Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 11:25, реферат

Краткое описание

В настоящее время, решающее значение в любой области человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор, обработка и применение.
Освоение новых информационных технологий в образовании – залог успешной реализации личности современного дошкольника.

Содержание

Введение ………………………………………………………………....2
1.Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника………...3-4
2.Виды компьютерных программ……………………………….........4-7
3.Рекомендации по организации занятий с применением
Компьютеров для дошкольников……………………………………..7-9
4.Использование компьютерных игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения и в семье. ……………9-11
Заключение……………………………………………………………..12
Список литературы……………………………………………………...13

Вложенные файлы: 1 файл

информатика.docx

— 31.73 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………....2

1.Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника………...3-4

2.Виды компьютерных программ……………………………….........4-7

3.Рекомендации  по организации занятий с применением

Компьютеров для дошкольников……………………………………..7-9

 4.Использование компьютерных игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения и в семье. ……………9-11

Заключение……………………………………………………………..12

Список литературы……………………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 В настоящее время, решающее значение в любой области человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор, обработка и применение.

Освоение новых информационных технологий в образовании – залог успешной реализации личности современного дошкольника.

Компьютерные игры в отечественной дошкольной педагогике – одна из самых новых и актуальных проблем. Компьютерные игры развивают у детей внимание, умение сосредоточиться, воспитывают целеустремленность и желание победить, они имеют яркий соревновательный характер.

Использование компьютерных игр в качестве помощника в подготовке дошкольника к обучению в школе, способствует повышению интереса к учебе, ее эффективности и развивает ребенка всесторонне.

Одним из важных моментов применения компьютера в работе со старшими дошкольниками является то, что ребенок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать. Казалось бы, ничего особенного в этом нет, однако это очень важный аспект, связанный с дальнейшим обучением в школе.

Другой ценный аспект подготовки ребенка к школе с помощью компьютерных программ – это приобщение малыша к исследовательской работе. Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребенка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией.

 

 

 Влияние компьютерной  игры на развитие дошкольника.

 

Компьютерные игры – сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы.

Развитие телевидения, а затем появление электронных игрушек и развлекательных компьютерных программ постепенно видоизменили классические формы детской игры.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером специалисты рекомендуют начинать с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Существующие компьютерные программы позволяют помочь детям развить память, внимание, узнать что-то новое об окружающем мире, познакомить с буквами и многое другое.

Компьютерные игры устроены так, что процесс их освоения побуждает ребенка заниматься исследовательской деятельностью, совершенно не замечая этого: пробовать, получать информацию, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Наилучшим способом этого можно достичь, если взрослые находятся в курсе проблем, стоящих перед играющим ребенком, и решают их вместе с ним. Совместное обсуждение и решение этих проблем могут стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Компьютерные игры приучают к этому достаточно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте поможет освоить школьные программы по информатике.

Правильно подобранные игровые программы, соответствующие возрасту, темпераменту, учебной направленности, учитывающие склонности ребенка помогут эффективно применить их с целью воспитания и развития. Наибольший интерес представляют игры с исследовательским содержанием.

При неправильном подборе игровых программ может произойти вытеснение интересов: ребенок может полностью уйти в виртуальный мир.

 

 Виды компьютерных программ

 

В разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально созданы в образовательных целях.

- Развивающие игры.

Предназначены для формирования и развития у детей общих умственных способностей, эмоционального и нравственного развития, способности соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями на экране. Они развивают фантазию, воображение. В них нет явно заданной цели – они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка. Развивающим программам присущ исследовательский характер.

К программам развивающего типа относятся:

Разнообразные графические редакторы, "рисовалки", "раскрашки", конструкторы, которые предоставляют возможность рисования на экране прямыми и кривыми линиями, геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, стирания, коррекции рисунка;

Текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печатания текста;

"Конструкторы сред" с разнообразными функциональными  возможностями свободного перемещения  персонажей и других элементов  на фоне декораций, в том числе  те, которые служат основой создания "режиссерских" компьютерных игр;

Музыкальные редакторы для ввода, хранения и воспроизведения простых мелодий;

"Конструкторы сказок", совмещающие возможности текстового  и графического редакторов для  формирования и воспроизведения  иллюстрированных текстов.

Такие игры предполагают множество педагогических методик их использования.

- Обучающие игры.

К ним относятся игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. В этот класс входят игры, связанные:

С формированием у детей начальных математических представлений;

С обучением азбуке, слого и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо;

С обучением родному и иностранному языкам;

С формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве;

С эстетическим, нравственным воспитанием;

С основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.

- Игры – эксперименты.

В играх этого вида цель и правила не заданы явно: они скрыты в сюжете или способе управления игрой. Поэтому ребенок, прежде чем добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия. Это является ключом к достижению решения игровой задачи.

- Логические игры.

Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления у детей дошкольного возраста. Чаще всего игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые должен решить играющий. Типичными представителями данного жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка.

- Игры – забавы.

В этих играх не содержатся в явном виде игровые или развивающие задачи. В них предоставляется возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо "микромультика". Ребенок придумывает свой сюжет, используя известных героев. Такие игры дают возможность искать нестандартные пути решения задач.

- Компьютерные диагностические программы.

Эти программы могут использоваться в детском саду для выявления уровня общих умственных способностей детей; оценки уровня развития психических и психофизиологических свойств личности; определения уровня готовности детей к поступлению в школу.

При правильном подборе и методах применения компьютерных игр развивается внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляются интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним.

Большинство обучающих игр традиционно направлены на формирование навыков чтения и счета, что поможет при подготовке к поступлению в школу, таким образом, решается вопрос преемственности между дошкольным и младшим школьным звеньями образовательной системы.

Компьютерные игры не заменяют обычные игры, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом, условием при подготовке детей к обучению в школе. Обучающая функция компьютерных игр является одной из важнейших ее характеристик.

Компьютерные игры, в отличие от других видов игр, позволяют увидеть не только продукт своей деятельности, но и динамику своего творчества. Это ведет к выработке способности самооценки. В этом состоит огромное преимущество компьютерных игр перед другими играми.

 

Рекомендации по организации занятий с применением компьютеров для дошкольников.

 

Игры так увлекают, что ребенок забрасывает все дела и часами просиживает за компьютером. Действительно, компьютерные игры создаются с таким расчетом, что это будет интересное, увлекательное действо, способное до конца держать в напряжении. Очень часто в связи с этим говорят о компьютерной зависимости. Это важная причина, чтобы ограничивать ребенка во времени. Ограничения в работе с компьютером связаны, в первую очередь с нагрузкой на зрение и позвоночник. А ведь организм ребенка еще не до конца сформировался и к большим нагрузкам не готов. Чрезмерное увлечение компьютером сказывается на здоровье ребенка следующим образом:

- ухудшается зрение;

- повышается утомляемость;

- появляются головные  боли;

- искривляется позвоночник, приобретается сколиоз;

- начинают беспокоить  боли в спине, шее, плечах и  пояснице;

- утомляются и начинают  болеть пальцы рук;

- малоподвижность может  привести к плохому самочувствию  и даже ожирению;

- появляется нервозность, нарушается сон.

Все это возможно, если ребенок сидит за компьютером часами и не делает перерывов на отдых. Но, согласно исследованиям, если ребенок подходит к компьютеру на пятнадцать минут в день 2-3 раза в неделю, это нисколько не повредит его здоровью.

Таким образом, использование компьютера в учебно-воспитательном процессе детского сада поставило перед медиками и педагогами целый ряд проблем. Многие из них уже решены. Разработаны научно обоснованные рекомендации по организации занятий с применением компьютеров для дошкольников:

- продолжительность занятий  с использованием развивающих  компьютерных игровых программ  для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет – 10 минут;

- компьютерные игровые  занятия в дошкольных учреждениях  следует проводить не чаще  двух раз в неделю;

- после занятий следует  проводить гимнастику для глаз;

- стульчик, сиденье и подножка  стола индивидуального места  дошкольника должны быть отрегулированы  и установлены так, чтобы уровень  глаз ребенка приходился на центр экрана.

Использование компьютерных игр, имеющих гарантию качества, полное техническое и методическое обеспечение в рациональном сочетании с традиционными видами игр, будет способствовать формированию самобытной творческой личности дошкольника.

 

Использование компьютерных игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения и в семье.

 

Компьютер – предмет, который неодолимо притягивает внимание ребенка. Дети растут и познают окружающий мир. Познают чаще всего неосознанно, на основе эмоций, ярких впечатлений и игровых моментов. Задача родителей и воспитателей сделать так, чтобы компьютер стал не навязчивой игрушкой, а инструментом для развития малыша, но максимальная отдача от него будет только в случае его правильного включения в систему развития.

В детском саду планы и программы – непременный атрибут обучения. Специалисты никогда не занимаются с ребенком бессистемно. В таком случае домашнее обучение и развитие ребенка при помощи компьютера не должно быть пущено на самотек. Для того чтобы родители могли помочь ребенку в освоении компьютера, педагоги должны помочь родителям ознакомиться с нужной методической литературой по этому вопросу.

Информация о работе Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника