Исторический опыт землеустройства в нашей стране и его использование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 02:33, реферат

Краткое описание

При проведении землеустройства необходим учет законов природы и общества, действующих независимо от сознания и воли людей. Это обстоятельство требует формулировки принципов землеустройства – исходных положений, отражающих его самые существенные черты, направленность, содержание и методы. Принципы складываются в процессе практической и научной деятельности, исходя из социально-экономических потребностей общества и природных условий.

Вложенные файлы: 1 файл

Исторический опыт землеустройства в нашей стране и его использование.docx

— 32.50 Кб (Скачать файл)

Ряду хозяйств были выданы акты на право пользование землей. Таким образом, к началу 1990 г. в стране сложилась определенная система землеустройства, способная выполнять задачи, связанные с планированием, прогнозированием и проектированием использования земель, организацией территории, осуществлением комплекса мероприятий по защите и повышению плодородия почв.

Вместе с тем в использовании земель, организации производства и территории, землевладения и землепользования имелись большие проблемы, которые сдерживали развитие экономики страны, что привело к необходимости земельной реформы и новому этапу землеустройства.

С начала земельной реформы в Российской Федерации и реформирования земельных отношений, т.е. с 1991 г., их землеустроительное обеспечение осуществлялось в соответствии с Республиканской программой проведения земельной реформы на территории РСФСР, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г.

В разделе «Землеустроительное обеспечение земельной реформы» акцент был сделан на составлении схем землеустройства, включающих комплекс топографо-геодезических и почвенно-геоботанических изысканий, проведении межхозяйственного землеустройства, инвентаризации и перераспределения земель с целью создания фонда для наделения ими крестьянских (фермерских) хозяйств. Намечались также разработка и осуществление республиканской и региональных программ защиты земель от деградации, консервация деградированных земель и их восстановление.

На первом этапе земельной реформы (1991-1993 гг.) основное внимание было уделено созданию фонда перераспределения земель, организации крестьянских (фермерских) хозяйств, передаче земель в ведение сельских (поселковых) администраций, реорганизации колхозов и совхозов (на ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, акционерные общества, сельскохозяйственные кооперативы, сельскохозяйственные товарищества и общества) и приватизации земель.

Основное место в структуре землеустроительных работ заняли мероприятия по перераспределению земель, удовлетворению потребностей граждан и юридических лиц в земельных участках для садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства.

На втором этапе земельной реформы (1994-2000 гг.) землеустройство было направлено в основном на решение текущих задач, связанных с выдачей документов на право собственности на землю, поддержанием земельного оборота, дальнейшей инвентаризацией земель.

Главными результатами земельной реформы были следующие:

- ликвидирована монополия  государственной собственности  на землю, осуществлен переход  к многообразным формам земельной  собственности, созданы условия  для равноправного их развития, проведено перераспределение земли  в пользу граждан, всем собственникам  выданы соответствующие документы, введено платное землепользование;

- основная часть сельскохозяйственных  земель передана в частную  собственность;

- земли лесного фонда, природоохранные и другие наиболее  ценные земли сохранены в государственной  собственности;

- выполнены значительные  объемы работ по инвентаризации  земель;

-созданы объективные  условия для гражданского оборота  земли.

За 1991-2000 гг. подготовлены и приняты 32 федеральных закона, 52 указа Президента Российской Федерации, 180 постановлений Правительства РФ и 242 ведомственных нормативных правовых акта по земельным вопросам. На уровне субъектов Российской Федерации принято около 13 тыс. соответствующих нормативных актов. 

 

4. Главные средства  производства, непосредственно связанные  с сельским, водным и лесным  хозяйством 

 

Общественное производство исторически складывалось путем взаимодействия труда человека с землей и другими природными ресурсами.

Наиболее полно полезность земли для общества раскрывается в сельском хозяйстве, где процесс производства непосредственно связан с ее плодородием и продуктивностью. Человек, вооруженный биологическими, химическими, техническими средствами, возделывает растения, выращивает животных, используя при этом землю и связанные с ней другие природные ресурсы и как предмет труда, и как орудие производства. Особое положение земли в сельскохозяйственном производстве, а также в лесном хозяйстве определяет ее предназначение как главного средства производства в этих отраслях.

Земля, используемая в сельском хозяйстве и некоторых других отраслях, связанных с получением биологической продукции, занимает особое место в составе средств производства. Ее отличительные особенности отмечал, в частности С.А. Удачин (Землеустроительное проектирование/ под ред. В.Д. Кирюхина. – М., Колос, 1976 С. 10-11). Самыми существенными из них являются:

- Земля как средство  производства используется в  тесном взаимодействии с другими  природными ресурсами – водой, солнечной энергией, воздуха и  т.д.

- Земля – незаменимое  средство.

- Земля характеризуется  постоянством местоположения (неперемещаема), поэтому ее пространственные  формы и многие свойства стабильны. Другие средства производства (например, различные сельхозмашины) человек  перемещает по поверхности земли  в процессе производственного  использования, постройки и сооружения  также могут быть демонтированы  и т.д. Все эти более или менее  мобильные элементы производства  должны быть приспособлены к  территориальным особенностям земельных  массивов.

- Земля в отличие от  других средств производства в меньшей степени подвержена моральному и физическому износу. Но в тоже время при нерациональном (в том числе чрезмерно интенсивном) использовании земля утрачивает качество «вечного» средства производства и довольно быстро теряет свою производительную способность.

Особенности земли, проявляющиеся при ее использовании в сельском хозяйстве приводят к выделению специальной категории средств производства, неразрывно связанных с землей, к которым относятся:

- производственные постройки  – животноводческие фермы, мастерские, склады, электростанции, предприятия  по переработке продукции и  т.п.;

- водохозяйственные и  мелиоративные сооружения – оросительные  и осушительные каналы, пруды  и водохранилища, колодцы, водопроводные  сети, водонапорные башни;

- противоэрозионные сооружения;

- транспортные устройства  – дороги, мосты и другие дорожные  сооружения;

- многолетние насаждения  – сады, виноградники, ягодники, защитные  древесные и кустарниковые насаждения;

- Другие хозяйственные  устройства – ограждения, сети  электроснабжения и связи и  т.д.

Используются эти средства производства там, где сооружены, вместе с земельными участками, на которых расположены. После того как они созданы, перемещение их невозможно без полной или частичной потери их пригодности к эксплуатации, а недостаточно обоснованное размещение может вызвать большие экономические издержки.

Концентрация средств производства, неразрывно связанных с землей, во многом определяет уровень интенсификации сельского хозяйства. Чем лучше оборудована и оснащена территория в инженерном отношении, тем выше производительность земледельческого труда и меньше потери сельскохозяйственной продукции.

5. Основные направления  перспективного плана социального  развития и его связь с землеустройством  

 

Землеустроительная документация (в первую очередь схемы и проекты землеустройства) служит для обоснования и планирования мероприятий по социальному и экономическому развитию территорий, осуществляемых органами местного самоуправления и администрацией сельскохозяйственных предприятий. Вместе с тем контрольные цифры по развитию территории закладываются заказчиками землеустроительной документацией в схемы и проекты землеустройства.

В настоящее время полномочия органов местного самоуправления по земельным фондам существенно расширились, приобрели остроту задачи планирования использования земель в районе, экономического и социального развития территорий. В компетенцию районных администраций теперь входят практически все вопросы использования земель, затрагивающие интересы проживающего на них населения. К ним относятся:

- владения, использование  и распоряжение земельными и  другими природными ресурсами, находящимися  в муниципальной собственности, контроль за использованием земель в границах района;

- комплексное социально-экономическое  развитие муниципального образования;

- регулирование планировки, застройки, благоустройства и озеленения, использование водных объектов, месторождений общераспространенных  полезных ископаемых, дорожное строительство  и содержание дорог;

- охрана окружающей среды  и др.

Для планирования мероприятий в этой сфере муниципальные власти могут использовать материалы схем землеустройства.

Схема землеустройства административного района, например, используется для планирования мероприятий по сельскохозяйственному освоению, трансформации и улучшению земель; обоснования выделения земель несельскохозяйственным пользователям; организации землевладений крестьянских хозяйств, кооперативов, землепользований, арендаторов и т.д.; осуществления противоэрозионных и природоохранных мер; корректировки программ развития хозяйств и объединений с учетом качества и местоположения закрепленных за ними земель; обоснования распределения средств, поступающих за счет земельного налога.

Научно-исследовательские учреждения рекомендуют широко использовать принципы научно обоснованного планирования экономического и социального развития реформированным сельскохозяйственным предприятиям и в настоящее время. Прежде всего это разработка бизнес-планов предприятий, а также перспективных, планов развития производства и социального развития, производственно-финансовых и оперативных планов хозяйств и их производственных подразделений.

Бизнес-план сельскохозяйственного предприятия (организации) – это инструмент обоснования предпринимательской коммерческой деятельности, которая невозможна без учета перспектив использования и охраны земельных ресурсов, развития хозяйств, намечаемых в проектах землеустройства.

Перспективные планы составляют на всех предприятиях (включая крестьянские хозяйства); они определяют основные направления их экономического и социального развития на тот или иной период и увязываются с имеющимися средствами. Без этого невозможно рационально организовать работу, правильно распределить ресурсы, максимально производительно использовать рабочее время.

План развития производства, как правило, включает следующие основные разделы:

- специализация и размер  хозяйства;

- сочетание отраслей растениеводства  и животноводства (с учетом межхозяйственной  кооперации);

- развитие вспомогательных  и подсобных производств, комбинирование  сельскохозяйственной промышленной  деятельности;

- механизация и электрификация  производства;

- организация и оплата  труда, баланс трудовых ресурсов  и т.д.

В плане социального развития решаются следующие вопросы:

- улучшение условий труда;

- совершенствование системы  расселения, жилищных и культурно-бытовых  условий;

- повышение квалификации  работников предприятий и др.

Разработка плана заканчивается расчетами финансового обеспечения производственной и социальной программ.

На основании заданий плана, уточняемых при внутрихозяйственном землеустройстве с учетом качества земель, территориальных особенностей землевладений или землепользования, а также после определения очередности мероприятий по рациональному использованию земли и ее охране, составляют текущие производственно-финансовые планы хозяйства (товарищества, кооператива, акционерного общества и т.д.). В этих планах реализуются намеченные на перспективу предложения, включая разработку рабочих проектов осуществления отдельных землеустроительных мероприятий (улучшению угодий, строительство орошаемых культурных пастбищ, рекультивация земель и т.д.), которые обеспечиваются соответствующими ресурсами и принимаются к исполнению. Производственно-финансовые планы составляют ежегодно. Кроме того, в хозяйствах разрабатывают более детальные оперативные планы на отдельные периоды работ (посев, уборка и д.р.).

Развитие сельскохозяйственного производства, появление новых форм землевладения и землепользования, организации и оплаты труда, интенсификация нередко требуют освоения новых земель, дополнительных мер по мелиорации, защите почв от эрозии и охране природы, переустройству территории, поскольку решения, принятые при ранее проведенном землеустройстве не всегда соответствует новым направлениям деятельности предприятия.

В последние годы произошли глубокие изменения в экономических отношениях и методах управления народным хозяйством, в том числе в агропромышленном комплексе. Структура производства, объемы продажи продукции, другие производственные и экономические показатели теперь определяются предприятиями самостоятельно, исходя из спроса потребителей, необходимости увеличения доходов работников, прибыли и рентабельности, достижения полной самоокупаемости и самофинансирования. Тем самым резко повышается их ответственность за разработку эффективных планов развития, в том числе по использованию земельных ресурсов.

При внутрихозяйственном землеустройстве в первую очередь необходимо:

- оценить биоклиматический  потенциал земель хозяйства и  его обеспеченность производственными  ресурсами; определить какую продукцию и в каком объеме наиболее выгодно ему производить;

- составить реальную производственную  и социальную программу, которая  будет сбалансирована по ресурсам, обеспечит расширенное воспроизводство, получение прибыли в требуемых размерах, неуклонное повышение плодородия почв и максимальную экономическую эффективность производства;

Информация о работе Исторический опыт землеустройства в нашей стране и его использование