Вопросы компьютеризации и информатизации учебного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 10:05, доклад

Краткое описание

Опыт информатизации различных сторон человеческой деятельности показал, что внедрение компьютера дает многократное повышение эффективности.

Образование не получило столь убедительного ускорения. Даже массовое использование ПК в учебном процессе не сократило заметным образом общий срок обучения. КПД компьютера в общем учебном процессе пока еще очень мал.

Вложенные файлы: 1 файл

10.doc

— 38.50 Кб (Скачать файл)


10. Вопросы компьютеризации и информатизации учебного процесса.

Опыт информатизации различных сторон человеческой деятельности показал, что внедрение компьютера дает многократное повышение эффективности.

Образование не получило столь убедительного ускорения. Даже массовое использование ПК в учебном процессе не сократило заметным образом общий срок обучения. КПД компьютера в общем учебном процессе пока еще очень мал.

Анализ опыта информатизации образовательного процесса свидетельствует о том, что это важнейшее направление повышения эффективности и качества подготовки специалистов реализуется не в достаточной степени. Характерными недостатками являются:

a)      слабая разработанность методологии внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс;

b)      недостаточная проработка психолого-педагогических проблем компьютерного обучения;

c)      низкая общая компьютерная подготовка преподавательского состава;

d)     отсутствие и малочисленность специалистов в области информационных технологий и др.

В результате, насыщение сферы образования компьютерными средствами без предварительной разработки теории информатизации учебного процесса автоматически не решит задачи перехода на новые качественные параметры в системе подготовки специалистов.

Рассматривая информатизацию как одно из важнейших направлений совершенствования сферы образования, следует констатировать наличие явлений значительно сдерживающих процесс внедрения информационных технологий в учебный процесс и ведущих к возникновению противоречия, сущность которого заключается в несоответствии высоких потенциальных дидактических возможностей компьютерной техники и уровня их реализации в условиях сложившейся системы образования. Известно, что всякое новое средство изменяет не только процесс достижения цели, но и технологию. В традиционном компьютерном обучении сохраняется старая докомпьютерная технология, связанная с налаживанием эффективной коммуникации между источником информации (преподавателем — компьютером) и ее потребителем (учащимся). Именно этому служил институт методик обучения, целью которых по сути дела была и остается "перекачка" знаний от преподавателя к учащемуся. С появлением компьютера этот подход не изменился, и преподавательские методики механически переносятся на процесс компьютерного обучения, сохраняя докомпьютерную технологию: подача материала – вопрос – ответ – снова подача и т. д. Это и является первопричиной малой эффективности использования компьютера в образовании. Значит, следует изменить технологию, т. е. рассматривать процесс обучения не как «перекачку» знаний, а как процесс управления состоянием учащегося.

Педагогика, являясь неотъемлемой частью любой цивилизации, берет от культуры своих эпох все свойства и ее признаки, в том числе — существующие способы хранения информации и ее обработки. Проникновение компьютеров в учебный процесс вызвало к жизни огромное количество новых форм работы, немыслимых и невозможных при традиционных методиках. Появление специфических учебных пособий на гипертекстовой основе, мультимедийных справочников и энциклопедий, возможность организации сетевых коммуникаций в самых разных масштабах, от класса до Internet, создание интерактивных обучающих программ и тренажеров — все это вместе открывает перед обучающимися такой спектр учебных действий, обращение к которому полностью видоизменяет лицо учебного процесса. Так же значительно выглядят изменения и в формах работы учителя — компьютер в состоянии полностью изменить структуру и методы его личной работы вне урока (самосовершенствование, накопление и систематизация информации, подготовка к урокам и т.д.) и непосредственно на уроке. Более того — изменившиеся условия и формы работ в очень значительной степени заставляют переосмысливать и роль компьютера, и функции учителя и учеников, и характер их деловых взаимоотношений, а в дальнейшем — и самые общие организационные формы обучения. Все это вместе дает основания утверждать, что в настоящее время все мы присутствуем при рождении принципиально новых систем обучения, систем, основанных на последовательном, всеохватывающем использовании информационно — коммуникативных технологий.

Процессы информатизации неизбежно влияют на формы познания и, следовательно, на технологии обучения, изменяют и сами критерии грамотности. Становление компьютерно- информационной культуры, которое происходит в настоящее время, предполагает новый тип общения в процессе передачи и усвоения информации и формирует новый тип мышления. Успешное сращивание телекоммуникационных сетей (телефон, телевидение, радиосвязь) с компьютерными, стремительный рост их качества и количества преобразует вещательные сети в интерактивные, создаёт единое мировое информационное мультимедиа-пространство.

Использование мультимедиа в учебных программах дополняет аналитические (вычислительные и логические) возможности ПК способностью к синтетическому, образному и всестороннему представлению изучаемого предмета. По характеру творчества и воздействия мультимедиа следует отнести к новому виду синтетических искусств, отличительной особенностью которого является интерактивность и логико-вычислительные возможности компьютера. Поэтому следует стремиться к созданию теории мультимедиа и, в частности, педагогики мультимедиа, учитывающей психофизиологические и эстетические особенности восприятия и усвоения большого объёма информации и воспитания активного и ответственного отношения к действительности.

Компьютеризация учебного процесса является закономерным этапом развития информатизации образования и совершенствования педагогической системы. Процесс обучения, протекающий в рамках педагогической системы, как и любая другая деятельность, основывается на выработанных долголетней практикой принципах.

Анализ тенденций компьютеризации учебного процесса позволяет сформулировать дополнительные принципы информатизации образовательного процесса.

В первую очередь это относится к принципу опережающей компьютерной подготовки обучающих. Нарастание темпов информатизации общества, внедрение компьютерных технологий в образовательные учреждения, быт ведет к быстрому их освоению молодым поколением.

Повышение общей информационной культуры, инвариантность информатики по отношению ко всем научным сферам требуют скорейшего освоения компьютерных технологий обучающими с тем, чтобы умело осуществлять учебный процесс в условиях информатизации образования.

Информатизация должна выступать не как самоцель, а лишь как средство более эффективного достижения целей, стоящих перед педагогической системой в целом. Отсюда следует следующий важный принцип компьютерного обучения: принцип целесообразного сочетания традиционных и компьютерных дидактических систем. Целесообразность должна определяться в каждом конкретном случае исходя из решаемой дидактической задачи.

Процесс информатизации образования — сложное педагогическое явление, существенно изменяющее сложившиеся стереотипы. В целом путь движения идеи компьютеризации от возникновения до внедрения в учебный процесс можно представить в виде последовательности мероприятий:

a)      разработка теоретических основ информатизации образования;

b)      научно-исследовательская работа по созданию, оценке эффективности компьютерных средств;

c)      определение целевого, содержательного и технологического аспектов внедрения компьютерных средств в учебный процесс;

d)     переподготовка обучающих.

В течение определенного времени должна действовать своеобразная система, которая, с одной стороны, сохраняет существующие формы организации учебного процесса (учебная группа, занятие, дисциплина), а с другой — опирается на растущее присутствие компьютерных технологий.

Широкое внедрение информационных технологий в педагогическую практику позволяет существенно повысить качество подготовки специалистов. Вместе с тем возникает необходимость оценки количественных и качественных параметров компьютеризации для рационального использования имеющихся информационных ресурсов и проведения оптимизации дидактических систем.

Компьютеризация является одним из направлений, обеспечивающим устранение недостатков существующей системы образования и значительную интенсификацию обучения. Применение информационных технологий в процессе познания коренным образом изменяет образовательный процесс. Высокие потенциальные дидактические возможности информационных технологий общепризнанны.



Информация о работе Вопросы компьютеризации и информатизации учебного процесса