Курс лекций по "Геологии России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 21:47, курс лекций

Краткое описание

Дисциплина «Геология России» или "Региональная геология России" изучается студентами направления "Геология" на последних курсах. Это фундаментальная дисциплина, которая систематизирует знания, полученные студентами в процессе обучения геологической науке. Обычно ей предшествует курсы "Геотектоника" или "Геотектоника с геодинамикой", дающие представление о геодинамических обстановках формирования тех или иных осадочных, метаморфических и магматических формаций, слагающих земную кору. Поэтому крайне важно чтобы изучение этих дисциплин по времени предшествовало или совпадало с курсом "Геология России".

Содержание

Введение 4
Модуль 1.Кратоны (древние платформы) 8
Восточно-Европейская платформа 8
Сибирская платформа 30
Модуль 2.Урало-Монгольский подвижный пояс 38
Складчатая область байкалид 39
Уральская складчатая область 50
Модуль 3.Эпипалеозойская Скифская плита 61
Западносибирская эпипалеозойская плита 64
Модуль 4.Алтае-Саянская складчатая область 69
Монголо-Охотская складчатая область 74
Модуль 5. Мезозойский складчатый пояс 80
Верхояно-Чукотская складчатая область 81
Сихотэ-Алиньская складчатая область 92
Складчатая область Сахалина 95
Охотоморская эпимезозойская плита 97
Модуль 6.Средиземноморский подвижный пояс 99
Сладчатая область Кавказа 100
Модуль 7.Кайнозойский складчатый пояс 123
Складчатые области Карякии, Камчатки. Курильская
Вулканическая островная дуга 124
Модуль 8. Заключение 131
Список литературы 132

Вложенные файлы: 1 файл

Д. Конспект семестровогокурса лекций по Геологии России.doc

— 679.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

 

 

 

 

 

ЧЕРНИКОВ Б.А.

 

ГЕОЛОГИЯ РОССИИ

(семестровый курс  лекций)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2010

 

 

АННОТАЦИЯ

 

Черников Б.А.

Геология России: Семестровый курс лекций.– Ростов-на-Дону, 2010.– 133 с.

 

Дисциплина "Геология России" или "Региональная геология России" изучается студентами бакалаврами  и специалистами направления "Геология" на последних курсах. Это фундаментальная  дисциплина, которая систематизирует знания, полученные студентами в процессе обучения геологической науке. В задачу курса входит овладение студентами принципами тектонического районирования территории России, навыками выделения геодинамических обстановок и формирования естественно-исторического взгляда на развитие того или иного региона. Студенты должны ознакомиться с геологическим строением и геологической историей регионов, наличием полезных ископаемых. Получить эти знания возможно на лекциях от преподавателя и из учебника, но необходимо знать, что не менее 80% геологической информации аккумулируется на геологических, тектонических и специальных картах. Без умения самостоятельно работать с геологическими и тектоническими картами невозможно выработать естественно-исторический подход к изучаемому объекту.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение         4

Модуль 1.Кратоны (древние  платформы)    8

Восточно-Европейская  платформа    8

Сибирская платформа      30

Модуль 2.Урало-Монгольский  подвижный пояс  38

Складчатая область байкалид     39

Уральская складчатая область    50

Модуль 3.Эпипалеозойская Скифская плита   61

Западносибирская эпипалеозойская  плита  64

Модуль 4.Алтае-Саянская складчатая область   69

Монголо-Охотская складчатая область   74

Модуль 5. Мезозойский складчатый пояс    80

Верхояно-Чукотская складчатая область   81

Сихотэ-Алиньская складчатая область   92

Складчатая область Сахалина    95

Охотоморская эпимезозойская плита   97

Модуль 6.Средиземноморский подвижный  пояс  99

Сладчатая область Кавказа     100

Модуль 7.Кайнозойский складчатый пояс   123

Складчатые области  Карякии, Камчатки. Курильская

Вулканическая островная  дуга    124

Модуль 8. Заключение       131

Список литературы       132

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина «Геология  России» или "Региональная геология России" изучается студентами направления "Геология" на последних курсах. Это фундаментальная дисциплина, которая систематизирует знания, полученные студентами в процессе обучения геологической науке. Обычно ей предшествует курсы "Геотектоника" или "Геотектоника с геодинамикой", дающие представление о геодинамических обстановках формирования тех или иных осадочных, метаморфических и магматических формаций, слагающих земную кору. Поэтому крайне важно чтобы изучение этих дисциплин по времени предшествовало или совпадало с курсом "Геология России".

В задачу курса входит овладение студентами принципами тектонического районирования территории России; навыками выделения геодинамических обстановок; навыками оценки и интерпретации  осадочных, вулканогенных и метаморфических комплексов; формирование естественно-исторического взгляда на развитие того или иного региона. Студенты должны ознакомиться с геологическим строением и геологической историей регионов, закономерностью размещения полезных ископаемых. Получить эти знания возможно из лекций преподавателя и из учебника, но необходимо знать, что не менее 80% геологической информации аккумулируется на геологических, тектонических и специальных картах. Без умения работать с геологическими и тектоническими картами невозможно получить всю необходимую информацию и выработать естественно-исторический подход к изучаемому региону, объекту.

Поэтому одна из важнейших  задач курса – научить студентов  работать с геологическими и тектоническими картами разных масштабов, читать их, т.е. расшифровывать тектоническое строение региона как в плане, так и на глубине, выделять формации и на этом основании восстанавливать геологическую историю района, региона. Грамотное воссоздание тектонических и палеогеографических обстановок прошлого – ключ к прогнозированию и поискам полезных ископаемых.

Естественно, работа с  геологическими и тектоническими картами  – это прежде всего самостоятельная  работа. Она заключается в основном в работе с картографическим материалом, с конспектами лекций и учебниками.

Особое внимание необходимо обратить на легенды геологических  и тектонических карт. Предварительно безусловно необходимо вспомнить или  выучить геохронологическую шкалу (учебник Н.В.Короновского "Краткий  курс региональной геологии СССР" стр.13). Внимательно ознакомиться со структурой легенд геологических и тектонических карт.

На геологических картах легенда начинается стратиграфическими подразделениями, данными в цветах стратиграфической шкалы. Обратить внимание, что многие подразделения  кроме цвета несут дополнительные значки. Чаще всего это черный крап, обозначающий континентальные отложения. На картах более крупных масштбов (более 1:2 500 000)могут быть выделены красноцветные или угленосные формации, вулканогенные отложения также подразделяются по типу вулканитов особыми значками. Много пользы приносит при рассмотрении магматизма знание условных обозначений состава и возраста магматических тел:

граниты (красный)   γ-(гамма),

диориты (красный)   δ-(дельта),

сиениты (оранжевый)   ε-(эпсилон),

габбро (зеленые)    ν-(ню),

серпентиниты (сиреневые)  σ-(сигма).

Рядом со значком проставлен возраст тел.

На мелкомасштабных  тектонических картах цветом выделены кратоны, разного возраста плиты, складчатые пояса. Много информации несут разрывные  нарушения: по цвету можно выделить коровые и глубинные, по рисунку – шовные зоны, надвиги, сдвиги и тд. По цвету штриховки – впадины и прогибы унаследованные и наложенные, время их формирования. На платформах разным цветом показаны стратоизогисы поверхности фундамента и изопахиты отдельных комплексов отложений (формаций). Стратоизогипсы и изопахиты позволяют определить формы и время формирования палеоструктур.

Кроме приведенных примеров условных обозначений на картах много  другой полезной информации, которую  не нужно заучивать, а просто можно считать с геологической или тектонической карты.

Как уже подчеркивалось, усвоить "Региональную геологию" без самостоятельной работы невозможно. Для эффективного изучения курса  «Геология России» рекомендуется  после каждой лекции, желательно в тот же день, выделить время, чтобы прочитать конспект лекции и на геологической и тектонической картах самостоятельно найти объекты, которые рассматривались на занятии. Очень важно для последующего без проблемного усвоения курса постепенное освоение условных обозначений по каждой структуре. Возникшие вопросы необходимо выяснить у преподавателя. Перед проверкой самостоятельной работы студенту остается просмотреть конспект и геологические карты. Предложенный алгоритм работы оптимальный по времени и наиболее эффективный по результату.

Контроль самостоятельной  работы осуществляется по тестовым вопросам и по тестовым заданиям по геологическим  и тектоническим картам.

 При самостоятельной  работе рекомендуется пользоваться "Методическим пособием по  Геологии России" (Б.А.Черников, г.Ростов-на-Дону, 2007). В пособии приводятся особенности геологического строения регионов России и даются рекомендации по самостоятельной работе с геологическими и тектоническими картами. Соотношения часов аудиторных занятий и самостоятельной работы по каждому региону приведены в календарно-тематическом плане

Ниже приводится календарно-тематический план дисциплины "Геология России" с распределением часов на лекционный материал и на самостоятельную работу.

Календарно-тематический план дисциплины "Геология России".

 

№ п\п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторн. часы

Самост.

работа

Лекции

Лаборратор.

 

Введение. Задачи дисциплины.

Тектонические районирование России.

1

4

1

 

 

4

Модуль 1

Кратоны (древние платформы)

       
 

Восточно-Европейская платформа.

13

4

4

5

 

Сибирская платформа

9

2

3

4

Модуль 2

Урало-Монгольский подвижный пояс

1

   

1

 

Складчатые области байкалид, смежные  с ВЕП и Сибирской платформой.

 

4

 

1

 

1

 

2

 

Уральская складчатая область

7

2

2

3

Модуль 3

Западно-Сибирская эпипалезойская плита.

7

2

2

3

 

Эпипалеозойская Скифская плита

4

1

1

2

Модуль 4

Алтае-Саянская складчатая область.

4

1

1

2

 

Монголо-Охотская складчатая область

5

2

1

2

Модуль 5

Мезозойский складчатый пояс.

1

0

   
 

Верхояно-Чукотская складчатая область.

7

2

2

3

 

Сихоте- Алинская складчатая область.

3

1

1

1

 

Складчатая область Сахалина.

2

0,5

0,5

1

 

Охотоморская плита.

2

0,5

0,5

1

Модуль 6

Средиземноморский подвижный пояс.

1

1

   
 

Складчатая область Кавказа.

10

3

3

4

Модуль 7

Тихоокеанский подвижный пояс.

5

2

1

2

Модуль 8

Заключение

       

ИТОГО

90

24

24

42


 

 

 

 

 

 

 

МОДУЛЬ 1. КРАТОНЫ (ДРЕВНИЕ  ПЛАТФОРМЫ)

 

Рассматриваются древние Arch-Prtz1 платформы Восточно-Европейская (ВЕП) и Сибирская. Становление основных массивов фундамента платформ происходило в архее, в раннем протерозое произошла консолидация этих древнейших массивов, спаявшихся в единый фундамент. Первоначальные контуры древних фундаментов платформ в ходе развития под воздействием рифтогенеза меняли свои очертания, в результате чего приобрели угловатый облик.

Цель модуля 1 ознакомить студентов с формированием древнейших участков земной коры (стадия кратонизации) и их дальнейшим развитием (плитный  этап), показать, что изменения структурных  планов развития кратонов происходит по геотектоническим циклам (байкальскому, салаирскому, каледонскому, киммерийскому, альпийскому).

 

Восточно-Европейская  платформа.

 

Восточно-Европейская  платформа отличается довольно высокой  степенью изученности, прежде всего  осадочного чехла. Достаточно хорошо известен рельеф поверхности фундамента Русской плиты, а также рельеф поверхности Мохровичича в её пределах. В основном выявленной можно считать сложную систему палеорифтов-авлакогенов в фундаменте платформы. Однако все еще отсутствует достаточно обоснованная схема внутреннего строения фундамента Русской плиты. Объясняется это крайней недостаточностью радиометрических датировок, вынуждающей всецело опираться на петрографический облик пород и распределение магнитных и гравитационных аномалий.

Восточно-Европейская платформа (ВЕП) представляет собой кратон, т.е. платформу с древнейшим архей-раннепротерозойским фундаментом, консолидация которого произошла в раннем протерозое, около 1,6 млрд. лет назад. ВЕП является тектонотипом древних платформ.

В её строении выделяют:

1.фундамент архей-раннепротерозойский  (Аzch – Pzt1),

2.проточехол раннепротерозойский  (Pzt1 – 900-1650 млн. лет),

3. ранний этап развития (авлакогеновый) – рифей-середина  венда, 

4.платформенный чехол  (венд-кайнозой) – плитный этап. В  нем различают циклы: каледонский (венд – ранний палеозой), герцинский (средний и поздний палеозой), альпийский (мезозой-кайнозой).

Каждой стадии развития соответствует комплекс пород, сформи ровавшийся в соответствующие геотектонические этапы развития Восточно-Европейской платформы.

Границы платформы:

ВЕП имеет угловатые  очертания, обусловленные рифтогенезом. В поперечнике она имеет около 3000 км. Граница её проходит:

Информация о работе Курс лекций по "Геологии России"