которые покупатели не оплатили, называются сомнительными (безнадежными) долгами. По долгам, не реальным к взысканию, в установленном  порядке формируется резерв по сомнительным долгам. Безнадежные долги погашаются путем списания их на убытки предприятия  как дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой  давности. Поэтому при снижении суммы  дебиторской задолженности важно  установить, не явилось ли это следствием ее списания на убытки.

Обобщенным показателем  качества задолженности является оборачиваемость: период оборота и количество оборотов. Коэффициент оборачиваемости (receivables turnover ratio — RTR) рассчитывается как отношение выручки от продажи без налога на добавленную стоимость к средней величине дебиторской задолженности.

RTR = (продажи в кредит  или выручка) / (средняя дебиторская  задолженность)

 Средняя величина дебиторской  задолженности определяется по  данным бухгалтерского баланса  как среднеарифметическая сумма  на начало и конец анализируемого  периода.

Коэффициент показывает, сколько  раз задолженность образуется в  течение изучаемого периода, и характеризует  скорость, с которой дебиторская  задолженность будет превращена в денежные средства. Период оборота (погашения) дебиторской задолженности  рассчитывается в днях (day’s sales outstanding — DSO).

DSO = (Средняя дебиторская задолженность * 365) / (Продажи в кредит или Выручка).

Характеризует средний период времени, в течение которого средства от покупателей поступают на расчетные  счета предприятия. Отсюда его другое распространенное название и аббревиатура — ACP (average collection period). Чем меньше значение данного показателя, тем в более  выгодных условиях находится предприятие.

Для сокращения срока товарного  кредита необходимо контролировать состояние расчетов с покупателями, по возможности ориентироваться  на большее число покупателей, использовать способ предоставления скидок при досрочной  оплате и т.д.

Таким образом, оценка качества дебиторской задолженности лежит в сфере анализа дебиторской задолженности, который включает комплекс взаимосвязанных вопросов, относящихся к оценке финансового положения предприятия. Качество дебиторской задолженности в первую очередь контролируют по наиболее крупным и сомнительным видам дебиторской задолженности, затем средним и мелким кредитам, не оказывающие серьезного влияния на общие результаты деятельности компании.

Улучшение качества дебиторской  задолженности не означает снижение величины самой дебиторской задолженности  организации. Под улучшением качества дебиторской задолженности понимают: снижение удельного веса просроченных долгов в общей дебиторской задолженности и снижение рисков несвоевременности ее возврата.

 

    1. Методологические подходы к анализу расчетов с покупателями и заказчиками

 

Сельскохозяйственные организации имеют многообразные экономические связи с другими субъектами хозяйствования, непосредственно вступая с ними в расчеты. Экономические расчеты должны быть построены таким образом, чтобы все платежи проходили в сжатые сроки. Соблюдение платежной дисциплины предполагает своевременное выполнение обязательств по платежам за товары и услуги, расчетам с банком, финансовыми органами, со всеми юридическими и физическими лицами.

В условиях рыночного механизма хозяйствования существуют определенные принципы взаимоотношения с покупателями и поставщиками, которые упрощенно можно изложить следующим образом: продавай с немедленной последующей или предварительной оплатой; покупай в кредит (с рассрочкой); кредитуй покупателя на срок меньший, чем тот, на который получаешь кредит у поставщика; при сделке обязательно определяй и изучай платежеспособность партнера. В ходе анализа следует установить, как соблюдаются эти требования, как предприятие совершенствует расчетно-платежные отношения. При существующих в нашей стране условиях дебиторская задолженность относится к наименее ликвидной части активов; значительная ее часть может быть отнесена к безнадежной задолженности, так как при взаиморасчетах в большинстве случаев невозможно добиться полного и качественного выполнения обязательств со стороны контрагентов.


Наличие дебиторской  задолженности, а тем более ее рост ведут к возникновению потребности в дополнительных источниках средств, ухудшают финансовое состояние предприятия.

 Цель анализа — выявление путей, возможностей и резервов оптимизации расчетов, совершенствования их учета, контроля, обеспечения сохранности средств, вложенных в расчеты, и на этой основе — предупреждение образования, а тем более роста дебиторской задолженности, особенно просроченной и безнадежной к взысканию.

Анализ дебиторской  задолженности обычно проводят в динамике по ее видам, а внутри их — по отдельным суммам с использованием данных текущего учета, отчетности, а в необходимых случаях и хозяйственно-правовых документов. Особое внимание уделяют изучению дебиторской задолженности с длительными сроками возникновения и прежде всего просроченной. Время возникновения каждого долга, его сущность и размер (с учетом инфляции) определяют по данным аналитического учета дебиторов. Организация  должна отдельно вести учет просроченной и другой нереальной по взысканию задолженности (по каждому дебитору). Тщательно проанализировав расчеты с каждым дебитором, принимают меры к взысканию задолженности. По долгам, по которым истекли сроки погашения (оплаты), необходимо оформить соответствующие документы для передачи в суд для принудительного взыскания. При инвентаризации в конце года все расчеты должны быть тщательно проверены, суммы долгов подтверждены. Возвратность дебиторской задолженности определяется на основе изучения ее состояния и прошлого опыта погашения долгов.

Изучение дебиторской  задолженности по срокам возникновения позволяет предупредить ее списание на убытки.

Исследования  отечественных и зарубежных ученых показывают, что дебиторская задолженность со сроками возникновения 720 дней (2 года), как правило, является безнадежной к взысканию. По данным Министерства торговли США из дебиторской задолженности со сроками погашения до 30 дней к разряду безнадежной ко взысканию относится 4 %; от 31 до 60 дней — 10 %; от 61 до 90 дней — 17 %; от 91 до 120 дней — , 26 %. При дальнейшем увеличении срока ее погашения на очередные 30 дней доля безнадежных долгов повышается в среднем на 3-4 %.

Рассчитав срок погашения дебиторской задолженности (ее оборачиваемость) в днях, можно определить сумму безнадежной ко взысканию дебиторской задолженности (по отдельным ее видам и по общей сумме.

Необходимо отметить, что наличие дебиторской задолженности оказывает значительное влияние на финансовую устойчивость предприятий. Проводимый экономический анализ показывает, что если доля дебиторской задолженности в активах субъекта предпринимательской деятельности составляет 50 % и более, он обычно является потенциальным банкротом.

В связи с тем, что дебиторская задолженность по разным причинам может быть списана на убытки или за счет резерва по сомнительным долгам, следует определить и изучить реальную (действительную) сумму ее снижения или повышения.

Для исчисления реальной суммы изменения дебиторской задолженности необходимо к задолженности на конец года приплюсовать ее суммы, списанные на убытки и за счет резерва по сомнительным долгам, и вычесть задолженность на начало года.

Основное место в анализе дебиторской задолженности занимает задолженность по расчетам за товары, которую анализируют особенно детально и глубоко. По товарам отгруженным изучают своевременность оформления и сдачи в банк для оплаты расчетных документов. По каждому случаю несвоевременной сдачи в банк документов устанавливают причины и виновников задержек и принимают меры по улучшению расчетов. Товары отгруженные анализируют по данным текущего учета в разрезе их следующих видов: товары отгруженные и сданные работы по переданным в банк для оплаты расчетным документам, сроки оплаты которых не наступили; товары отгруженные, расчетные документы по которым не сданы в банк для оплаты; товары отгруженные по расчетным документам, не оплаченным в срок покупателями; товары на ответственном хранении у покупателей ввиду отказа от акцепта.

Изменения остатков товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, могут происходить под влиянием различных факторов и прежде всего в связи с изменением объема реализации, ритмичности отгрузки товаров, подачи транспорта и др. Влияние развития товарооборота определяют сравнением темпов роста (снижения) остатков товаров отгруженных и темпов изменения реализации товаров за изучаемый период. Одновременно анализируют длительность документооборота, выявляют случаи и причины нарушения сроков и порядка расчетов.

Изучая просроченную задолженность покупателей, определяют дату ее возникновения, причины и  принимают меры по ускорению получения  причитающихся сумм. Если покупатель систематически является неплатежеспособным, то необходимо принять следующие  меры по своевременному поступлению  платежей за отгруженные товары: расчеты путем предварительной их оплаты, посредством аккредитивов, векселей, чеков и т.п. По каждой сумме товаров отгруженных, находящихся на ответственном хранении у покупателей в связи с отказом от акцепта, выясняют причины отказа покупателей от приемки поступивших товаров и принимают меры по их возврату или переотправке другим покупателям. Наличие значительных размеров и высоких темпов роста товаров отгруженных и другой дебиторской задолженности чаще всего является результатом взаимных неплатежей.

Анализ расчетов с дебиторами по претензиям должен проводиться в увязке с изучением  организации претензионной работы и учета этой задолженности. Особенно детально анализируют задолженности по недостачам, растратам, хищению и порче товаров и другого имущества. Наличие, а тем более ее рост указывают на недостатки в обеспечении сохранности товарно-материальных, денежных и других ценностей и их учете. Предупредить недостачу и порчу товаров и другого имущества можно правильным подбором, подготовкой и расстановкой кадров и прежде всего материально ответственных лиц, совершенствованием учета и контроля, улучшением условий транспортировки, хранения и отпуска товаров, повышением качества проводимых инвентаризаций. В связи с этим анализ задолженности по недостачам, хищениям и порче товаров следует проводить в увязке с изучением указанных выше вопросов. По данным текущего учета необходимо проверить, как погашается задолженность и все ли используются возможности для ее предупреждения.

 Таким образом,  наличие дебиторской задолженности за покупателями и заказчиками показывает, что торговое предприятие отпускает товары без предварительного перечисления причитающихся ему платежей. Расчеты с покупателями, которые постоянно получают товары, должны быть организованы в порядке плановых платежей, предварительной оплаты или других оптимальных форм расчетов, чтобы предупредить возникновение дебиторской задолженности. Высокие темпы роста дебиторской задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками по векселям полученным нередко свидетельствуют о том, что предприятие активно использует стратегию товарных кредитов для оптовых покупателей. Кредитуя их, предприятие фактически делится с покупателями частью своего дохода. В то же время, когда платежи предприятию задерживаются, оно вынуждено брать банковские кредиты для обеспечения своей хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

  1. ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ГОМЕЛЬСКАЯ ПТИЦЕФАБРИКА»

 

Открытое акционерное  общество «Гомельская птицефабрика»  создано на основании приказа  №163 Министерства экономики Республики Беларусь от 31 декабря 2003 года путем  преобразования Республиканского центра сельскохозяйственного  производственного  унитарного предприятия «Гомельская  птицефабрика», в соответствии с  законодательством о приватизации государственного имущества и законодательством  об акционерных обществах.

Предприятие расположено  в Гомельской области, Гомельском районе, на расстоянии 27 км от областного центра города Гомеля, в деревне Терешковичи. С областным центром предприятие  связано шоссейной дорогой.

Информация о работе Анализ расчетов с покупателями и заказчиками