Госуправление в США и Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 21:47, контрольная работа

Краткое описание

Великобритания — унитарное государство с конституционной монархией. Официальной конституции в Великобритании нет. Монарх имеет «право на консультирование, право на одобрение и право на предупреждение». Великобритания имеет парламентарное правительство, основанное на вестминстерская система. Порядок выборов, формирования правительства, а также прав и обязанностей граждан определяется многочисленными законами и указами.

Вложенные файлы: 1 файл

Система ГМУ.docx

— 43.76 Кб (Скачать файл)

Особенностью британского законодательства о выборах является то, что права голоса, наряду с умалишенными и осужденными за тяжкие преступления, лишены пэры (лица, имеющие такой дворянский титул, который дает право заседать в верхней палате британского парламента).

Для того, чтобы быть зарегистрированным в качестве кандидата в депутаты, необходимо внести избирательный залог в сумме 1000 фунтов стерлингов. Залог переходит в собственность государства, если кандидат соберет менее 5 % общего числа поданных по округу голосов.

Выборы в палату общин проводятся по одномандатным округам на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства.

[ 1, C. 39] Палата лордов вообще не избирается. Ее членами являются:

1) наследственные пэры, т. е. лица, которые обладают наследственным  дворянским титулом не ниже  барона и которые вместе с  титулом получают и передают  по наследству место в верхней  палате британского парламента;

2) пожизненные пэры, т. е. лица, которым дворянский титул  барона (баронессы) пожалован без  права передачи по наследству; таким правом фактически наделен  премьер-министр;

3) 26 духовных лордов (2 архиепископа  и 24 епископа англиканской церкви), которые считаются членами верхней  палаты до тех пор, пока занимают  свои церковные должности;

4) 20 лордов по апелляциям. Это лорды-юристы, которые назначаются  королевским актом пожизненно  из числа лиц, занимающих или  занимавших высокие судейские  должности. Они оказывают палате  помощь при решении судебных  дел и получают особую плату.

Специфической особенностью британской парламентской практики является наличие официальной оппозиции. Лояльная оппозиция Ее Величества - так официально именуют главную оппозиционную партию в парламенте. Лидер оппозиции возглавляет так называемый теневой кабинет, занимающийся теми же проблемами, что и правительство, и получает жалование от государства. Члены теневого кабинета (теневые министры) выступают на заседаниях парламента от имени оппозиции в качестве главных ораторов по соответствующим вопросам.

2.3. Правительство Соединенного Королевства

Центральная исполнительная власть представлена органом, состоящим из министров, - правительством Ее Величества во главе с премьер-министром. Фактически главную роль в управлении государством играют правительство и премьер-министр.

Порядок формирования правительства основывается главным образом на конституционных соглашениях. Новое правительство формируется после каждых парламентских выборов. Королева назначает премьер-министром лидера партии, получившей абсолютное большинство мандатов в палате общин. [2, C. 54]

Если премьер-министр уходит в отставку в период между парламентскими выборами, его преемник назначается королевой после того, как партия, располагающая большинством голосов в палате общин, изберет нового официального лидера.

Премьер-министр играет ведущую роль в кабинете и правительстве, осуществляя руководство их деятельностью, а также руководство основными министерствами и центральными ведомствами. Он является главным советником королевы, представляет ей для зачтения в парламенте тронную речь, служащую программой правительства, выполняет представительские функции в международных отношениях.

Для обеспечения эффективной деятельности главы правительства используется личный секретариат премьер-министра, который не имеет постоянного состава. Премьер-министр может создавать в структуре этого органа новые звенья. Секретариат премьер-министра включает лиц, являющихся гражданскими служащими - чиновниками высшего ранга. В его функции входит ведение переписки, поддержание связи с членами кабинета, с отдельными министерствами и ведомствами, подготовка информационных и аналитических материалов.

В отличие от других стран, внутри правительства Великобритании формируется и действует кабинет министров с более узким составом.

Кабинет является органом, структуру и компетенцию которого в значительной мере определяют конституционные соглашения.

[4, C. 43] В правительстве полного состава можно выделить четыре категории министров:

1) министры, возглавляющие  министерства, именуемые, как правило, государственными секретарями;

2) министры, не являющиеся  главами министерств, т.е. министры  без портфеля, а также члены  правительства, занимающие традиционные  должности - лорд-хранитель печати, канцлер герцогства Ланкастерского;

3) государственные министры, являющиеся фактически заместителями  глав министерств или главами  крупных функциональных подразделений  министерств;

4) младшие министры - парламентские  секретари, обеспечивающие связи  министров с парламентом. В крупных  министерствах имеется обычно  несколько парламентских секретарей. В состав правительства входят  также младшие министры казначейства.

Работа кабинета организуется аппаратом, в который входит ряд органов: секретариат, центральная статистическая служба и др. Структура аппарата может меняться в зависимости от личного усмотрения премьер-министра, имеющего право создавать в ней новые посты и подразделения. Деятельность британского кабинета носит закрытый характер. Члены кабинета, являющиеся одновременно членами Тайного Совета, приносят присягу, которая включает обещание не разглашать информацию, связанную с деятельностью кабинета.

Тремя основными партиями Великобритании являются Консервативная партия, Лейбористская партия и Либеральные демократы. Во время общих выборов в 2010 году эти три партии получили 622 места из 650 возможных в Палате Общин

2.4. Местное самоуправление Великобритании

В Великобритании исторически сложилось несколько уровней местных органов власти: от советов графства до советов приходов и сельских островных советов. С конца 70-х годов, с приходом к власти М.Тэтчер, закрепилась общая тенденция к постоянному сокращению числа советов и сферы их компетенции.

В зависимости от степени урбанизации населения различают метрополитенские районы (т.е. районы городских агломераций) и неметрополитенские, или сельские районы со значительно меньшей численностью проживающего в них городского населения.

По законам о местном управлении 1972 и 1985 гг. Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия, а также британская столица при некоторых общих чертах управляются по-разному. [8]

Так, Англия разделена на 39 графств и 36 городских округов.

Все административные территории управляются советами, являющимися юридическими лицами. Советы приходов и общин избираются на 3 года без ежегодного обновления.

Главой исполнительной власти является председатель совета, избираемый советом из своего состава ежегодно и руководящий аппаратом наемных служащих муниципалитета.

В компетенцию советов округов и городских округов входят: налогообложение, городское и сельское землепользование, заводы и учреждения, жилищное строительство, местные дороги и стоянки автотранспорта, зрелищные мероприятия и реклама, борьба с шумом и здравоохранение, сбыт отходов и кладбища, социальное обеспечение.

Несколько отличается от этой схемы управление Лондоном. Большой Лондон разделен на 32 района. Они управляются советами, сформированными по такому же принципу, как и окружные советы. Лондонский Сити управляется тремя палатами, в состав которых входят лорд-мэр, советники, шерифы и другие высокопоставленные должностные лица. Корпорация Сити имеет больше полномочий, чем городские округа Англии. [5, C. 265]

Центральные министерства и ведомства осуществляют значительный контроль над советами. Прежде всего местные органы власти зависят от центра в финансовом отношении, поскольку поступлений от местных налогов и других доходов не хватает на покрытие расходов.

Функции местного самоуправления регулируются и обеспечиваются законодательством, определяемыми правительством стандартами, правительственными полномочиями по прекращению платежей, правительственным финансовым контролем и ревизиями, постановлениями судов, выступлениями средств массовой информации, системой доступа общественности к информации, выборами местных органов власти.

 

Глава 3. Сравнительная характеристика в сфере государственного и муниципального управления Великобритании и США

Великобритания

США

1. Форма правления –  Унитарное

2. Государственное устройство - Конституционная монархия

3. Глава государства -  Король (Королева) («царствует, но не управляет»)

 

 

 

 

 

 

4. Неписанная Конституция

5. Законодательная власть  – Парламент

(Шотландский парламент, Национальная ассамблея Уэльса, Ассамблея Северной Ирландии)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Исполнительная власть - Правительство - Палата общин (659 депутатов на 5 лет; при этом численность палаты возрастает после пересмотра границ избирательных округов в связи с ростом числа населения;

7. Судебная власть - Верховный  суд

 

8. Административные территории  управляются советами

 

9. Разделение властей  фактически и формально не  существует 

1. Форма правления –  Федерация

2. Государственное устройство - Республика

3. Глава государства –  Президент

(глава государства и  единоличный носитель исполнительной  власти, глава вооруженных сил  и высший руководитель федерального  административного аппарата) избирается на 4 года косвенным путем; непосредственно избираются 538 выборщиков

4. Конституция

5. Законодательная власть – конгресс (425 представителей сроком на 2 года; небольшой срок полномочий депутата компенсируется частотой переизбрания) Сенат конгресса (по два сенатора от каждого штата, что позволяет учесть интересы  малых штатов, незначительно представленных в Палате Представителей; обновляется каждые 2 года на 1\3; т.о. срок полномочий каждого сенатора составляет 6 лет)

6. Исполнительная власть  – Президент

 

 

 

 

 

7. Судебная власть –  Верховный суд 

8. Управление штатов - легислатуры и губернаторы, графства - шерифы

9. Разделение властей  фактически и формально есть


Заключение

Великобритания и США по своему государственному строю различны, что и влияет на различия системы государственного и местного управления в этих государствах.

В Великобритании престол наследуется. Наследственный король или королева — глава государства, и в этом качестве они персонифицируют государство. С теоретической точки зрения монарх является главой исполнительной, составной частью законодательной и главой судебной власти, командующим вооруженными силами и светским главой англиканской церкви. Президент США избирается, он — глава государства, глава исполнительной власти и главнокомандующий Армии, Флотом по Конституции США.

Смысл американской модели, отличный от британского парламентаризма, состоит в жестком разделении исполнительной и законодательной властей, которые формируются независимо друг от друга. Самостоятельно действует и судебная власть.

Административные территории управляются советами в Великобритании, в США управление штатов в руках губернаторов, графства – шерифов.

 

 

Библиографический список

  1. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2001. - 200 с.
  2. "Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах" Старцев Я.Ю. Курс лекций
  3. Пронкин С. В., Петрунина О. Е. Государственное управление зарубежных стран: Учеб. пособие для студентов вузов / С. В. Пронкин, О.Е. Петрунина — М.: Аспект Пресс, 2004.— 414 с.
  4. Система государственного и муниципального управления: учебник. - Мухаев Р.Т. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 г. – 687с.
  5. Система государственного и муниципального управления Автор: Мухаев Р.Т. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 575 с.

  1. Опыт зарубежного управления (государственное и муниципальное управление): Учебное пособие/ Чиркин В.П. Издательство Юристъ, 2006. – 184с.
  2. Тихомиров Л.А., "Монархическая государственность", М.: ГУП "Облиздат", ТОО "Алир", 1998, 672 с.
  3. http://www.gmu-countries.ru/

 


Информация о работе Госуправление в США и Великобритании