Анализ систем мотивации персонала занятого в сфере торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта: провести анализ управления мотивации персонала на предприятиях туристской индустрии г. Мурманска.
Указанная цель влечет за собой следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты мотивации персонала.
2. Провести краткий обзор классических теорий мотивации и их использования в сфере управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ 5
1.1. Понятие мотивации и мотива 5
2.1.1. Теория иерархии потребностей А. Маслоу 10
2.1.2. Теория потребностей МакКлелланда 12
2.1.3. Двухфакторная теория Герцберга 13
2.2. Процессуальные теории мотивации 14
2.2.1. Теория ожиданий 15
2.2.2. Теория справедливости 17
2.2.3. Модель Портера-Лоулера 18
3.2. Практические рекомендации по усовершенствованию системы мотивации персонала 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ систем мотивации персонала занятого в сфере торговли.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

сАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

 

 

Кафедра «Менеджмента и  торговли»

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Менеджмент  торговых предприятий»

На тему: «Анализ систем мотивации персонала занятого в сфере торговли»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент:  Козырев А.И.

Группа: 0611.1 ИТиРБ з\о 5 курс

 

Проверил:__________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 

2012год

 

Оглавление

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

        Мотивация  сотрудников занимает одно из  центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организацией по существу является главной задачей руководства персоналом. Вследствие изменений условий и содержания труда в условиях научно-технического прогресса, широкой автоматизации и информатизации производства, в результате повышения уровня образования и социальных ожиданий сотрудников значение мотивации в управлении персоналом еще более возросло, усложнилось содержание этого рода управленческой деятельности.

Сегодня для эффективной деятельности организации требуются ответственные  и инициативные работники, высоко организованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Обеспечить эти качества работника невозможно с помощью традиционных форм материального стимулирования и строгого внешнего контроля, зарплаты и наказаний. Только те люди, которые осознают смысл своей деятельности и стремятся к достижению целей организации, могут рассчитывать на получение высоких результатов. Формирование таких работников – задача мотивационного менеджмента.1

За последние 25 лет лишь несколько  проблем в теории управления обсуждались  также горячо как вопрос о том, что является стимулом для работников в коммерческих организациях. Мотивация служащих в индустрии туризма является одной из горячих точек, создающих для руководителей постоянные проблемы. До сих пор мотивация к труду и связанное с этим состояние морали в производственных отношениях являются важнейшими факторами успеха любой организации в сфере гостеприимства, в значительной степени зависимой от эффективных межличностных отношений работника и клиента.2

При планировании и организации  работы руководитель определяет, что  конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников. К сожалению, руководители часто ошибочно полагают, что если некая организационная структура или некий род деятельности прекрасно “работают” на бумаге, то они также хорошо будут “работать” и в жизни. Но это далеко не так. Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее.

Основополагающим фактором успеха организаций, работающих на современном  рынке товаров и услуг, являются люди, работающие там. В первую очередь  таких грамотных и нужных людей  необходимо найти, а это, как известно каждому руководителю, не так просто. После того, как такой человек найден, начинаются другие проблемы, в основном это проблемы, связанные с отсутствием мотивации человека к трудовой деятельности. Это очень опасно,  потому что отсутствие мотивации порождает нежелание работать, а в последствии и желание вообще поменять работу.

Руководители воплощают свои решения  в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. Конечно, каждый руководитель мечтает о целеустремленных и  работоспособных служащих, но достоин ли он их? Создал ли он такой характер производственных отношений и обстановку в целом, которые стимулировали бы такое поведение?

Вполне реальны также проблемы подбора, обучения и сохранения квалифицированных  специалистов, но если взять ценность этих работников для организации еще и с точки зрения затрат, которые потребовались бы в случае их замены, становится понятным то значение, которое руководители предприятий уделяют использованию психологических и материальных способов создания заинтересованности в труде.

Тема мотивации в нашей стране была актуальна всегда, но в настоящее  время, с переходом на рыночные отношения, эта проблема обострилась, так как  особую цену приобрели качество обучения и впоследствии продуктивность трудовой деятельности. Именно это определяет актуальность выбранной темы.

Цель курсового проекта: провести анализ управления мотивации  персонала  на предприятиях туристской индустрии  г. Мурманска.

Указанная цель влечет за собой следующие  задачи:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты мотивации персонала.
  2. Провести краткий обзор классических теорий мотивации и их использования в сфере управления.
  3. Провести исследование системы мотивации персонала на примере  турфирм г. Мурманска.
  4. Разработать практические рекомендации по усовершенствованию управления  мотивацией персонала для предприятий туриндустрии г. Мурманска.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  МОТИВАЦИИ

    1. Понятие мотивации и мотива

 

Мотивация – стимулирование деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей.

Мотивы к труду появляются, когда  в распоряжении общества имеется  необходимый набор благ, который  соответствует потребностям человека. При этом мотивы деятельности человека могут быть экономическими и неэкономическими. Первые связаны с возможностью получить материальные выгоды, повышающие благосостояние человека. Вторые, являясь косвенными, облегчают получение как прямых материальных выгод так и большего свободного времени и соответствующих духовных благ.

Критерием в распределительных  отношениях выступают статусные  различия (должность, квалификационные разряды, звания и т.п.), стаж работы, принадлежность к определенной социальной группе. Мотивы труда различаются:

    • по потребностям, которые человек стремиться удовлетворить посредством трудовой деятельности;
    • по благам, которые требуются человеку для удовлетворения своих нужд;
    • по уровню цены, которую работник готов заплатить за получение необходимых благ.3

Существует определенная система  мотивов к труду. В нее входят мотивы: содержательности труда, его полезности; статусные, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности; получение материальных благ; ориентированные на определенную интенсивность работы.

Мотивы к труду формируется до начала трудовой деятельности. Человек усваивает ценности, нормы трудовой морали и этики, закладывающие основы его отношения к труду.

Если проанализировать мотивацию как процесс, то можно  выделить несколько последовательных этапов.

Первый этап – возникновение потребностей. Человек ощущает, что ему чего-то не хватает. Он решает предпринять какие-то действия.

На втором этапе осуществляется поиск путей удовлетворения потребностей.

Третий этап характеризуется  определением целей (направлений) действия, т.е. выясняется, что именно и какими средствами можно сделать, чтобы удовлетворить потребность.

Четвертый этап – реализация действия, т.е. затраты усилий для  осуществления действия, позволяющего удовлетворить потребность.

Пятый этап связан с получением вознаграждения за реализацию действий. Выполнив определенную работу, человек получает то, что поможет  удовлетворить его потребность.

Шестой этап – удовлетворение потребности.

При этом человек или  прекращает деятельность до возникновения  новой потребности или продолжает искать новые возможности.

Менеджеру очень важно  постичь логику процесса мотивации (Приложение 1), чтобы использовать его  с наибольшей эффективностью в управлении. Вместе с тем, совсем не просто выявить, какие мотивы являются ведущими в  мотивационном процессе конкретного человека. Здесь необходимо понять, какие потребности инициируют данную личность.

Сами потребности находятся  между собой в сложном динамическом взаимодействии, очень часто противореча  друг другу. Они способны изменяться во времени, а также в зависимости от пола, возраста, социального положения и др., меняя направленность и характер действия мотивов. Все это влечет изменения в поведении человека  и неожиданные его реакции на мотивирующие воздействия. Мотивы у различных людей могут существенно различаться друг от друга. У одних стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других оно может быть очень слабым. При этом один и тот же мотив будет по-разному действовать на поведение разных людей.

Так, материальные вознаграждения чаще всего предполагают денежные доходы, позволяющие иметь доступ к материальным благам и услугам, нормальную социальную защищенность.

Свободное время так  же очень важный мотив, особенно для  творческих людей, для тех кто  совмещает работу с учебой, для семейных женщин и др. С улучшением благосостояния привлекательность  свободного времени увеличивается.

Одной из основных задач  управления является определение мотивов  деятельности каждого сотрудника и  согласование этих мотивов с целями предприятия.

Соотношение целей, которые  ставит перед собой человек, определяет его поведение. Для большинства  россиян труд сегодня необходим  для решения главной цели –  удовлетворение потребительских нужд самого работника и его семьи. При этом мотив высокого заработка в 90-е гг. приобрел большую значимость, чем в 70-х гг. – это следствие снижения жизненного уровня большинства населения страны.4

В основном деятельность людей  направлена на достижение таких целей  как: материальные блага, власть и слава, знание и творчество, духовное совершенствование.

Конечно, целевая ориентация индивидуальна, но большинство авторов  едины в том, что материальные блага не должны быть целью, а служить  предпосылкой, средством для развития творческих способностей и духовного  совершенствования.

Средства достижения целей  обычно выражает два аспекта –  либо объемы необходимых ресурсов, либо способы достижения целей. При  этом средствами достижения целей человеческой деятельности могут быть: любые, в  том числе криминальные; только законные; соответствующие нормам религиозной морали.

Подобная классификация целей  и средств и соответствующая  статистическая информация необходимы для обеспечения управления социальными  процессами. Следовательно, процесс  мотивации очень сложен, многопланов  и неоднозначен.5

 

    1. Методы мотивации

 

Менеджмент имеет большой выбор  методов мотивации. Очевидно, что  менеджер должен досконально знать, из какого разнообразия делать выбор. Он может воспользоваться мотивированием, основанным на страхе и опасении, или  осуществлять мотивирование вознаграждением и доверием. В системе мотивации нужно найти правильное соотношение между поощрением, вознаграждением и наказанием, неотвратимостью санкций. Негативная реакция руководства сковывает активность работника, вызывает отрицательные эмоции, создает стрессовые ситуации, снижает степень уверенности в себе. В то же время, благоприятные оценки проделанной работы повышают самооценку, мотивируют трудовую активность работника, усиливают творческую инициативу. Поощрения вселяют веру человека в себя, дают надежду на успех в выполнении заданий, усиливают стремление работать с наибольшей отдачей.

  Положительные меры действуют  эффективней, чем отрицательные.  Применения негативных мер воздействия  лучше всего делать наедине  с подчиненным.   В этом случае, они, как правило, дают больший эффект, чем будучи примененными в присутствии других работников.

Между материальными и нематериальными  стимулами существует диалектическая связь так, заработная плата (материальный стимул) влияет на оценку и самооценку работника, удовлетворяя тем самым его потребности в признании, уважении окружающих, самоуважении и самоутверждении, т.е. материальный стимул выступает одновременно и как социальный, моральный, психологический. Но если использовать лишь материальный стимул, не задействовав социальных, творческих, моральных стимулов, то вся система стимулирования перестанет выполнять присущие ей функции в полной мере, что приведет к преобладанию экономических стимулов в ущерб социальным, моральным, психологическим и нравственным.

Таким образом, материальные и нематериальные стимулы взаимно дополняют и обогащают друг друга.

 

      1.  Экономические методы мотивации.

 

 Деньги — это наиболее  очевидный способ, которым организация  может вознаградить сотрудников.  Противоречивые оценки количества  денег, необходимых для мотивации эффективных действий, восходят еще к временам зарождения теории человеческих отношений. Сторонники этой теории утверждают, что важнейшее значение имеют социальные потребности людей, в то время как сторонники теории научного управления стоят на том, что вознаграждения материально-экономического характера обязательно ведут к усилению мотивации.

В не меньшей степени общая программа  мер компенсации организации  способна охарактеризовать и то, как  данная организация оценивает значимость работы, порученной данному человеку и достигнутые им результаты. В этой связи, следует раз и навсегда запомнить, что ценность какого-либо вида деятельности и ценность человека, работающего в этой должности — две совершенно разные вещи.

 

      1.  Нематериальные стимулы к труду

 

Современный менеджер должен постоянно  отмечать ценность работника для  коллектива, наличие у него творческого  потенциала, положительных сторон, хороших качеств, а так же достигнутые  результаты. Эта оценка должна быть максимально объективной, опираться не на общее впечатление, а на конкретные и точные показатели и данные. Материальные факторы далеко не всегда выходят на первый план и не могут быть единственной формой вознаграждения за труд. Большое значение имеет привлекательность труда и его творческий характер. Именно это и следует создавать  менеджеру, постоянно обновляя содержание труда каждого подчиненного.

Информация о работе Анализ систем мотивации персонала занятого в сфере торговли