Защита авторских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение понятия авторского права, освещение его проблем и способов защиты авторского права.
На основе данной цели можно выделить следующие задачи исследования:
изучить авторское право как один из основных институтов гражданского права;
определить объекты и субъекты авторского права;
рассмотреть содержание авторского права;
охарактеризовать основные способы защиты авторских прав;
рассмотреть практику защиты авторских прав в гражданском законодательстве;
выявить проблемы реализации защиты авторских прав и пути их совершенствования.

Вложенные файлы: 1 файл

курс. - защита авторских прав.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

• Право на импорт рассчитано на случаи, когда действие права на распространение произведения было ограничено территориально (например, не предполагалось распространение на территории Российской Федерации). Это право имеет форму запрета использовать территорию Российской Федерации без согласия правообладателя для перевозки экземпляров произведения с целью их последующего распространения в России или за рубежом. Если ввоз осуществляется с иной целью (участие в выставке, удовлетворение личных потребностей и т.п.), то правообладатель не может запретить такой импорт.

• Право на публичный показ применимо (в основном) к произведениям изобразительного искусства, архитектуры, фотографии. Под показом понимается демонстрация оригинала или копии произведения непосредственно или на экране с помощью технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности.

• Право на публичное исполнение распространяется на использование музыкальных, драматических, хореографических произведений. Исполнением произведения признается его представление посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств, а также показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

• Право на передачу в эфир и право сообщения для всеобщего сведения по кабелю предусматривают возможность доведения произведения до сведения максимально широкой аудитории. Передача в эфир (по радио или телевидению) осуществляется при помощи специальных сигналов, передаваемых беспроводным способом и предназначенных для приема широкой аудиторией. При этом учитывается сама возможность восприятия таких произведений публикой независимо от того, осуществлялось ли это восприятие на самом деле. Право сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств отличается от права на передачу в эфир только техническим методом доведения произведения до сведения публики.

• Право на доведение до всеобщего сведения специально введено для случаев использования произведений в Интернете и иных компьютерных сетях и заключается в сообщении произведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору. Отличие этого способа использования от передачи в эфир или сообщения по кабелю состоит в том, что в данном случае не осуществляются активные действия по доведению произведения до конкретного пользователя, так как лицо, разместившее произведение в компьютерной сети, само его не использует. Активную роль, напротив, играют пользователи, разыскивающие такое произведение в компьютерной сети.

• Существо прав на перевод и на переработку произведения заключается в том, что автор вправе решать вопрос об использовании своего произведения в переводе или в переработанном виде. Обычно согласие автора на перевод или переработку означает и его согласие на использование созданного нового произведения. Однако, если перевод, по мнению автора, сделан неточно или некачественно, он может запретить его использование. Автор может также оставить за собой право на одобрение переработки в качестве условия использования.

• Право на реализацию дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проекта заключается в том, что любое воплощение в жизнь произведений архитектуры или дизайна допустимо только с согласия авторов. То есть права архитекторов и дизайнеров действуют в отношении не только самих проектов, но и тех решений, которые осуществлены в виде конкретных зданий и сооружений. Без согласия автора (правообладателя) такое здание или сооружение повторно воспроизвести нельзя.

3. Иные права авторов. Авторы  архитектурных и дизайнерских  произведений наделены правом  на участие в практической  реализации проекта (п. 2.1 ст. 16 Закона  об авторском праве). Это дает  им дополнительные возможности для предупреждения искажения их произведений. По своей природе это личное право, не предназначенное для передачи другим лицам.

Право следования распространяется на авторов произведений изобразительного искусства (п. 2 ст. 17 Закона об авторском  праве), получающих основной доход от продажи своих произведений. Это право позволяет авторам получать часть прибылей торговцев произведениями искусства. Оно имеет имущественный характер, но тесно связано с личностью автора. В случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т.п.) по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20%, автор имеет право на вознаграждение в размере 5% от перепродажной цены. Право следования является в целом неотчуждаемым, но может переходить к наследникам автора по закону на срок действия авторского права.

Право доступа к произведениям  изобразительного искусства заключается  в праве автора требовать доступа  к созданному им произведению для осуществления права на воспроизведение произведения (п. 1 ст. 17 Закона об авторском праве). Фактически право доступа может служить не только средством обеспечения имущественных прав автора, но и способствовать реализации личных неимущественных прав на обнародование произведения и на защиту репутации автора. В то же время автор не может требовать от собственника доставки произведения. Поскольку право доступа носит личный характер, оно не может быть отчуждено, но (подобно праву на обнародование) должно переходить к наследникам автора13.

Права авторов до 1990 года контролировалось Всесоюзным агентством по авторским  правам (ВААП). ВААП, которое охраняло права и законные интересы самих  авторов, обеспечивало их представительство, а также принимало нужные меры по предотвращению нарушений или восстановлению нарушенного права в соответствии с законодательством. ВААП отстаивало дела авторов в административных и судебных органах, выполняло функции по сбору и выплате авторского вознаграждения.

ВААП выполняло функции некого органа государственного управления в сфере авторских отношений и разногласий в сфере авторского права.

Поэтому происходящие в стране сильные  изменения значительно отразились на его деятельности. Сейчас оно  преобразовано в Российское агентство интеллектуальной собственности (РАИС).

РАИС осуществляет и разрабатывает  государственную политику в сфере  охраны авторских прав. РАИС вправе создавать и разрабатывать инструкции и разъяснения по применению авторского права, обязательные для всех ведомств, организаций и иных пользователей произведений.

Авторское право действует в  течение всей жизни автора и 70 лет  после его смерти, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора (ст. 27 Закона об авторском праве). Предусмотрено  также несколько случаев, когда этот срок исчисляется иначе14.

• Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует 70 лет после даты его правомерного обнародования. Однако если в течение его срока автор раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, применяются общие правила исчисления сроков авторского права.

• Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего соавтора. Это правило касается нераздельного соавторства, а при раздельном соавторстве — использования всего произведения как единого целого.

• Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его обнародования.

• Если автор произведения был репрессирован и затем реабилитирован посмертно, срок охраны авторского права на его произведения начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. При этом не имеет значения, были ли при жизни автора обнародованы те или иные его произведения или они впервые выпускаются в свет после реабилитации.

• В случае если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, общий срок охраны его авторских прав увеличивается на 4 года. Это означает, что для наследников такого автора во всех названных выше случаях авторское право действует в течение 74 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока (смерть автора или пережившего соавтора, посмертная реабилитация автора, обнародование произведения).

Истечение срока действия авторского права на произведение означает его  переход в общественное достояние (п. 1 ст. 28 Закона об авторском праве). Такие произведения могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должны соблюдаться личные неимущественные права автора, которые действуют бессрочно.

Таким образом, в результате создания произведения науки, литературы и искусства  его автор становится обладателем целого ряда субъективных авторских прав, как личного неимущественного, так и имущественного характера. Эти права в действующем авторском законодательстве и в доктрине авторского права традиционно именуются исключительными авторскими правами.

 

 

Глава 2. Особенности защиты авторских  прав

2.1. Основные способы защиты авторских  прав

 

Защита авторских прав, как и  защита смежных, патентных и других прав интеллектуальной собственности  обеспечивается предусмотренными законодательством  способами с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права» (пункт 1 статьи 150 ГК РФ).

Любые лица, использующие произведение, вправе осуществлять такое использование  только с согласия автора или правообладателя, кроме случаев использования произведения в пределах законодательно установленных исключений (например, цитирование, распространение (продажа) экземпляров произведения, правомерно выпущенных в гражданский оборот с согласия правообладателя, и т.д.)15.

Подтверждением согласия обладателя исключительного права на произведение на его использование является лицензионный договор, заключаемый между правообладателем и пользователем (лицом, использующим произведение).

Нарушение неимущественных авторских  прав иногда называется плагиатом.

Нарушение имущественных авторских прав называется контрафакцией или, в просторечии, «пиратством».

Таким образом, для доказывания  наличия нарушения исключительного  права на произведение необходимо и  достаточно одновременное наличие  двух обстоятельств16:

  1. факта использования произведения каким-либо способом, в том числе совершения в отношении произведения одного из видов действий, предусмотренных статьей 1270 ГК РФ;
  2. отсутствия у лица, осуществляющего использование произведения, договора с правообладателем (или предшествующим лицензиатом).

Под способами защиты авторских  прав понимаются закрепленные законом  материально-правовые меры принудительного  характера, посредством которых  производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие  на правонарушителя.

Российское авторское законодательство предоставляет потерпевшим достаточно широкий выбор способов защиты, ряд  из которых предусмотрен законодательством  впервые.

В соответствии со ст. 49 Закона РФ «Об  авторском праве и смежных  правах» обладатели исключительных авторских прав вправе требовать от нарушителя17:

  1. признания прав;
  2. восстановления положения, существовавшего до нарушения права;
  3. прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  4. возмещения убытков;
  5. взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав;
  6. выплаты компенсации в сумме от 10 до 50000 минимальных размеров оплаты труда, устанавливаемых законодательством Российской Федерации, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода.

Указанные способы защиты не исчерпывают  собой всех возможных мер, к которым  может прибегнуть потерпевший для  защиты своих авторских прав и  охраняемых законом интересов. Авторские  права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и поэтому их защита может осуществляться с помощью всех тех способов, которые применяются для защиты субъективных гражданских прав. В числе таких способов можно назвать требования о прекращении или изменении правоотношения, о признании недействительным не соответствующего законодательству ненормативного акта органа государственного управления или местного органа государственной власти, о возмещении морального вреда и некоторые другие.

Соответствующие способы защиты прав могут применяться по требованию правообладателей и организаций по управлению правами на коллективной основе, а также иных лиц.

Отсутствие вины нарушителя не освобождает  его от обязанности прекратить нарушение  прав, а также не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту прав.

В ряде случаев Гражданский кодекс устанавливает специальные способы  защиты прав, предназначенные для  применения только при нарушениях в  отдельных случаях, в частности, нормы о возможности взыскания специальной компенсации за нарушение исключительного права.

Защита авторских прав (Статья 1252  ГК РФ) может осуществляться путем  направления претензии о нарушении  и предъявлением требования к  нарушителю прав:

  1. о признании права;
  2. о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  3. о возмещении убытков (в частности, за использование без договора);
  4. об изъятии материального носителя (оборудования, устройств и материалов);
  5. о публикации решения суде о допущенном нарушении прав (такое требование может быть предъявлено к любому нарушителю исключительного права вне зависимости от наличия его вины).

Информация о работе Защита авторских прав