Анализ эффективности управления государственной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 18:25, реферат

Краткое описание

Собственность – совокупность институтов, в которых воспроизводится система отношений между людьми по поводу обладания, распоряжения и пользования ресурсами, производственными фондами и активами.

Содержание

1. Введение. Понятия 3
1.1. Понятие собственности 3
1.2. Типы собственности 4
1.2.1. Государственная собственность как разновидность частной 4
1.2.2. Государство как собственник 5
1.3. Управление собственностью 6
1.3.1. Понятие управления 6
1.3.2. Управление государственной собственностью 6
1.4. Эффективность управления 7
2. Институциональное управление собственностью и его эффективность. Построение типологии институтов собственности 8
2.1 Понятие производительности производительных сил 8
2.2. Институты собственности 11
2.2.1. Типы институтов собственности. Структура девяти институтов 11
2.2.2. Институты обладания 13
2.2.3. Институты распоряжения 14
2.2.4. Институты пользования 17
3. Построение классификатора проектов по обеспечению роста производительности активов в промышленности и энергетике 19
3.1. Проблема классификации проектов 19
3.1.1. Модели и стандарты Project Management 19
3.1.2. Институциональное понятие проекта 20
3.2. Классификация проектов 21
3.3. Закономерности проектной деятельности 23
3.4. Проекты по управлению производительностью собственности 24
3.4.1. Проекты по управлению мощностью собственности 25
3.4.2. Проекты по управлению регламентацией собственности 27
3.4.3. Проекты по управлению капитализацией собственности 30
3.5. Интерфейсы взаимодействия корпоративных этажей 32
4. Построение типологии и установление перечня индикативных показателей, характеризующих эффективность управления госсобственностью
в промышленности и энергетике с целью повышения эффективности
её использования, а также роста капитализации производственных фондов и активов 33
4.1. Типология институциональных издержек и показателей:
три этажа производительности 33
4.2. Показатели эффективности управления мощностью 34
4.3. Показатели эффективности управления регламентацией 36
4.4. Показатели эффективности управления капитализацией 38

Вложенные файлы: 1 файл

1_etap.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

Важно при этом, чтобы логика производства стоимости в целом отвечала производственной, стратегической логике. Выражаясь чуть точнее, финансовая технология при  прочих равных должна обеспечивать строительство цепочек добавленной стоимости, исходя из стратегических трендов освоения ресурсного потенциала, по контурам инфраструктуры производственного комплекса, с учётом корпоративной структуры производственных фондов.

 

В этом смысле «Корпорация-3» –  в нашей метафоре экономическая  подсистема компании – может чувствовать  себя достаточно независимой. Для неё  нет повода очень уж сильно болеть за своих коллег из «Корпорации-1»  и «Корпорации-2». Какой вклад  они внесут в интегральный стратегический проект по освоению профильных ресурсов страны, какую роль будут играть в консолидации всех производственных фондов отрасли – для «Корпорации-3» это не столь важно.

Выстраивая свою позицию на фондовом рынке, «Корпорация-3» должна показать, что в качестве управляющей компании не хуже других умеет капитализировать активы и при этом лучше других разбирается в активах, связанных именно с фондами конкретной отрасли, в их ресурсно-производственной проблематике. Тогда, чьи бы ни были активы, он с большим доверием и заинтересованностью будет относиться к такой компании как способной управлять ростом их капитализации.

«Корпорация-3» – это прежде всего машина экономической, предпринимательской  консолидации, которая позволит, оставив  активы в распоряжении титульных собственников, получить доступ не к ним самим, а к управлению их стоимостью. Здесь очень пригодятся современные технологии и стандарты проектного предпринимательства, которые в последние четыре года обсуждались и детально прорабатывались на конкретном материале на упомянутых проектных сессиях ЦКП.

Институт права

На экономическом этаже должно быть выстроено как минимум три  опосредования между корпоративными производственными фондами и  собственно управлением их капитализацией.

Для того чтобы производственные фонды – в виде машин, оборудования, посевных площадей, заводов, сетей – на регулярной основе приносили добавленную стоимость, сначала они должны приобрести правовую оболочку, быть легитимизированы в рамках института права как чьи-то активы, под залог которых теоретически уже можно попробовать получить кредит. Хотя на практике, как известно, банки давать кредит под залог производственных фондов особо не торопятся.

Институт денег

После этого необходимо превратить имущественные права в торгуемый финансовый инструмент, т.е. они должны пройти второе преобразование, например, превратиться в паи имущественного ЗПИФа. Уже в такой оболочке долю в управляемых активах можно предлагать стратегическим инвесторам. Но гораздо интереснее, разобравшись с трансакционными издержками института денег, не продавать активы, а капитализировать их в прямом смысле слова, то есть превратить в капитал, постоянный источник добавленной стоимости.

Институт капитала

Конечно, какую-то небольшую часть  паёв придётся вывести на биржу, чтобы, поддерживая цикл непрерывных покупок/продаж, наглядно фиксировать тем самым их текущую рыночную стоимость. И затем, опираясь на стратегическую и политическую компетенции «Корпорации-1» и «Корпорации-2», можно будет выстроить для аналитиков фондового рынка, для ведущих брокеров, так называемых «номадов» (Nominated Advisers) открытую и внятную стратегию и политику управляемого роста капитализации отрасли, совокупности её ресурсов и производственных фондов. Путём секьюритизации первичных финансовых инструментов отрасли, опираясь на понимание закономерностей института капитала, можно двигаться к созданию финансового инструмента, получающего необходимые рейтинги и предоставляющего инвесторам возможность участвовать в росте стоимости активов, не становясь при этом собственниками её активов и не участвуя непосредственно в управлении ими.

 

 

3.5. Интерфейсы взаимодействия  корпоративных этажей

Таким образом, в первом приближении  возникла картинка трёх «Корпораций» – стратегической, политической, экономической, где политическая выполняет функцию связывания первого и третьего разорванных этажей корпорации.

Здесь полезно сделать одно замечание  по поводу важной проблематики, выходящей  за рамки предмета настоящего отчёта.

Казалось бы, два интерфейса имеет  только политический этаж корпорации: над ним – стратегический, под ним – экономический («верх» и «низ» здесь условны). Но это не так.

«Над» стратегической Корпорацией-1, которая занимается отношениями  по поводу освоения ресурсов, имеются  слои работы с формами сознания – работа с идеологией компании, брендами, разнообразной целевой рекламой, формирование истории – иными словами, работа с символами, образами, понятиями. В этом смысле стратегический этаж должен выдавать задания гуманитарными технологам, идеологам на формирование соответствующего образа компании, вплоть до отраслевой составляющей национального бренда страны. 

«Внизу» под Корпорацией-1 находится  политический этаж, куда она должна выдавать стратегические вводные о  совокупности ресурсов, подлежащих освоению, о структуре потребностей, которые должны быть сформированы, и о структуре способностей, необходимых для обеспечения этих потребностей. После чего эта входная конфигурация на уровне верхнего из политических институтов (институт имущества) должна быть преобразована в конкретные пучки правомочий между корпоративными субъектами, отвечающими за традиционный набор потребностей и способностей общества.

Что касается экономического (предпринимательского) этажа, то над ним находится политическая «Корпорация-2», а под ним – не пустота, а традиционно понимаемый «бизнес». Естественно, в Корпорации (без кавычек) могут быть люди, которые искренне считают, что производят товар, например – зерно, электричество или транспортные услуги, его продают и с этого живут. Эта «наивная» точка зрения имеет право на существование, она пока никуда не исчезла и тоже является одной из частей модели управления. Отметим только, что в современной системе хозяйствования классический бизнес становится лёгкой добычей компаний, управляющих стоимостью, чья деятельность на порядок прибыльнее.

 

4. Построение типологии и установление  перечня индикативных показателей,  характеризующих эффективность  управления госсобственностью в  промышленности и энергетике  с целью повышения эффективности  её использования, а также роста капитализации производственных фондов и активов.

 

4.1. Типология институциональных издержек и показателей:  
три этажа производительности

Каждый институт собственности, будучи предоставлен сам себе в роли одной из «невидимых рук», формирует свой набор институциональных (трансакционных) издержек, бремя которых ложится на собственников. Соответственно, эффективность управления собственностью напрямую связана со снижением этих издержек. Идеальная, 100-процентная производительность производительных сил означала бы, что ни один из институтов собственности не создаёт издержек.

Управляющему собственностью необходима как можно более полная информация о каждом институте:

    • как он устроен;
    • какие у него типы издержек и механизмы их формирования;
    • что означает их снижение или преодоление.

Показатели производительности производительных сил как раз и показывают степень снижения институциональных издержек. Показатели в данном случае выступают как зеркальное отражение структуры собственности в деятельности овладевающего ею человека.

Производительность – интегральный показатель качества производительных сил – в свою очередь распадается на три этажа:

    • мощность производительных сил;
    • их регламентация;
    • их капитализация.

Соответственно, мерами этой производительности можно считать триаду стоимость – информация – энергия.

 

 

 

 

 

Типы производительных сил

Качества производительности

Меры производительности

Ресурсы

Мощность

Энергия

Фонды

Регламентация

Информация

Активы

Капитализация

Стоимость


Таблица 5. Производительность производительных сил

 

4.2. Показатели эффективности управления мощностью

На этаже освоения ресурсов можно вести речь об их мощности в роли производительных сил (мощность залегания пластов, потока воды, урожайность посевных площадей). Мера мощности – полезная энергия, которая может вырабатываться в единицу времени за счёт данного типа ресурсов, в самом общем случае – единицы территории.

В стратегических проектах происходит конструирование схем отношений между собственниками в поле действия институтов присвоения (идентичность, потребность, способность) с целью снижения институциональных социальных издержек и создания добавленной мощности. Управление мощностью производительных сил снижает издержки этого этажа. Неумение управлять этими издержками приводит к высоким потерям мощности.

На производственном уровне задача этого проектного этажа – стандартизация и модернизация промышленных (энергетических, транспортных) технологий, повышение их мощности и снижение производственных издержек.

Институт идентичности

Чем эффективнее работает институт идентичности, тем больше в мире носителей данной идентичности, тем обширнее освоенная ими территория. При этом территория не обязательно совпадает с государственной границей. Везде, где говорят преимущественно на языке конкретного народа, где приняли его образ жизни, – простирается зона его идентичности.

Идентичность в конечном счёте  определяет и монолитность элиты, и жизнеспособность культуры, и политический суверенитет, и квалификацию рабочей силы. Функция института идентичность состоит в том, чтобы удерживать в своей орбите людей самых различных взглядов, она должна быть сильнее любых политических разногласий.

Как только идентичность ослабевает, социум начинает терять людей: выясняется, что они смотрят чужое кино, поют иностранные песни, а некоторые, поехав за границу, там остаются. В конце концов – по цепочке вниз до экономического этажа – народ уходит из сферы действия национальной валюты. Слабая идентичность приводит в конечном счёте к людским и территориальным потерям.

Соответственно, показатели эффективности управления на уровне института идентичности в конечном счёте выражаются:

    • в численности населения Земли, принимающего данную идентичность;
    • в территориальной зоне распространения соответствующего образа жизни;
    • в конечном счёте – в доле производства/потребления энергии носителями данной идентичности в совокупном мировом энергобалансе.

Институт потребности

Высокий уровень общественных потребностей означает высокий уровень спроса и приводит к тому, что с одной стороны, на экономическом этаже возникает мощный внутренний рынок. С другой стороны, внутренний спрос – это фактор роста страны и показатель её могущества, показатель мощности социума с данной идентичностью. Если же народ плохо питается и одевается, мало чем пользуется, довольствуется малометражным жильём, это подрывает хозяйство страны.

Нельзя отдавать формирование потребностей на волю «невидимых рук», ими надо управлять. На Западе это называется маркетингом, в Советском Союзе этим занимался Госплан и другие ведомства, для этого, в частности, были созданы разнообразные структуры типа Института конъюнктуры и спроса.

Требуется целенаправленная политика развития общественных потребностей. На верхнем, стратегическом этаже такая политика содействует усилению идентичности и росту способностей. На нижнем, экономическом этаже это расширяет внутренний рынок и содействует формированию производителей и потребителей. Головным заказчиком этой работы выступает институт идентичности. Идентичность выражается в конкретном образе жизни. Образ жизни, в свою очередь, задаёт номенклатуру и уровень базовых потребностей: в количестве и качестве еды и питья, в одежде, предметах быта, в метраже и качестве жилья, необходимого человеку для всестороннего и гармоничного развития, в количестве тепла в зависимости от широты территории и т.д. У общества должна быть система уполномоченных органов, которая занималась бы проектированием – причём проектированием в динамике – потребностей в полной материальной номенклатуре.

Разговор о потребностях подразумевает не только Business-to-Consumer, но и Business-to-Business. Потребности точно так же относятся и к отраслям, и к регионам, кластерам, корпорациям. Поскольку человек – существо социальное, то рассматриваются и потребности каждого отдельного человека, и потребности всего общества и его отдельных подсистем. Это потребности базовых отраслей в сырье, площадях, комплектующих материалах, рабочей силе. Система потребностей поднимается от уровня отдельного человека, укрупняясь, до базовых функциональных отраслей, поселенческих и территориальных единиц.

Информация о работе Анализ эффективности управления государственной собственностью