Виды лидеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 21:36, реферат

Краткое описание

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Понятие и правовая природа лидерства 5
Виды лидерства 9
Виды лидеров 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
Список использованной литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

Виды лидеров, Кулькова Кристина, группа 9109, реферат.docx

— 30.93 Кб (Скачать файл)

3) Пассивный. Такого лидера  характеризует отсутствие похвалы, порицаний, предложений. Он старается  уйти от ответственности, перекладывая  ее на подчиненных. Установка  подобного лидера – по возможности  незаметное пребывание в стороне. Лидер избегает конфликтов с  людьми и устраняется от разбора  конфликтных дел, передавая их  своим заместителям и другим  людям, старается не вмешиваться  в ход деятельности группы. Этот  стиль позволяет начать дело  так как видится возможно более  компетентным подчиненным без  вмешательства лидера. Однако группа  может потерять скорость и  направление движения без лидерского  вмешательства.

Многие исследователи не выделяют этот стиль как особый, ограничиваясь противопоставлением авторитарного и демократического стилей, так как пассивного лидера трудно назвать лидером.

По характеру деятельности различают:

- универсальный тип, т. е. Постоянно проявляющий качества  лидера;

- ситуативный, проявляющий  качества лидера лишь в определенной  ситуации.

Помимо названных, нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие виды лидеров:

1) "один из нас". Лидер  этого типа особо не выделяется  среди членов группы. Он воспринимается  как "первый среди равных" в  определенной сфере, наиболее удачливый  или волею случая оказавшийся  на руководящей должности. В целом  же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные  решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива;

2) "лучший из нас". Лидер, принадлежащий к данному  типу, выделяется из группы по  многим (деловым, нравственным, коммуникационным  и иным) параметрам и в целом  воспринимается как образец для  подражания;

3) "хороший человек". Лидер такого типа воспринимается  и ценится как реальное воплощение  лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности  к другим, готовности прийти на  помощь и т.п.;

4) "служитель". Такой  лидер всегда стремится выступать  в роли выразителя интересов  своих приверженцев и группы  в целом, ориентируется на их  мнение и действует от их  имени.

Виды восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как "одного из нас", другие же воспринимают его одновременно и как "лучшего из нас", и как "служителя" и т.п.

Лидерство различается по силе влияния на членов группы (организации). Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками.

В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации лидерство делится на:

- конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению  целей организации;

- деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство в сформировавшейся на предприятии группе воров или взяточников);

- нейтральное, т.е. не влияющее  непосредственно на эффективность  производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих  в одной организации садоводов-любителей).

Конечно, в реальной жизни грани между этими видами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.

Конструктивное лидерство — один из важнейших компонентов эффективного руководства. Оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств формального и неформального лидера. Однако совмещение в одном лице этих социальных ролей, особенно роли руководителя и эмоционального лидера, трудно достижимо. Для эффективности управления обычно достаточно, чтобы руководитель одновременно являлся и деловым лидером. Конечно, уровень позиции, занимаемой руководителем в системе эмоциональных отношений, также влияет на эффективность руководства. Он не должен быть чрезмерно низким, переходящим в антипатию. В последнем случае эмоциональная неприязнь может существенно подрывать деловой и должностной авторитет руководителя и снижать эффективность его деятельнос

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.

Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа "лидер - последователь", чем "начальник - подчиненный". Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

Новые подходы концентрируют свое внимание на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, передать ее значение последователям таким образом, чтобы это вдохновило и вызвало у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению целей.

Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать и обосновать единую теорию. Стиль руководства напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них менеджер добивается эффективности, структурируя задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку, в других руководитель допускает подчиненных к участию в решениях производственных проблем, в-третьих - безболезненно меняет стиль под нажимом начальства или обстоятельств. В любом случае стиль настоящего лидера должен быть гибким орудием эффективного управления производством.

На основании проведённого исследования выявилась зависимость, связывающая лидерские качества со стилем управления этого человека. Эта зависимость проявляется в том, что человек, у которого ярко выпажены лидерские качества, и он лидер не только по своей должности на службе, но и лидер по "жизни". То у этого человека в его стиле управления будет преобладать авторитарный стиль управления. Но самое главное при таком стиле управления не выходить за рамки "допустимой жесткости".

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Алексеевский В. С. Введение в российский менеджмент. – М.: Манускрипт, 2013 г.
  2. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом. М. Изд. "Юнити", 2012.
  3. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М.: Знание, 2012.
  4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., МГУ, 2011.
  5. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: Издательское объединение "Юнити", 2013.
  6. Гроув Э.С. Высокоэффективный менеджмент. М., 2012.
  7. Дункан У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте. М., 2012.
  8. Егоршин А.П. Управление персоналом. Нижний Новгород, 2013.
  9. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Мн: БГЭУ, 2012.
  10. Карлоф Б. Вызов лидеров. М., 2012.
  11. Карпов А. В. Психология менеджмента. С-Пб.: "Издательство Питер", 2012.
  12. Кретов Б. И. Типология лидерства. М., 2012.
  13. Ладанов И.Д. Практический Менеджмент. М., 2013.
  14. Лэнд П.Э. Менеджмент - искусство управлять. М., 2013.
  15. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М. изд. "Дело", 2012.
  16. Обозов Н.Н., Щекин Г.В. Психология работы с людьми. Киев, 2011.
  17. Прыгин Б.Д. Руководство и лидерство. С-Пб., 2012.
  18. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации. М., 2012.

 

 

 


Информация о работе Виды лидеров