Влияние цвета на восприятие информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2015 в 18:15, реферат

Краткое описание

Древние мудрецы естественно и разумно использовали цветовую информацию, находя в ней различные эффекты на человека, тем самым могли влиять на ум и сознание с помощью цвета. Любой цвет может иметь свой специальный эффект, который меняет настроение человека в ту или иную сторону. Даже астрологи утверждали, что людям свойственны вполне определенные цвета, а также свои драгоценные камни и металлы. Если перенести всю эту чудодейственную силу камней в наше время, то можно сказать, что каждый подбирает свой собственный интерьер в своей цветовой гамме, свою отличную от других одежду, причем сам не замечает, как цвета управляют эмоциями. От нашего настроения зависит, какой цвет мы сегодня предпочтем.

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние цвета на восприятие информации.doc

— 319.00 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Катайска Курганской области

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по информатике

 

Влияние цвета на восприятие информации

 

 

 

 

Исполнитель:

ученица 9 МК класса

Качалкова Юлия

Руководитель:

Учитель информатики

Пырьева В.В.

 

Реферат защищен 
________________2009 г. 
на ______________

 

 

 

 

г. Катайск

2009

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9% – посредством органа слуха и только 1% – при помощи других органов чувств. Информация воспринимается нами по-разному. Зависит это в большей степени от того, в каком обрамлении она попадает в поле нашего внимания. Очень большое значение в восприятии информации играет цвет.

Древние мудрецы естественно и разумно использовали цветовую информацию, находя в ней различные эффекты на человека, тем самым могли влиять на ум и сознание с помощью цвета. Любой цвет может иметь свой специальный эффект, который меняет настроение человека в ту или иную сторону. Даже астрологи утверждали, что людям свойственны вполне определенные цвета, а также свои драгоценные камни и металлы. Если перенести всю эту чудодейственную силу камней в наше время, то можно сказать, что каждый подбирает свой собственный интерьер в своей цветовой гамме, свою отличную от других одежду, причем сам не замечает, как цвета управляют эмоциями. От нашего настроения зависит, какой цвет мы сегодня предпочтем.

Сегодня, в век интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий значение цвета при создании электронных документов нельзя недооценить. Цвет – один из самых значимых элементов печатной рекламы, способный повлиять на решение о покупке не меньше, чем сам текст. Это своеобразное связующее звено в рекламном сообщении, которое вносит коррективы в восприятие информации.

В свое время Гете писал: "Цвет... оказывает известное действие на чувство зрения..., а через него и на душевное настроение...". По мнению современных исследователей, цвет – характерная функция восприятия, позволяющая приобрести определенные знания об объекте. Максимальное информирование получателей о товаре является одной из основных задач рекламы. Поэтому так важно, чтобы цвет соответствовал объекту и другим элементам рекламы.

Понимание значения цвета и умение его использовать имеет огромное значение в печатном и электронном дизайне, поскольку цвет и цветовые сочетания помогают передать правильный тон сообщения, его суть, а также вызвать нужную реакцию на брошюру, рекламу, веб-сайт или любую другую печатную или электронную продукцию.

На уроках информатики мы не изучаем значение цвета при создании документов и поэтому мы выбрали следующую тему исследования – «Влияние цвета на восприятие информации»

Цель исследования – изучить вляние цвета на восприятие информации

Объект исследования – цвет

Задачи исследования: 

  1. рассмотреть понятие цвета с физической точки зрения;
  2. изучить особенности восприятия цвета и его влияние на психику человека;
  3. рассмотреть цветовые модели, используемые в компьютерной технике;
  4. изучить особенности использования цвета в печатных и электронных документах;
  5. собрать коллекцию советов об использовании цвета в печатных и электронных документах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. Физическая природа цвета

п. 1. Понятие света и цвета

 

Свет – электромагнитное излучение.

Цвет — свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Свет разных длин волн L возбуждает разные цветовые ощущения. Излучения с L от 380 до 470 нм (нанометров) имеют фиолетовый и синий цвет, от 470 до 500 нм - сине-зеленый, от 500 до 560 нм - зеленый, от 560 до 590 нм - желто-оранжевый, от 590 до 760 нм - красный. Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом.

Цвет характеризуется действием излучения на глаз человека. Таким образом, лучи света, попадая на сетчатку глаза, производят ощущение цвета. Распознавание цвета человеком зависит от освещения объекта, отражающего свет, от глаз и свойств мозга наблюдателя. Свет, попадая в глаз, преобразуется в сигналы нейронов, находящихся в сетчатке глаза, и по оптическому нерву пересылается в мозг. Глаз реагирует на три дополнительных первичных цвета: красный, зеленый и синий.

Излучаемый свет – это свет, выходящий от источника, например, Солнца, лампочки или экрана монитора.

Отраженный свет – это свет, отразившийся от поверхности объекта. Именно его мы видим, когда смотрим на какой-либо предмет, не являющийся источником света. Бумага, на которой мы печатаем изображение, отражает свет.

Излучаемый свет, идущий непосредственно от источника к глазу человека, сохраняет в себе все цвета, из которых он создан. Но этот свет может измениться при отражении объекта (рис. 1).

Рис. 1. Излучение и отражение света

п. 2. Свойства цвета

 

Для описания цветовых оттенков, которые могут быть воспроизведены на экране компьютера и на принтере, разработаны специальные средства – цветовые модели (системы цветов).

У цвета есть три атрибута: цветовой тон, яркость и насыщенность.

Цветовой тон является таким атрибутом цвета, который позволяет различать их как красный, желтый, зеленый, синий или как промежуточный между двумя соседними парами этих цветов.

Яркость относится к относительной светлости или темноте цвета. Она определяется степенью отражения от физической поверхности, на которую падает свет. Чем выше яркость, тем светлее цвет.

Насыщенность заключается в том, насколько живым выглядит цвет. Она измеряется в терминах отличия данного цвета от бесцветного (нейтрального) серого цвета с той же самой степенью яркости. Чем ниже насыщенность, тем более серым выглядит цвет. При нулевой насыщенности цвет становится серым.

Так как цвет может получиться в процессе излучения и в процессе отражения, то существуют две противоположных модели его описания: модель RGB и модель CMYK, которые будут рассмотрены нами далее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. психологические закономерности, связанные с восприятием визуальной информации

П. 1. Особенности восприятия визуальной информации

 

Как отмечал И. М. Яглом: “…орган слуха взрослого человека может пропустить за одно и то же время 1000 единиц информации, орган осязания — 10000, а орган зрения — 100000”. Это подтверждает народную мудрость: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. Психолог Б. Г. Ананьев подчеркивал, что восприятие через зрительную систему идет на трех уровнях: ощущение, восприятие, представление; через слуховую – только на уровне представления. Это значит, что при чтении информация воспринимается лучше, чем «со слуха».

Исследования ряда учёных показали, что до 20 % поступающей слуховой информации может потеряться, так как, во-первых, мысли текут в 8-10 раз быстрее, чем речь, а, во-вторых, существует множество различного рода отвлекающих факторов (реакция на внешние раздражители).

Современные исследования показали, что объём запоминаемой информации зависит от формы её получения: 15% запоминается, если информация поступает в речевой форме; 25% –  в зрительной и 65% –  если оба эти способа передачи информации используются одновременно”. Отсюда вытекает роль аудиовизуальных средств обучения. Попробуем сформулировать некоторые закономерности в визуальной информации.

Во-первых, вертикальная линия считывается дольше, чем горизонтальная, хотя они равны по величине. Отсюда — текст, напечатанный в столбик, считывается медленнее, чем этот же текст, напечатанный более широким планом.

Во-вторых, поле чтения при горизонтальном варианте увеличивается, текст читается быстрее. Хотя существует и противоположная точка зрения: при широком поле чтения глаз делает больше регрессий, а это замедляет чтение.

В-третьих, линии, не имеющие перерыва, с плавными закруглениями считываются на 1/3 дольше, чем линия с резко выраженными углами. Следовательно, печатный текст будет читаться на 1/3 быстрее, чем письменный.

Ну и, наконец, восприятие читаемой информации зависит от удобочитаемости текста. Играют роль не только рисунок и размер шрифта, но и различное соотношение материала, расположение на странице (длина строки, междустрочия, межбуквенные пробелы, характер верстки текста), цвет бумаги, способ печати и т.д.

п.2. воздействие цвета на человека  и его психику

 

Различают три вида воздействия цвета на человека: физическое, оптическое и эмоциональное.

При физическом воздействии речь идет о воздействии цвета на физиологию человека. Объективное воздействие цвета подтверждено экспериментальным путем и зависит от количества цвета, качества цвета, время воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола и других факторов. Непосредственным физиологическим действием на весь организм человека объясняются явления, вызываемые красным и синим цветами, в особенности при максимальной их насыщенности. Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы. Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему. Красный, желтый, оранжевые цвета являются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу. Группа синего, фиолетового, зеленого напротив для пассивной интроверсии и импульсов обращенных внутрь.

Оранжевый и красный цвета, возбуждая попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости шумов. Не лишено основания, что эти активные цвета часто называют "кричащими". Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, т.е. как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов.

К оптическому воздействию относятся иллюзии или оптические явления, вызываемые цветом и изменяющие внешний вид предметов. Рассматривая оптические явления цвета, все цвета можно условно разделить на две группы: красные и синий, т.к. в основном цвета по своим оптическим свойствам будут тяготеть к какой-нибудь из этих групп. Исключение составляет зеленый цвет.

Светлые цвета, например белый или желтый создают эффект иррадации, они как бы распространяются на расположенные рядом с ними более темные цвета и уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности. Для примера, если через щель дощатой стены проникает луч света, то щель кажется шире, чем в действительности. Когда солнце светит сквозь ветви деревьев, ветви эти кажутся более тонкими, чем обычно (рис. 2).

Рис. 2

Это явление играет существенную роль при конструировании шрифтов. В то время как, например, буквы E и F сохраняют свою полную высоту, высота таких букв как O и G, несколько уменьшаются, еще больше уменьшаются из-за острых окончаний буквы A и V. Эти буквы кажутся ниже общей высоты строки. Чтобы они казались одинаковой высоты с остальными буквами строки, их уже при разметке выносят несколько вверх или вниз за приделы строки. Эффектом иррадации объясняется и различное впечатление от поверхностей, покрытых поперечными или продольными полосками. Поле на рисунке слева кажется более низким, чем поле на рисунке справа, так как белый цвет окружающий поля проникает наверху и внизу между полосками и визуально уменьшает высоту поля (рис. 3).

Рис. 3

При психологическом воздействии цвета речь идет о чувствах переживаниях, которые мы можем испытывать под влиянием того или иного цвета (см. Приложение 1. Психологические характеристики цветов). Это влияние очень тесно связанно с оптическими свойствами цвета.

Абсолютно зеленое есть самый спокойный цвет. Он никуда не движется и не имеет ни призвука, ни радости, ни печали. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей, но может и прискучить со временем. При введении в зеленый цвет желтого цвета он оживляется, становится более активным. При добавлении синего, наоборот, начинает звучать иначе, он делается более серьезным, вдумчивым.

С другой стороны, желтый цвет беспокоит человека, колет его, возбуждает. Сравненное с состоянием человеческой души, его можно было бы употребить как красочное выражение безумия, слепого бешенства (желтый цвет Достоевского).

Синее же склонно к углублению. Чем глубже, темнее становится синий цвет тем больше он зовет человека к бесконечному, будит в нем голод к чистоте и сверхчувственному. Очень темное синее дает элемент покоя. Доведенный до приделов черного синий цвет получает призвук печали. Становясь более светлым, синий приобретает равнодушный характер и становится человеку далеким и безразличным, как голубое небо. И становясь светлее все более беззвучный, пока не дойдет до беззвучного покоя - станет белым.

Информация о работе Влияние цвета на восприятие информации