Источники земельного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 15:29, контрольная работа

Краткое описание

Источники права представляют собой форму закрепления общеобязательных правовых норм. Такими формами могут быть правой обычай, судебный и административный прецедент, нормативный акт и нормативный договор. В силу различных специфических условий развития в правовых системах государств могут существовать все или лишь некоторые источники права. В зависимости от этого принято различать англосаксонскую и континентальную системы права. Однако общей тенденцией развития права является усиление роли закона в правовом регулировании общественных отношений.

Содержание

Введение. 3
1. Понятие и система источников земельного права. 4
2. Конституционные основы правового регулирования земельных отношений. 7
3. Федеральное земельное законодательство. 9
4. Проблемы развития российского земельного законодательства. 15
Заключение. 18
Решение задач. 19
Список использованной литературы. 20

Вложенные файлы: 1 файл

Источники земельного права.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)


План.

Введение.                                                                                                                 3

1. Понятие и система источников  земельного права.                                         4

2. Конституционные основы правового регулирования земельных отношений.                                                                                                             7

3. Федеральное земельное законодательство.                                                     9

4. Проблемы развития российского земельного законодательства.                 15

Заключение.                                                                                                            18

Решение задач.                                                                                                       19

Список использованной литературы.                                                                  20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Источники права представляют собой  форму закрепления общеобязательных правовых норм.  Такими формами могут быть правой обычай, судебный и административный прецедент, нормативный акт и нормативный договор. В силу различных специфических условий развития в правовых системах государств могут существовать все или лишь некоторые источники права. В зависимости от этого принято различать англосаксонскую и континентальную системы права. Однако общей тенденцией развития права является усиление роли закона в правовом регулировании общественных отношений.

В российской системе права источниками права являются писаные законы – нормативные акты и нормативные договоры. В качестве источников права признаются также решения Конституционного суда РФ, а также обычай в случаях, установленных законодательством. Можно сказать, что в России господствует континентальная система права, но при условии, что  судебные, арбитражные и административные прецеденты, в том числе обобщенные в постановлениях высших судебных органов, не признаваемые источниками права, практически создают обычай традиции судебной, арбитражной и административной практики. Благодаря этому они играют большую роль в правовом регулировании отношений внутри государства, придавая законодательству определенную интерпретацию. В качестве источника права обычай признается Гражданским кодексом РФ. На основании обычая также регулируются отношения по использованию природных ресурсов малочисленными народами на территориях традиционного природопользования. Тем не менее, законодательство играет основную роль. В его содержание включается практически все действующие правовые принципы и нормы.

 

 

 

1. Понятие и система  источников земельного права.

В цивилизованном юридическом пространстве, могут существовать следующие виды источников права: правовой обычай, нормативный  акт, судебный прецедент, договор, общие принципы, идеи и доктрины, религиозные тексты и др.

Не все эти источники права  действуют одновременно и с одной  силой — на их действие влияют специфические  исторические черты правовых систем той или иной страны, особенности  национального права в рамках единой правовой семьи, периоды развития, традиции. Для России характерно главенствование нормативных актов в большинстве отраслей права, но последнее время в земельных отношениях начинают приобретать все большее значение общие принципы, договоры и обычаи.

В ряде других стран приоритетное значение имеет судебный прецедент, судебный обычай, т. е. предыдущее судебное решение, фактически и часто используемое в качестве образца и эталона  при повторных аналогичных обстоятельствах  судебного дела (Англия, США, Канада, Австралия).

В этих и некоторых других англоязычных странах публикуются подробные  судебные отчеты и судебные решения, они вводятся в компьютерную базу данных, откуда юристы и все желающие могут почерпнуть информацию о предыдущей судебной практике. Исторически это было обусловлено тем, что в борьбе королей с парламентом суды относились к прерогативе королей и получали соответствующую независимость и свободу от парламентских законов.

Распространенным считается мнение о том, что России не известен судебный прецедент ввиду отсутствия обязательности одних судебных решений для остальных судов. Такая точка зрения была оправдана в том смысле, что прецедентного права в общепринятом понимании в России действительно пока нет. Однако практика складывается таким образом, что судебные решения также становятся источником права, в том числе земельного.

Существует авторитет решений  одних судов для других — решения  судов субъектов Российской Федерации  по конкретным и кассационным делам  нередко публикуются и, как правило, учитываются нижестоящими судами. Кроме того, постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, определения их Коллегий могут являться обязательными для остальных судов. Таким образом, и в России судебный прецедент начинает занимать хотя и ограниченное, но определенное место. Являются окончательными и обязательными для исполнения постановления Конституционного Суда РФ.

Идеи и доктрины, т. е. мнения ведущих  ученых юристов, принимают и ряде государств участие в формировании права, становятся обязательными, общими, т. е. не персонифицированными, рассчитанными на неоднократное исполнение, получая отражение в законодательстве. В романно-германской правовой семье основные положения права в свое время были сформулированы в университетских стенах.

Что же касается воззрений, идей и  доктрин традиционных российских юристов, то последние десятилетия им должного значения не придавалось, их предназначением  считалось обслуживание воли высших должностных лиц, в чем отдельные  лица достаточно преуспели. Однако аргументированные, научно обоснованные мнения авторитетных ученых принимаются во внимание при рассмотрении дел в Конституционном Суде РФ, в общих и арбитражных судах. Имеются примеры использования в судах и при вынесении решений доводов, изложенных в научнопрактических комментариях, учебниках и пособиях.

Наиболее характерным для России способом правового регулирования  всегда являлся нормативный акт, что обусловливалось масштабами, централизацией и многонациональностью государства, желанием обеспечить единообразие правоприменения. Нормативный акт содержит норму права и отличается от индивидуального акта, направленного на решение конкретного, индивидуального случая.

Под нормой права понимается общее (неперсонифицированное) правило поведения, обязательное для исполнения гражданами и должностными лицами, установленное уполномоченным на это органом. Норма права — не констатация факта, не рекомендация, не пожелание, не призыв, а повеление, имеющее категорический характер, предписание, за которым стоит авторитет закона, государства. Нормативный акт не должен исчерпываться исполнением, действует непрерывно и, как правило, рассчитан на неопределенное количество случаев.

Нормативный акт имеет в условиях России определенные преимущества перед  остальными источниками права: он является письменным, публикуемым источником права, широко тиражируемым, доведенным до сведения исполнителей, призванным отражать общий интерес, общую волю, готовящимся тщательно, длительное время и с помощью квалифицированных юристов.

В связи с многообразием природноклиматических условий нашей страны нормативные федеральные акты по вопросам земельных отношений должны приниматься только по крупным направлениям и проблемам и крайне осторожно — решение конкретных деталей передается субъектам Федерации, относится к их правотворческой компетенции.

Нормативные акты составляют иерархическую  систему или пирамиду соподчиненных  звеньев, где их юридическая сила зависит от места и компетенции  органа, принимающего акт. Среди нормативных  актов различаются конституция, законы и подчиняющиеся им подзаконные акты. К последним относятся как акты государственных органов, так и акты органов местного самоуправления.

 

 

 

2. Конституционные основы  правового регулирования земельных  отношений.

 

Конституция РФ выступает в качестве основополагающего источника практически всех отраслей права. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Кроме федеральной, в пределах соответствующих юрисдикции действуют 21 конституция республик. Предусматривается принятие уставов другими субъектами РФ.

Конституция РФ содержит ряд статей, как прямо, так и косвенно регулирующих земельные  отношения. Заметное место в Конституции  занимают вопросы собственности  на землю (ст. 8, 9 и 36).

Статья 8 Конституции содержит своего рода перечень форм собственности, которые признаются и защищаются в РФ. Этот перечень не законченный, и помимо частной, государственной и муниципальной допускается существование иных форм собственности. Конституция не уточняет, каких, и этот перечень дополняется практикой. К примеру, собственность общественных организаций, создаваемых в соответствии с Законом «Об общественных объединениях», определяется при регистрации как общественная. Данное положение ст. 8 Конституции прямо связано с ч. 2 ст. 9, которая распространяет данный перечень форм собственности на землю и другие природные ресурсы. В ней провозглашено: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».

Статья 36 Конституции подтверждает возможность  иметь в частной собственности  землю и уточняет субъектный состав: земля может находиться в частной  собственности граждан и их объединений. На основе этой статьи можно говорить о существовании двух видов частной собственности: частной и собственности физических и юридических лиц. Частью второй этой же статьи закрепляется право свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей, которое, однако, может быть реализовано в той мере, в какой оно не будет наносить экологического ущерба, а также нарушать права и законные интересы иных лиц. Таким образом, здесь отражен принцип приоритета общественных интересов перед частными. Часть третья ст. 36 устанавливает процессуальные требования, предусматривая, что условия и порядок пользования землей, находящейся в частной собственности, определяется на основе федерального закона.

Правильное  толкование данной статьи важно, так  как речь идет о распределении  нормотворческих полномочий. Практически  важно знать, обладает ли Федеральное Собрание РФ исключительным правом регулирования в данной области, или это право принадлежит всем субъектам, обладающим нормотворческими полномочиями (Президенту РФ, Правительству РФ), которые, однако, должны определять порядок пользования землей на основе принятого федерального закона по этому вопросу. Данное положение Конституции получило известность в связи с принятием Указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю», подвергшегося критике, в том числе за нарушение Конституции1.

В качестве конституционной основы правового  регулирования земельных отношений  выступает ст. 42, провозгласившая  право граждан на благоприятную  окружающую среду и другие экологические  права. Учитывая, что земля является составной частью окружающей среды, действие данной статьи распространяется и на земельные отношения. Государство, в свою очередь, обязано обеспечить защиту данного права, поддерживая благоприятное качество земель, предоставляя имеющуюся достоверную информацию об их состоянии, и обеспечивая возмещение ущерба, причиненного здоровью граждан или их имуществу земельным правонарушением. Право граждан на благоприятную окружающую среду дополняется обязанностью каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, провозглашенной ст. 58 Конституции. Данное конституционное положение закрепляет возможность определять обязанности граждан в области охраны земель и обеспечения рационального землепользования.

В ст. 71 и 72 Конституции РФ определены соответственно сферы ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ. Преимущественно регулирование земельных отношений относится к области совместного ведения, а за РФ остается право управления федеральной собственностью, в том числе земельной.

 

3. Федеральное земельное законодательство.

Федеральное земельное законодательство в широком смысле слова образуют законы и подзаконные нормативные  правовые акты, принятые на федеральном  уровне. К федеральному земельному законодательству относятся также  указы Президента РФ, регулирующие земельные отношения.

Федеральное земельное законодательство развивается  достаточно интенсивно, отражая и  закрепляя политику государства  по реформированию земельных отношений. Уже перестали действовать некоторые  федеральные законы, принятые в первые годы политических преобразований в России — Законы о земельной реформе (1990), о собственности в РСФСР (1990). Отменен Земельный кодекс РСФСР (1991). Сейчас принят новый Земельный кодекс РФ (2001) После принятия Конституции РФ в 1993 г. и в несколько изменившихся политических условиях происходит дальнейший рост числа земельных законов и подзаконных нормативных правовых актов.

Важное  место по значимости в системе  земельного законодательства п занимает Земельный кодекс РФ, принятый Государственной Думой РФ 28 сентября 2001 г

Земельный кодекс является комплексным кодифицированным федеральным законом, охватывающим значительное разнообразие земельных  отношений. Он определяет порядок предоставления и изъятия земельных участков, использование земель гражданами для ведения фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, земель, предоставленных в качестве служебных земельных наделов. Здесь содержатся основополагающие нормы, устанавливающие правовой режим различных категорий земель, регулирующие вопросы платы за землепользование, юридической ответственности за земельные правонарушения.

Финансовые  аспекты земельных отношений  развиты в Законе «О плате за землю» 1991 г., пережившем многочисленные изменения. Последний раз изменения в текст Закона были внесены 29 декабря 1998 г. Закон детально определяет порядок исчисления и взимания платежей за использование земель различного целевого назначения, а также распределения полученных средств. Особенностью Закона является то, что он не охватывает все виды земельных плат. Вопросы налогообложения продажи земельных участков, взимания платы за перерегистрацию земельных участков и некоторые другие регулируются отдельно.

Закон РФ от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства»' реализует принцип свободного распоряжения земельными участками, предоставленными гражданам для указанных целей. В нем также содержатся некоторые процессуальные требования, связанные с удостоверением права частной собственности при купле-продаже земельных участков.

Информация о работе Источники земельного права