Государственная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Цели, задачи и функции государства, главного элемента политической системы общества, раскрываются через разработку и проведение государственной политики. Государственная политика как процесс – целенаправленная деятельность органов публичной власти по решению общественных проблем, достижению социально значимых целей развития общества в целом и отдельных его сфер. В современном правовом поле, научной литературе используются близкие по смыслу понятия – «государственная политика» и «общественная политика». Государственная политика формируется преимущественно государством, общественная политика предполагает участие граждан в ее формировании и реализацию через институты гражданского общества. В обоих случаях политика направлена на решение общественных проблем, существование этих терминов фиксирует разные подходы к ее разработке, подтверждает, что в современных условиях грань между субъектами и объектами государственной политики все менее заметна. Государственные и политические институты, общественные организации, социальные группы, отдельные граждане выступают и субъектами политики, и ее объектами.

Содержание

Введение

1. Основы разработки государственной политики

2. Механизм реализации государственной политики

3. Виды и направления государственной политики

Вложенные файлы: 1 файл

Гос. политика.docx

— 44.14 Кб (Скачать файл)

Особенно большое значение имеют  правовые и моральные аспекты  государственной политики, что важно, например, для России, находящейся  в условиях переходного периода.

Наиболее важные характеристики государственной политики, которыми она должна обладать в целом, сводятся к необходимости отвечать следующим показателям:

• реагировать на изменения, происходящие в обществе и государстве;

• иметь комплексный характер и  рассматривать любую проблему во взаимосвязи с другими проблемами; *

• быть эффективной и результативной;

• пользоваться доверием населения.

Государственная политика может разрабатываться и реализовываться на нескольких уровнях в зависимости от масштаба решаемой проблемы или охвата общественной сферы. Обычно выделяют три уровня государственной политики:

• макроуровень в глобальных масштабах страны, группы стран;

• метауровень, относящийся к отдельным сферам и направлениям;

• микроуровень, затрагивающий решение локальных проблем.

Важное значение имеет контекст государственной политики, и в первую очередь те многочисленные факторы внешней среды, которые влияют с различной степенью интенсивности на ее разработку и реализацию. Во-первых, выделяют общую среду:

• экономическую систему (производство, распределение, уровень инфляции, занятость, налоги и др.);

• социальную систему (социальная структура, национально-этнические и религиозные  группы, демографическая структура, ценности и нормы поведения и  др.);

• политико-правовую систему (разделение властей, структура политической власти, политическая культура, законодательство и др.);

• технологическую систему (развитие науки и технологий, система управления инновациями, информационные технологии и др.).

•международную систему (внешняя  политика, геополитическая ситуация, уровень сотрудничества или конфликтности  с иностранными государствами и  др.).

Каждый из этих компонентов имеет  свои характеристики, среди которых  наибольшее значение имеют степень сложности и уровень стабильности.

Во-вторых, это внешние факторы, которые могут напрямую воздействовать на государственную политику. Среди них выделяют:

1) Политические факторы:

• группы интересов и лоббистские организации;

• политические партии;

• средства массовой информации;

• общественное мнение;

• различные группы элит (финансовые, региональные)

2) Институциональные факторы:

• законодательные (представительные) органы власти;

• органы исполнительной власти (федеральные, региональные, местные);

• судебные и контрольные органы;

3) экономические факторы:

• экономические программы;

• материальные и финансовые ресурсы;

4) социальные факторы:

• социальные ценности и нормы;

• профессиональная этика и традиции;

5) технологические факторы:

• инновационные технологии;

• распространение продуктов и  услуг.

Эти факторы внешней среды обладают неоднородным потенциалом, их влияние  или давление может проходить  в различных формах, иногда в соответствии с официальными процедурами, часто  на основе неформальных отношений, иметь  различные результаты и последствия.

В-третьих, это внутренние факторы и силы, которые проявляются внутри государственных органов, непосредственно вовлеченных в процесс разработки и осуществления государственной политики.

Критерии выбора альтернатив  государственной политики могут делиться на следующие группы:

экономические показатели;

социальные показатели; <

политические показатели;

технические показатели; показатели результативности. Один из самых трудных моментов - поиск и определение альтернативлых вариантов. Здесь в качестве источника могут служить:

• опрос экспертов и целевых  групп;

• изучение и обзор литературы;

• научные исследования и эксперименты;

• обобщения и классификация  фактов и явлений

• сравнительный анализ и аналогии;

• сравнение с идеальной моделью;

• мозговая атака и т.д.

После того как определены и разработаны  альтернативные варианты решений или  политики, предстоит выбрать основной вариант, что является непростой задачей. Решение о выборе определенной альтернативы зависит от

критериев, на основании которых  он делается. Существует несколько  методик, позволяющих выбрать окончательный  вариант, как-то:

• сравнить все альтернативы по издержкам  и выгодам;

• определить основной вариант на основе согласия большинства политических или социальных групп;

• выбрать путем голосования (референдума), в том числе используя технологии решения при конфликтных ситуациях;

• проранжировать цели, результаты и оценить альтернативы с точки зрения потребителей;

• выбрать решение, с которым  согласно подавляющее большинство  граждан.

Все чаще при разработке политики государственные органы прибегают  к помощи экспертов, создавая при  министерствах специальные советы или аналитические отделы. Профессия  и аналитика и эксперта находятся в числе самых перспективных, и они начинают играть все большую роль при принятии решений на всех уровнях государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Механизм реализации  государственной политики

Реализация государственной политики - это постоянный, динамичный процесс достижения поставленных целей, в котором принимают участие различные органы государственной власти и институты гражданского общества. Реализация начинается сразу же после одобрения и легитимации государственной политики или отдельной программы и является основным видом деятельности государственного аппарата.

Составной частью осуществления государственной  политики является определение механизма ее реализации, включающего совокупность средств, методов и ресурсов, обеспечивающих выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными задачами. Механизм реализации состоит из комплекса мероприятий:

• организационно-управленческих,

• нормативно-правовых;

• финансово-экономических;

• социально-психологических.

Существуют три методологических подхода к проблеме реализации государственной политики, рассматривающих этот процесс с различных позиций.

Во-первых, реализация как линейный процесс. При этом основными организационными условиями успешного выполнения являются:

1) ясные цели деятельности и стандарты выполнения функций;

2) наличие необходимых ресурсов: финансовых, материальных, информационных, человеческих и т.д.;

3) эффективные организационные структуры;

4) разработанные правила, процедуры и инструкции, координирующие и регламентирующие деятельность организаций и их отношения с властными структурами;

5) развитые коммуникации и система координации деятельности различных структур, вовлеченных в процесс осуществления политики, в том числе:

• исполнительной и законодательной  власти;

• центральной, региональной и местной  властей; 3

• самих федеральных органов  исполнительной власти; '

6) мотивированный и квалифицированный персонал.

Во-вторых, реализацию можно рассматривать  как комплекс действий различных  государственных структур, связанных  с адаптацией всех участников, и в первую очередь высших руководителей, на всем протяжении осуществления политики к условиям и задачам, которые приходится решать, с умением согласовывать свои интересы и формировать партнерские отношения. Здесь большую роль играют информационные системы и каналы обратной связи, позволяющие узнавать о происходящих событиях и полученных результатах и на их основе регулировать свою деятельность, исходя из миссии и целей организации или индивида.

В-третьих, реализацию можно представить  как деятельность по определенным правилам как формальным, так и неформальным, которые установлены в самом начале или формируются участниками осуществления политики на основании накопленного опыта. Следование им при разработке стратегии и тактики, управлении и контроле позволяет определять роль каждого участника и быстрее реализовывать цели организации. Важное значение в этом случае имеет организационная культура, существующая в организациях и влияющая на характер отношений между их членами.

В целом выделяют следующие типы участников реализации: отдельные индивиды, организованные группы, государственные  институты и организации. Последние  обычно делят по двум критериям: уровню управления и характеру организации.

Уровень управления:

• федеральный;

• региональный;

• местный.

Характер организаций:

• центральные органы власти: президент и его администрация, правительство и его аппарат;

• законодательные органы власти: парламент и его структуры, депутаты;

• исполнительные органы власти: их руководители и сотрудники аппарата;

• судебные органы власти: суд, прокуратура;

• неправительственные организации: профсоюзы, группы интересов, частные  компании и фирмы, СМИ, научные центры и совещательные органы.

Главную роль при осуществлении  государственной политики играют органы исполнительной власти на всех уровнях, от центральных до местных структур. На втором месте обычно находятся  неправительственные организации, которые непосредственно заинтересованы в реализации определенной политики и часто принимают в ней  самое непосредственное участие. Остальные  участники играют лишь эпизодическую  роль, это относится и к органам  представительной власти.

Неправительственные организации  могут выступать в качестве:

• источника знаний, особенно при  решении сложных вопросов, выдвижении новых идей и формировании обратной связи;

• средства мобилизации ресурсов;

• поддержки политической стратегии  и отдельных программ.

Процесс реализации политических целей начинается после принятия соответствующих законодательных документов и представляет собой конкретные действия и мероприятия государственных органов исполнительной власти. Для того чтобы эти действия были результативными и приводили к ожидаемым результатам, необходимо выполнение нескольких ниже перечисленных условий.

1. Законодательство должно точно  определять границы и основные  организационные и финансовые  аспекты реализации государственной  политики.

2. Исполнительные органы должны  обладать необходимыми ресурсами  и квалифицированными кадрами.

3. Государственная политика должна  найти широкую поддержку среди  социальных групп и лидеров  общественно-политических организаций.

4. Государственная политика не  должна вызывать социальных конфликтов  и подрывать социально-экономические  или политические основы государства.

В процессе реализации политики роль государственных органов власти состоит в том, чтобы:

• получить необходимые ресурсы;

• разработать соответствующие  планы и программы; ;;

• организовать и скоординировать деятельность участников;

• осуществить мероприятия  по достижению поставленных целей. ,

Ключевым составляющим успеха реализации государственной политики являются отношения внутри системы государственного управления. Слабость реализации заметнее всего проявляется там, где отсутствует  четкое разделение властных полномочий между различными органами власти.

Еще одним фактором успеха является качество разработанной политики, государственной программы или принятого решения. Поэтому введен даже специальный термин “реализуемость решения”, означающий, что еще на этапе разработки рассчитывается вероятность реализации всех планируемых мероприятий с учетом влияния различных факторов.

Многое зависит от того, насколько  точны задания и как их интерпретируют конкретные исполнители, особенно на низшем уровне управления, так как именно нижний слой чиновников занимается конкретной реализацией государственных решений. Причем установить контроль над этим слоем довольно трудно.

Информация о работе Государственная политика