Архитектура современных театральных зданий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:58, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является сбор информации о советской архитектуре, в частности о театрах оперы и балета, и представление ее в единой систематизированной форме в виде реферата. Взято три театра оперы и балета разных годов постройки и из разных городов. А соответственно и разных архитектурных стилей.
Задачи данной работы – проанализировать театры оперы и балета
- архитектуру,
- интерьеры,
- стили и, по возможности,
- конструкции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….
1. Общая характеристика архитектуры театров…………………………………….
1.1. Архитектура периода 1930 – 1940 годов……………………………………......
1.2. Архитектура периода 1940 - 1945 годов….…………………………………….
1.3. Архитектура периода 1945 – 1960 годов………………………………………..
1.4. Архитектура периода 1960 – 1980 годов………………………………………..
2. Сравнительная характеристика оперных театров России……………………….
2.1. Новосибирский театр оперы и балета…………………………………………..
2.2. Челябинский государственный академический театр оперы и
балета имени М. И. Глинки……………………………………………………..
2.3. Воронежский государственный театр оперы и балета…………………………
Заключение ……………………………………………………………………………
Литература……………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по современной арх-ре.docx

— 487.41 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации                                ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

                                           КАФЕДРА ИСТОРИИ ИСКУССТВ И РЕСТАВРАЦИИ                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО современной архитектуре и дизайну    

Тема:       Архитектура современных театральных зданий

 

 

 

   

 

                                                Исполнитель: ст. гр. В482 Ю.С.    

                                                              Руководитель: ст. преподаватель  

                                                                                        Колесникова Е.А.

 

                                                                                                   оценка________________

                                                                                                  

                                                                                                   дата   ________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Екатеринбург

                                               2012

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………….

1. Общая характеристика архитектуры театров…………………………………….

1.1. Архитектура периода 1930 – 1940 годов……………………………………......

1.2. Архитектура периода 1940 - 1945 годов….…………………………………….

1.3. Архитектура периода 1945 – 1960 годов………………………………………..

1.4. Архитектура периода 1960 – 1980 годов………………………………………..

2. Сравнительная характеристика оперных театров России……………………….

2.1. Новосибирский театр оперы и балета…………………………………………..

2.2. Челябинский государственный академический театр оперы и

        балета имени М. И. Глинки……………………………………………………..

2.3. Воронежский государственный театр оперы и балета…………………………

Заключение ……………………………………………………………………………

Литература……………………………………………………………………………..

Приложение……………………………………………………………………………

 

Введение

 

Тема сего реферата - архитектура современных театральных зданий.

 Целью данной работы является сбор информации о советской архитектуре, в частности о театрах оперы и балета, и представление ее в единой систематизированной форме в виде реферата. Взято три театра оперы и балета разных годов постройки и из разных городов. А соответственно и разных архитектурных стилей.

Задачи данной работы – проанализировать театры оперы и балета

- архитектуру,

- интерьеры,

- стили и, по возможности,

- конструкции.

Проследить  историю взятых театров, с чем столкнулись архитекторы при проектировании, и как им удалось реализовать задуманное. Рассмотреть, чем уникален каждый из театров, их нынешнее состояние и насколько изменился их внешний вид после реконструкций.

 

1. Общая характеристика архитектуры  театров

 

После революции  все театры — императорские и  частные — были объявлены государственной  собственностью. Разруха социальная и экономическая приводила к  тому, что людям было просто не до театров. Многие деятели культуры, среди  которых композиторы, писатели, артисты, вокалисты, — уехали из страны. Театры потеряли также существенную часть  публики.

Тем не менее, театр искал пути выживания в новых условиях. Помогли годы НЭПа. Русское искусство стало понемногу возрождаться — но в новых условиях. Это было время процветания театров-кабаре. Широкое распространение получили агитационно-массовые формы. Для произведений этого жанра характерны аллегории, условный отказ от изображения личности, злободневная тематика. Заметным явлением той поры были массовые театрализованные праздники. Подготовка к ним объединяла усилия поэтов, актеров, художников, режиссёров, музыкантов, а действие предполагало участие нескольких тысяч человек. Первый такой праздник под названием «Мистерия освобожденного труда» состоялся 1 мая 1920 г. в Петрограде.

Однако и  драматические театры, привлекая  нэпманов в зрительные залы, искали для постановки пьесы легких жанров: сказки и водевили — так на сцене  недавно тогда появившейся студии Вахтангова родился спектакль по сказке Гоцци «Принцесса Турандот», за лёгким жанром которого скрывалась острая социальная сатира. Но подобные спектакли были, пожалуй, исключением. В основном новые советские пьесы были прокламацией и лозунгами новой власти. Первым советским спектаклем стала «Мистерия — Буфф» — пьеса В. В. Маяковского в постановке Вс. Мейерхольда с оформлением К. Малевича, правда, выдержала она всего три представления.

Появлялись  новые театры с новыми сценическими эстетиками. В то же время продолжали работу бывшие частные национализированные МХТ, Камерный театр, Опера Зимина, бывшие императорские и тоже национализированные Большой и Малый театры.

1.1. Архитектура периода 1930 - 1940 годов.

 

В 1930-е продолжалось активное строительство городов  и поселков, требовалось реконструировать много старых городов. Новые задачи времени — сооружения для сельскохозяйственной выставки в Москве с павильонами  для каждой союзной республики, канал  им. Москвы, московский Метрополитен. Задачи обычного жилищного строительства  сочетались с необходимостью возведения крупных архитектурных комплексов выставочного характера или транспортных сооружений, рассчитанных на огромные пассажиропотоки.

Стилевые  тенденции располагались между  двумя крайними точками — конструктивизмом и традиционализмом. Влияние конструктивизма  ещё мощно ощущалось, вдобавок, завершались  стройки зданий, начатых в этом стиле в 1920-е годы: Государственная  библиотека СССР им. В. И. Ленина (1928-40, архитекторы  — Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх), театр в Ростове-на-Дону (1930-35, те же; взорван нацистами, позже восстановлен), здание комбината газеты «Правда» (1931—1935, Пантелеймон Голосов), ансамбль площади Дзержинского в Харькове со зданием Госпрома (Сергей Серафимов и Самуил Кравец). Эти искания продолжали некоторые архитекторы 1930-х годов: Аркадий Лангман построил Дом СТО (1933-36; совр. здание Государственной Думы в Охотном ряду). Лев Руднев и Владимир Мунц возвели здание академии им. Фрунзе — строгое в формах, расчлененное и величественное. Очень удачен созданный в 1936-38 гг. группой архитекторов Крымский мост.

Жолтовский  же в эти годы возглавляет традиционалистическое направление, опираясь на свой дореволюционный опыт архитектора-неоклассициста. В 1934 г. он строит жилой дом на Моховой, прилагая к современному по планировке и конструкциям зданию — большой ордер, который не имеет конструктивного смысла. Вообще, в 1930-е годы колоннада становится излюбленным декоративным приемом, подчас в ущерб внутренней конструкции и удобствам.

Ощущается тяготение  к возрождению старых стилевых особенностей. Это заметно и в национальных школах, в частности — это проявилось при строительстве павильонов будущего ВДНХ. Архитекторы пытаются соединить старое и новое. Таково, например, здание дома правительства Грузинской ССР в Тбилиси (1933-38), архитекторы Илья Лежава и Виктор Кокорин: здесь аркада нижнего этажа, отсылающая к архитектуре старого Тифлиса, соединена с простой композицией здания. Александр Таманян создавал ансамбль центра Еревана, добавляя к традиционным чертам элементы стиля классицизм. Благодаря использованию розового туфа здания органично вписываются в окружающий пейзаж.

Московский  Метрополитен также создавался мастерами, находившимися под влиянием двух этих разных тенденций. Иван Фомин проектирует Красные ворота (1935) и Театральную (1938, бывш. «Площадь Свердлова»), ориентируясь на классику, строгую и четкую. Алексей Душкин создает Кропоткинскую (1935, бывш. «Дворец Советов») и Маяковскую (1938), стремясь к преодолению материала, облегчению конструкций, легкости, рациональности. Он использует для этого современный архитектурный стиль и новые материалы.

К концу десятилетия  классицизирующие тенденции побеждают конструктивные. Архитектура приобретает оттенок парадной пышности. Начинается эпоха сталинского ампира. Те же тенденции во многом проявились и в других видах искусства, в особенности, в прикладном и декоративном творчестве.

 

1.2. Архитектура периода 1940 - 1945 годов.

 

В этот период строили, конечно, мало, но проекты в  области жилья и градостроительства продолжали создавать. В 1943 году для  повышения качества архитектуры  и строительства при восстановлении разрушенных войной городов и  населенных пунктов СССР был организован  Комитет по делам архитектуры. Перед  ним стояла задача восстановления 70 тыс. населенных пунктов, от городов  до деревень, разрушенных немцами. В 1943-44 гг. работы по восстановлению начались. Главными задачами были сначала Сталинград, Воронеж, Новгород, Киев, Смоленск, Калинин. Началось восстановление Днепрогэса. Создавались генеральные планы  городов и республик СССР.

Происходит  проектирование и создание памятников героям и жертвам войны. Весной 1942 года проходит один из первых конкурсов, затем — в 1943 году. В ГТГ проходит выставка архитектурных работ «Героический фронт и тыл».

 

1.3. Архитектура периода 1945 - 1960 годов.

 

В первый послевоенный период особой интенсивностью характеризуется  работа архитектора. Они активно  занимались восстановлением разрушенных  зданий, параллельно создавая новые. Восстанавливая города, архитекторы  старались исправлять их старые недостатки. Таким образом был перестроен Крещатик — центральная улица Киева. Восстановлением украинской столицы занимались не только местные, но и московские и ленинградские архитекторы. В 1949 году был предложен проект восстановления магистрали Крещатика, который изменил его планировку, хотя и отдавал «дань поверхностному декоратизму» (Александр Власов, Анатолий Добровольский, Виктор Елизаров, А. Захаров, Александр Малиновский, Борис Приймак).

Колоссальное  внимание было уделено новому генеральному плану стертого с лица земли Сталинграда (Волгограда). Цельная архитектурно-эстетическая идея была предложена советскими архитекторами  Алабяном и Симбирцевым. В план города был введен центральный ансамбль — площадь Борьбы, аллея Героев, пропилеи с гигантской лестницей к Волге. В определенную систему объединили промышленные районы. «В новых чертах возрожденного города-героя выразился смысл народного подвига».

Минску также  требовалось обновить центр города в районе площади Ленина и Ленинского проспекта (современные площадь  и проспект Независимости). Главную  улицу спланировали по принципу проспекта  с равновысотными домами (архитекторы Михаил Парусников, Михаил Барщ, Михаил Осмоловский, Владимир Король, Геннадий Баданов). Старую и новую часть города объединили круглой площадью с обелиском в память героев Великой Отечественной войны. Новгород восстанавливала бригада архитекторов под руководством Щусева. Главная черта плана восстановления города — слияние новой застройки с древнерусскими шедеврами.

Как писали советские критики 1970-х годов: «в сложном процессе выработки архитектуры  восстановления городов, в целом, безусловно, положительном, назревала, тем не менее, опасность некоторой мании грандиозности, „принявшей эстафету“ от черт гигантомании, свойственной ряду произведений довоенной архитектуры. Получила развитие и тенденция к излишнему декоративизму, квалифицированному позднее как украшательство». Такими гигантами оказались московские высотки, самой удачной из которых признавали здание МГУ (1949—1953 гг., архитекторы Борис Иофан (смещён с должности главного архитектора), Лев Руднев, Сергей Чернышёв, Павел Абросимов, Александр Хряков, В. Н. Насонов. Скульптурное оформление фасадов — работы мастерской Мухиной).

Одной из главных  проблем оставалась проблема обычного жилья, усугубленная разрушениями войны. В эти годы начинается развертывание  массового жилищного строительства. Однако сначала строительство развивается  как малоэтажное — из-за отсутствия необходимой производственно-технической  базы. Начинаются эксперименты с поквартальной  застройкой Москвы (район Песчаных улиц, архитекторы Зиновий Розенфельд, В. Сергеев). Позже этот опыт был использован  в других городах. Многоэтажное строительство  началось в Челябинске, Перми, Куйбышеве. Начинают появляться кварталы, застраиваемые  домами из крупных бетонных блоков, внедряются индустриальные методы строительства, которые удешевляют. Однако усугублялись и отрицательные тенденции: в  их число входит отделка фасада с  незавершенностью дворов и внутриквартальных  пространств. Последующая эпоха  активно осуждала «фасадный» принцип  стиля — обильное применение колоннад, лепнины, украшательство. Конец этому  роскошному стилю положило постановление  ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (4 ноября 1955). На сталинскому ампиру после кончины вождя пришла функциональная типовая советская архитектура, которая с теми или иными изменениями просуществовала до конца существования советского государства.

 

 

1.4. Архитектура периода 1960 - 1980 годов.

 

В 1955 году принято  постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец сталинскому ампиру.

Индустриализация прежде всего коснулась жилищного строительства: было необходимо решить вопрос о типе массовой квартиры и жилого дома. Началась застройка районов крупными массивами.

По такому новому принципу построены районы Химки-Ховрино (арх. Каро Алабян) и кварталы Юго-Запада Москвы (арх. Яков Белопольский, Евгений Стамо и др.), район «Дачное» Ленинграда (арх. Валентин Каменский, Александр Жук, Александр Мачерет, Г. Н. Николаев), микрорайоны и кварталы во Владивостоке, Минске, Киеве, Вильнюсе, Ашхабаде и прочее.

Информация о работе Архитектура современных театральных зданий