Берестология как вспомогательная историческая дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:05, статья

Краткое описание

БЕРЕСТОЛОГИЯ - вспомогательная (специальная) историческая дисциплина, посвященная исследованию берестяных грамот. Берестология является одной из самых молодых вспомогательных исторических дисциплин.
В 1990 г. С.М. Каштанов предложил общую классификацию вспомогательных исторических дисциплин, разделив их на три типа:
1) дисциплины, имеющие определенный однородный объект исследования (источники одного рода, вида или разновидности);
2) дисциплины, изучающие отдельную сторону источников разных родов, видов и разновидностей;
3) дисциплины, изучающие не источники как таковые, а на базе источников разных видов какой-то круг вопросов, связанных единством предмета. мот.

Вложенные файлы: 1 файл

В сборник.docx

— 23.39 Кб (Скачать файл)

Исаев Валерий Анатольевич

 слушатель курсов переподготовки  учителей истории и обществознания

Ульяновский государственный педагогический университет

2014 год

БЕРЕСТОЛОГИЯ

БЕРЕСТОЛОГИЯ - вспомогательная (специальная) историческая дисциплина, посвященная исследованию берестяных грамот. Берестология является одной из самых молодых вспомогательных исторических дисциплин.

В 1990 г. С.М. Каштанов предложил общую классификацию вспомогательных исторических дисциплин, разделив их на три типа:

1) дисциплины, имеющие определенный  однородный объект исследования (источники одного рода, вида или разновидности);

2) дисциплины, изучающие отдельную  сторону источников разных родов, видов и разновидностей;

3) дисциплины, изучающие не источники как таковые, а на базе источников разных видов какой-то круг вопросов, связанных единством предмета. jspui/bitstream/123456789…1/VID.pdf

В соответствии с этой классификацией берестология относится к первому типу вспомогательных исторических дисциплин, поскольку объектом ее исследования являются берестяные грамоты. Сами берестяные грамоты – источник специфический, образующий обособленную группу, наделенную рядом уникальных особенностей. Так, по способу кодирования информации берестяные грамоты относятся к письменным источникам, однако выявляются они не путем архивного поиска или археографической работы (как прочие письменные источники), а в процессе археологических раскопок. Графика берестяной письменности имеет собственную логику развития, не совпадающую с логикой эволюции письма на пергамене или бумаге. Основные социальные функции берестяной письменности - коммуникация в деловой и личной сфере, учет - слабо представлены в современной берестяным грамотам письменности на иных носителях. Все это позволяет говорить о берестологии как о самостоятельной научной дисциплине с собственным, отличным от других дисциплин объектом. Вместе с тем, методы и проблематика берестологии полностью тождественны методам и проблематике традиционных гуманитарных дисциплин - археологии, источниковедения, языкознания и т. п.; уникальность науки о берестяной письменности состоит разве что в специфическом сочетании используемых подходов. node/8566

Весьма интересна история выделения берестологии в отдельную дисциплину. Существование берестяной письменности на Руси было известно и до обнаружения грамот археологами. Например, в обители святого Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях писаху, но на берестех» (Иосиф Волоцкий). В музеях и архивах сохранилось немало поздних, в основном старообрядческих документов, даже целых книг, написанных на специально обработанной (расслоенной) бересте (XVII—XIX века). Этнограф С. В. Максимов отмечал, что видел в середине XIX века берестяную книгу у старообрядцев на Мезени.

Берестяные грамоты Древней Руси впервые были обнаружены в Великом Новгороде во время работы археологической экспедиции под руководством А.В.Арциховского в 1930-х гг. Однако вскоре работа экспедиции была приостановлена, а затем и вовсе прекращена в связи с немецкой оккупацией. Возобновились работы только в конце 1940-х гг.

С 1951 года берестяные грамоты обнаруживаются археологическими экспедициями в Новгороде, а затем и в ряде других древнерусских городов. 

В настоящее время берестяные грамоты находят во время археологических раскопок в следующих древнерусских городах: Старая Русса, Торжок, Смоленск, Псков, Тверь, Москва, Старая Рязань, Нижний Новгород, Мстиславль (Белоруссия), Витебск (Белоруссия), Звенигород Галицкий (Украина). По состоянию на 2014 год количество берестяных грамот, обнаруженных при раскопках превысило 1000 экземпляров.

Целые берестяные грамоты в момент обнаружения обычно представляют собой свернутый свиток бересты с выцарапанным текстом на внутренней стороне коры (реже на обеих ее сторонах). Меньшая часть целых документов находится в земле в развернутом виде. Текст помещается на бересте в строку, в подавляющем большинстве грамот (как и средневековых славянских рукописях вообще) без разделения на слова.

Большинство берестяных грамот представляют собой  частные письма, делового характера (взыскание долгов, торговля, бытовые указания). К этой категории тесно примыкают долговые списки (которые могли служить не только записями для себя, но также и поручениями «взять с такого-то столько-то») и челобитные крестьян феодалу (XIV—XV века).

Кроме того, имеются черновики официальных актов на бересте: завещания, расписки, купчие, судебные протоколы и т. п.

Встречаются реже, но представляют особый интерес следующие типы берестяных грамот: церковные тексты (молитвы, списки поминаний, заказы на иконы, поучения), литературные и фольклорные произведения (заговоры, школьные шутки, загадки, наставления по домашнему хозяйству), записи учебного характера (азбуки, склады, школьные упражнения, детские рисунки и каракули). Огромную известность получили обнаруженные в 1956 году учебные записи и рисунки новгородского мальчика Онфима. …pochta-stoletii.html

Берестяные грамоты, как правило, предельно кратки и прагматичны, содержат только самую важную информацию; то, что автору и адресату и так известно, в них, естественно, не упоминается. Бытовой и личный характер многих берестяных грамот Великого Новгорода (например, любовные послания незнатных молодых людей или хозяйственные записки-наказы) свидетельствуют о высоком распространении грамотности среди населения.

Как важнейший исторический источник берестяные грамоты были оценены уже их первооткрывателем А. В. Арциховским. Основные монографические работы на эту тему принадлежат Л. В. Черепнину и В. Л. Янину. Берестяные грамоты являются одновременно вещественными (археологическими) и письменными источниками; место их нахождения  столь же важный для истории параметр, как и их содержание. Одно и то же имя в грамотах, обнаруженных на соседних усадьбах, упоминания князей и других государственных деятелей, упоминания значительных денежных сумм, географических названий  всё это много говорит об истории строений, их владельцев, об их социальном статусе, об их связях с другими городами и областями. Немало говорят документы на бересте о землевладении в Новгородской земле, об экономических связях новгородцев с Псковом, Ростовом,  Ярославлем, Угличем, Суздалем, Кучковом (будущей Москвой),  Полоцком,  Киевом,  Переяславлем, Черниговом, даже  Сибирью (Обдорской землёй). Челобитные крестьян, купчие и завещания XIV—XV веков свидетельствуют о закреплении крепостного права, о развитии судебной бюрократии и делопроизводства (эта область в домонгольский период ещё практически не отграничена от частной переписки). Мы узнаём о военных конфликтах и внешней политике Новгорода, о сборе дани с покорённых земель узнаём о массе бытовых подробностей, которые нам никогда бы не сообщили официальные документы. Ряд первостепенных данных имеется по истории церкви. Так, например,  засвидетельствована древность некоторых черт литургии, есть сведения о взаимоотношениях членов клира с жителями окормляемых ими усадеб, а упоминание Бориса и Глеба в списке святых в грамоте 3-й четверти XI века почти совпадает со временем их канонизации (1071).

Уникален этот источник для изучения повседневной жизни Древней Руси. Берестяные грамоты свидетельствуют о широком распространении грамотности в Древней Руси, о том, что горожане обучались азбуке с детства и сами писали свои письма, что грамотны были и женщины; вместе с тем в ряде ситуаций (особенно в переписке высокопоставленных чиновников) уместна была и фигура писца, записывавшего под диктовку и служившего затем в роли посыльного. Семейная переписка новгородцев свидетельствует о высоком положении женщины, посылавшей мужу наказы («приказы»), вступавшей самостоятельно в денежные отношения и т. п. Есть в берестяных грамотах сведения о рационе древних новгородцев, их одежде, их ремёслах, а также о сфере человеческих взаимоотношений, родственной и дружеской заботе, гостеприимстве, конфликтах. 

Сведения, которые можно почерпнуть из берестяных грамот, безусловно, важны для изучения истории в целом. Поэтому представляется, что выделение берестологии в самостоятельную дисциплину имеет под собой все основания, а развитие берестологии привнесет в историческую науку много новой важной и ценой информации.

 

 

 


Информация о работе Берестология как вспомогательная историческая дисциплина