Кадастровые отношения в России до начала 90-х годов XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 00:50, реферат

Краткое описание

Земельные отношения - это совокупность отношений, возникающих между субъектами земельного права. Основу земельных отношений составляют факторы материального порядка: количество и качество земли, её местоположение, отраслевая принадлежность, территориальное устройство и другие.
Основную роль в земельных отношениях играет сама земля, которая является одним из важнейших и особенных факторов производства.

Вложенные файлы: 1 файл

реф печать.docx

— 28.72 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСКТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ

 

 

Кафедра землепользования и кадастров

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «Основы кадастра недвижимости»

на тему: «Кадастровые отношения в России до начала 90-х годов XX века»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили: ст-ки 21-ГК группы

Каменева К.С.

Прохорова Е.А.

Проверила: доцент

Кузнецова С.Г.

 

 

Москва

2015

Введение.

Земельные отношения - это совокупность отношений, возникающих между субъектами земельного права. Основу земельных отношений составляют факторы материального порядка: количество и качество земли, её местоположение, отраслевая принадлежность, территориальное устройство и другие.

Основную роль в земельных отношениях играет сама земля, которая является одним из важнейших и особенных факторов производства.

Так важно сегодня оглянуться в наше историческое прошлое, чтобы, возможно, именно там найти ответ на насущные вопросы о земельных ресурсах. Исключительная сложность задачи реформирования земельных отношений объективно заставляет и нас обращаться к тем периодам развития отечества, которые в этом отношении были для России переломными, проходили под знаком социально - экономических реформ.

Одним из таких переломных моментов стал для России 1917 год. 
После 1917 года земельные отношения в России резко изменились. Кардинальные реформы потерпели земельные отношения в этот год.

Новая власть исходила из необходимости проведения земельной реформы на базе национализации всех земель, отмены частной собственности на землю и объекты недвижимости и передачи земли в руки тех, кто ее обрабатывает. Одним из первых практических шагов по реализации этой программы стал Декрет ВЦИК «О земле» от 26 октября 1917г., который был принят населением с большим энтузиазмом.

Проект декрета был подготовлен В. И. Лениным и представлен им съезду в докладе о земле. При написании Д. о з. Ленин использовал «Примерный наказ,составленный на основании 242 наказов, доставленных местными депутатами на 1-й  Всероссийском съездкрестьянских депутатов в Петрограде в 1917 году», раздел которого «О земле» целиком вошёл в текст декрета (ст. 4).

Декрет отменял помещичью собственность на землю без всякого выкупа и передавал помещичьи,удельные, монастырские, церковные земли со всем инвентарём и постройками в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, на которые возлагалось принятие мер для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений. Декрет устанавливал также, что земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются. Декрет определил новые принципы землевладения и землепользования: право частной собственности на землю отменялось, запрещались продажа, аренда и залог земли, вся земля объявлялась всенародным достоянием, т. е. переходила в исключительную собственность государства (что означало национализацию земли); земельные участки с высококультурными хозяйствами, питомники, конные заводы и прочее, а также весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель передавались в исключительное пользование государства или общин; право пользования землёй получили все граждане при условии обработки её своим трудом, семьёй или в товариществе без наёмного труда, на основе уравнительного землепользования при свободном выборе реформ землепользования, в том числе и артельной. По декрету крестьяне России получили бесплатно 150млн. десятин земли, они были освобождены от уплаты 700 млн. рублей золотом ежегодно за аренду земли и от долгов за землю, достигших к этому времени 3 млрд. рублей. Основные положения «Декрета о Земле» были развиты и конкретизированы в ряде законодательных актов Советского государства, в том числе в законе «О социализации земли» 1918, в Земельном кодексе РСФСР 1922 и др. Осуществление «Декрета о земле» и других актов аграрного законодательства Октябрьской социалистической революции обеспечило поддержку Советской власти со стороны трудового крестьянства, ликвидацию помещичьего землевладения и класса помещиков и создало    «... земельный строй, наиболее гибкий в смысле перехода к социализму» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 37, с. 326).

Декрет о земле чётко определил отношение новой власти к частной собственности, к наёмному труду. Эти формулировки надолго стали основой земельной политики СССР и стран социалистического лагеря.Но на практике выполнялись не все эти принципы. Так, государственная собственность была объявлена общенародной, то есть принадлежащей всему обществу.

Сделки с недвижимостью были запрещены в декабре 1917 г.

 Декретом  ВЦИК «Об отмене права частной  собственности на недвижимость  в городах» от 20 августа 1918г. был определен правовой статус городских земель и недвижимости.

Декрет упразднил право частной собственности на жилье и передал жилые дома в распоряжение органов местной власти. При этом в ряде городов муниципализация была проведена еще раньше. Так, в Москве согласно постановлениям  Моссовета «о городских недвижимостях» от 30 ноября, 12 декабря 1917 г. и 26 января 1918 г. отменялось право частной собственности на дома, если их стоимость была не менее 20 тыс. руб., или если чистый годовой доход с найма превышал 750 рублей.

12 июля 1918 г. Моссовет принял постановление «О распределении жилых помещений в г. Москве», по которому производилось «уплотнение» из расчета 1 комната на 1 взрослого человека.

Ордера на вселение граждан выдавались районными жилищными советами, на основании которых домовые комитеты предоставляли комнаты и квартиры. 11 сентября 1918 г. Моссовет издал постановление «О порядке реквизиции жилых помещений и движимого имущества», в котором впервые был сформулирован «принцип изыскания и предоставления рабочим жилых помещений за счет буржуазно-паразитических элементов». 26 октября 1918 г. было принято постановление «Об учете и распределении жилых и нежилых помещений в г. Москве». В нем устанавливался минимальный порог при уплотнении (2 кв. сажени на 1 взрослого человека, около 9 м²).

В служебной инструкции, выработанной ЖЗО Моссовета, все городское население делилось на четыре категории:

«организованные коммунисты», семьи красноармейцев, находившихся на фронтах гражданской войны — «получают всё и остаются на своих квартирах»;

рабочие, мелкая и средняя интеллигенция могли претендовать на получение «хороших комнат в других домах»;

«крупная интеллигенция», советские служащие, «буржуа, не имевшие недвижимости» уплотнялись согласно норме.

«буржуа, ликвидировавшие свои дела и живущие спрятанными капиталами или имеющие собственность» выселялись из Москвы, «у них отбирается все и выдается только „походный паек“: пара белья, подушка, одеяло, то есть, что полагается красноармейцу, уезжающему на фронт».

В результате осенью 1918 г. из Москвы было выселено 3 197 «буржуазных семей» (около 15 тыс. чел.), а в их квартиры было вселено более 20 тыс. рабочих.

Принятие новых законодательных актов закрепило непосредственное распоряжение единым государственным земельным и жилищным фондом за народными комиссарами и местными органами власти. Функции управления недвижимостью были переданы Управлению коммунального хозяйства НКВД и исполкомам.

После 1917г. складывается ситуация когда земля, де факто, перестает быть объектом налогообложения со всеми вытекающими отсюда последствиями. В связи с этим отпала и необходимость в Межевой и Поземельных книгах. Такая система управления государственной собственностью на средства производства и землю не способствовала развитию кадастровых работ в России и коренным образом изменила путь развития кадастра.

Кадастр представлял собой сведенные в единую книгу регистрационные сведения по землепользователям, а также количественные и качественные характеристики земель. Основой ведения кадастра являлась развернутая система регулярно проводившихся за счет государственных средств съемок и обследований земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда. Сведения о землях промышленности и территориях городов и других поселениях (в силу их малого влияния на планирование промышленного производства) приводили в кадастре укрупненно и недостаточно.

Регистрацию проводили в государственных земельно-кадастровых книгах районов (городов) и именовали государственной регистрацией землепользований. Выполняли ее должностные лица районной землеустроительной службы, персонально отвечающие за достоверность регистрируемых сведений о землепользовании.

В 1922 г. принимается Земельный кодекс РСФСР. В основе новых земельных отношений лежит государственная собственность на землю. Конституция РСФСР (1937г.) закрепляет то, что советское государство является единым и единственным собственником на землю. Земля изъята из гражданского оборота. В тоже время советская власть не отказывается от учета земель, называя такой учет социалистическим землеустройством. Под землеустройством понималось – система мероприятий по отводу, размежеванию и внутрихозяйственному устройству земель, установление точных границ земельных массивов. Землеустройство имело не только техническое, но и правовое значение, т.к. оно связано с возникновением, изменением и прекращением земельных правоотношений, с закреплением конкретных прав на землю, предоставляемых тем или иным субъектам землепользования.

Начиная с 1955 года был введен государственный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе. Впоследствии в 1970 году Совет Министров СССР утвердил Положение "О государственном контроле за использованием земель", возложив контроль на Советы народных депутатов и землеустроительные службы системы Министерства сельского хозяйства и продовольствия СССР.

Впервые термин «государственный земельный кадастр» в современном понимании появился в 1968 г. в связи с принятием 13 декабря Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик.

Между тем, первоначально земельный кадастр выполнял в основном фискальные функции, а лишь потом к ним стали добавляться правовые функции, связанные с регистрацией и защитой прав собственности на землю и в целом на недвижимость.

В советский период земельный кадастр полностью утратил фискальную и частично правовую функции в части учёта земель. Все кадастры (земельный, градостроительный, и др.) создаваемые в Советской России, поскольку ведутся исключительно в государственных целях, формируются на основе сугубо ведомственных требований к каждому конкретному ресурсу, и, в первую очередь в интересах общегосударственного управления земельными ресурсами в сельском хозяйстве.

За годы советской власти были созданы три основных вида кадастров: сельскохозяйственных территорий, водный и лесной. Все основные учетные и отчетные кадастровые документы создавались в виде государственных актов на право пользования землей, списков землепользователей, земельно-кадастровых книг предприятий и организаций и др., а также в виде планово-картографических документов. Все вышеперечисленные документы создавались в рукописной форме и имели достаточно низкую точность. Координаты точек на границах между коллективными хозяйствами определялись с точностью от 1 до 5 метров, а на населенные пункты не всегда имелись карты и планы даже масштаба 1:5000 .

После национализации российские земли до времени внесения в 1990 году поправок в Конституцию РСФСР 1977 года не знали права частной собственности. Они без оплаты передавались физическим и юридическим лицам в вечное, бессрочное пользование.

С 1989 года было принято большое количество нормативно-правовых документов, в той или иной степени связанных с содержанием и ведением государственного земельного кадастра. Они были направлены на осуществление земельной реформы, предусматривающей претворение в жизнь новых земельных отношений, формирование многоукладности землевладения и землепользования, переход к рыночным отношениям.

В период с ноября 1989 г. по март 1990 г. Верховным Советом СССР были приняты Законы об аренде, о собственности и о земле. Эти законы разрешили гражданам арендовать земельные участки как внутри, так и вне колхозов и совхозов. Данные законы также предоставили право владения землей, включая наследуемое право работать на земле, но без прав купли-продажи и залога земли.

К началу земельных реформ 1990 гг. в России сформировался многоцелевой Государственный земельный кадастр как единая интегрированная система сведений о правовом, природном и экономическом положении земель, направленная на решение задач управления в различных сферах экономики.

В конце 1990 года Верховный Совет РСФСР одобрил пакет, состоящий из трех законодательных актов по земельной и аграрной реформе: Закон о крестьянском хозяйстве, Закон о земельной реформе и Закон о социальном развитии села. Эти Законы дали крестьянам право продажи земли районному Совету, обеспечили механизм наделения крестьян землей, освободили крестьянские хозяйства от госзакупок, земельного налога на 5 лет, разрешили использовать наемный труд и обеспечили гибкий максимальный размер землевладения.

 

Заключение.

Великая социалистическая революция 1917г. Разрушила старую кадастровую систему России, а создание новой явилось нелегким и небыстрым процессом. В результате первых принятых декретов, следующего за ними принятия Земельного кодекса, нормативных актов и других изменений была создана кадастровая система, приближенная к современному пониманию. Особую роль в этом сыграла либерализация земельных отношений конца 80-х – начала 90-х годов. 
Список литературы:

  1. Полянская Г.Н., Рускол А.А. Советское земельное право: Учеб.для юрид. школ. М., 1951. С. 25 - 26.
  2. www.rosreestr.ru
  3. Коротеева Л.И. Земельно-кадастровые работы. Технология и организация. – Ростов-на-Дону. – Феникс. 2006. – с.14.
  4. Собрание Узаконений РСФСР. 1917. №1. - Ст.3
  5. Собрание Узаконений РСФСР. 1918. №6. – Ст.14.
  6. Собрание Узаконений РСФСР. 1922. №68. - Ст.901.
  7. Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических республик от 5 декабря 1936 г.).
  8. Юридический словарь. Т.1. / Под ред.П.И. Кудрявцева. – М.:
  9. Закон СССР от 13 декабря 1968г. «Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик» // Ведомости Верховного Совета СССР, 1968г. - №51 – Ст.485.
  10. Кухтинн П.В., Левов А,А., Лобанов В.В., Семкина О.С. Управление земельными ресурсами: Учебное пособие. – Спб. Питер. – 2005. - с.161

Информация о работе Кадастровые отношения в России до начала 90-х годов XX века