Государственная политика России в области развития справочно-правовой информационной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 02:19, реферат

Краткое описание

Термин «информатизация» появился в отечественной научной литературе в начале 80-х годов XX века в связи с возникновением в обществе социальной потребности к все более широкому использованию средств информатики для формирования, хранения и использования различных видов социально значимой информации.
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», принятый в России в 1995 году, дает термину «информатизация» следующее определение:
«Информатизация – организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».М

Содержание

Введение 3
1. Государственная политика России в области информатизации 5
2. Особенности реализации государственной политики в области справочно-правовой информатизации 10
3. Основные направления информатизации правотворческой деятельности в РФ 12
4. Характеристика автоматизированной справочно-правовой информационной системы Министерства юстиции РФ 13
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 45.49 Кб (Скачать файл)

Существенным образом изменится и сам облик средств информатики массового применения, которые станут сверхминиатюрными. При этом существенно возрастут их функциональные характеристики и надежность, они станут более дешевыми и удобными в эксплуатации.

Во многих развивающихся странах в последние годы стало все больше осознаваться значение информатизации общества как важного фактора развития экономики. Поэтому сегодня именно в этих странах наблюдается самые высокие темпы роста продаж средств информатики.

Например, в 1996 году эти показатели составили для Китая более 100%, Бразилии – 70%, Индии – 60%. Это свидетельствует о том, что развитие парка средств информатики осуществляется сейчас опережающими темпами по сравнению с другими видами промышленной продукции не только в развитых, но и в развивающихся странах. Этот сектор экономики является в настоящее время самым прибыльным и перспективным. Он активно поддерживается правительствами многих стран, которые содействуют как закупкам современной информационной техники за рубежом, так и развитию собственных разработок и сборочных производств на основе импортных комплектующих изделий.

Во многих странах сегодня приняты  и реализуются специальные государственные  программы развития информационной техники и повышения эффективности  ее использования. В настоящее время  в США реализуется 6 таких программ, в Японии и Южной Корее – по 3, в странах Западной Европы – 2 и в Китае – 1. Объем ежегодного госбюджетного финансирования этих программ достаточно велик и находится в пределах от 4 до 13 млрд. долларов. Приведенные выше сравнительные оценки уровня информатизации общества являются хорошим поводом для серьезных размышлений государственных и политических деятелей России, так как они самым тесным образом связаны с перспективами ее дальнейшего развития.

2. Особенности  реализации государственной политики  в области справочно-правовой  информатизации

Концепция правовой информатизации разработана  по инициативе Государственно-правового  управления Президента РФ, осуществлявшего  в соответствии с Указом Президента РФ от 4 апреля 1992 г. № 363 функции генерального заказчика систем правовой информации, в целях активизации процесса создания государственных правовых информационных систем и утверждена Указом Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966 .

Базируясь на положениях Концепции, правовую информатизацию РФ можно трактовать как процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий.

В рамках программы правовой информатизации России решается двуединая задача: информатизация правовой сферы, с одной стороны, и правовое обеспечение информационных процессов и информатизации, с другой. Для решения этих задач намечены следующие основные направления информатизации правовой сферы и законодательного регулирования процессов информатизации:

    • информатизация правотворчества;
    • информатизация правоприменительной деятельности;
    • информатизация правоохранительной деятельности;
    • информатизация правового образования и воспитания;
    • правовое обеспечение процессов информатизации.

Информатизация правотворчества  предусматривает оперативное и  качественное обеспечение законодателей  и специалистов, действующих в  области правотворчества, информацией  о нормативных правовых актах, о  зарубежном законодательстве, а также  экономической, социальной, политической и любой другой информацией, необходимой  для правотворчества; выявление  связей создаваемых норм права с  действующим законодательством, приведение его с соответствие с вновь  принятыми нормативными актами, своевременную  отмену и изменение устаревших правовых норм; совершенствование систематизации законодательства в целях устранения множественности и противоречивости нормативных актов; совершенствование  самого процесса правотворчества в  результате внедрения перспективных  информационных технологий в этот процесс.

Информатизация правоприменительной  деятельности направлена на обеспечение  правовой информацией или информационно-правовыми  ресурсами всех участников правовых отношений, исполняющих законы или  иные нормы права.

Информатизация правоохранительной деятельности имеет целью автоматизацию  информационных процессов в правоохранительных органах - прокуратуре, органах внутренних дел, юстиции, судебных органах, арбитраже  и др.

Информатизация правового образования  и воспитания направлена на создание локальных сетей, включающих автоматизированные рабочие места школьника, студента, слушателя института повышения  квалификации.

Правовое обеспечение процессов  информатизации представляет совокупность нормативных актов, принимаемых  на различных уровнях власти и  управления, регулирующих комплекс общественных отношений, связанных с созданием  и использованием информации и перспективных  информационных технологий.

Другим Указом для реализации этой концепции была утверждена Президентская  программа «Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации».

3. Основные направления  информатизации правотворческой  деятельности в РФ

Правотворчество – это деятельность, прежде всего, государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Законодательные акты принимаются различными органами, в разное время, в различных пространственных пределах и по разному вопросу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.

Данная систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Следует подчеркнуть, что единый процесс систематизации законодательства можно условно разбить на два плана – внешний и внутренний.

Систематизация законодательства – это внешнее объединение нормативных актов в единую, согласованную систему, которая облегчает поиск и ознакомление с необходимыми юридическими нормами. Вместе с тем, систематизация служит целям научного исследования правовых норм, помогает обнаружить и устранить несогласованность между ними, пробелы правового регулирования определенных общественных отношений, серьезно способствует верному толкованию и применению права, а тем самым укреплению законности. Таким образом, систематизация законодательства представляет собой одно из средств совершенствования правового регулирования.

Научно обоснованная систематизация правовой информации позволяет правотворческому органу в короткий срок оценить весь массив действующего законодательства, более успешно и с меньшей  затратой сил выявить несогласованность, противоречия, пробелы правового  регулирования и принимать меры по их устранению.

Разработка эффективного инструмента учета и поиска правовых актов очень важно с точки зрения создания условий для широкого распространения правовой информации в стране.

Раньше процесс учета и поиска правовой информации проводился в основном вручную. Для учитываемых нормативных актов определялся список тематических вопросов, по которым должен осуществляться поиск необходимой информации. По тематикам строился специальный рубрикатор (тематический классификатор), в соответствии с которым анализировались все учитываемые нормативные акты. Для каждого нормативного акта составлялась специальная карточка, в которой фиксировались реквизиты акта, а иногда и текст акта. Заполненные карточки размещались по рубрикам принятого рубрикатора, что в дальнейшем позволяло осуществлять тематический поиск.

На современном этапе развития с учетом роста высокопроизводительной вычислительной техники и созданием автоматизированных информационно-поисковых систем идет активный процесс усовершенствования поиска правовой информации.

Автоматизированные информационно-поисковые системы позволяют хранить и обрабатывать огромные информационные фонды, состоящие из десятков тысяч нормативных актов. Высокая производительность современной техники позволяет свести поиск необходимой правовой информации к нескольким минутам.

Разработка современных автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с традиционными видами учета нормативных актов:

    • учитывая, что в них закладывается практически неограниченный объем нормативно-правовой информации (законодательство страны, других государств, проекты законов, решения судебных органов и т.п.), при обращении к ним можно получить любую справку;
    • оперативность получения требуемой информации и т.д.

4. Характеристика  автоматизированной справочно-правовой  информационной системы Министерства  юстиции РФ

Если рассмотреть законотворческую деятельность субъектов Федерации  в разрезе особенностей информационных процессов, возникающих между центром  и регионами, характерной особенностью здесь можно признать ведущую  роль Министерства юстиции РФ не только в обеспечении информатизации регионов, но и контроле развития законодательства субъектов Федерации. Еженедельно (а иногда ежедневно) из Министерства юстиции РФ в регионы направляются новейшие нормативные правовые акты, получаемые из законодательных и иных органов, а также директивные материалы Министерства. Из регионов в порядке обратной связи поступают акты регионального законодательства. Характерно то, что функцией Министерства юстиции РФ является проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам. Для обеспечения этой функции создана интегрированная база данных «Правотворчество». Как указывает А.В. Морозов, «автоматизированная информационная подсистема «Правотворчество» представляет собой экспертную систему, включающую правовые базы данных и базы данных знаний, она позволит более эффективно и качественно выполнять задачи и функции законопроектной деятельности, возложенные на Минюст России».

За год в Министерстве юстиции РФ проводится юридическая  экспертиза приблизительно по 5 тыс. актов. В этой связи важно создание эффективной  системы учета и контроля развития законодательства субъектов Российской Федерации, усиление государственно-правовой ответственности за неисполнение или  ненадлежащее исполнение Конституции  РФ и федерального законодательства.

Помимо функций контроля и согласования развития нормативного правового массива Российской Федерации (включая информационно-правовые аспекты) Министерство юстиции РФ ведет учет нормативных правовых актов Российской Федерации, а также, в силу возложенных  на него функций, обладает чрезвычайно  развитой системой правовой информации и активно участвует в процессах  информатизации правовой системы России.

Основным информационным ресурсом системы правовой информации Министерства юстиции РФ являются базы данных правовых актов. Ресурс включает в себя несколько массивов информации: компьютерные базы данных «Фонд», «Эталон», фонд правовых актов на бумажных носителях. Как указывает А.В. Морозов, «Отличительной чертой баз данных правовой информации «Фонд» и «Эталон» является качественная обработка правовых актов, возможность внесения изменений в правовые акты в соответствии с текущей правотворческой деятельностью, оперативное предоставление пользователям по телекоммуникационным каналам, как актуальной редакции текста правового акта, так и нужной пользователю версии на любую дату». Все эти особенности имеют весьма существенное значение для повышения оперативности и качества информационно-правового обеспечения законодательной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях. Одной из важных особенностей, обеспечиваемых базой данных «Эталон», является то, что наряду с обычным набором услуг «Эталон» предоставляет статистические данные о работе судов, информацию о деятельности Министерства юстиции РФ, сведения о зарегистрированных в данном Министерстве общественных и религиозных объединениях и др. Вообще, в системе правовой информации Министерства юстиции РФ особое место принадлежит информационным ресурсам судебной практики и правовой статистики, данные, которых во многом отражают результативность функционирования всей правоохранительной системы и позволяют законодателю работать с оперативной информацией и вести информационно-аналитические исследования состояния правопорядка с тем, чтобы обеспечить адекватное правовое регулирование либо оценить эффективность существующего правового регулирования в данной области.

Проведение правовых, экономических и политических реформ в Российской Федерации обусловило потребность пользователей правовой информации в законодательстве зарубежных стран. В соответствии с Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 954 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» функции по предоставлению правовой информации и осуществлению международного информационно–правового обмена возложены на Министерство юстиции РФ.

Информация о работе Государственная политика России в области развития справочно-правовой информационной системы