Анализ факторов, влияющих на себестоимость продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время при анализе фактической себестоимости произведенных товаров, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения используется факторный анализ.
Поскольку себестоимость комплексный результирующий показатель, и знание условий его формирования важно для эффективного управления организацией, интерес представляет оценка влияния на этот показатель различных факторов или причин при их изменении в процессе производства, в частности – отклонения от плановых значений, значений в базовом периоде и т.п.
В данной курсовой работе проведен анализ факторов, влияющих на себестоимость продукции. В качестве примера взято предприятие по производству ткани.

Содержание

Введение 3
Задачи анализа себестоимости 5
Объекты анализа себестоимости продукции и источники информации 8
Понятие расходов организации и их классификация 9
Факторный анализ себестоимости реализованной продукции 16
Факторный анализ прямых материальных затрат 17
Факторный анализ прямых трудовых затрат 23
Анализ косвенных затрат 28
Факторный анализ полной себестоимости продукции 34
Заключение 42
Список использованной литературы 45
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 250.13 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия»

на тему: «Анализ факторов, влияющих на себестоимость продукции»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург,

2013

Содержание

Приложения 
Введение

Экономический анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему знаний, связанную с исследованием взаимозависимости экономических явлений, выявлением положительных и отрицательных факторов и измерением степени их влияния, резервов, упущенных выгод, изучением тенденций и закономерностей в деятельности организаций.

Значимость экономического анализа в управлении организацией, сложность исследуемых явлений и процессов предопределяют разнообразие научного аппарата. Анализ теории и практики экономического анализа позволил установить множество используемых научных подходов: системного, комплексного, интеграционного, маркетингового, функционального, предметного, динамического, воспроизводственного, процессного, нормативного, количественного и др. Каждый из перечисленных подходов отражает или характеризует только один из аспектов экономического анализа.

Все явления и процессы хозяйственной деятельности организаций находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.

Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.

Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, накапливаются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

В настоящее время при анализе фактической себестоимости произведенных товаров, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения используется факторный анализ.

Поскольку себестоимость комплексный результирующий показатель, и знание условий его формирования важно для эффективного управления организацией, интерес представляет оценка влияния на этот показатель различных факторов или причин при их изменении в процессе производства, в частности – отклонения от плановых значений, значений в базовом периоде и т.п.

В данной курсовой работе проведен анализ факторов, влияющих на себестоимость продукции. В качестве примера взято предприятие по производству ткани.

 

 

 

 

 

Задачи анализа себестоимости

Особенности управления производством в условиях рыночной экономики заключаются в том, что в процессе производственной деятельности необходимо постоянно соизмерять доходы с затратами, просчитывать свои возможности и прежде, чем принимать какое-либо решение, касающееся своего производства, руководитель должен знать, - принесут ли эти изменения дополнительный доход. В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции. В себестоимости продукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и сбыт товаров.

Под затратами понимают явные (фактические, расчетные) издержки организации, а под расходами уменьшение средств организации или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы означают факт использования сырья, материалов, услуг. Лишь в момент продажи товаров организация признает свои доходы и связанную с ним часть затрат - расходы.

Издержки – это суммарные жертвы организации связанные с выполнением определенных операций. Они включают в себя как явные (бухгалтерские, расчетные), так и вмененные (альтернативные) издержки. Явные (расчетные) издержки - это выраженные в денежной форме фактические затраты, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаров или услуг. Альтернативные (вмененные) издержки означают упущенную выгоду организации, которую оно получило бы при выборе производства альтернативного товара, по альтернативной цене, на альтернативном рынке и т.д.

В отечественной практике под управлением себестоимостью товаров понимается планомерный процесс формирования затрат на производство всех товаров и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости произведенных товаров.

Главная цель анализа себестоимости – выявление возможностей более рационального использования производственных ресурсов, снижение затрат

на производство и реализацию и обеспечение прибыли.

Результаты анализа служат основой для принятия управленческих решений на уровне руководства организацией и являются исходным материалом для работы финансовых менеджеров.

В процессе анализа затрат на производство и себестоимости выпускаемых товаров:

  • изучает величину совокупных затрат за отчетный период и темпы ее изменения по сравнению с плановыми данными, в динамике и с темпами изменения объема продаж;
  • оценивает структуру затрат, удельного веса каждой статьи в их совокупной величине и темпы изменения величины затрат по статьям по сравнению с плановыми данными и в динамике;
  • сравнивает фактическую производственную и полную себестоимость по основным видам товаров и по их совокупности с плановыми показателями и в динамике, рассчитывает влияние основных факторов на отклонение указанных показателей;
  • исследует постоянные и переменные затраты, устанавливает точки безубыточности по основным видам продукции и в целом по организации;
  • исследует показатели вклада на покрытие, запаса финансовой прочности и операционного рычага;
  • оценивает себестоимость продукции по структурным подразделениям, сопоставляет прямые затраты с их плановой величиной в увязке с объемом выпуска продукции, а общепроизводственные и общехозяйственные расходы – с плановой сметой;
  • определяет долю непроизводственных затрат и тенденций ее изменения по сравнению с данными прошлого периода;
  • устанавливает обоснованность выбора базы распределения различных видов затрат (общепроизводственных, общехозяйственных и т.д.).

Анализу принадлежит важнейшая роль в обеспечении оптимального уровня себестоимости, а, следовательно, максимизации прибылей и повышении конкурентоспособности организации.

Управление себестоимостью может принести должный эффект лишь опираясь на реальные данные. По общему признанию специалистов в этой области, управление себестоимостью - подсистема общей информационной системы организации, поэтому нельзя ограничивать его функции только производственным учетом. Оно связывает воедино менеджмент, маркетинг, анализ, финансовый учет, производственный учет.

 

 

 

 

 

 

 

Объекты анализа себестоимости продукции и источники информации

Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:

  • полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;
  • уровень затрат на рубль выпущенной продукции;
  • себестоимость отдельных изделий;
  • отдельные статьи затрат;
  • затраты по центрам ответственности.

Анализ хозяйственной деятельности основывается на системе показателей и предполагает использование данных целого ряда источников экономической информации.

Основными источниками информации, необходимой для проведения анализа себестоимости, являются отчетные данные:

1) Формы статистической  отчетности:

- форма №5-3 «Отчет о  затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия, организации»;

2) Внутренняя учетная  и управленческая информация:

- плановые и отчетные  калькуляции отдельных видов  продукции;

- сметы затрат на производство;

-данные бухгалтерского  учета (синтетические и аналитические  счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журналы-ордера  и в необходимых случаях первичные  документы); плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на производство  и реализацию продукции и отдельных  изделий (работ, услуг).

 

Понятие расходов организации и их классификация

В соответствии с п.2 ПБУ 10/99 «Расходы организации», расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

В соответствии с п.3 ПБУ 10/99, не признается расходами организации выбытие активов:

  • в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);
  • вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);
  • по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
  • в порядке предварительной оплаты материально - производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
  • в виде авансов, задатка в счет оплаты материально - производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
  • в погашение кредита, займа, полученных организацией.

 

В соответствии сп.4 ПБУ 10/99, расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы.

Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.

В соответствии с п.5 ПБУ 10/99, расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

Классификация расходов имеет важное значение для правильной организации их учета и анализа. Классификация расходов организации по обычным видам деятельности приведена в таблице 1.

 

Таблица 1. Классификация расходов организации по обычным видам деятельности

Признак

Классификация

1. Экономическая однородность  потребляемых ресурсов (по экономическим  элементам)

По экономическим элементам затрат

2. Расходы, возникающие в  основном технологическом процессе  и выполняющие общие функции

По калькуляционным статьям затрат

3. Способ отнесения на  изделие

Прямые, косвенные

4. Особенности планирования  и организации

Нормируемые, ненормируемые

5. Зависимость от изменения  объема производства

Переменные (условно-переменные), постоянные (условно-постоянные)

6. Экономическая роль  в процессе производства

Основные, накладные

7. Состав затрат (однородность)

Комплексные, одноэлементные

8. Периодичность возникновения

Текущие, единовременные

9. Участие в процессе  производства

Производственные (подразделяются на затраты основного, вспомогательного, обслуживающего производства), коммерческие

10. Эффективность

Производительные, непроизводительные

11. Время возникновения

Затраты прошлого периода, текущие, ожидаемые

Информация о работе Анализ факторов, влияющих на себестоимость продукции