. Библиографическое описание (в соответствии с требованиями ГОСТа) издания труда Фридриха Ницше «О пользе и вреде истории для жизни»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:33, реферат

Краткое описание

Эссе Фридриха Ницше «О пользе и вреде истории для жизни» было написано в октябре – ноябре 1873 года и опубликовано в феврале 1874 года. Это второе эссе в серии «Несвоевременные размышления».
Данное эссе широко отражает личные взгляды Ницше на жизнь. Как приверженец философии жизни, Ницше видит жизнь целостным, неразрывным и непрерывным процессом становления личности. Главной движущей силой этого развития является человеческая интуиция, а не научные знания. С этой же точки зрения Ницше смотрит и на историю, не желая признавать ее точной наукой. Главная цель истории для Ницше – служение человеку.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по историографии.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

1. Библиографическое описание (в соответствии с требованиями ГОСТа) издания труда историка, использовавшегося при подготовке анализа.

Ницше Ф. Сочинения в 2х  томах. Т.1. О пользе и вреде истории для жизни// Ф.Ницше. – М.: Мысль,1990.- 831 с.

2. Жизненный путь историка.

Фридрих Ницше (1844-1900), немецкий философ и поэт. Родился в деревушке Рёккен недалеко от  Лютцена 15 октября 1844 года. Его отец и оба деда были лютеранскими священниками. Был назван Фридрихом Вильгельмом в честь правящего короля Пруссии. После смерти отца в 1849 году воспитывался в Наумбурге на Заале в доме матери и бабушки. Позднее Ницше стал посещать школу-пансион Пфорта, где проявил значительные способности к филологии и музыке. Затем учился в университетах Бонна и Лейпцига, где углубился в греческую и латинскую классику. В этот же период познакомился с сочинениями Шопенгауэра и стал поклонником его философии. В возрасте 23 лет был призван в прусскую армию и зачислен в конную артиллерию, но, получив травму, демобилизовался. 
Ницше был блестящим студентом и приобрёл прекрасную репутацию в научных кругах. Благодаря этому он уже в 1869 году, в возрасте 25 лет, получил должность профессора классической филологии Базельского университета. Там он проработал около 10 лет. Став профессором, Ницше получил и швейцарское подданство; однако во время франко-прусской войны 1870-1871 годов записался на службу в прусскую армию в качестве рядового санитара. Основательно подорвав здоровье, он вскоре вернулся в Базель, где возобновил преподавательскую деятельность.

  На развитие Ницше также повлияла дружба с Рихардом Вагнером, с которым он познакомился 8 ноября 1868 года. Вагнер резко отличался от привычной и уже тяготившей Ницше филологической среды и произвёл на философа чрезвычайно сильное впечатление. Их объединяло духовное единство: от обоюдного увлечения искусством древних греков и любви к творчеству Шопенгауэра до чаяний переустройства мира и возрождения духа нации.  Однако их дружба длилась недолго: всего около трёх лет. Окончательный разрыв был ознаменован публичным расцениванием со стороны Вагнера книги Ницше «Человеческое, слишком человеческое» как «печального свидетельства болезни» её автора.

 В 1872 году Ницше опубликовал свою первую книгу "Рождение трагедии из духа музыки". Первые пятнадцать глав книги представляют собой попытку выяснить, что такое греческая трагедия, в последних же десяти главах речь идет больше о Р. Вагнере. Вслед за первой работой вышли четыре "Несвоевременных размышления" (1873-1876).

В 1879 году Ницше оставил  университет, сославшись на нездоровье, и с тех пор жил очень скромно, проводил лето в Швейцарии, а зиму в Италии. В 1879 и 1880 годах опубликовал два дополнения к "Человеческому, слишком человеческому", в последующие два года "Утреннюю зарю", где обсуждал вопросы морали, и "Веселую науку". Работы состоят из небольших разделов, около страницы каждый.

Свести воедино свои наиболее значимые выводы Ницше попытался  в книге "Так говорил Заратустра" (1883-1892). Первые две части книги  были опубликованы отдельно в 1883 году, третья в 1884 году. Их практически никто не заметил. Четвертую часть Ницше выпустил тиражом всего в сорок экземпляров и раздал семь из них друзьям, отказавшись от прежнего плана продолжить эту работу. Первое широкое издание четвертой части было предпринято в 1891 году. Вскоре вся книга была признана классикой мировой литературы, стала необыкновенно популярной в Германии и была переведена на многие языки.

В этой книге Ницше  впервые выдвинул теорию сверхчеловека  и воли к власти, однако он понимал, что его идеи требуют пояснений  и защиты от непонимания. С этой целью он опубликовал работы "По ту сторону добра и зла" (1886) и "К генеалогии морали" (1887).

В 1888 году Ницше завершил пять книг: небольшую полемическую работу "Случай Вагнера" (1888); стостраничное  резюме своей философии "Сумерки  кумиров" (1889); страстную полемическую работу "Антихристианин" (1895). Наконец, в 1895 году вышла работа "Ницше против Вагнера", представляющая собой собрание слегка отредактированных отрывков из его более ранних работ.

В январе 1889 года на улице  Турина с Ницше случился припадок. Невменяемым он был помещен в психиатрическую лечебницу, а затем передан на попечение семьи. Умер Фридрих Ницше в Веймаре 25 августа 1900 года.

3. Время написания труда.

  Эссе Фридриха Ницше «О пользе и вреде истории для жизни» было написано в октябре – ноябре 1873 года и опубликовано в феврале 1874 года. Это второе эссе в серии «Несвоевременные размышления».

 

4. Оценка издания с точки зрения требований, предъявляемых к научному изданию.

 

5. Жанр исторического сочинения.

    Историческое эссе.

 

6. Какую информацию при работе с источником можно извлечь о его авторе?

Данное эссе широко отражает личные взгляды Ницше на жизнь. Как приверженец философии жизни, Ницше  видит жизнь целостным, неразрывным и непрерывным  процессом становления личности. Главной движущей силой этого развития является человеческая интуиция, а не научные знания. С этой же точки зрения Ницше смотрит и на историю, не желая признавать ее точной наукой. Главная цель истории для Ницше – служение человеку. Да и само появление истории как таковой автор связывает со способностью человека запоминать произошедшие события. Ницше отмечает, что история, являясь одним из факторов, влияющих на становление личности, должна помогать ему в этом, сохраняя полную и целостную картину жизни предыдущих поколений. Исходя из текста данного эссе, можно сделать вывод, что автор видит человеческую жизнь, как единый и неделимый процесс и считает историю его важной частью. Эссе отражает  такие концепции «Философии жизни», как  отрицание познавательного значения разума с его логическими формами и категориями и в признание мира, человека и его истории иррациональными по своей природе1.

 

7. Насколько достоверна информация, содержащаяся в анализируемом историографическом источнике?

Информация, содержащаяся в эссе, отражает личный взгляд Ницше на вопросы восприятия и изучения истории. Автор противопоставляет свои идеи  идеям философов- позитивистов Гегеля и Гартмана. Однако, данный исторический источник дает достаточно полное представление о противоречиях в рядах ученых-философов Запада во второй половине XIX века, чему способствует приведенный автором анализ трудов Гегеля и Гартмана – «Когда все поймут, что Гартман шутил, то уже никто не будет говорить о «мировом процессе» Гартмана иначе как только в шутку. И на самом деле, уже давно пора пустить в ход против излишеств исторического чувства, против чрезмерного увлечения процессом в ущерб бытию и жизни, против необдуманного отодвигания всех перспектив все имеющееся в нашем распоряжении оружие сатирической злости; а творцу философии бессознательного нужно поставить в неумирающую заслугу, что он первый живо почувствовал все то смешное, что связано с представлением «мирового процесса», а еще живее сумел дать это почувствовать своим читателям при помощи нарочитой серьезности своего изложения»2. Таким образом, информация, содержащаяся в источнике является достоверной и дажет представление не только о разных подходах к истории во второй половине 19 века, но и о наиболее важных философских течениях в научном обществе того времени.

 

  1. Проблема или круг проблем, изучавшихся историком.

Основная проблема, которая  затрагивается Ницше в эссе  «О пользе и вреде истории для  жизни» это, по мнению автора, недопустимость отношения к истории как к  науке. Он отмечает, что  главная  задача истории заключается не в том, чтобы излагать факты, а в том, чтобы дать человеку целостную картину мира и понимания своего места в обществе.

Автор видит серьезную проблему в стремлении его современников сделать из истории точную дисциплину, упор на значимость исторического образования:  «Несвоевременным я считаю также и это рассуждение, ибо я делаю в нем попытку объяснить нечто, чем наше время не без основания гордится, именно, его историческое образование, как зло, недуг и недостаток, свойственные времени, ибо я думаю даже, что мы все страдаем изнурительной исторической лихорадкой и должны были бы по крайней мере сознаться в том, что мы страдаем ею»3.

 

  1. Виды исторических источников, использовавшиеся учёным. Какие новые источники введены им в научный оборот?

При написании эссе автор  использует письменные источники, такие как:

               - Письма (Письма Гете к Шиллеру, письмо Нибурга к Николовиусу)

               - Научные труды ученых (Э.фон Гартман «Философия бессознательного», Гегель  «Лекции по истории философии», Шопенгауэр «Новые Paralipomena»)

               - Отрывки из академической речи (речь Шиллера прочитанная в Иене 26 мая 1846г)

               - Труды древнегреческих философов (Гераклит, Платон)

 

10. Общеисторические взгляды учёного, методы познания исторического          процесса.

В труде «О пользе и  вреде истории для жизни» Ницше  демонстрирует  необычный подход к самому возникновению истории - он рассматривает ее как некое  продолжение психологического процесса, основанного на способности человека запоминать происходящие события. Ницше подчеркивает, что история зависит от психологических особенностей и должна соответствовать потребностям каждого типа людей. Таких типов он выделяет три, на основании чего выделяет и три типа истории: монументальную, антикварную и критическую.

Монументальная история  предназначена для того типа людей, кто «История принадлежит прежде всего деятельному и мощному, тому, кто ведет великую борьбу, кто нуждается в образцах, учителях, утешителях и не может найти таковых между своими современниками и в настоящем»4. Предназначение монументальной истории заключается в том, чтобы указывая на пример великих дел, давать человеку силы преодолеть испытания. Однако,  Ницше отмечает, что «если поэтому монументалистское изображение прошлого господствует над остальными способами исторического описания, т. е. над антикварным и критическим, то от этого страдает прежде всего само прошлое: целые значительные отделы прошлого предаются забвению и пренебрежению и образуют как бы серый, однообразный поток, среди которого возвышаются, как острова, отдельные разукрашенные факты»5.

Антикварная история  – история прошлого своего народа и своей родины. Она воспитывает  в человеке чувство уважения к  предкам и своей стране. «История родного города становится его собственной историей; городские стены, башни на городских воротах, постановления городской думы, народные празднества ему так же знакомы и близки, как украшенный картинками дневник его юности»6. Однако, и в этом виде истории Ницше видит свои недостатки. Антикварная история способна лишь «сохранять жизнь, а не порождать ее»7. Это ведет к вырождению антикварной истории. Именно поэтому Ницше считает необходимым существование третьего вида истории - критической. Цель критической истории «разбивать и разрушать прошлое, чтобы иметь возможность жить дальше»8. Ницше считает, что все виды истории являются необходимыми, но предпочтения, отдаваемые тому или другому виду зависят от психологических особенностей человека.

Также Ницше отмечает, история не может быть объективной, а потому не может признаваться наукой.

 

11. Отношение учёного к предшествующей историографической традиции (отрицание, преемственность) по изучаемой проблематике.

Главной темой данного  эссе является неприятие автором  позитивисткой позиции понятия истории. Ницше не соглашается с желанием представителей позитивистской школы превратить историю в точную науку. Он отмечает следующие причины невозможности становления истории наукой: само происхождение истории (психологическое), необъективность истории, невозможность разделения истории на фрагменты ( она должна представлять собой целостную картину происходивших событий). Ницше считает, что основная задача истории – побуждение людей на благородные поступки, уважение прошлого, а не изложение фактов.

Особой критике в  эссе Ницше подверглись труды  Гегеля и Гартмана.

Гегель в своих трудах рассматривает историю, как прогресс духа, завершением которого является настоящее. Ницше не видит в таком  восприятии истории ничего созидательного, а наоборот обвиняет автора в том, что такое восприятие истории мешает человеку критически мыслить.

Также критически Ницше  относится и к концепции восприятия истории Гартманом, в которой  движущей силой истории является бессознательное. Автор не соглашается  с позицией Гартмана, обуславливая это тем, что такой подход исключает роль личности в истории.

12. Что нового внёс историк в развитие науки, его концепция (концепции), степень её оригинальности в сопоставлении с трудами предшественников.

В своем эссе Ницше  одним из первых обратил внимание на моральную сторону истории, ее восприятие с точки зрения психологии, ее влияние на поступки и жизни людей. В своей концепции взгляда на историю, Ницше предлагает использовать ее не как науку для заучивания фактов и дат, а как позитивную движущую силу, направленную на то, чтобы вызвать в человеке стремления к лучшему, побуждать его к делам и свершениям, создавать для человека целостную картину мира.

Также необычно разделение истории на три вида: монументальную, антикварную и критическую, которое автор обуславливает разными психологическими типажами людей. Все эти три вида необходимы и взаимодействуют между собой, создавая наиболее полное и целое содержание истории.

В отличие от своих  современников - философов-позитивистов, Ницше предлагает воспринимать историю не как науку, а скорее как искусство, а историка- как художника. Ницше видит в истории в первую очередь не научные, а моральные и  нравственные ценности, формирующие сознание человека.

Информация о работе . Библиографическое описание (в соответствии с требованиями ГОСТа) издания труда Фридриха Ницше «О пользе и вреде истории для жизни»