Возможности применения Интернет ресурсов в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:05, контрольная работа

Краткое описание

Исследования, которые проводятся учёными в школах, показывают, что доминирование репродуктивных подходов создаёт у половины учащихся безразличное отношение к учению. Именно поэтому важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти необходимую информацию, обменяться мнением по определённой проблеме со своими сверстниками.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
Положительные и отрицательные стороны применения
информационных технологий в учебном процессе……………4
Применение видеоносителей в образовании…….……………..8
3. Компьютерные программные технологии………………………9
4. Возможности применения Интернет ресурсов в образовании...13
Заключение………………………………………………………....17
Список использованной литературы…………….............................19

Вложенные файлы: 1 файл

Информационные технологии в образовании.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

     Введение……………………………………………………………..3

  1. Положительные и отрицательные стороны применения

         информационных технологий в  учебном процессе……………4

  1. Применение видеоносителей в образовании…….……………..8

    3. Компьютерные  программные технологии………………………9

   4. Возможности  применения Интернет ресурсов  в образовании...13

     Заключение………………………………………………………....17

    Список использованной литературы…………….............................19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Серьёзные  преобразования в экономическом и общественном устройстве России, интегрирование страны в мировое сообщество обусловили необходимость реформирования в системе образования.

        Значение образования в современном  мире велико, оно является важнейшим  фактором формирования качества экономики и общества.

        Исключительная роль принадлежит  школе. Она должна стать важнейшим  фактором гуманизации общественно  – экономических отношений. В  школе необходимо воспитать и  подготовить к жизни людей,  способных быть ответственными  за судьбу страны, обеспечить её интенсивное развитие.

           Модернизация российского образования  направлена не только на изменения  содержания изучаемых предметов  и курсов, но и на изменения  подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических  приёмов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятий, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем.

        Исследования, которые проводятся  учёными в школах, показывают, что доминирование репродуктивных подходов создаёт у половины учащихся безразличное отношение к учению. Именно поэтому важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти необходимую информацию, обменяться мнением по определённой проблеме со своими сверстниками.

         Очевидно, что ХХI век требует  принципиально иных подходов  к образованию. Обучение должно развивать критическое и творческое мышление. Необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие ученика к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции.  
 

  1.   Положительные и  отрицательные стороны  применения информационных  технологий в учебном процессе
 

     Учитель сегодня должен руководствоваться «подручными» средствами (иллюстрациями в учебниках, картами в атласах, меловыми схемами на доске) и самостоятельно изготавливать объемные наглядные пособия. Учебное кино и телепередачи перестали существовать, их отчасти заменили видео и компьютерная графика, но они есть не во всех кабинетах даже столичных школ. Каждый современный учитель, полагаем, задавался еще одним вопросом: интересна ли ученику, часами играющему на персональном домашнем компьютере и просматривающему мультимедиа, та учебная наглядность, которую ему могут предложить в школе?

     Не  смотря на трудности, информационные технологии уже широко применяются учителями, у которых сложилось своё мнение о положительных и отрицательных  сторонах их применения. Появилось большое количество исследовательских работ по теме применения информационных технологий. Так, И.Г. Захарова в своей работе «информационные технологии в образовании» положительными сторонами применения ИТО  считает:

     1  Использование ИТО помогает обеспечить тесное взаимодействие между преподавателем и обучаемым даже в условиях дистанционного образования. ИТО предоставляют самые широкие возможности. Описание творческого процесса, его результаты могут быть представлены и обсуждены на электронной конференции, опубликованы в электронном издании, размешены на Web-caйтe учебного заведения. Например, на смену рукописным тематическим журналам (исторические, литературные и др.) не только в вузах, но и во многих школах, гимназиях, лицеях появляются электронные журналы, для которых нет проблем с тиражированием и распространением. Каждый желающий может ознакомиться с их материалами через Internet, а при отсутствии у учебного заведения своего Web-сайта — через локальную сеть.

     2 ИТО расширяют возможности образовательной среды как разнообразными программными средствами, так и методами развития креативности обучаемых. К числу таких программных средств относятся моделирующие программы, поисковые, интеллектуальные обучающие, экспертные системы, программы для проведения деловых игр. Фактически во всех современных электронных учебниках делается акцент на развитие творческого мышления. С этой целью в них предлагаются задания эвристического, творческого характера, ставятся вопросы, на которые невозможно дать однозначный ответ, и т.д. Коммуникационные технологии позволяют по-новому реализовывать методы, активизирующие творческую активность. Обучаемые могут включиться в дискуссии, которые проводятся не только в аудитории или классе, но и виртуально, например на сайтах периодических изданий, учебных центров. В выполнении совместных творческих проектов могут участвовать учащиеся различных учебных заведений.

     3 Новое содержание образовательной  среды создает и дополнительные возможности для стимулирования любознательности обучаемого. Одним из таких стимулов является возможность удовлетворить свое любопытство, благодаря широчайшим возможностям глобальной сети Internet предоставляется доступ к электронным библиотекам (научно-техническим, научно-методическим, справочным и т.д.), интерактивным базам данных культурных, научных и информационных центров, энциклопедиям, словарям. Через Internet обучаемый может обратиться с вопросом по заинтересовавшей его проблеме не только к своему наставнику, но и к ведущим отечественным и зарубежным специалистам, вынести его на обсуждение в электронной конференции или чате. Само разнообразие информации, предлагающейся в образовательной среде, интегрированной в мировое информационное пространство, помогает педагогу подвести обучаемых к поиску собственного взгляда на суть изучаемой проблемы. Развитию любознательности обучаемых, привитию интереса к поисково-исследовательской деятельности помогает также возможность работы в виртуальных научных лабораториях, проведение компьютерных экспериментов с помощью моделирующих программ.

     4 Создаваемые на сайтах учебных  заведений персональные web-страницы педагогов предоставляют дополнительные возможности и для того, чтобы открыть обучаемым «дверь» в свою творческую мастерскую. На таких страницах можно показать не только учебные материалы, но и свои научные публикации, проспекты проводимых исследований, лучшие работы «учеников, превзошедших учителя». Выход в мировое информационное пространство позволяет увидеть множество образцов креативности: на сайтах, рассказывающих о деятельности научно-исследовательских центров и отдельных научно-исследовательских институтов; в материалах электронных научных журналов и конференций; результатах конкурсов творческих проектов и дистанционных олимпиад; на персональных web-страницах учащихся, студентов, преподавателей, ученых всего мира.

     Персональный  компьютер можно использовать как  универсальное техническое средство обучения (ТСО). Такое ТСО позволяет  упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. 
          Систематическое использование персонального компьютера на уроках приводит к целому ряду любопытных последствий: 
1.Повышение уровня использования наглядности на уроке. 
2.Повышение производительности труда. 
3.Установление межпредметных связей с информатикой. 
4. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и истории. 
5. Учитель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание подачи учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся. 
6. Изменяется к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными компьютерами. Они начинают видеть в учителе «родственную душу». 
7. Изменяется отношение к компьютеру, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

     Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.

     Вместе с тем существует достаточное количество проблем связанных с внедрением ИТО в образовательный процесс и их негативное влияние на успехи учеников, психологическое и физическое  здоровье школьников. Среди них:

      1   сложность восприятия больших  объемов информации с экрана

           дисплея;

      2   отсутствие непосредственного  и регулярного контроля над  ходом 

           выполнения учебного плана;

       3 нарушение взаимодействия учитель-ученик.

     Не  смотря на эти проблемы нельзя не отметить, что  информационные технологии:

     1 формируют высокую степень мотивации, повышают интерес к процессу обучения;

     2 повышают интенсивность обучения;

     3 позволяют достигнуть индивидуализации  обучения;

     4  обеспечивают объективность оценивания  результатов;

     5 увеличивают долю самостоятельной  работы.    
 
 
 
 
 
 

     2. Применение видеоносителей  в образовании. 

     Применение  технических средств для обучения и воспитания подрастающего поколения  – одна из характерных черт современного развития школы и педагогики. Технические  средства необходимы для повышения  качества обучения. Применение технических средств необходимо для того, чтобы уменьшить утомляемость учащихся. Технические средства дают возможность изложить материал наглядно, в образной, а потому легко воспринимаемой и хорошо запоминающейся форме.

         Неоспоримы достоинства использования видеоносителей на уроках, прежде всего, их оперативность и маневренность, возможность повторного применения, использование стоп-кадра. Просмотр создает эффект присутствия, подлинности фактов и событий.

     Все более применение находят видеоклассы, в комплект которых входят мониторы на столах учащихся и полный видеокомплект около рабочего места учителя: видеомагнитофон, видеокамера, телевизор и большой экран, видеопроектор, центральный монитор, колонки, пульт управления. Музыкально занятия оформляются при помощи электрофона.

     Для работы заранее разрабатываются  обучающие программы, создаются дидактические материалы (карточки с названием темы, план изучения нового, даты, термины, понятия, схемы, вопросы и задания, фрагменты исторических документов, карт и др.). При помощи видеокамеры учитель выводит нужные дидактические материалы на мониторы и передает на большой экран. Один ученик заполняет ручкой или фломастером текстовую или хронологическую таблицу, дополняет схему за рабочим местом преподавателя, а другие ученики, используя свой монитор, выполняют необходимые действия на своем рабочем месте. Упрощается демонстрация мелких иллюстраций, слайдов, портретов.

           Таким образом, значение видеофильма  определяется, прежде всего, возможностями его как особого устройства для передачи информации и организации её запоминания.

3.  Компьютерные программные  технологии 

     Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует  необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде  творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае информационные технологии (ИТ), изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web – страниц и т.п.)  и обладающие огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным инструментом в руках учащихся.

        Информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к предмету, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

     Программы общего назначения: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft FrontPage, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и другие могут с успехом использоваться учителями. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа PowerPoint, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления. Учитель может самостоятельно создавать такие презентации к своим урокам либо использовать готовые. В Интернете представлен набор готовых учебных презентаций по предметам. Кроме того, сегодня широко практикуется создание презентаций, для творческого представления учащимися своего интеллектуального продукта. (домашней работы, реферата, доклада, сообщения и т.п.).

Информация о работе Возможности применения Интернет ресурсов в образовании