Анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:36, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – используя полученные в процессе обучения теоретические знания, изучить особенности учета затрат и калькулирования себестоимости продукции организации, дать оценку состоянию учета и предложить мероприятия по улучшению бухгалтерского учета
В соответствие с поставленной целью определены задачи, решение которых позволит раскрыть тему дипломной работы:
- изучить теорию учета и анализа затрат на производство продукции;
- ознакомиться с организацией учета на предприятии;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы анализа производства и реализации продукции
1.1. Классификация и состав затрат организации………………………………7
1.2. Организация синтетического и аналитического учета затрат…………..15
Глава 2. Анализ себестоимости продукции
2.1. Методы анализа затрат на производство и реализацию продукции…….22
2.2. Анализ себестоимости продукции…………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...........42

Вложенные файлы: 1 файл

курс.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)

Каждая из форм финансовой отчетности имеет самостоятельную смысловую и информационную нагрузку, все они преследуют единую цель - обеспечить отражение данных бухгалтерского учета таким образом, чтобы предоставить внешнему пользователю надежную и достоверную финансовую информацию, пригодную для корректного анализа.

Бухгалтерский баланс (форма 1), в котором отражается финансовое состояние предприятия на конкретную дату, содержит информацию об имуществе, обязательствах и капитале предприятия. Анализ бухгалтерского баланса связан с рассмотрением каждой статьи актива с позиции ее ликвидности; статьи пассивов оцениваются с точки зрения срочности требований к погашению обязательств и возможных источников их погашения. Информация о собственном капитале рассматривается с позиции способности предприятия сохранять свою финансовую устойчивость.

Информация, содержащаяся в «Отчете о прибылях и убытках» в процессе финансового анализа позволяет составить представление о финансовых ресурсах предприятия и оценить функционирование в долгосрочном плане. Данные отчета позволяют провести оценку изменения прибыли, анализ влияния факторов на прибыль, анализ уровня и динамики финансовых результатов, анализ рентабельности, анализ доходов и расходов по элементам затрат. 

Из всей совокупности информации, в т.ч. и плановой, формируемой на предприятии, особо важную роль играют показатели, отражающие себестоимость продукции. С их помощью конкретизируются принятые руководством предприятия решения о затратах на выполнение работ и оказание услуг, предусмотренных к выпуску в плановом периоде. От того, насколько обоснованными будут они, зависит размер прибыли, получаемой от основной деятельности.

Устанавливая плановые ориентиры себестоимости, руководство предприятия тем самым определяют величину вкладываемых в данную сферу средств. Производители более рентабельных товаров и услуг имеют возможность выпускать за счет достигнутой экономии дополнительную продукцию, способную приносить им лишнюю прибыль, которая в последующем может быть направлена на дальнейшее развитие предприятия. Но с другой стороны, стремясь к минимизации себестоимости продукции (работ и услуг), нельзя забывать и о потребительских свойствах продукции.

Важным показателем, характеризующим  работу предприятия, является фактическая  себестоимость продукции, работ, услуг. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширения производства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Анализ себестоимости  продукции, работ, услуг имеет очень  важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы, дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции (услуг).

Объектами анализа себестоимости  продукции являются показатели:

- полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;

- затраты на рубль товарной продукции (услуг);

- себестоимость отдельных изделий (услуг);

- отдельные статьи затрат.3

2.2. Анализ себестоимости продукции.

 

Анализ себестоимости продукции имеет исключительно важное значение. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.  [11 с. 185]

Наиболее важным признаком  для цепей анализа является деление  затрат по элементам затрат, по статьям  затрат, по способу отнесения на себестоимость продукции.

Для предприятия, работающего в условиях рыночной экономики, часто имеют место экономические ситуации, связанные с колебаниями загрузки производственных мощностей, что влечёт за собой изменение производства и продаж, а это в свою очередь, существенно влияет на себестоимость продукции, а следовательно, на финансовые результаты. С этим связанно деление затрат на постоянные и переменные.

Этому делению уделяется  большое внимание в западной системе  учёта, которая носит название “директ-костинг”.

Основные положения  данной теории: 
1. Поведение затрат в зависимости от изменения объёма производства. 
2. Относительность (условность) классификации затрат на постоянные и переменные. 
3. Методы деления затрат на постоянные и переменные.

К постоянным затратам принято  относить такие затраты, величина которых не меняется с изменением степени загрузки производственных мощностей или объёма производства (амортизация, арендная плата, определённые виды заработной платы руководителей организаций и пр.)

Под переменными понимают затраты, величина которых изменяется с изменением степени загрузки производственных мощностей или объёмов производства (затраты на сырьё, основные материалы, заработная плата основных производственных рабочих, затраты на техническую энергию и др.)

В зависимости от этой классификации общие суммарные затраты на производство продукции (З) можно представить в виде следующей формулы:


где A – сумма постоянных расходов; 
B – ставка переменных расходов на единицу продукции; 
VBП – объём производства продукции.

Тогда затраты на единицу  продукции (Зед) следует записать в  виде

 ;

Анализ себестоимости  проводят по следующим направлениям: 
1.  Анализ динамики и структуры обобщающих показателей себестоимости и факторов её изменения.

Анализ себестоимости  начинают с анализа динамики себестоимости всей товарной продукции. При этом сравнивают фактические затраты с плановыми или с затратами базисного периода. В процессе анализа выявляют, по каким статьям затрат произошёл наибольший перерасход и как это изменение повлияло на изменение общей суммы переменных и постоянных расходов. [11 с. 185]

Исходные данные для  факторного анализа общей суммы  издержек на производство и реализацию продукции:

Таблица 1

Затраты

Факторы изменения затрат

объём выпуска продукции

структура продукции

переменные затраты

постоянные затраты

По плану на плановый выпуск продукции:

План

План

План

План

По плану, пересчитанному на фактический  объём производства продукции: 

Факт

План

План

План

По плановому уровню на фактический  выпуск продукции:

Факт

Факт

План

План

Фактические при плановом уровне постоянных затрат:

Факт

Факт

Факт

План

Фактические: 

Факт

Факт

Факт

Факт


 

Анализ структуры себестоимости  по статьям и элементам расходов проводится в аналитической таблице 2.

Таблица 2

Состав затрат на производство

Элементы затрат

За предшест-вующий год

По плану на отчётный год

Фактически за отчётный год

Изменение фактических удельных весов  по сравнению

сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

с предше-ствующим годом

с планом, %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

             

(гр.7 – гр.3)

(гр.7 – гр.5)


 

Анализ структуры себестоимости  проводится сопоставлением удельных весов  отдельных элементов с планом и в динамике.

При помощи показателей  структуры рассматривается влияние  каждой статьи на сумму абсолютной и относительной экономии или  перерасхода затрат. Анализ структуры затрат позволяет оценить материалоёмкость, трудоёмкость, энергоёмкость продукции, выяснить характер их изменений и влияние на себестоимость продукции. Для оценки влияния каждой статьи затрат на себестоимость 1 руб. товарной продукции рассчитывается уровень затрат по каждой статье и элементу расходов, изучаются причины отклонений. Анализ проводится в аналитической табл.3.

 

Таблица 3

Затраты на производство продукции  по статьям

Статьи затрат

Базис-ный период

Отчётный период

Отклонения уровня затрат

Сумма

Уровень затрат

План

Факт

от плана  
(гр.6 – гр.4)

от показателя базисного периода 
(гр.6 – гр.2)

Сумма

Уровень затрат

Сумма

Уровень затрат

1

2

3

4

5

6

7

8

9


 

Уровень затрат определяется делением расходов по каждой статье на объём товарной продукции.

Анализ динамики и  выполнения плана по структуре и  уровню затрат позволяет своевременно реагировать на отклонения от плановых, нормативных показателей себестоимости, принимать конкретные управленческие решения по их устранению или согласованию.

 Анализ затрат на  рубль товарной продукции

 
2.  Анализ затрат на 1 руб. товарной продукции.

Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции, выражающим её прямую связь с прибылью, является уровень затрат на 1 рубль  товарной продукции:

 .

Непосредственное влияние  на изменение уровня затрат на 1 руб. товарной продукции оказывают факторы, которые находятся с ним в  прямой функциональной связи: изменение  объёма выпущенной продукции, её структуры, изменение уровня цен на продукцию, изменение уровня удельных переменных затрат, изменение суммы постоянных затрат. Схема факторной системы затрат на 1 руб. товарной продукции представлена на рис.11.

Рис.11. Взаимосвязь факторов, определяющих уровень затрат на рубль  товарной продукции

Влияние факторов первого  уровня на изменение затрат на 1 руб. товарной продукции рассчитывается способом цепных подстановок по данным табл.19 и по данным о выпуске товарной продукции:

Товарная продукция:

а) по плану:    ;

б) фактически при плановой структуре и плановых ценах:                                          ;

в) фактически по ценам  плана:    ;

г) фактически:    ;

Если затраты на 1 руб. товарной продукции (У3) представить  в виде

 , то анализ проводится методом цепных подстановок и его алгоритм аналогичен алгоритму проведения факторного анализа материалоёмкости.

Чтобы установить, как  эти факторы повлияли на изменение  суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на 1 руб. товарной продукции за счёт каждого фактора умножить на фактический объём реализации продукции, выраженный в плановых ценах (табл.3).

Таблица 3

Порядок расчёта влияния факторов на изменение суммы прибыли

Фактор

Формула расчёта влияния  фактора

Объём выпуска товарной продукции

Структура товарной продукции

Уровень переменных затрат на единицу продукции

Изменение суммы постоянных затрат

Изменение уровня отпускных  цен

Итого


В процессе анализа проводят также сравнение затрат на 1 руб. товарной продукции в динамике и, если есть возможность, сравнение со среднеотраслевым показателем.

 
3.  Анализ себестоимости важнейших изделий.

Для более глубокого  изучения причин изменения себестоимости  анализируют отчётные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых лет в целом и по статьям затрат.

Анализ проводят методом  цепных подстановок на основе формулы  себестоимости единицы продукции:

  ;   ;   ;

 .

Общее изменение себестоимости  единицы продукции:

 , в том числе за счёт изменения:

а) объёма производства продукции    ;

б) суммы постоянных затрат   ;

в) суммы удельных переменных затрат   .

Затем более детально изучают себестоимость товарной продукции по каждой статье затрат, для чего фактические данные сравнивают с плановыми и данными за прошлые периоды.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции