Банковская информационная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Основной проблемой в банковском бизнесе является огромные объемы информации, которые необходимо собирать, хранить и обрабатывать. Возрос не только объем обрабатываемой информации, но изменился и ее качественный состав. В банках все более востребованной становится аналитическая информация, которая характеризует объекты и субъекты, вовлеченные в бизнес-процесс, с финансовой точки зрения. Улучшение системы сбора, обработки и анализа накопленных данных способствует эффективному ведению бизнеса за счет сокращения рутинной работы сотрудников и их сосредоточение на предметной области их деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Понятие банковской информационной системы……………………………3
Основные принципы создания АИС для банковской сферы……………....8
История создания и основные характеристики системы SWIFT…………14
Назначение и основные возможности системы «клиент-банк»………..…19
Обзор зарубежных автоматизированных банковских систем…………….23
Обзор отечественных автоматизированных банковских систем………....26
Заключение………………………………………………………………..….32
Список используемых источников и литературы…………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач!.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение……………………………………………………………………….2

Понятие банковской информационной системы……………………………3

Основные принципы создания АИС для банковской сферы……………....8

История создания и основные характеристики системы SWIFT…………14

Назначение и основные возможности системы «клиент-банк»………..…19

Обзор зарубежных автоматизированных банковских систем…………….23

Обзор отечественных  автоматизированных банковских систем………....26

Заключение………………………………………………………………..….32

Список используемых источников и  литературы…………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Основной проблемой  в банковском бизнесе является огромные объемы информации, которые необходимо собирать, хранить и обрабатывать. Возрос не только объем обрабатываемой информации, но изменился и ее качественный состав. В банках все более востребованной становится аналитическая информация, которая характеризует объекты и субъекты, вовлеченные в бизнес-процесс, с финансовой точки зрения. Улучшение системы сбора, обработки и анализа накопленных данных способствует эффективному ведению бизнеса за счет сокращения рутинной работы сотрудников и их сосредоточение на предметной области их деятельности.

Задача информационной системы в банке, как и везде - обеспечение функционирования структуры, обеспечение задач управления, обеспечение работы управления (руководства банка и его подразделений), обеспечение работы по обслуживанию клиентов, поддержание движения денежных средств внутри банка, поддержание внешнего денежного оборота, поддержка оказания новых услуг клиентам банка. Особенность банковской информационной системы состоит в том, что она не только обеспечивает задачи внешних коммуникаций и документооборота, но и является основным средством производства.

Целью данной работы является ознакомится с банковскими информационными системами,  рассмотреть основные принципы создания автоматизированной информационной системы в банковской деятельности, характеристики различных информационных систем, разобрать зарубежные и отечественные автоматизированные банковские системы.

 

 

 

 

 

  1. Понятие банковской информационной системы.

С появлением персональных компьютеров большинство банков начало вкладывать деньги в разработку своих уникальных ИС. И до настоящего времени, в зависимости от конкретного  банка, информационные системы очень  сильно различаться по своим функциям, архитектуре, реализации. Однако при наличии функциональных и архитектурных отличий, специфику ИС определяет предметная область банковского бизнеса. В первую очередь в банковском бизнесе не требуются массивные расчеты, а основной проблемой всегда являются объемы информации, которые необходимо собирать, надежно хранить и оперативно обрабатывать.

Поэтому в основе автоматизации  банковской системы лежит среда  хранения и доступа к данным. Среда  должна обеспечивать уровень надежности хранения и эффективность доступа. Соответствующие области информации должны иметь максимальную защищенность от несанкционированного доступа.

Пользователями систем являются банковские служащие. Для  них терминал, персональный компьютер  или рабочая станция представляют собой всего лишь орудие их собственной профессиональной деятельности. Поэтому информационная система обязана обладать простым, удобным, легко осваиваемым интерфейсом, который должен предоставить конечному пользователю все необходимые для его работы функции, но в то же время не дать ему возможность выполнять какие-либо лишние действия. Эффективность использования системы зависит от качества интерфейса.

Существенной составляющей банковской информационной системы  является информация, которая долго  накапливается и утрата которой невосполнима. Поскольку в банках планируется долговременное накопление ценной информации, то должны существовать надежные способы ее долговременного хранения.

В современных условиях, характеризующихся высоким динамизмом финансового рынка и возрастанием значимости фактора конкуренции, информационное обеспечение финансово-экономической деятельности имеет особенное значение.

Финансовая информация - это информация, раскрывающая экономическое состояние рассматриваемого объекта. Финансовая информация определяет экономическое состояние объекта, его экономические характеристики. Описание объекта необходимо, для осуществления финансовых операций с этим объектом для изменения его экономических характеристик, а значит и самой финансовой информации.

Цель получения финансовой информации - иметь возможность оказывать  влияние на экономическое состояние  объекта. Экономическое состояние  характеризуется сведениями, данными, понятиями о наличии прав собственности  в стоимостном выражении и  условиях перераспределения этих прав.

Для того чтобы информация могла оказывать влияние на объект, необходимо ее соответствие определенным характеристикам или качеству. В  частности, она должна быть уместной, своевременной, надежной, постоянной.

Несмотря на дискретность отдельной банковской операции, при их большом числе и разновременности они образуют финансовые потоки денежных поступлений и платежей. Образование потоков информации обусловливается: документами, отчетами, биржевыми новостями, данными валютных рынков, законами и другими сведениями.

Коммерческие банки  являются многофункциональными учреждениями, которые предоставляют своим  клиентам комплекс финансового обслуживания.

Главной задачей коммерческих банков на макроэкономическом уровне является стимулирование накоплений в народном хозяйстве.

Работа коммерческого  банка основывается на четырех базовых принципах.

Основополагающим принципом деятельности является работа в пределах реально  имеющихся ресурсов. Вторым принципом является экономическая самостоятельность, подразумевающая экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Взаимоотношения банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Банк привлекает средства из внешней среды на расчётные счета и в срочные вклады, и предоставляет аккумулированные средства в ссуду. При этом должны своевременно осуществляться расчёты между клиентами банка и внешними организациями и предприятиями. При размещении и привлечении временно свободных средств на банк накладываются ограничения, определённые Центральным банком.

Современный банк выполняет до 200 видов  операций и услуг. 
Особенность российских банков заключается в том, что их деятельность, несмотря на формальную специализацию, носит в большинстве случаев универсальный характер. Это связано с неразвитостью финансовых инструментов и большой разницей в их доходности. Поэтому российские банки действуют в основном на ограниченном поле банковских операций (ценные бумаги, валютный рынок, коммерческие и инвестиционные кредиты) и специализация существует лишь формально в названиях самих банков (ипотечный, инвестиционный и т.п.). Это определяет в целом схожесть услуг, а также определяет структуру управления банком.

Банковские информационные системы  охватывают все виды обслуживания клиентов (Расчетно-Кассовое, кредитование, депозитное и др.), а также управленческую деятельность банка (учет, контроль, анализ, аудит, планирование)

С помощью информационных систем поддерживаются расчеты с клиентами, банками-корреспондентами, банками-нерезидентами, филиалами, расчетно-кассовыми центрами Банка России.

К числу современных информационных систем относятся системы управления базами данных или информационное обеспечение  – различные процессоры( текстовые, табличные, графические, цифровые) и  алгоритмические языки.

Системы управления базами данных базируются на определенной технической среде: компьютерные, локальные, корпоративные сети, системы телекоммуникационного обслуживания.

Системы телекоммуникационного обслуживания позволяют организовать банковские электронные услуги, т.е. дистанционное обслуживание клиента при помощи систем «Интернет-банкинг», карточной платежной системы, системы «клиент-банк», системы СВИФТ, системы межбанковских расчетов в банковской системе России и т.д.

Интернет-банкинг – система, обеспечивающая дистанционное предоставление банковских услуг через Интернет. Через сайт банка в сети, в любой точки мира ,в режиме реального времени клиент может получать информацию о состоянии своих счетов без участия сотрудника банка, просматривать реквизиты своих платежных документов, проверять правильность операций по счету, правильность заполнения реквизитов контрагентов по сделкам, совершать операции с пластиковыми картами и осуществлять другие операции, например с ценными бумагами.

Карточная платежная система – совокупность экономических субъектов и отношений между ними, возникающих при совершении расчетных операций с использованием платежных карт и проведении расчетов по этим операциям.

Система «Клиент-банк» - обеспечивает клиентам возможность дистанционного получения финансовой информации и управления банковскими счетами. Система соединяет персональный компьютер клиента, установленный дома или в офисе, с банковским сервером. В результате банковские операции клиента могут осуществляться круглосуточно. Пользование системой позволяет клиенту управлять текущим счетом, вкладным или депозитным счетом, расчетами с бюджетом и кредиторами.

Система SWIFT позволяет проводить платежи и расчеты между банками, участниками системы, на дальних расстояниях и при больших массивах данным, обеспечивает бездокументарную пересылку данных, оперативность из передачи и высокую надежность, защиту и безопасность. Все банковские операции, проводимые в рамках системы СВИФТ, унифицированы международной организацией по стандартизации (ISO).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные принципы создания АИС для банковской сферы.

 

Автоматизация банковских технологий в новых рыночных условиях стала складываться в начале 1990-х годов, когда появились коммерческие банки. Развитие процесса автоматизации привело к предложению разнообразных банковских систем, что обусловлено не столько множеством фирм-разработчиков, но и различием самих банков по выполняемым функциям, структур банковского дела.

Создание и функционирование автоматизированных банковских технологий основывается на системотехнических принципах, отражающих важнейшие положения теоретической базы, которая включает ряд смежных научных дисциплин и направлений. К ним относятся экономическая кибернетика, общая теория систем, теория информации, экономико-математическое моделирование банковских ситуаций и процессов, анализ и принятие решений.

Банковские технологии как инструмент поддержки и развития банковского бизнеса создаются  на базе ряда основополагающих принципов: комплексный подход в охвате широкого спектра банковских функций с их полной интеграцией; модульный принцип построения, позволяющий легко конфигурировать системы под конкретный заказ с последующим наращиванием; открытость технологий, способных взаимодействовать с различными внешними системами (системы телекоммуникации, финансового анализа и др.), обеспечивать выбор программно-технической платформы и переносимость ее на другие аппаратные средства; гибкость настройки модулей банковской системы и адаптация их к потребностям и условиям конкретного банка; масштабируемость, предусматривающая расширение и усложнение функциональных модулей системы по мере развития бизнес-процессов (например, поддержка работы филиалов и отделений банка, углубление анализа и т.д.); многопользовательский доступ к данным в реальном времени и реализация функций в едином информационном пространстве; моделирование банка и его бизнес-процессов, возможность алгоритмических настроек бизнес-процессов; непрерывное развитие и совершенствование системы на основе ее реинжиниринга (создание принципиально новых эффективных бизнес-процессов в управлении, которых прежде не было в организации) бизнес-процессов.

Создание или выбор  автоматизированных банковских систем (АБС) связаны с планированием  всей системной инфраструктуры информационной технологии банка. Под инфраструктурой АБС понимается совокупность, соотношение и содержательное наполнение отдельных составляющих процесса автоматизации банковских технологий. В инфраструктуре кроме концептуальных подходов выделяются обеспечивающие и функциональные подсистемы. К обеспечивающим относят: информационное обеспечение, техническое оснащение, системы связи и коммуникации, программные средства, системы безопасности, защиты и надежности и др. Функциональные подсистемы реализуют банковские услуги, бизнес-процессы и любые комплексы задач, отражающие содержательную или предметную направленность банковской деятельности. Создание автоматизированных банковских технологий помимо общесистемных (системотехнических) принципов требует учета особенностей структуры, специфики и объемов банковской деятельности. Это относится к организационному взаимодействию всех подразделений банка, которое вызывает необходимость создания многоуровневых и многозвенных систем (головной банк, его отделы, филиалы, обменные пункты, внешние структуры), со сложными информационными связями прямого и обратного направления.

Другой характерной  особенностью банковских технологий является многообразие и сложность видов  обеспечения автоматизации деятельности банка.

Автоматизированные банковские системы (АБС) создаются в соответствии с современными представлениями об архитектуре банковских приложений, которая предусматривает разделение функциональных возможностей на три уровня. Верхний уровень (Front-office) образуют модули, обеспечивающие быстрый и удобный ввод информации, ее первичную обработку и любое внешнее взаимодействие банка с клиентами, другими банками, ЦБ, информационными и торговыми агентствами и т.д. Средний уровень (Back-office) представляет собой приложения по разным направлениям внутрибанковской деятельности и внутренним расчетам (работу с кредитами, депозитами, ценными бумагами, пластиковыми карточками и т.д.).

Нижний уровень (Accounting) это базовые функции бухгалтерского учета, или бухгалтерское ядро. Именно здесь сосредоточены модули, обеспечивающие ведение бухгалтерского учета по всем пяти главам нового плана счетов. Разделение банка на front-office и back-office основывается не столько на функциональной специфике обработки банковских операций (сделок) и принятия решений (обобщения и анализа), сколько на самой природе банка как системы, с одной стороны, фиксирующей, а с другой - активно влияющей на экономическое взаимодействие в финансово-кредитной сфере.

Информация о работе Банковская информационная система