Граждане как субъекты гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 23:55, курсовая работа

Краткое описание

К числу коллективных образований, обладающих предусмотренными законом признаками, относятся также особые субъекты гражданского права - государственные, национально-государственные и административно-территориальные образования.
Итак, обобщая вышеизложенное, коротко можно отметить, что субъектами гражданских правоотношений могут быть:
1. Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
2. Российские и иностранные юридические лица;
3. РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

Содержание

Введение...............................................2

Глава 1 Понятие, структура и особенности правосубъектности, правоспособности и дееспособности граждан.................5
1.1 Понятие правосубъектности граждан, её особенности.....5
1.2 Понятие правоспособности граждан, ее особенности......7
1.3 Дееспособность граждан, ее особенности................8
1.4 Дееспособность различных категорий граждан............9
1.5 Ограничение дееспособности, признание судом недееспособным...........................................12 1.6 Особенности правоспособности и дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства................13
Глава 2 Опека и попечительство...........................17
2.1 Общая характеристика.................................17
2.2 Опекуны и попечители.................................20
2.3 Управление имуществом подопечного....................22
2.4 Прекращение опеки и попечительства...................23
Глава 3 Индивидуализация гражданина......................24
3.1 Имя гражданина.......................................24
3.2 Место жительства гражданина..........................26
Глава 4 Признание гражданина безвестно отсутствующим, объявление его умершим...................................28
4.1 Признание гражданина безвестно отсутствующим.........28
4.2 Объявление гражданина умершим........................29
Глава 5 Акты гражданского состояния граждан..............31
Заключение...................................33
Используемая литература и нормативные акты.............................................35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по гражд.праву..docx

— 62.95 Кб (Скачать файл)

 Поподробнее рассмотрим дееспособность гражданина. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-ти летнего возраста. Самостоятельно и в полном объеме осуществлять свои права и обязанности может только совершеннолетний гражданин. С 18-ти лет гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться своей собственностью, совершать иные юридические действия и отвечать за них.

В случае, когда законом допускается  вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-ти летнего  возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретённая в результате заключения брака дееспособность сохраняется  в полном объеме и в случае расторжения  брака до достижения 18 лет. При признании  брака недействительным суд может  принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом. Никто не может  быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в  случаях и порядке, установленных  законом.

 Полный или частичный отказ  гражданина о правоспособности  или дееспособности и другие  сделки, направленные на ограничение  правоспособности и дееспособности, ничтожны, за исключением случаев,  когда такие сделки допускаются  законом.    

Однако способности  гражданина к волевым осознанным действиям  могут быть нарушены вследствие заболевания  либо злоупотребления алкогольными или наркотическими веществами. При  наличии указанных проявлений необходимо защитить  имущественные  интересы  такого  гражданина либо интересы его  семьи.

 

1.5 Ограничение дееспособности, признание судом недееспособным.

 

 

Гражданин, который вследствие психического расстройства не может  понимать значения своих действий или  руководить ими, признается судом недееспособным. В этом случае гражданин не вправе совершать вообще никаких сделок, включая мелкие бытовые, от его имени  все сделки совершает его опекун.6 Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека.

Основаниями ограничения дееспособности гражданина является злоупотребление  им спиртными напитками или наркотическими средствами и тяжелое материальное положение семьи вследствие такого злоупотребления. Этот гражданин может  быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.

Он может самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершать другие сделки он может с согласия попечителя. Однако такой гражданин несет имущественную ответственность по всем сделкам, в том числе по сделкам, совершенным с согласия попечителя, и за причиненный им вред.

Основания, в силу которых гражданин  был ограничен в дееспособности, отпали, суд отменяет ограничение  его дееспособности. 

  1.6 Особенности правоспособности  и дееспособности      иностранных граждан и лиц без гражданства.

 

 

Содержание гражданской  правоспособности иностранных граждан  и лиц без гражданства определяется статьёй 1196 ГКРФ. На территории России указанные лица имеют одинаковый с российскими гражданами объем  правоспособности. Так, иностранный  гражданин, лицо без гражданства, гражданин  РФ, имеющий двойное гражданство, не вправе учреждать организации, осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач  которых охватывает половину и более  половины субъектов РФ либо территорию, на которой проживает половина и  более половины численности населения  России.7

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых установлен Президентом РФ, и на иных установленных  особо территориях РФ.8 Существуют и иные изъятия из принципа национального режима в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.

Новая коллизионная норма  о гражданской правоспособности сформулирована отдельно от правила о приравнивании иностранцев и лиц без гражданства в отношении пользования правоспособностью к российским гражданам. Закон разделяет эти вопросы, имеющие самостоятельное значение.

   Так, если в России правоспособность гражданина возникает в момент рождения, то, например, в Испании ребенок считается рожденным и обладающим гражданской правоспособностью, если проживет 24 часа с момента отделения от материнского организма (ст. 30 ГК Испании 1889 г.). Если речь пойдет о правоспособности родившегося в России испанского гражданина, прожившего после рождения менее суток, будет иметь значение (в частности, при наследовании), право какой страны - России или Испании - будет определять его правоспособность.

Следует иметь в виду, что договоры России с некоторыми странами СНГ (Туркменией, Киргизией, Арменией, Казахстаном) о правовом статусе  граждан одного из договаривающихся государств, постоянно проживающих  на территории другого договаривающегося  государства. Например, согласно Договору РФ с Киргизией о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории РФ, правоспособность и дееспособность гражданина одной Стороны, постоянно проживающего на территории другой Стороны, определяется законодательством страны проживания. Лицо считается постоянно проживающим на территории данного государства, если оно на основании документа, выданного этим государством, постоянно проживает на его территории и при этом не является лицом, постоянно проживающим на территории страны своего гражданства в соответствии с ее законодательством. Подчинение правоспособности лица законодательству страны проживания означает, что правоспособность гражданина Киргизии, постоянно проживающего в России, будет определяться по российскому законодательству, а правоспособность российского гражданина, постоянно проживающего в Киргизии, - по законам Киргизии. Однако лишь в отношении киргизских граждан, проживающих в России. Надо обратить внимание и на то, что Договор с Киргизией принимает во внимание только "постоянное" проживание лица в соответствующей стране.

Наряду с этой коллизионной нормой о правоспособности сохранено  и действовавшее ранее правило  о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются гражданской правоспособностью  наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Имеется в виду пользование такими гражданскими правами, как право  иметь имущество на праве собственности, наследовать его, заниматься предпринимательской  деятельностью, совершать любые  не противоречащие закону сделки, иметь  права авторов, другие имущественные  и личные неимущественные права.9 К содержанию правоспособности относятся и гражданско-правовые обязанности.

Приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства к собственным гражданам (предоставление так называемого национального режима) - основной правовой режим, определяющий в демократических государствах положение иностранцев и апатридов в стране пребывания. Это общепризнанный принцип. Принцип приравнения иностранцев к собственным гражданам применяется и в иностранных государствах. Он выражен, например, в законодательстве Венгрии, Вьетнама, Португалии и ряда других стран.

Российское законодательство не связывает предоставление национального  режима с взаимностью: такой режим  предоставляется в России независимо от того, пользуются ли им в соответствующем  иностранном государстве российские граждане.

Из общего принципа предоставления иностранцам и лицам без гражданства  национального режима, то есть приравнения  их в гражданской правоспособности к собственным гражданам, допускаются  изъятия. Изъятия из национального  режима (как в сторону ограничения  прав, так и в сторону их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть установлены  только федеральным законом или  международным договором РФ. Введение особых правил для иностранцев и  лиц без гражданства в каких-либо других актах (например, в постановлениях Правительства РФ, актах федеральных  органов исполнительной власти, законах  и иных правовых актах субъектов  Российской Федерации) неправомерно.

   В судебной практике установление специальных правил для иностранных граждан не в федеральных законах, а в других актах признается неправомерным.

Законодательные нормы, устанавливающие (как исключение из общего правила) специальное регулирование для  иностранных граждан в сфере  гражданского права, сравнительно немногочисленны.

 

Глава 2 Опека и попечительство.

2.1 Общая характеристика.

 

Для защиты прав и интересов  недееспособных или не полностью  дееспособных граждан, законом введен институт опеки и попечительства.10 Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются законодательством о браке и семье. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.

Опекуны и попечители выступают  в защиту прав и интересов своих  подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения.

Опека.

Опека устанавливается над  малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными  вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Попечительство.

Попечительство устанавливается  над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые  граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих  прав и исполнении обязанностей, а  также охраняют их от злоупотреблений  со стороны третьих лиц.

Органы опеки  и попечительства

Органами опеки и попечительства называются органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.11 Органы опеки и попечительства, как правило, наделены статусом юридического лица и являются некоммерческими организациями (учреждениями).

В Москве органами опеки  и попечительства являются районные управы.12 Осуществление функций по опеке и попечительству возлагается на администрацию района - в отношении несовершеннолетних детей, на окружные управления здравоохранения - в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, на муниципальные управления социальной защиты населения - в отношении совершеннолетних дееспособных граждан. Глава управы может возложить выполнение функций опеки и попечительства на учреждения и организации образования, здравоохранения, социальной защиты, органов внутренних дел, администраций районов.

 

Функции органов  опеки и попечительства.

 

1) назначение, освобождение, отстранение от исполнения обязанностей  опекунов и попечителей; 

2) надзор за деятельностью  опекунов и попечителей;

3) временное исполнение  обязанностей опекуна или попечителя;

4) разрешение на совершение  опекуном (дачу согласия попечителем)  сделок, влекущих уменьшение имущества  подопечного;

5) заключение договоров  о доверительном управлении имуществом  подопечных с управляющими.

Установление опеки и  попечительства производится на основании  информации, полученной от милиции, суда, жилищных органов, органов социальной защиты, родственников и других лиц.

Порядок осуществления надзора  органом опеки и попечительства за деятельностью опекунов и попечителей  конкретизируется в актах субъектов  РФ. Например, органы социальной защиты населения в городе Москве проводят обязательные контрольные обследования материально-бытовых условий лиц, находящихся под патронажем, если необходимость более тщательного  контроля и индивидуальной работы не вытекает из конкретного случая. По результатам обследования составляется акт, который заверяется личными  подписями подопечного и лиц, проводивших обследование.

2.2 Опекуны и попечители.

 

 

Опекун или попечитель назначается органом опеки и  попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или  попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам  стало известно о необходимости  установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии  заслуживающих внимания обстоятельств  опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке  или попечительстве, в течение  месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или  попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суде заинтересованными  лицами. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав.

Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия.

Орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего  его родителям или его усыновления.

При помещении подопечного  в соответствующее воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.

Информация о работе Граждане как субъекты гражданского права