Правовой режим земель, предоставленных для недропользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2015 в 18:34, контрольная работа

Краткое описание

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Согласно ее ст. 15 законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. К нормативным правовым актам РФ относятся законы, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты министерств и ведомств РФ (приказы, инструкции, правила, наставления, положения и т.д.).

Содержание

I. Правовой режим земель, предоставленных для недропользования…….3
1. Правовой режим земель, предоставленных для недропользования…...3
II. Защита земельных прав…………………………………………………..12
1.Защита земельных прав, способы защиты земельных прав…………...12
2.Рассмотрение земельных споров………………………………………..27
Литература……………………………………………………..…………….34
III. Задача…………………………………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

земельное право.docx

— 48.53 Кб (Скачать файл)

Получение лицензии является основанием для получения горного отвода и предварительного согласия компетентного земельного органа или собственника земельного участка на отвод соответствующего документа, удостоверяющего право недрапользователя на предоставленный земельный участок.

Размеры горного отвода должны соответствовать производственной мощности и сроку действия соответствующего предприятия. Размеры же земельного участка вовсе не обязательно должны соответствовать площади поверхности над горным отводом.

Специфика предоставляемых  земельных участков для недропользования выражается в том, что:

    • Строительство горнодобывающих и других предприятий осуществляется на основании лицензии, в соответствии с которой будущему предприятию выдается горный отвод, при определении границ данного отвода учитывается размер участка недр, определяющие объект пользования и зоны влияния работ, связанных с пользованием недрами;
    • Предприятие, являющееся пользователем недр, получившее горный отвод, имеет исключительное право осуществлять добычу полезных ископаемых в границах горного отвода в соответствии с представленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия данного предприятия.

Горнодобывающие и другие специальные предприятия – недропользователи обязаны обеспечить наиболее полное извлечение из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов (п.5 ст.23 Закона «О недрах»). Выборочная отборка богатых участков месторождений, приводящих к необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых, сверхнормативные потери и сверхнормативное разубоживание полезных ископаемых при добыче также караются в административном порядке (ст.8, 9 КоАП РФ). 

Вопросы использования и охраны вод регламентируются Водным кодексом РФ, принятым 16 ноября 1995 г. В ст. 5 ВК РФ предусматривается, что отношения, возникающие в области геологического изучения, разведки и охраны подземных вод, регулируются законодательством РФ о недрах и водным законодательством РФ (обращаем внимание, что комментируемое законодательство стоит на первом месте).

С законодательством о недрах тесно связано законодательство об охране животного мира. Федеральным законом "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. регулируются отношения в сфере сохранения и восстановления среды обитания животного мира, создания условий для устойчивого существования животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Защита земельных прав.

 

1.Защита земельных прав, способы защиты земельных прав.

    Провозглашенное в ст.2 Конституции РФ положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства, находит подкрепление в нормах земельного права.

     История развития земельных отношений  в советский и постсоветский  периоды претерпела значительные  изменения, как по содержанию, так и по формам и титулам их обладания. Равным образом изменяются правовые формы и способы защиты земельных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

    Способы  защиты земельных прав:

  • Статья 59 ЗК РФ называет один из способов защиты гражданских прав, закрепленных в ст. 12 ГК РФ. Признание права применяется в разрешении споров, связанных с защитой вещных прав. Наибольшее распространение оно получило при защите права собственности. Например, если лицо (гражданин или юридическое лицо) считает, что стало собственником земельного участка в силу приобретательной давности, то оно вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании за ним права собственности. При удовлетворении исковых требований право собственности возникает на основании решения суда, которое, в свою очередь, является юридическим основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности лица на земельный участок.

Признание права осуществляется только судом путем вынесения соответствующего судебного решения. При этом данный способ может применяться как самостоятельно, так и в совокупности с иными способами защиты гражданских прав, установленных в ст. 12 ГК РФ.

    В п. 2 статьи 59 ЗК РФ ФЗ от 21.07.2001 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является в качестве одного из оснований для государственной регистрации наличия права на недвижимое имущество называет судебное решение, вступившее в законную силу (п. 1 ст. 17). Правила вступления в силу решений судов и арбитражных судов устанавливаются гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством (ст. 209 ГПК РФ, ст. 180 АПК РФ). Судебное решение, установившее право на землю, в трехдневный срок направляется в учреждение юстиции по регистрации прав. Регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в законную силу решением суда (п. 1 ст. 28).

  • Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих, право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения является, следующим способом защиты земельных прав.

        Статья 60 ЗК РФ раскрывает содержание способов защиты гражданских прав, закрепленных в ст. 12 ГК РФ, применительно к земельным правоотношениям.

1) Правовые  акты признаются недействительными  судами общей юрисдикции и  арбитражными судами по правилам, установленным процессуальным законодательством (гл. 24, 25 ГПК РФ, гл. 23, 24 АПК РФ). Подведомственность  и подсудность споров определяется  статьями гл. 3 ГПК РФ, гл. 4 АПК  РФ.

Согласно ст. 3 ФКЗ от 21.07.94 "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд РФ может принять решение о признании правового акта не соответствующим Конституции РФ. В силу ст. 79 данного Федерального конституционного закона акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат применению с момента провозглашения решения Конституционного Суда РФ.

2) Самовольное  занятие земельного участка предполагает  пользование земельным участком  при отсутствии оформленного  в установленном порядке права  собственности, владения, пользования  или аренды земли. Собственник  или лицо, право которого нарушено  самовольным занятием земельного  участка, вправе обратиться в  суд с требованием о возврате  земельного участка из чужого  незаконного владения (ст. 301 ГК РФ). В таких случаях имеет место  виндикационный иск, удовлетворение  которого приводит к восстановлению  положения, существовавшего до нарушения  права (возврату земельного участка).

3) Перечень  случаев, когда нарушенное право  на земельный участок подлежит  восстановлению, является открытым. Один из таких законов - ГК РФ. Например, нарушенное право на земельный участок может быть восстановлено в результате применения судом последствий недействительности сделок (ст. ст. 166, 167 ГК РФ), удовлетворения требования о возврате неосновательного обогащения (ст. 1103 ГК РФ) и т.п.

       Действия, нарушающие права на  землю граждан и юридических  лиц или создающие угрозу их  нарушения, могут быть пресечены  путем:

1) Признания недействительными в судебном порядке в соответствии со ст.61 ЗК РФ не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

2) Приостановление  исполнения неправомерных актов  исполнительных органов государственной  власти и органов местного  самоуправления производится соответствующими  государственными или муниципальными  органами в порядке, установленном  законодательством и (или) нормативными  правовыми актами органов местного  самоуправления.

3) В соответствии  с Положением о государственном  земельном контроле, которое было  утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.11.2002 N 833, Главный государственный инспектор Российской Федерации по использованию и охране земель и его заместители, главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации, городов, районов и их заместители имеют, в частности, право выдавать предписания о приостановлении промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ, ведущихся с нарушением права юридических лиц и граждан на землю или создающих угрозу их нарушения.

4) О восстановлении  положения, существовавшего до нарушения  права на земельный участок.

  • Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления является одним из способов защиты гражданских прав (см. ст. ст. 12, 13 ГК РФ). Указанные положения гражданского законодательства и правила п. 1  ст.61 ЗК РФ основываются на ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, согласно которой решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.

     Законом РФ от 27.04.1993 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" установлено, что к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

    Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой перечисленные последствия.

    Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах (ст. 2).

   Таким образом, в суд могут быть обжалованы как акты в широком смысле (действия и правовые акты), так и бездействие исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, если заявитель полагает, что соответствующий акт или бездействие не соответствует требованиям закона и нарушает права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области земельных отношений.

    Под действием в праве понимают юридический факт, который возникает по воле людей, т.е. является волеизъявлением, влекущий возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. В зависимости от соответствия или несоответствия праву действия подразделяются на правомерные (порождают правоотношения, субъекты которых наделяются позитивными правами и обязанностями) и неправомерные (являясь правонарушениями, влекут возникновение правоохранительных отношений, т.е. отношений ответственности, возлагающих на виновную сторону обязанность претерпеть неблагоприятные последствия).

      Правовые акты могут быть нормативными и ненормативными (индивидуальными).

     Нормативный правовой акт - это официальный письменный документ, имеющий обязательную силу и рассчитанный на неоднократное применение, принятый управомоченным субъектом нормотворчества, выражающий властные веления, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений путем установления, изменения или отмены норм права. Нормативные правовые акты классифицируются, в частности, в зависимости от вида субъектов нормотворчества, определяющего юридическую силу акта. Различаются, например, конституция и иные законы, принимаемые высшим представительным органом государственной власти или в результате референдума, а также подзаконные правовые акты - нормативные правовые акты президента, правительства, министерств, органов местного самоуправления.

Ненормативные (индивидуальные) правовые акты направлены на реализацию норм права в связи с конкретным делом, в отношении определенного лица. Они вызывают возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей точно определенных субъектов. В отличие от нормативных правовых актов индивидуальные акты не устанавливают, не изменяют и не отменяют общеобязательные долгосрочные правила поведения для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. В качестве примеров ненормативных правовых актов можно привести решения уполномоченных органов (в форме постановлений, распоряжений, решений и т.п.) о предоставлении земельного участка конкретному лицу, об изъятии определенного земельного участка и др.

Информация о работе Правовой режим земель, предоставленных для недропользования