Инновации в библиотеках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 15:32, научная работа

Краткое описание

Цель данной работы — выявить специфику инновационной деятельности библиотек, предложить методику изучения, осуществления и документирования изменений, охарактеризовать подходы к управлению инновациями в библиотечном деле.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава 1. ИННОВАТИКА КАК ТЕОРИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
1.1. Инновационная деятельность библиотек в контексте новой общественной реальности
1.2. Инноватика: содержание и направления развития
1.3. Библиотечная инноватика: что осознано и что предстоит осознать библиотечному профессиональному сообществу
Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ БИБЛИОТЕКОЙ
2.1. Цели и содержание стратегического управления изменениями
2.2. Маркетинг в стратегическом управлении и реализации инновационной политики
Глава 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В БИБЛИОТЕКЕ
3.1. Виды инноваций
3.2. Последовательность осуществления инновационного процесса
3.3. Разработка инновационных проектов
3.4. Реализация продуктовых и сервисных инноваций
3.4.1. Основные понятия, характеризующие продуктовые изменения в библиотеках
3.4.2. Ассортиментная политика и стратегия развития продуктовых изменений
3.4.3. Определение групп целевых потребителей услуг/продукции библиотеки
3.4.4. Определение свойств новых (модифицированных) услуг/продукции библиотеки и механизм создания продуктовых инноваций
3.4.5. Ассортиментное регулирование
3.5. Реализация технологических изменений
3.6. Реализация управленческих изменений
Глава 4. УПРАВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМИ В БИБЛИОТЕКЕ
4.1. Создание инновационного климата
4.2. Контроль и регулирование инновационной деятельности библиотеки
4.3. Библиотечный менеджер как лидер преобразований
4.4. Обучение, переобучение и повышение квалификации руководителей и персонала библиотек
4.4.1. Обучение инновационной деятельности
4.4.2. Переобучение и повышение квалификации руководителей
и персонала библиотек
Глава 5. НАУЧНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК
5.1. Роль и функции научно-методических служб библиотек в реализации инноваций
5.2. Направления и методика изучения инноваций
5.3. Распространение и продвижение новшеств
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Инноватика: рубрикатор предметной области
Приложение 2. Образцы инновационных документов
2.1. Заявка на участие в целевой программе
2.2 Заявка на участие в конкурсном инициативном проекте
2.3. Структура инновационного проекта
2.4. Структура инновационного проекта для инвестора (спонсора)
2.5. План выполнения проектных работ
2.6. Форма инновационной заявки
2.7. Форма инновационного предложения
Приложение 3. Предпроектные исследования инновационной ситуации: методика и оформление документов
3.1. Особенности применения основных методов изучения при проведении предпроектных исследований
3.2. Заявка на проведение исследования
3.3. Образец текста отчета предпроектного исследования инновационной ситуации по теме:
«Готовность библиотекарей к изменениям и оценка состояния инновационной деятельности библиотек»
Приложение 4. Библиотечная инноватика как направление образования и постобразования
4.1. Библиотечная инноватика как направление библиотечного образования
4.2. Библиотечная инноватика как направление библиотечного постобразования
Предыстория проведения семинара
Приложение 5. Словарь основных терминов

Вложенные файлы: 1 файл

Качанова Е Инновации в биб-ке.doc

— 1.80 Мб (Скачать файл)

 

Потенциальные возможности «сервисного подкрепления» проявляются более ярко при использовании концентрической диверсификации. В этом случае биб-ка руководствуется принципом: «В чем может нуждаться читатель при использовании ресурсов биб-ки и что из этого ему может предложить биб-ка?». В результате концентрической диверсификации создаются услуги-донолнители. Эти услуги, как и услуги-заменители, повышают комфортность обслуживании, создают условия максимальных удобств для читателей. К таким услугам можно отнести: предоставление кабинета для занятий; продажу канцелярских товаров, дискет и пр.; прокат микрокалькуляторов, настольных ламп и многое др. Насыщение ассортимента подобными услугами позволит максимально полно удовлетворить интересы и потребности пользователей биб-тек. Рассмотрим несколько примеров «присоединения» услуг дополнителей к существующим библиотечным услугам.

 

ПРИМЕР 3. Осуществим «присоединением услуг-дополнителей к той же услуге «предоставление документов из фонда биб-ки для использования в ч.з.», В данном случае осуществляется построение продуктового инновационного кластера, где услуга «предоставление документа из фонда биб-ки» является основной услугой, к которой присоединяются дополнительные сервисные, консалтинговые и досуговые услуги: 

 

Ассортиментная группа

Услуга

Услуга-заменитель

Формирующаяся ассортиментная группа

Библиотечно-информационные услуги

Предоставление докумнетов из фонда биб-ки для использования в ч.з.

1.прием заказа по телефону, факс, электронной поче по  предварительной заявке и подбор документов

2.постановка на очередь и/или информирование читателя о возврате в фонд биб-ки документа, выданного другому пользователю

3.перевод текста фондового документа с иностранного на русский язык

4. придажа канцелярских  товаров/дискет

Сервисные услуги

   

1.консультирование по методике  предметно-тематического поиска  документов

2.организация тренингов  по методике быстрого чтения, основам навигационной культуры, навигации по ресурсам Интернет

Консалтинговые и образовательные услуги

   

Организация при биб-ке интернет-кафе

Досуговые услуги


 

Т.о., на основе услуг-дополнителей осуществляется «расширение» и «углубление» ассортимента. При этом к основной услуге «присоединяется» дополнительная услуга (или ряд услуг) с целью удовлетворения взаимообусловленных потребностей пользователей.

Приведем еще один пример (пример 4), позволяющий рассмотреть разработку сервисного подкрепления профильной услуги биб-ки на основе инновационного кластера, используя возможности как горизонтальной, так и концентрической диверсификации. В этом случае профильная услуга, пользующаяся популярностью у читателей биб-ки, «подкрепляется» дополнительными сверхнормативными услугами и/или продукцией на основе разработки инновационных кластеров, включающих услуги, относящиеся к различным ассортиментным группам.

ПРИМЕР 4.

Профильная традиционная бесплптная услуга

Инновационный кластер, в виде сервисного подкрепления (платные услуги/продукция)

Выдача документов из фондов биб-ки на электронных (не бумажных) носителях (дисках/дискетах)

+ предоставление (прокат) компьютера + перезапись документов на небумажных  носителях + сканирование макетирование текста + продажа дискет + организация доступа к удаленным базам данных + навигация и консультирование по поисковым системам в удаленных базах


Каждый вид диверсификации основан на мультиотраслевом (межотраслевом) подходе. Межотраслевой характер имеет большинство услуг-заменителей (горизонтальной диверсификации), и услуг-дополнителей (концентрической диверсификации), т.к. они «выведены» за пределы библиотечной отрасли.

Многоотраслевая диверсификации также позволяет биб-кам «расширять» и «углублять» свой ассортимент. Рассмотрим это на примере.

Ассортиментная группа услуг/продукции биб-ки

Виды услуг

Рекламные и посреднические услуги

  • Организация в помещении биб-ки выставок и презентаций новой продукции издательств и полиграфических фирм, презентаций книготорговых организаций, услуг образовательных учреждений, ярмарок продукции информационных фирм
  • Организация художественных выставок (аукционов, творческих работ художников), творческих встреч с художниками и пр.
  • Организация при биб-ке книжного магазина, обменного пункта лит-ры, букинистического салона и пр.

Консалтинговые и образовательные услуги

  • Разноаспектная подготовка дошкольников к школе, абитуриентов в вузы
  • Организация разнообразных тематических лекториев (по популярной медецине, садоводству и огородничеству), курсов по изучению иностранных языков и пр.
  • Организация консультационной помощи психолога, юриста, экономиста, врача в помещении биб-ки и пр.

Досуговые услуги

  • Организация клубов, вечеров, творческих студий и лабораторий различной направленности, игрового салона «Библионяня» и пр.
  • Разработка сценариев и/или проведение семейных/корпоративных торжеств (юбелеев, свадеб, проводов на пенсию и пр.)
  • Организация туристических маршрутов, краеведческих экспедиций и экскурсий и пр.

Прибиблиотечные и сервисные услуги

  • Продажа канцелярских товаров/дискет, книг
  • Переводы на русский язык документов из фонда биб-ки
  • Прокат компьютерных дискет, настольных ламп, микрокалькуляторов

Издательско-полиграфические услуги

  • Копирование текстовых документов
  • Тиражирование текста средствами оперативной полиграфии
  • Выполнение редакционно-издательских услуг: проверка орфографии рукописей, набор, компьютерная верстка, макетирование текста и пр.
  • Изготовление визиток, выпуск изданий по заявкам заказчика
   

 

Т.о. образом, все виды диверсификации могут использоваться при моделировании библиотечного ассортимента и, прежде всего, при разработке платных (альтернативных основным услугами продукции) видов обслуживания.

В том случае если дополнительные услуги создаются в рамках профильной деят-ти, речь идет о стратегии интеграции.

 

Стратегия интеграции предполагает расширение существующей деят-ти по вертикали, т.е. по технологической цепочке. В отличие от диверсификации происходит расширение профильной деят-ти биб-ки на основе создания взаимосвязанного комплекса библиотечно-информационных услуг/продукции (углубления ассортимента). Стратегия интеграции на основе инновационных кластеров позволяет создавать комплексы библиотечно-информационных услуг.

 

Например, традиционная библиотечная услуга «Предоставление документов из фонда биб-ки по заданной теме» может быть дополнена библиотечно-информационными услугами/продукцией:

Поиск и предоставление информации по теме нз фондов биб-ки, (в т.ч. и на электронных носителях); аннотирование/реферирование документов; составление проблемно-ориентированных дайджестов и т. д.

Аналогичное присоединение дополнительных библиотечно-информационных услуг возможно к традиционной библиотечной продукции — рекомендательным списокам лит-ры.

 

Профильная традиционная бесплптная услуга

Инновационный кластер, в виде сервисного подкрепления (платных библиотечно-информационных  услуг/продукции)

Рекомендательный список лит-ры по теме

+ терминологический словарь; проблемно- ориентированный дайджест + полнотекстовая база данных + предоставление сведений о фирмах В6 держателях информации по теме + текущее информирование по теме в заданный период времени + ретроспективный поиск информации по теме по мировым информационным ресурсам + реферирование/аннотирование ретроспективных документов


Выбор элементов комплекса услуг и их сочетаний осуществляется в зависимости от спроса различных потребительских сегментов.

Стратегия специализации связана с деят-тью организации на достаточно узком сегменте и ограничением ее ассортимента. Эта стратегия зачастую является вынужденной мерой, вызванной недостаточностью ресурсного потенциала, и характерна для небольших организаций и учреждений. Стратегия специализации может быть эффективной в том случае, если производитель услуг и продукции имеет возможности для своевременного изменения ассортимента вслед за изменениями потребительского спроса. Она повышает требования к технологической гибкости производства и предполагает постоянное изучение спроса, а также оценку жизненного цикла услуг/продукции. В библиотечном деле стратегия специализации рассматривается в контексте профилирования биб-тек.

 

Профилирование заключается в создании биб-тек, отличных друг от друга по содержанию деят-ти и категориям пользователей. Это организация библиотечного обслуживания в соответствии с доминирующим направлением научной, производственной, любительской деят-ти населения данного региона. Формирование биб-тек определенного профиля тесно переплетается с расширением или корректировкой функций, с приобретением нового статуса. В этом отношении стратегия специализации близка по своей сущности стратегии многоотраслевой диверсификации. Она позволяет сочетать традиционную библиотечную деят-ть с развитием рекреационного, образовательного, просветительского и прочих направлений деят-ти, свойственных другим учреждениям — клубам, музеям, образовательным и социальным структурам (т.к. многие из них утратили свое значение для населения, сократили свою деят-ть до минимума). Это обстоятельство объективно оправдывает расширение функций биб-к позволяет им «занять» освободившуюся «нишу» на рынке.

Существует несколько разновидностей специализации биб-тек:

  • отраслевая (например, историческая биб-ка);
  • жанровая (биб-ка приключений);
  • в зависимости от предпочтительного пользователями типа или вида информационных ресурсов/изданий (медиатека);
  • функциональная (например, справочная биб-ка или биб-ка-музей книги).

Разновидность специализации определяется в зависимости от интересов/предпочтений целевых аудиторий и собственных возможностей биб-ки (1,с.43). Безусловно важно, чтобы при этом биб-ка оставалась на так называемом рынке «знаний», а её деят-ть соответствовала выбранной миссии и способствовала распространению новейшей информации как общечеловеческого достояния и источник знаний, содействовала самореализации личности.

Стратегия дифференциации основана на выделении услуг/продукции определенной организации в качестве существенно отличных от итоговых продуктов деят-ти других производителей (участия ков рынка). Она предполагает не только детализированное изучение спроса и проведение маркетинговых исследований, но и обоснованное позиционирование. Четкое определение позиций в конкурентной среде, фиксация реальных преимуществ с учетом структуры целевого рынка (категорий потенциальных и реальных потребителей услуг/продукции) позволяет верно ориентировать и конкретизировать маркетинговый инструментарий (подробнее данная стратегия будет рассмотрена в разделе 3.4.3).

 

Потенциальный потребительский спрос лежит в основе создания новых библиотечных услуг и продукции. Особенности их создания и выбор стратегии их осуществления определяет ассортиментная политика биб-ки, формируемая в соответствии с целями развития биб-ки.

Насыщение ассортимента новыми услугами/продукцией за счет сздания продуктовых и сервисных инноваций представляет собой уже тактику изменений, позволяющую биб-кам получить ощутимый социальный и экономический эффект от продуктовых инноваций (рис. 8).

Т.о., ассортиментные стратегии, применяемые в сочетании друг с другом, позволяют биб-кам сформировать соответствующий потребительскому спросу и ситуации на рынке ассортимент услуг/продукции, определить направление альтернативного развития в конкретных условиях инновационной ситуации, дают возможности расширить существующий диапазон профильных услуг, освоить новые направления, стабилизировать качество выпускаемых продуктов (оказываемых услуг). Разработку платных услуг в контексте инновационной деят-ти мы рассматриваем не столько с позиций выгод для биб-ки, сколько с позиций выгод для читателя. Следует, отметить, что в большинстве случаев стремление оказать платные услуги заставляет сотрудников биб-тек либо повышать комфортность обслуживания, либо осваивать приемы аналитической переработки информации и от библиотечн-библиографической переходить к предоставлению фактографической и аналитической продукции.  ФОТО 0789 Рис. 8 Стратегия продуктовых изменений

 

3.4.3. Определение групп  целевых потребителей услуг/продукции  биб-ки

 

Согласно общей теории маркетинга, новый товар/услуга может быть выпущен и предложен категориям потенциальных потребителей без учетва их индивидуальных потребнстей, запросов и особенностей, или же изначально (при определении замысла) ориентирован на определенные сегменты рынка, построен на знании мотивов и предпочтений определенных целевых потребителей.

В первом случае речь идет о недефференцированном подходе к организации выпуска новых товаров (недефференцированном массовом маркетинге),  во втором - о товарно-дифференцированном подходе (дефференцированном массовом) (стратегия дефференциации). Различия этих подхов определяются различием представлений производителя о рынке.

Первый подход ориентирует производителя на восприятие однородного недеффиренцированного рынка. В этих условиях результативность предложения (сбыта) новой услуги/продукции не гарантируется, а успех реализации услуг/продукции возможен лишь в условиях ненасыщенного (дефицит) рынка, монополии одного производителя.

 

Второй подход используется в условиях конкуренции, когда производитель товаров и услуг вынужден «видеть» на рынке четко стратифицированные группы потребителей, предъявляющие спрос на кокретные виды услуг/продукции. Эффективность реализации услуг и продукции возможна при условии ориентации производства на специфические потребности конкретных категорий пользователей. В этом случае призводитель использует стратегию дифференциации, он вынужден моделировать услуги/продукцию и комплекс мероприятий по их прожвиженгию в соответствии с изменениями потребностей. Изменения потребностей требуют изменений свойств услуг и продукции.

Информация о работе Инновации в библиотеках