Государственное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

В Теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.
Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития Теории государства и права как юридической науки.

Вложенные файлы: 1 файл

Лилия курсовая.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)
  1. В большинстве федерации существуют союзное гражданство и 
    гражданство федеральных единиц.
  1. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется 
    палата, представляющая интересы членов федерации.
  2. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в 
    федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они 
    официально представляют федерацию в межгосударственных 
    отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

Федерации строятся по территориальному и национальному  признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

4.3 Конфедерация

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов.

При конфедеративном  устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

1. конфедерация  не имеет своих общих законодательных,  исполнительных и судебных органов, в отличие от федерации;

  1. конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы 
    налогов, единого государственного бюджета;
  1. сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во 
    временном союзе;
  1. государства могут договориться о единой денежной системе, о единых 
    таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на 
    время существования союза.

Как правило, конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815 -1867), Швейцарский союз (1815 -1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация. Следует также отметить, что не все правоведы относят конфедерацию к формам государственного устройства. Например, профессор А.И.Коваленко пишет: «К формам государственного устройства недопустимо относить конфедерацию. Конфедерация - это временный союз государства для достижения определенных целей. Главное отличие конфедерации от охарактеризованных форм государственного устройства заключается в том, что она исключает субординацию образующих ее членов. Их взаимоотношения строятся по принципу координации, согласования их интересов и проводимой политики»10.

10 Коваленко А.И. Общая теория государства и права: Уч. Пособие. М, 1996. С.26.


 

5. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО (политического) РЕЖИМА

Вот и перечислены  все составляющие, которые формируют  единую форму государства. Однако они характеризуют государство лишь со стороны его структуры, забывая при этом о содержании власти. Именно поэтому политический режим если и не входит непосредственно в структуру формы государства, то находится очень близко от нее и на нем стоит остановиться подробнее.

Под государственным  режимом понимается совокупность способов и методов   осуществления государственной власти. Государственный режим является наиболее динамичной составной частью государства, чутко реагирующей на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде. Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он выступает в качестве важнейшей составной части политического режима, охватывающего собой не только государство, но и все другие элементы политической системы общества. Другими словами, политический режим — понятие более широкое, поскольку он включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов).

Политических  режимов (в узком и широком  смысле) существует много, поскольку на разновидность их оказывает влияние целый ряд обстоятельств: сущность и форма государства, характер законодательства, соотношение социально-политических сил в стране, международная обстановка и многие другие.

Разные исторические эпохи знают различные политические режимы, которые не были одинаковыми в конкретных государствах одного и того же периода. Например, в рабовладельческих государствах обнаруживаем деспотию >и демократию; в феодальных - абсолютистский режим и режим своеобразной феодальной демократии; в капиталистических - буржуазно-демократический режим и режим военно-полицейский, фашистский; в современных государствах - авторитарный и тоталитарный режимы.

Вышесказанное позволяет  свести все многообразие политических режимов к двум разновидностям — демократическому и недемократическому (антидемократическому).

Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов. Конкретно режим демократической власти выражается в следующем: режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества. Реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях. Создает эффективную систему прямого воздействия населения  страны на характер государственной власти. В демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия. Власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства. Основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм. Государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.

История знает  различные формы демократических  режимов. Различают институты представительной демократии (принятие основных решений полномочными выборными учреждениями - парламентом, другими представительными органами) и непосредственной демократии (принятие основных решений непосредственно гражданами, путем референдума, выборов, плебисцита).

Либерально-демократический  режим является наиболее современной формой демократии. Либерально-демократический режим существует во многих странах.

Либеральным называют такой  демократический режим, политические методы и способы осуществления, власти которого основаны на системе гуманистических и демократических принципов. Это, прежде всего экономическая сфера взаимоотношений личности и государства. В условиях либерального политического режима человек в этой сфере обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе политически независим. В отношениях личности и государства приоритет сохраняется за личностью. Такой режим присуще Республике Беларусь.

А теперь рассмотрим основные черты недемократических  режимов: Тоталитаризм   -   это   одна   из   форм   господства, (тоталитарное государство) характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества; фактической ликвидацией конституции, прав и свобод; репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих. Для политического режима тоталитарного толка характерно насильственное  навязывание населению государства общественных порядков, чьи модели разработаны на основе единой идеологии. Господство этих порядков достигается посредством монопольного тоталитарного контроля над политикой, экономикой, культурой и бытом. Идеологическое и организационное единство обеспечивается политическим господством партии, возглавляемой Вождем. Она подчиняет себе государство. В ее руках находятся средства массовой информации, печать. В методах управления преобладают политическое и физическое насилие, полицейский и жандармский террор.

Авторитаризм -      это      система      власти,      характерная      для антидемократических         политических         режимов.         Характеризуется

сосредоточением всей государственной  власти в руках одного лица или органа, отсутствием или ущемлением основных политических свобод (слова, печати), подавлением политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой. В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться, от умерено авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической фашисткой диктатуры.

Авторитарный  политический режим является промежуточным  между тоталитарным и демократическими режимами, переходным от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма. Переходный, промежуточный характер авторитарного режима определяет «размытость», нечеткость его свойств. В нем наблюдаются черты и тоталитаризма, и демократии. Главная его особенность состоит в том, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами жизни. В нем нет единой государственной обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма. Управление осуществляется не столь жестким, как при тоталитарном режиме способом. Массовый террор отсутствует.

Авторитарные политические режимы, как правило, появляются на сцене  истории тогда, когда власти намерены приступить к коренным реформам общественного строя и осуществить «революцию сверху».

Таким образом, форма государства может быть понятна только в единстве трех составляющих элементов: форма правления, форма государственного устройства и форма государственного режима. Изменения, происходящие в современном цивилизованном мире, безусловно, потребуют корректировки.

 

 

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы еще раз рассмотреть  форму государства в историческом аспекте и попытаться вывести наиболее справедливую, по современным понятиям, и эффективную ее разновидность.

Исторически сложилось так, что сначала появились государства, форму которых, прежде всего, определяла форма правления; более того, таких категорий, как форма государственного устройства или политический режим попросту не существовало. Как уже говорилось выше, необходимость во вводе классификации по форме государственного устройства появилось в XVII - XVIII веках, когда начала складываться такая форма, как федерация, а категория "политический режим" возникла, по мнению С.С. Алексеева, и вовсе в 20-х годах XX века.

Таким образом, в древности и в средние века все государства были унитарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом режиме можно говорить шире - так, в некоторых государствах древности существовали многие институты демократии. Однако гораздо чаще встречались авторитарные или вовсе тоталитарные государства.

С появлений  федераций положение изменилось. И хотя в форме правления монархия продолжала и продолжает играть значительную роль, основной формой правления становится республика. Политический режим становится все более демократичным, пока не достигает современного уровня.

Таким образом, форма государства может быть понята в единстве трех структурных  ее элементов: формы правления, формы  государственного устройства и формы политического режима. Ясно, что демократический режим в устройстве государства наиболее адекватен тем новым задачам, которые ставит перед человечеством современное состояние цивилизации с его глобальными проблемами, противоречиями, возможными кризисами. Иными словами понятие формы государства охватывает организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением. Оно же включает в себя территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями, а также методы и способы осуществления государственной власти.

Исследователями установлено и научно доказано, что  форма государства во многом зависит  от конкретно-исторических условий  его возникновения и развития. Решающее влияние на ее оказывает сущность и исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному - республиканская. На примере Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, России, Англии и других держав мы можем убедиться, что форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, на ее влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные масштабы государства и другие факторы. А посему совершенно прав известный юрист и философ И.А.Ильин, который особо подчёркивает мысль о том, что форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни живая организация власти народа.

Однако это  вовсе не означает, что человечество не может изобрести ничего более совершенного. Возможно, в будущем появятся принципиально новые элементы формы государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность и необходимость рассмотрения данной темы.

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРТУРЫ

  1. Алексеев С.С. "Государство и право", Москва, 1997
  2. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. "Общая теория 
    государства и права", Минск, Тесей,1998
  3. Комаров С.А. "Общая теория государства и права", Москва, 1997
  4. Конституция Республики Беларусь, Минск, 2003.
  5. Матузова Н.И., Малько А.В. "Теория государства и права", Москва, 
    Юристъ, 1997
  6. Нерсесянц B.C. "Общая теория права и государства", Москва, 2001
  7. Хропанюк В.Н. "Теория государства и права", Москва 1998

Информация о работе Государственное право