Государственный служащий и его правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 08:16, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время особое внимание уделяется развитию законодательства о государственной службе как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это обусловлено прежде всего теми изменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве. В декабре 1993 года была принята новая Конституция - основной закон страны. Кардинально изменилась структура, функции органов государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого государственного аппарата и государственных служащих. Встала необходимость повышения эффективности функций государственного аппарата, обеспечения профессионализма государственных служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом. В Российской Федерации сложилась ситуация, при которой реформирование государственной службы является приоритетным направлением реформ.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный служащий,его правовой статусOffice Word.docx

— 71.45 Кб (Скачать файл)

Таким образом государственный служащий обладает набором прав, которые в совокупности с обязанностями являют собой один из важнейших элементов административно – правового статуса государственного служащего.

 

         3.2 Кадровая политика государственного служащего

        Юридические принципы, на которых базируется кадровая политика на государственной гражданской службе, берут свое начало в Конституции РФ. Именно ею гарантируется равный доступ граждан к государственной службе, предусматриваются обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, принципы демократизации государственной службы и др.Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) представляет собой правовую основу кадровой политики в сфере гражданской службы, является базовым законом, регулирующим отношения, возникающие в связи с поступлением на гражданскую службу и прохождением гражданской службы. Основные принципы гражданской службы закреплены в ст. 4 Закона N 79-ФЗ. Они имеют значение конкретных правил и обязывают государственные органы, их должностных лиц и гражданских служащих к определенному поведению и устанавливают для них определенные запреты и ограничения. В пункте 1 ст. 4 Закона N 79-ФЗ предусматривается, что правовым принципом гражданской службы является приоритет прав и свобод граждан. И это не случайно. Человек, его права и свободы, их непосредственное действие признаются Конституцией РФ (ст. 2, 18) высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства и всех государственных служащих. Тем самым кадровая политика в сфере гражданской службы должна также способствовать реализации прав и свобод человека и гражданина .С учетом этого при отборе кандидатов на должности гражданской службы особое внимание должно уделяться их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан. Серьезным нарушением приоритета прав и свобод следует считать случаи, когда сами гражданские служащие не соблюдают права человека, защита которых является сущностью их деятельности. [16]

          В пункте 2 ст. 4 Закона N 79-ФЗ определено, что гражданская служба основывается на принципе единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ.Это положение означает, что гражданская служба РФ основывается на принципе единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами и функционирует на строгой правовой основе. Федеральная гражданская служба находится в ведении РФ, а гражданская служба субъектов Федерации - в их совместном ведении (Конституция РФ, п. "т" ст. 71, п. "л", "н" ч. 1 ст. 72). Закон N 79-ФЗ предусматривает приоритет федерального законодательства в сфере гражданской службы. Принцип единства основных требований осуществляется посредством системного урегулирования и согласования статусов должностей гражданской службы, последовательности взаимосвязей и процедур функционирования всех элементов института гражданской службы. Например, в строгом соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы установлены квалификационные требования к должностям гражданской службы, которым должны соответствовать претенденты на эти должности. Принцип единства требований означает также, что все гражданские служащие подчинены минимуму общих правил, независимо от того, служат ли они Российской Федерации или ее субъекту. Так, гл. 3 "Правовое положение (статус) гражданского служащего" Закона N 79-ФЗ определяет права и обязанности лиц, находящихся как на федеральной, так и на гражданской службе субъекта РФ. В России устанавливаются единая классификация должностей гражданской службы, классные чины гражданских служащих, единые права и обязанности (при различии служебных полномочий), единый порядок прохождения гражданской службы и т.д.Принцип единства требований обеспечивает стабильность и независимость кадрового состава гражданской службы от структурных и иных перестроек в системе органов власти.

         Согласно ч. 4 ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют равный доступ к гражданской службе. Исходя из данной нормы, Закон N 79-ФЗ устанавливает, что гражданская служба основана на принципе равного доступа граждан к гражданской службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Из этого следует, что при поступлении и прохождении гражданской службы запрещена всякая дискриминация по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. [11]Не является дискриминацией требование владения государственным языком РФ гражданином, претендующим на поступление на государственную гражданскую службу. Кадровые службы обязаны требовать и в случае сомнения проверять знания государственного языка лицом, поступающим на гражданскую службу. Государственным языком РФ на всей ее территории является русский. В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" (в ред. от 11.12.2002) работа в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления осуществляется на русском языке.В соответствии с ч. 2 ст. 68 Конституции РФ "республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации". Статус государственного языка республики получает язык титульной нации, давшей название республике. Знание государственного языка республики не отменяет требование знать государственный язык РФ для гражданина, поступающего на государственную гражданскую службу. Что касается условий доступа граждан к гражданской службе в соответствии с профессиональной подготовкой, то это означает следующее: претенденту необходимо иметь образование и подготовку, соответствующие содержанию и объему полномочий этой должности гражданской службы. При этом принцип равнодоступности к гражданской службе реализуется посредством участия граждан в конкурсе на вакантные должности гражданской службы. Кадровые службы государственных органов обязаны обеспечивать возможности получения претендентами сведений об условиях и результатах проведения конкурса на замещение вакантных должностей гражданской службы (см. ст. 22 Закона N 79-ФЗ).В пункте 4 ст. 4 Закона N 79-ФЗ указывается, что гражданская служба основана на принципе профессионализма и компетентности гражданских служащих. [21]Этот принцип обязывает гражданских служащих владеть процедурой деятельности органов государственной власти, знать свои права и обязанности; активно и в полной мере осуществлять функции и полномочия, предусмотренные законодательством и должностными положениями и инструкциями. Закрепляя принцип профессионализма и компетентности, Закон N 79-ФЗ признает, что положение гражданских служащих в значительной степени зависит от них самих и все они должны стремиться к достижению максимально высокого уровня своей деятельности. Это обеспечивается, в частности, профессиональной переподготовкой, повышением квалификации и стажировкой служащих (ст. 62, 63 Закона N 79-ФЗ).Гражданская служба основывается на принципе стабильности кадров. Профессиональная стабильность и устойчивость служебного положения являются необходимыми как в интересах государственного аппарата, так и в интересах государственных служащих, и они должны быть гарантированы даже в том случае, когда полностью или частично изменяется система государственных органов и организация государственной службы. Гарантиями соблюдения данного принципа являются: установление исчерпывающего перечня случаев заключения срочного служебного контракта (ст. 25); закрепление правил о переводе гражданских служащих (ст. 28) и об изменении существенных условий служебного контракта (ст. 29); определение гарантий для гражданского служащего при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы (ст. 31) и другие правила, которыми должны руководствоваться кадровые службы.Закон N 79-ФЗ впервые закрепляет ряд мер, направленных на реализацию принципа информационной открытости гражданской службы. Так, в состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданского служащего и урегулированию конфликта интересов, конкурсной, аттестационной комиссий обязательно должны включаться представители научных и образовательных учреждений, других организаций в качестве независимых экспертов по вопросам гражданской службы. Деятельность этих комиссий имеет важное значение для кадровой политики в сфере гражданской службы. Вместе с тем ст. 15 Закона N 79-ФЗ вводит определенные рамки этого принципа, устанавливая, что гражданский служащий обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и не разглашать служебную информацию.

 

 

      3.3 Оплата труда, государственные гарантии, поощрения и награждения государственных  служащих

       НА № 1‘2005С начала 2005 г. в стране действует Федеральный закон от 27.07.04 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее -Закон от 27.07.04 № 79-ФЗ). Он регулирует отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения, статуса государственного гражданского служащего. Однако до определенного момента оставались отложенными положения статей, регулирующих оплату труда (ст. 50), порядок формирования фонда оплаты труда (ст. 51), определяющих поощрения и награждения за гражданскую службу (ст. 55). В связи с принятием Указа от 25.0706 № 763 все положения названных статей вступили в законную силу. Природа денежных выплат в системе государственной службы одна -это плата за труд, но денежные выплаты в различных видах государственной службы называются по-разному. [20] Денежное содержание - оплата труда государственных гражданских служащих; денежное вознаграждение - оплата труда лиц, замещающих государственные должности РФ; денежное довольствие - денежные выплаты в отдельных видах государственной службы, в частности в военной службе, на государственной службе в таможенных органах, в ряде правоохранительных органов. Названный Указ Президента РФ определяет оплату труда лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, в виде денежного содержания. Денежное содержание состоит из должностного оклада, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином (оклад за классный чин), ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы, надбавки за выслугу лет, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячного денежного поощрения. Таким образом, структура денежного содержания является сложносоставной и представляет собой совокупность основных и дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся:- ежемесячная надбавка за выслугу лет;

Таблица 1-Размер ежемесячной надбавки за выслугу лет.

 

 

При стаже государственной службы

 

В процентах от должностного оклада

 

От 1 года до 5 лет

 

 

10

 

 

От 5 до 10 лет

 

 

 

15

 

 

От 10 до 15лет

 

 

 

20

 

 

Свыше 15 лет

 

30


 

 

- ежемесячная надбавка  к должностному окладу за особые  условия государственной службы;

 

 

 

 

Таблица 2-Размер надбавки за особые условия.

 

По высшей группе должностей

 

От 150 до 200% должностного оклада

 

 

По главной группе должностей

 

От 120 до 150 % должностного оклада

 

По старшей группе должностей

 

От 90 до 120% должностного оклада

 

По старшей группе должностей

 

От 60 до 90% должностного оклада

 

По младшей группе должностей

 

До 60%должностного оклада


 

 

- премии за выполнение  особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется  представителем нанимателя с  учетом обеспечения задач и  функций государственного органа, исполнения должностного регламента;- для ряда должностей государственной гражданской службы устанавливается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 
- в случаях, установленных законодательством, к денежному содержанию государственных служащих устанавливается районный коэффициент. Установлены размеры должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения федеральных государственных гражданских служащих в Администрации Президента РФ, в аппаратах Государственной Думы и Совета Федерации, в федеральных министерствах, агентствах и службах, в Аппарате Правительства РФ, в представительствах РФ и представительствах федеральных органов исполнительной власти за рубежом, в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, а также в Конституционном Суде РФ, в судах общей юрисдикции РФ, прокуратуре РФ, в аппаратах Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ.Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной государственной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен).

Закон от 27.07.04 № 79-ФЗ установил правила формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих. В частности, в соответствии со ст. 51 Закона для выплаты ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в фонде оплаты труда предусматривается полтора должностных оклада, для единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи -три оклада денежного содержания и т. д.Для наглядности составляющие денежного содержания государственных гражданских служащих и процесс формирования фонда оплаты труда, закрепленные в Указе Президента РФ, можно представить в виде схемы.

Схема денежного содержания и формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих РФ см.Приложение А.

       НА №11 '2006Указом Президента РФ от 25.07.06 № 765 "О единовременном поощрении лиц, проходящих федеральную государственную службу" определены суммы денежных выплат при поощрении и награждении федеральных государственных гражданских служащих. В этих случаях выплачивается единовременное поощрение.

        Размеры единовременного поощрения см.Приложение Б.

        За безупречную и эффективную гражданскую службу могут применяться: объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения, награждение почетной грамотой государственного органа, иные виды поощрения и награждения государственного органа, единовременная выплата в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет. Соответствующая запись о поощрении и награждении вносится в трудовую книжку и личное дело гражданского служащего.Заметим, что все меньше остается "белых пятен" по вопросам оплаты труда государственных гражданских служащих. Вместе с тем следует указать на нормативную не разработанность положений Закона от 27.07.04 № 79-ФЗ, касающихся установления особого порядка оплаты труда в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. В ближайшей перспективе должны быть приняты указы Президента РФ, определяющие перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, и обобщенные показатели эффективности и результативности правового, организационного и документационного обеспечения исполнения управленческих и иных решений государственными гражданскими служащими.О реестре должностей и квалификационных требованиях НА №5-10 '2006С введением в действие Указа Президента РФ от 25.07.06 № 763 одновременно вступил в силу ряд ранее принятых и временно отложенных указов. К ним относятся Указы Президента РФ от 31.12.05 № 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" и от 2709.05 № 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих".Реестр должностей установил наименования должностей федеральной государственной гражданской службы в федеральных государственных органах и их аппаратах. Соответственно реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ утверждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.В Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы должности классифицированы по государственным органам, категориям и группам. В соответствии с замещаемой должностью в пределах группы должностей присваивается классный чин государственной гражданской службы. Нерешенным остается вопрос о соотношении классных чинов федеральной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов РФ. Эта проблема становится чрезвычайно актуальной при применении таких кадровых технологий, как ротация кадров и работа с резервом кадров. В соответствии с категориями и группами должностей государственной гражданской службы устанавливаются квалификационные требования. В число квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. По категориям должностей государственной гражданской службы квалификационные требования установлены следующим образом. При замещении должностей государственной гражданской службы квалификационные требования по уровню профессионального образования подтверждаются дипломом установленного образца; требования по стажу государственной службы или стажу работы по специальности - соответствующими записями в трудовой книжке, а требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, контролируются в процессе проведения кадровых технологий: квалификационного экзамена, аттестации, конкурсного замещения должностей. НА №11'2006НА №11'2006НА №11'2006Необходимо отметить, что 25 июля 2006 г. Президентом РФ был подписан целый пакет документов, регулирующий денежные выплаты в органах государственной власти. А именно: установлены должностные оклады федеральных государственных гражданских служащих, определено денежное содержание федеральных государственных гражданских служащих в федеральном государственном органе, находящемся за пределами территории РФ (Указ Президента РФ от 25.07.06 № 764 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в федеральном государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации"); с 1 августа повышено денежное вознаграждение лицам, замещающим государственные должности (Указ Президента РФ от 25.07.06 766 "О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации"); определены денежные выплаты при поощрениях федеральных государственных гражданских служащих (Указ Президента РФ 25.0706 № 765 "О единовременном поощрении лиц, проходящих федеральную государственную службу").Оплата труда - одна из многих подсистем в организации государственной гражданской службы. Следовательно, она должна быть согласована со всеми остальными подсистемами и должна четко им соответствовать. О перспективах развития системы оплаты труда государственных гражданских служащих: Основными критериями хорошего трудоустройства для граждан являются достойная оплата, востребованность результатов труда и наличие социальных гарантий в случае наступления нетрудоспособности или пенсионного возраста. Эффективность государственной власти в России в определяющей степени зависит от качества работы системы государственной службы. Чтобы направить деятельность государственных гражданских служащих на решение проблем общества, на удовлетворение запросов и нужд граждан, им нужно платить достойную заработную плату.Однако сейчас необходимо не только повышать оплату труда, но и совершенствовать механизмы поощрений и вознаграждений, расширять возможности материального стимулирования, внедрять инновационные модели денежного содержания. Именно таким образом следует создавать условия для того, чтобы государственные гражданские служащие могли эффективно исполнять свои должностные обязанности.Главный недостаток в организации оплаты труда государственных служащих, на наш взгляд, связан с отсутствием связи вознаграждения с фактическими результатами их работы и материальной ответственностью за социально-экономическое развитие страны. Перспективы и алгоритм решения вышеозначенной проблемы в концептуальном виде и в контексте проводимой административной реформы и реформы госслужбы, на наш взгляд, могут быть следующими.

Информация о работе Государственный служащий и его правовой статус