Белорусское театральное искуство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 19:00, доклад

Краткое описание

Белорусская театральная история насчитывает не одно столетие. Белорусский профессиональный театр развился из древних народных обрядов, творчества бродячих музыкантов, придворных трупп белорусских магнатов, деятельности любительских коллективов рубежа XIX–XX веков.
Театральное искусство Беларуси берет свое начало во всевозможных народных верованиях, ритуалах, обрядах. Сначала в них принимали участие все желающие.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад бел.docx

— 18.51 Кб (Скачать файл)

Белорусская театральная история насчитывает не одно столетие. Белорусский профессиональный театр развился из древних народных обрядов, творчества бродячих музыкантов, придворных трупп белорусских магнатов, деятельности любительских коллективов рубежа XIX–XX веков.

Театральное искусство Беларуси берет свое начало во всевозможных народных верованиях, ритуалах, обрядах. Сначала в них принимали участие все желающие. Первыми профессиональными актерами стали скоморохи. В их творчестве соединились все виды сценического искусства  - драматическое, музыкальное, танцевальное, цирковое. Но на белорусской земле бродячие артисты не просто выступали, а постигали азы профессионального мастерства. Известно, что в Сморгони до середины XIX века существовала единственная в Европе медвежья академия. Отловленных в лесах медвежат учили танцевать, а потом скоморохи отправлялись с ними на ярмарки в Россию, Польшу, Венгрию, Германию. В начале XVI века появилось такое явление как школьный театр. Чаще всего он действовал при католических и православных духовных учебных заведениях. Например, в Минской губернии театр существовал при иезуитском коллегиуме. Сюжеты для спектаклей брались, в основном, из Библии. Ярчайшая страница в истории народного театрального искусства – белорусская батлейка. Традицию устанавливать рождественские батлейки заложил святой Франциск Ассизский в XIII веке в Италии. Но в Беларуси, где кроме канонических сюжетов бродячие артисты в начале XVI века представляли и сценки из жизни, это искусство получило народное признание и сохранилось до сегодняшнего дня. Традицию в наше время поддерживают многие кукольные театры республики, практически во всех костелах на Рождество также можно увидеть представление в жанре батлейки. Многие виды представлений – школьные, светские, придворные – появились на белорусских землях раньше, чем у соседей. Каждый белорусский магнат стремился создать свой театр, поэтому во дворцах приспосабливались или специально строились помещения для спектаклей. Были театральные залы у графов Тышкевичей в Плещеницах и Свислочи, И. Хрептовича – в Щорсах, князя Любомирского – в Дубровне, графа З.Г. Чернышева – в Чечерске и Могилеве. Строились они, как правило, итальянскими зодчими. Строительство первого специального театрального зала началось в резиденции Радзивиллов в Несвиже в 1746 году. Слонимский театр Михаила Казимира Огинского, возведенный в 1775–1781 годах, был одним из самых больших и технически оснащенных в Европе. Театр Зорича в Шклове стал основой и так называемым фундаментом труппы Петербургского императорского театра.

В XVIII веке стали появляться частные, городские и крепостные театры. 13 июня 1746 года в Альбе под Несвижем была сыграна комедия «Дасцiпнае каханне» – это произошло на десять лет раньше, чем в Ярославле появился первый спектакль Федора Волкова – создателя постоянного театра в России. Театральные коллективы были в Несвиже, Слониме, Гродно, Могилеве и других белорусских городах. Заметной фигурой в театральной жизни XIX века был Винцент Дунин-Мартинкевич, именно он начал работу по созданию белорусской профессиональной драматургии и национального театра. 9 февраля 1852 года была поставлен спектакль «Сялянка», автором либретто которого стал Дунин-Марцинкевич.

Но царские власти вскоре запретили спектакли на белорусском языке, и несколько лет они шли нелегально. Свободно гастролировали по Беларуси лишь русские и украинские театры, а также труппы императорских артистов.

В 1890 году архитекторы Введенский и Козловский построили в Минске городской театр, в котором теперь находится театр имени Янки Купалы.

В начале XX века театральное искусство начало возрождаться, в это время стали звучать имена таких драматургов, как К. Каганец, Я.Купала, Я.Колас, К.Буйло, Ф.Олехнович. В 20-е годы начался процесс белоруссизации, но уже в конце 20-х годов усилилось идеологическое давление на интеллигенцию и большое количество драматургов и театральных деятелей было репрессировано. В годы Великой Отечественной войны большинство театров были эвакуированы в тыл, и там продолжали ставить спектакли. Сразу после войны практически все театральные коллективы вернулись в Беларусь, главной темой в театре в это время была тема войны.  В конце 50-х – начале 60-х театр стал свободнее в выборе тем, на него меньше давила идеология. В начале 90-х стали появляться белорусские альтернативные театры.

Традиции белорусского театрального искусства востребованы и сегодня. Балетная труппа Большого театра оперы и балета делает ставку на классику: в его репертуаре 30 балетных спектаклей. Но из года в год самым популярным остается «Щелкунчик». Очередной виток развития переживает белорусская опера. Спектакли Большого театра неизменно проходят при полных аншлагах. Особенно полюбились белорусам и гостям республики оперные вечера на открытых площадках – перед зданием театра в столице и у стен Мирского замка. 

Еще один коллектив, не побоявшийся шагнуть со сцены, – Республиканский театр Белорусской драматургии (РТБД), художественный руководитель которого – Валерий Анисенко – приглашает любителей театрального искусства к себе в усадьбу в Хотежино. «Чехов на пленэре» – авторский проект Валерия Анисенко. Он хочет погрузить зрителей в атмосферу чеховской «Чайки» и обещает зрителям много сюрпризов: чеховские чаепития, катание на качелях, фотосессии и общение в неформальной обстановке с артистами театра, среди которых народная артистка Беларуси Татьяна Мархель, заслуженный артист Беларуси Игорь Сигов, обладательница медали Франциска Скорины Галина Чернобаева, Валентин Соловьев и многие другие.

Национальный академический драматический театр им. М. Горького открыл 80-й юбилейный театральный сезон в сентябре 2012 года одной из самых ярких постановок – спектаклем «Пане Коханку» Андрея Курейчика в постановке главного режиссера театра Сергея Ковальчика. В репертуар нового сезона также вошли премьерные спектакли прошлого года: «Пигмалион» Б. Шоу, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Интимная комедия» Н. Кауарда и «Загадочный визит» Ф. Дюрренматта. В 2013 году коллектив театра будет радовать зрителей спектаклем «Бесы» Ф. Достоевского (инсценировка Н.Рудковского в постановке Сергея Ковальчика).

Театральная жизнь Беларуси насыщена яркими фестивальными событиями. Мастера сцены приезжают в Беларусь, чтобы представить на суд театральных деятелей и зрителей свои лучшие работы. С 1996 года в Бресте проводится Международный театральный фестиваль «Белая Вежа». Могилев стал площадкой для Международного молодежного театрального форума «M@art. контакт». В Витебске в рамках Международного фестиваля искусств «Славянский базар» проходит полюбившаяся публике программа «Театральные встречи». Столица принимает Международный фестиваль театрального искусства «Панорама», Международный фестиваль студенческих театров «Тэатральны куфар», Международный форум театрального искусства «ТЕАРТ» (Минск), Белорусский международный фестиваль театров кукол.


Информация о работе Белорусское театральное искуство