Земли лесного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 14:19, реферат

Краткое описание

Земля - один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей - ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).
Понятие земли в земельном праве - это часть окружающей природной среды, элемент природы, охватывающий поверхностный слой земной коры на глубину почвенного покрова в пределах РФ.

Содержание

I. Понятие и общая характеристика земель лесного фонда
II. Право собственности на земли лесного фонда
III. Управление землями лесного фонда
IV. Использование земель лесного фонда
V. Ответственность за нарушение законодательства об использовании и охране лесов и земель лесного фонда
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Без имени 1.docx

— 24.51 Кб (Скачать файл)

Федеральным органом специальной компетенции  в данной сфере является Министерство природных ресурсов Российской Федерации, обеспечивающее рациональное использование, охрану, защиту лесного фонда и  воспроизводство лесов в интересах  Российской Федерации и ее субъектов. Оно осуществляет возложенные на него функции как непосредственно, так и через свои территориальные  органы.

Постановлением  Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 283 «Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства» определены полномочия Федерального агентства лесного хозяйства. Теперь именно это агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере лесного хозяйства.

Основные  функции Федерального агентства  лесного хозяйства следующие: обеспечение  рационального, непрерывного и неистощительного лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, объектов животного  мира; семеноводство, сохранение полезных свойств леса; предоставление прав пользования участками лесного  фонда; обеспечение проведения лесоустройства; мониторинг лесов; учет лесного фонда, отнесение в установленном порядке  лесов к группам лесов и  категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов  из одной группы лесов или из категории  защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию; ведение  государственного лесного кадастра; рассмотрение ходатайств о переводе лесных земель в не лесные и переводе земель лесного фонда в земли  иных категорий.

Государственный контроль за использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов закрепили как одну из функций  Федеральной службы по надзору в  сфере природопользования.

Территориальные органы управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального управления лесным хозяйством, в том  числе лесхозы-техникумы, опытные  и другие специализированные лесхозы.

Свой  перечень функций имеется и у  субъекта РФ в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, которые перечислены в ст. 47 Лесного кодекса РФ. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счет субвенций из федерального бюджета, относятся:

тушение лесных пожаров в лесном фонде  на территории субъекта Российской Федерации;

осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охрана, защита и воспроизводство. В  том числе к этим полномочиям  относятся:

принятие  решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду, безвозмездное  пользование и краткосрочное  пользование;

организация и проведение лесных конкурсов и  лесных аукционов;

определение ставок лесных податей;

выдача  лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета;

разрешение  проведения в лесном фонде строительных работ, добычи полезных ископаемых, прокладки  коммуникаций и выполнения иных работ, не связанных с ведением лесного  хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуется перевода лесных земель в нелесные земли или  перевода земель лесного фонда в  земли других категорий;

обеспечение проведения лесоустройства;

обеспечение воспроизводства лесов;

обеспечение защиты лесов от вредителей и болезней леса;

проведение  мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству.

Порядок осуществления государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов регламентирован постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 544, где установлено, что задачей государственного контроля является обеспечение соблюдения всеми гражданами и юридическими лицами установленного порядка пользования лесным фондом, правил отпуска древесины на корню, рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования и прочих рубок, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также иных требований, установленных законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1998 г. N 850 утверждено Положение о государственной лесной охране Российской Федерации.

Основными задачами государственной лесной охраны Российской Федерации, в соответствии с указанным постановлением, являются:

обеспечение охраны и защиты лесов, объектов животного  мира и среды их обитания на землях лесного фонда;

осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного  фонда и воспроизводством лесов, а также в лесах, не входящих в  лесной фонд;

организация пользования лесным фондом. 

IV. Использование земель лесного фонда

Объекты земельных и лесных отношений  используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов  и признания их основным средством  производства в лесном хозяйстве, а  также экологического и рекреационного значения лесов. Участки лесного  фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных  знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах). Включение  земельных участков в состав лесного  фонда и их изъятие из него осуществляются в соответствии с лесным и земельным  законодательством России.

Лесной  фонд находится в федеральной  собственности. Граждане в соответствии с вышеназванными целями использования  земель лесного фонда имеют право  свободно и бесплатно пребывать  на землях лесного фонда, собирать для  собственных нужд ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения, охотиться. Однако это может быть ограничено на основе законодательства в интересах  пожарной безопасности лесов или  ведения орехово-промыслового, лесоплодового  либо лесосеменного хозяйства.

Участки лесного фонда предоставляются  гражданам и юридическим лицам  на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии, краткосрочного пользования и др. Промышленные лесопользователи обязаны  соблюдать условия договоров, не оставлять недорубов и заготовленной  древесины в местах рубок по истечении  срока ее вывозки, осуществлять лесовосстановительные  мероприятия, соблюдать санитарные правила и выполнять иные обязанности, предусмотренные земельным и  лесным законодательством.

Использование земель лесного фонда регулируются ЗК и лесным законодательством. Лесное законодательство, учитывая биологическую  сущность леса и основываясь на мнении науки о лесоводстве, рассматривает  лес и лесной фонд как неразрывно связанные между собой лесную растительность и землю, на которой  она произрастает. В связи с  этим лесное законодательство регулирует отношения в области использования  и охраны земель. ЗК регулирует отношения  в области использования и  охраны земель с учетом данного обстоятельства.

Характеристика  леса как совокупности земли и  лесной растительности, а лесного  фонда - как леса и земель, не покрытых лесной растительностью, требует определить режим использования и охраны земель лесного фонда в соответствии с лесным законодательством.

Права на участки лесного фонда, основания  и порядок их возникновения и  прекращения устанавливаются лесным законодательством. Указанные вопросы  в отношении земли, входящей в  состав участка лесного фонда, также  решаются в рамках лесного законодательства.

На землях лесного фонда осуществляются лесоустройство, лесопользование, охрана и воспроизводство  лесов, ведется лесное хозяйство  в соответствии с лесным, а не земельным законодательством.

В силу специфики правового режима земель лесного фонда земельное законодательство в значительной части оказывается  не применимым к землям лесного фонда. Логика регулирования земельных  и лесных отношений и понимания  леса как совокупности лесной растительности и земли больше всего прослеживается в Особенной части Лесного  кодекса РФ, где предусматриваются особенности использования:

лесного фонда - заготовка древесины, способы рубок в зависимости от групп лесов и категорий защитности лесов 1-й группы, правила рубки, организация и порядок заготовки древесины при рубках, объем заготовки древесины при рубках главного пользования, определение объема заготовки древесины при рубках промежуточного пользования и прочих рубках, порядок заготовки живицы (сиропообразного смолистого вещества, выделяющегося при ранении хвойных деревьев, основного сырья для получения канифоли и скипидара), порядок заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования, пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, в пограничных зонах, на особо охраняемых природных территориях;

лесов, не входящих в лесной фонд, - это леса, расположенные на землях обороны, на землях городских поселений (бывшие городские леса, порядок ведения которых теперь относится к компетенции органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Государственный контроль эти органы призваны осуществлять вместе с федеральным органом управления лесным хозяйством и государственным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды);

древесно-кустарниковой  растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, железнодорожного транспорта, автомобильного транспорта и водного фонда.

Таким образом, на землях лесного фонда могут  осуществляться следующие виды лесопользования:

- заготовка  древесины;

- заготовка  живицы;

- заготовка  второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок  и др.);

- побочное  лесопользование (сенокошение, пастьба  скота, размещение ульев и пасек,  заготовка и сбор дикорастущих  плодов, ягод, орехов, других пищевых  лесных ресурсов, лекарственных  растений и технического сырья,  сбор мха, лесной подстилки,  камыша и другие виды побочного  лесопользования);

- пользование  участками лесного фонда для  нужд охотничьего хозяйства;

-- пользование  участками лесного фонда для  научно-исследовательских целей;

-- пользование  участками лесного фонда для  культурно-оздоровительных, туристических  и спортивных целей.

Использование участков лесного фонда может  осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без такового. Участки лесного фонда предоставляются  для осуществления одного вида лесопользования  или нескольких, а также одному или нескольким лесопользователям. 

V. Ответственность  за нарушение законодательства об использовании и охране лесов и земель лесного фонда

В соответствии со ст. 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная, уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Лесной кодекс Российской Федерации в ст. 110, 111 также закрепляет наступление административной, уголовной и имущественной ответственности за нарушение лесного законодательства. Ответственность наступает как для граждан, так и для юридических, должностных лиц.

Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 21 мая 2001 г. № 388 были утверждены Таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации. В соответствии с этим производится расчет сумм для предъявления ущерба как имущественной ответственности за нарушение лесного законодательства. Размеры исчисления зависят от затрат, связанных с выращиванием саженцев, площади уничтоженных или поврежденных лесных культур, размера затрат, связанных с их созданием, уходом, стоимости древесины в зависимости от диаметра ствола, породного состава, кадастровой стоимости участка и ряда других.

Информация о работе Земли лесного фонда