История развития земельных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:42, реферат

Краткое описание

Сфера земельных отношений - одна из наиболее интенсивно развивающихся. Земля, особенно в России, исконно крестьянской стране, всегда была основным средством производства и вложения капитала. С течением времени менялись институты, правоотношения и характер их регулирования, но материальная сущность оставалась прежней. Только сравнительно недавно земля стала выступать катализатором дальнейшего развития рыночных отношений, важным элементом создания инвестиционной привлекательности того или иного региона, той или иной сферы бизнеса.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 21.76 Кб (Скачать файл)

Введение

Сфера земельных отношений - одна из наиболее интенсивно развивающихся. Земля, особенно в России, исконно  крестьянской стране, всегда была основным средством производства и вложения капитала. С течением времени менялись институты, правоотношения и характер их регулирования, но материальная сущность оставалась прежней. Только сравнительно недавно земля стала выступать  катализатором дальнейшего развития рыночных отношений, важным элементом  создания инвестиционной привлекательности  того или иного региона, той или  иной сферы бизнеса.

 

1. Земельный строй  дореволюционной России

Формирование крепостного  права уходит во времена становления  Киевской Руси. В то время подлежали  усиленной охране все частные  землевладения. На это указывает  текст статьи 34 «Русской Правды» (Краткая  редакция). В ней был установлен высокий штраф за порчу межевого знака, чем подчеркивалась забота древнерусского государства об обеспечении устойчивости земельного правопорядка.

В 1565 г. Иван Грозный разделил земли государства на земские (обычные) и опричные (особые), включив в  последние земли оппозиционной  княжеско-боярской аристократии.

В 1580 г. Церковным Собором  было принято решение, запрещавшее  митрополитам, архиереям и монастырям покупать вотчины у служилых людей, принимать земли в заклад и  на помин души, увеличивать каким-либо другим способом свои земельные владения

Во второй половине XVI в. проведена  повсеместная опись вотчинных земель, информация о которых была занесена в писцовые книги, что способствовало упорядочению финансовой и налоговой  систем и служилых обязанностей феодалов. В дальнейшем государство провело  повсеместное описание земель с подразделением их на окладные единицы («сохи»). Полученная информация и документация способствовали созданию системы крепостного права.

В общегосударственном масштабе крепостное право оформилось Судебником 1497 г. и последующими указами о  заповедных и урочных летах 1591 г. Полное прикрепление крестьянина к  земле и подчинение его административной и судебной власти феодала окончательно оформились Соборным уложением 1649 г.

Земельная реформа 1861 г. была осуществлена на принципах, сформулированных при императоре Александре II. Этими  принципами стали:

а) собственность на землю  сохраняется за прежними владельцами-помещиками;

б) крестьяне получают усадебную  оседлость и наделы на условиях последующего выкупа или отработки;

в) крестьяне выступают  как социальный субъект земельно-правовых отношений только в составе общины;

г) всемерно должен быть обеспечен  фискальный и казенный интерес при  реорганизации земельных отношений.

Первая земельная реформа  в России не принесла экономического процветания крестьянам, получившим за выкупные платежи от 2,5 до 5,7 десятин  среднедушевой надельной земли. Они не соответствовали трудовым силам и потребностям земледельческого населения.

Последовавшая в начале XX в. вторая реформа в сельском хозяйстве  и землепользовании России стала  именоваться по имени премьер-министра того времени П.А. Столыпина. Эта  реформа, существенно не затрагивая правового статуса помещичьих земель, имела своей целью внести коренные изменения в правовое положение  личности и землевладения крестьянства. Так, Указом от 8 ноября 1905 года были отменены выкупные платежи за надельные земли, отведенные крестьянам в ходе реформы 1861 г.

В основе последующих Указов от 4 марта и от 15 ноября 1906 г., а  также Закона от 14 июня 1910 г. лежала концепция замены общинного крестьянского  землевладения и землепользования частной (подворной).

В период «Столыпинской» реформы  окончательно сложился земельный правопорядок Российской империи, который затем  существовал до 1917 г. По правовому  режиму земельной фонд России того периода включал:

- Государственные земли.

- Монастырские земли.

- Майоратские земли.

- Частновладельческие земли.

- Посессионные земли.

- Общественные земли.

Следует отметить, что, несмотря на имеющиеся недостатки существующего  в то время законодательства, Россия была одним из основных поставщиком  сельскохозяйственной продукции в  страны Европы и «Старого света». Это, в свою очередь, существенно влияло на существующий высокий мировой  статус России в целом.



 

2. Земельное законодательство  советского периода

Одним из первых законодательных  актов советского государства стал декрет Всероссийского съезда Советов  от 26 октября (7 ноября) 1917 г. «О земле».

Декрет «О земле» действовал в течение шести лет, но его  положения легли в дальнейшем в основу советского земельного законодательства. Так, были приняты Декрет Совета народных Комиссаров (далее — СНК) от 29 декабря 1917 г. «О запрещении сделок с недвижимостью», Декрет ВЦИК от 27 мая 1918 г. «О лесах», Декрет СНК РСФСР от 30 апреля 1920 г. «О недрах земли».

С 1922 г. началась кодификация  земельного законодательства, преследовавшая цель: «создать стройный, доступный  пониманию каждого земледельца  свод законов о земле». Кодификация  завершилась созданием Земельного кодекса РСФСР 1922 г. В его основных положениях подтверждалось, что вся  земля в пределах РСФСР, в чьем бы ведении она ни состояла, составляет собственность рабоче-крестьянского  государства и образует единый государственный  земельный фонд. Первым общесоюзным  законом, определившим правовой режим  всех категорий земель, стали Общие  начала землепользования и землеустройства, утвержденные ЦИК СССР 15 декабря 1928 г.

Последующие реформы 1953 г., 1965 г., принятие Продовольственной программы 1982 г. и внедрение методов внутрихозяйственного, арендного и семейного подрядов на селе не дало ожидаемого результата. Нужны были более радикальные  изменения в правилах пользования  и владения землями в Российской Федерации. Такая политика государства, проводимая с середины 30-х годов XX в. в отношении землепользования и землевладения, как стало ясно в последние годы, существенно  подорвала государственные устои. Отсутствие заинтересованности у граждан  к развитию сельского хозяйства, массовый исход людей из деревни  привели к тому, что даже в настоящее  время во многих регионах некому обрабатывать землю. Это приводит к деградации земель и утрате ее важнейших природных свойств.

Лишь в последнем десятилетии  ушедшего столетия были проведены реформы, существенно изменившие земельный  строй в Российской Федерации.

Таким образом, существенной особенностью данного периода развития земельных правоотношений в России стало то, что граждане и юридические  лица фактически не имели в собственности  земель, не обладали полным правом пользования, владения и распоряжения.

 

3. Социально-экономические  предпосылки земельной реформы,  начатой в 1990 году, и правовая  основа ее проведения

В сфере земельных отношений  все настойчивее возникала необходимость  следующих преобразований:

- придание земле легальной  денежной оценки, переход к арендным  отношениям сельскохозяйственных  предприятий при передаче земли  в долевую собственность крестьян;

- легализация других форм  частной собственности на землю;

- расширение полномочий  местных органов власти в части  планирования использования земли  и распоряжения ею; разграничение  федеральных государственных земель  и земель субъектов РФ, а также  местного самоуправления;

- обеспечение реальной  информированности общественности  о положении дел в земельном  хозяйстве страны и выработка  процедуры ее участия в решении  спорных вопросов относительно  использования земли;

- усиление значения экологических  критериев, ограничивающих бесконтрольное  создание вредных производств  и применение опасных технологий;

- повышение эффективности  государственного земельного кадастра  мониторинга и контроля за  правильным использованием, охраной  и улучшением качественного состояния  земель.

Мероприятия земельной реформы  нашли отражение в специальных  федеральных законах России.

Первый Закон «О земельной  реформе» был принят Верховным Советом  РСФСР 23 ноября 1990 года (в ред. 27 декабря).

Положения Закона «О земельной  реформе» 1990 года были закреплены в  Земельном кодексе РСФСР, принятом Верховным Советом РСФСР 25 апреля 1991 года. Более подробно, чем в  Кодексе, вопросы реформирования земельных  отношений на селе решались в Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 года, Указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации  о порядке реорганизации колхозов и совхозов, приватизации государственных  сельскохозяйственных предприятий  и в других нормативно-правовых актах  этого периода земельной реформы.

С 1990 г. вышло несколько  Указов Президента Российской Федерации  и правительственных правовых актов, направленных на конкретизацию законодательных  предписаний о направлениях, порядке  и правилах осуществления земельной  реформы и перераспределения  земель между собственниками и пользователями земельными участками. Особое место  среди законодательных предписаний  в реализации земельной реформы  стали занимать нормы Гражданского кодекса Российской Федерации. Они  способствовали формированию земельного рынка и реализации сделок перераспределения  земельных участков между собственниками и землепользователями, гражданами и юридическими лицами.

Разработана и утверждена Правительством РФ 26 июня 1999 г. «Федеральная целевая программа „Развитие  земельной реформы в Российской Федерации на 1999—2002 годы“».

30 октября 2001 года опубликован  и вступил в юридическую силу  действующий Земельный кодекс  Российской Федерации (Федеральный  закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ).

Изменения и дополнения в  этот нормативно-правовой акт вносятся постоянно, что свидетельствует  о продолжении земельной реформы  в нашей стране и особом подходе  законодателей к решению земельного вопроса.

 

Заключение

При совершенствовании правового  регулирования землеустройства  большое значение имеет теоретическая  разработка проблемы правоотношений, складывающихся в связи с землеустройством, и прежде всего, определение понятия  субъекта и круга лиц, способных  быть участниками этих правоотношений, что дает возможность выявить  специфику этих правоотношений в  целом и их отдельных видов.

 

Список литературы

1. Земельное право. Учебник для вузов./ Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2008г.

2. Краснов Н.И. Земельная реформа и земельное право в современной России // Государство и право. № 12. 2003.

3. Суворов В.И. Государственно-правовое регулирование земельных реформ в России: проблемы теории и практики // Юрист. № 3. 2008г.

 


Информация о работе История развития земельных правоотношений