Биографии гагаузских лидеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:26, биография

Краткое описание

1. Духовный пастырь, просветитель, мудрый советчик, вдохновитель переселения своих прихожан в Буджак и основатель Чадыр-Лунги... Захарий Чакир не мог не вызвать у гагаузов воспоминания о Моисее. Патриарх. Это библейское слово лучше всего выражает ту роль, которая выпала на долю Захария Чакира, хотя он и прожил только 60 лет.
2. МИХАИЛ ЧАКИР (сын протоиерея Михаила Чакира) 1886-1971
Драматург из знаменитого рода гагаузских просветителей. Офицер царской армии. Прошел первую мировую и гражданскую войну, сталинский ГУЛАГ. Умер в Кишиневе, в полной безвестности. К сожалению, Михаил Чакир - еще один яркий пример забвения культурных ценностей, созданных нашим народом в тяжелые годы войн и террора. Творчество драматурга Михаила Михайловича Чакира, потомка наших просветителей, подполковника царской армии, участника I мировой войны, остается пока неизвестным читателю.
3. МАРИЯ МАРУНЕВИЧ (1937 - 2005)
В Гагаузии, наверное, нет человека, который не знал бы Марию Васильевну Маруневич. Её политическая деятельность в период борьбы гагаузского народа за свои национальные права принесла ей широкую известность.

Вложенные файлы: 1 файл

Биографии гагаузских лидеров.docx

— 39.90 Кб (Скачать файл)

 

                            Биографии гагаузов - Захарий Чакир (1770-1830)

Духовный пастырь, просветитель, мудрый советчик, вдохновитель переселения  своих прихожан в Буджак и основатель Чадыр-Лунги... Захарий Чакир не мог не вызвать у гагаузов воспоминания о Моисее. Патриарх. Это библейское слово лучше всего выражает ту роль, которая выпала на долю Захария Чакира, хотя он и прожил только 60 лет. В его жизни отразилась самая бурная, драматическая эпоха, определившая судьбу гагаузов Бессарабии после переселения с Балкан в Буджак. И сам он был значимой, мощной фигурой, узнаваемой не только по библейским аналогиям, т.е. в прошлом, но и в своих потомках, в духовных пастырях и просветителях из рода Чакиров - в будущем. 
Но сначала погрузимся в прошлое. Захарий Чакир был сыном Дмитрия Чакира (Чорбаджиоглу) и внуком Янчу Чорбаджиоглу, убитого разбойниками в селе Шабла во время русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг. После гибели Янчу его сыновья Дмитрий и Желез, оставив все нажитое, переправились через Дунай и поселились в Валахии, недалеко от города Плоешты. Жизнь беженцев полна лишений. Захарий был включен в круговорот выживания с малых лет, помогал старшим.Его отец был грамотным человеком и, следуя семейной традиции даже в этих тяжелых условиях, подыскал для мальчика школу в Плоештах. Если бы воля Чакира-отца не вынесла жизненных испытаний, если бы он утратил уважение к вечным человеческим ценностям, которые грубо попирались у него на глазах, не было бы у гагаузов той опоры, того наставника, который вырос из Чакира-сына. 
В 1790 г. беженцы вновь переселились - на этот раз в Бессарабию, на земли помещика Ивана Балыпа. Здесь они основали селение, начали строить церковь и попросили молодого Захария Чакира стать их священником. В 1802 г. Захарий женится. Вскоре после этого по изволению Епархиального Хушского архиерея «он был рукоположен в сан священника церкви села Чадыр».Вскоре отец Захарий объявил прихожанам, что в его доме открывается начальная школа. Детей предполагалось учить «грамоте молдавской, церковной и отчасти славянской». Прихожане обращались к своему священнику по всем сложным вопросам, на которые не могли найти ответа. Ему удавалось поддерживать, выправлять жизнь людей, попавших в беду или отчаявшихся.Но вот закончилась война 1812 года, Бессарабия присоединяется к России. Власти награждают духовенство -за успешное заступничество перед Всевышним... В числе других получает «особый знак Высокомонаршего благоволения» и священник Афанасьевской церкви Захарий Чакир. Вот описание ордена из императорского указа: «Этот крест бронзовый, с одной стороны с надписью «не нам, а имени Твоему», а с другой - Всевидящим Оком и надписью «1812 год». В жизни переселенцев опять начинается новая эпоха. С 1806 г. на Балканах сражались две империи: Российская и Османская, и в Буджак (южная часть Бессарабии) бежали из Северо-восточной Болгарии гагаузы и болгары. По степи тогда кочевали буджакские татары («ногайцы»); некоторые из них ушли к туркам, часть татар Российская империя переселила на Северный Кавказ. А гагаузским колонистам Буджака российское правительство обещало льготы и различные преимущества. Село Чадыр всколыхнулось, люди приходили к отцу Захарию советоваться. Было решено переселиться на казенные земли. Но осуществить задуманное оказалось непросто. Помещик Ион Бальш, когда-то пригласивший переселенцев на свои земли, узнал об этом «новом исходе» и, как ветхо-заветный фараон, пришел в ярость. Но гагаузы уже решили переселиться на казённые земли. Оставаться под властью помещика они больше не желали. Правда, сначала в Буджак отправилась экспедиция: отец Захария и сопровождающий сельчанин Стефогло, чтобы выбрать на казенных землях новое место для села. Целых два месяца искали они подходящее место в буджакской степи. Наконец нашли. Сегодня на этом месте – город Чадыр-Лунга. Уходя в Буджак, переселенцы взяли с собой все, что могли, включая церковную утварь. Бальш послал за ними погоню, чтобы задержать и вернуть беглецов, но те успели затеряться в бескрайней, как море, степи.Тогда Бальш обратился к властям с прошением. Это было уже второе его письмо по вопросу о переселении гагаузов (упоминается уход какого-то селения в Татар-бунары). Бальш пытается убедить власти, что это только начало, за первыми колонистами в Буджак потянутся другие, «а помещики все останутся без имений».Некоторое время ситуация оставалась неопределенной, но вскоре российское правительство приняло решение запретить помещикам возвращать поселенцев обратно на помещичьи земли. Теперь гагаузы строили свои землянки на законном основании ...Одной из первых забот чадыр-лунгцев было построить церковь. Дмитрий Чакир, внук Захария, пишет об этом в своей книге «Биографический очерк рода и фамилии Чакир».«...На юго-восточной стороне села, на возвышенном месте, была наскоро построена церковь в виде дома, из хвороста плетенная, глиной обмазанная, камышом и бурьяном покрытая. Впоследствии церковь эта неоднократно снаружи переделывалась, но без всякой реставрации иконостаса, который и по настоящее время существует в старой церкви села Джолтай, Бендерского уезда, Чадыр-Лунгской волости. Иконостас был подарен туда жителями Чадыр-Лунги после постройки у себя новой каменной церкви. Живопись на этом иконостасе старинная, строгого греческого стиля». Земля обетованная не обманула переселенцев. Ее было много... Собирали хороший урожай, разводили скот... Благодаря экономическим и социальным льготам буджакские колонии достигли настоящего расцвета. «Паши и сей, сколько желаешь и можешь, пасти скот вволю - нет запрета и контроля ни от кого». Конечно же, и здесь отец Захарий открывает школу. Единственным учебным пособием была славянская «Азбука», отпечатанная в Киево-Печерской Лавре. По словам Косты -пономаря (Константина Чакира), умершего в глубокой старости около 1880 года, «учение в этой школе велос-приблизительно так.... Учениками были большей часть взрослые юноши. Буквы указывались длинной указкой произносились по буквослагательному способу. Ученики произносили буквы громогласно, поэтому посторонний мог без всякой вывески узнать, в каком доме размещается школа. ...Письму обучали оригинально. Так, для перво¬начального обучения письму приготовлялся желобок из досок, примерно в сажень длиной, укрепленный на ножках. Желобок наполнялся песком, и на этом песке указательным пальцем ученики изображали буквы под руководством учителя или старшего ученика до тех пор, пока не привыкали. Потом переходили к другому методу письма. Для этого приготовляли таблицы или доски, около 5 вершков в ширину и около 8 вершков в длину, крашенные черной краской и разграфленные приспособительно к письму. На этих досках ученики после песчаного письма писали гусиными перьями и белыми чернилами, приготовленными из мела (крейды). И лишь после этого начинали писать на бумаге черными чернилами. Учеников, пишущих на бумаге, называли «писарями» (окумуш)».В 1830 г. отец Захарий умер от холеры и был похоронен в ограде церкви. Смерть унесла человека, еще полного сил. Отец Захарий ушел в такое время, когда жизнь гагаузов на новом месте еще могла показаться даже его зоркому, взыскательному взору наполненной и наконец-то спокойной...

 

 

 

 

 

 

Биографии гагаузов - МИХАИЛ ЧАКИР (сын протоиерея Михаила Чакира) 1886-1971

Драматург из знаменитого  рода гагаузских просветителей. Офицер царской армии. Прошел первую мировую  и гражданскую войну, сталинский ГУЛАГ. Умер в Кишиневе, в полной безвестности. К сожалению, Михаил Чакир - еще один яркий пример забвения культурных ценностей, созданных нашим народом в тяжелые годы войн и террора. Творчество драматурга Михаила Михайловича Чакира, потомка наших просветителей, подполковника царской армии, участника I мировой войны, остается пока неизвестным читателю. Судьба Михаила Михайловича примечательна еще и тем, что он как будто попал в чужое время. Таких ярких интеллигентов изгагаузской среды было немало в начале XX века. Но революция, гражданская война, сталинские репрессии, казалось, стерли даже память о тех людях и тех временах. Михаилу повезло с детством. Его отец - известный гагаузский деятель культуры, протоиерей Михаил Чакир. Михаил-младший обладал живым разносторонним умом, получил блестящее образование, а главное, у него был любящий и умный собеседник, общение с которым можно приравнять к обучению в университете. Интерес к сочинительству сочетался у Михаила Чакира-сына с призванием военного. Он окончил военное училище, служил в кавалерийских частях. Воевал в годы I мировой войны, был награжден орденами. На фронтах I мировой воевали десятки тысяч гагаузов, но вгагаузской литературе этот пласт не поднят. Чакир создал свой отклик на тему войны или войн (мировая превратилась в гражданскую). Это голос персонажа из пьесы «Прибои войны» - негромкий, удивительно искренний, исполненный поразительной духовной силы. «Тяжело, сознаться, бывает. Неохота как-то и рассказывать. Впечатлений так много и таких сильных, что и не расскажешь. Война подавляет все. Хуже всего, безусловно, в начале войны: нет привычки. Тяжело и невыносимо - пока война не принизит, не притупит, не убьет в тебе постепенно: привязанности, знания, силу мысли, воображения, пока своими ужасами, более сильными, чем сама смерть, война не создаст в человеке приниженную покорность, мрачное терпение, привычку и почти безразличие к жизни и смерти. Война - это переворот всего в человеке: жил для себя и думал о благополучии своей особы, а тут ты - ничто, совсем ничто - средство убивать других и мишень. Впрочем, одно только нужно - привыкнуть к мысли, что тебя убьют, и что это вовсе, в сущности, не большое происшествие!»

Информация о пьесах Михаила  Чакира «Прибои войны», «Тело женщины» появилась в печати Молдовы в конце XX века. Но, к сожалению, с именем автора вышло недоразумение, которое разъяснил читателям 16 мая 1997 года гагаузский поэт и ученый Петр Чеботарь в статье «Сын священника и... «Тело женщины». Он пишет, что драматург -не протоиерей Михаил Чакир, а его сын, офицер и тоже Михаил. Литературное наследие Михаила Чакира-сына состоит из 5 больших пьес. Первую пьесу, «Тело женщины», автор опубликовал в 1927 году. В предисловии к ней сказано, что это современная драма в 4 частях (7 актов). Затем последовали «Прибои войны», трагедия-хроника, издана в 1929 году. Кроме того, Чакир написал драму «Дым и огни» и две комедии: «Ты не мужчина» и «Сватовство товарища делегата». «Тело женщины» - пьеса о 30-х гг. XX века в Бессарабии, об атмосфере провинциального города, лихорадочной погоне за удовольствиями, о превращении женщины в фетиш, лишенный реальных чувств и желаний.

Примечательна сцена расправы красноармейцев над Альбином, героем «Прибоев войны». Вот его монолог, который, несмотря на флер романтизма, звучит убедительно, потому что много раз проносился в сознании Михаила Чакира, находившегося на краю гибели: «Темные, дикие люди! Вы хотите меня убить? Я знаю, что вы меня убьете! Хотите отнять у меня жизнь? А я вам говорю: я смерти не боюсь!.. И что бы вы ни делали, мимо всего этого дикого и злого наваждения, мимо и через вас придет к нам свет... И заблестит скоро заря, потому что существует Бог...»

Талант драматурга так  и не успел раскрыться до конца. Судьба Михаила Чакира сложилась трагически. В 1940 году, когда советские войска вступили в Бессарабию, Михаил Михайлович гостил в Бухаресте. Родственники умоляли его не возвращаться, но в его доме в Измаиле осталась большая коллекция картин. Конечно, трудно объяснить его приезд только желанием спасти коллекцию. Этот поступок больше похож на бессознательный отчаянный вызов, на отказ повиноваться грубым, тяжелым реалиям времени, которое было к нему жестоко, как к пасынку. И время сделало свой ход. В Измаиле Чакир был арестован и осужден на длительный срок сибирских лагерей. У него хватило сил дождаться смерти Сталина, вернуться в Кишинев и прожить в безвестности и нищете до 1971 года.

 

 

 

 

 

 

Биографии гагаузов - МАРИЯ МАРУНЕВИЧ (1937 - 2005)

В Гагаузии, наверное, нет человека, который не знал бы Марию Васильевну Маруневич. Её политическая деятельность в период борьбы гагаузского народа за свои национальные права принесла ей широкую известность.

Она родилась 25 октября 1937 года в Комрате, в семье крестьянина  Василия Ивановича Василиогло. Самая младшая из девятерых детей. В 1945 году поступила в 1 класс начальной школы (в здании школы Драганова) г. Комрата.

В 1952 году, после окончания  семи классов Комратской средней школы № 1, Мария Васильевна поступила в Тираспольское педагогическое училище им. Макаренко. Два последних года она проучилась в Кагуле, куда это училище было переведено в 1954 году. После его окончания была направлена на работу в школу-интернат Комрата, но у неё было желание продолжить учёбу.

В 1957 году М. Маруневич поступила в Кишинёвский Госуниверситет на историческое отделение историко-филологического факультета. Во время учёбы в университете М. Маруневич специализируется по этнографии гагаузов и после его окончания поступает на работу в Институт истории АН МССР, в сектор этнографии и искусствоведения в качестве лаборанта (1962 г.).

В 1968 году в Академии Наук учреждается Отдел этнографии, искусствоведения и фольклора, где был предусмотрен самостоятельный сектор этнографии. В 1969 году поступила учиться в  аспирантуру при Отделе этнографии, искусствоведения и фольклора, которую  окончила в 1972 году. В 1977 году защитила кандидатскую диссертацию. В 1986 г. М.Маруневич назначена руководителем рабочей группы по организации Отдела гагаузоведения АН МССР, в 1987 становится старшим научным сотрудником этого отдела, работает там до 1991 года. Во второй половине 80-х годов активно включилась в народное движение «Гагауз халкы».

В 1991 году ушла из Академии, связав свою деятельность с работой в  Верховном Совете Гагаузской республики. Стала депутатом, руководила работой  Комиссии по культуре, образованию  и делам культов Парламента Гагаузской республики, лидер женского движения Гагаузии. М. В. Маруневич стала инициатором учреждения и руководителем Национального Центра Научных исследований Гагаузии, где были разработаны и частично опубликованы материалы по научному обоснованию статуса Гагаузии. Эти материалы обобщены и представлены на суд международных организаций. В 1994 году М. Маруневич участвовала на международном форуме ООН, проходившем в Женеве и посвященном проблемам коренных народов.

Дальнейшая судьба М. В. Маруневич связана с Комратским госуниверситетом. Доктор исторических наук, доцент, зав. кафедрой общественных дисциплин Комратского госуниверситета с 1995 года, М. В. Маруневич преподаёт этнографию и историю гагаузов и молдаван по разработанному ею курсу лекций.

М. В. Маруневич неоднократно принимала участие в написании рецензий и отзывов на кандидатские и докторские диссертации по своей специальности, а также по смежным специальностям.

С научными докладами принимала  активное участие в научных и  научно-практических конференциях, семинарах, симпозиумах и других форумах  различного масштаба, в том числе  и международных. Многие годы участвовала  в подготовке различного рода материалов и документов по вопросам национального  возрождения гагаузов. Ею опубликовано свыше 37 научных трудов, включая три монографии: «Материальная культура гагаузов XIX - начала XX вв.», Кишинёв, 1988; «Поселения, жилище и крестьянская усадьба гагаузов Южной Бессарабии в XIX - начале XX вв.», Кишинёв, 1980; «Правда о гагаузском народе как о самобытном этносе и его этнической территории»; ряд разделов и статей в коллективных монографиях, сборниках, журналах и других печатных изданиях. С 2001 года руководила Центром Научных исследований Гагаузии. В 2005 ее не стало.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биографии гагаузов - ДИОНИС ТАНАСОГЛУ (1922 - 2005)

В 1958 году на II Республиканском  съезде писателей Молдавии молодой  писатель Дионис Танасоглу объявил о рождении еще одной литературы -гагаузской. Многие поколения просветителей, самоотверженных тружеников, нужны для того, чтобы целый этнос поднялся на новый уровень, увидел себя в новом культурном качестве. Тем более интересны и уникальны люди, которым судьба доверила сделать завершающий шаг на этом пути к новому. Есть такой человек и у гагаузов. Это Дионис Танасоглу. Он родился в 1922 году в селе Кириет-Лунга. После окончания сельской школы он отправляется в город Аккерман и поступает в учительский колледж. Время было не самое подходящее для учебы. Бессарабия переходила из рук в руки. Учащихся распустили по домам, а колледж эвакуировали в Бырлад (Румыния). В 1941 г., когда разгорелась мировая война, учительский колледж вновь собрал своих питомцев. Среди них был и Дионис. Он до сих пор с удовольствием вспоминает о годах учебы. Этот колледж был серьёзным учебным заведением, начиная с преподавательского состава и кончая программой обучения. Танасоглу получил музыкальное и литературное образование, а вместе с ним - импульс развития, стремления к совершенству, высокий уровень требовательности к себе. С тех самых пор скрипка - неотъемлемая часть его жизни. После окончания колледжа в 1943 году Д.Танасоглу был призван в румынскую армию. Молодого человека со средним образованием направили в школу младших офицеров. В августе 44-го, после свержения фашистского режима, румынская военная часть, в которой служил Дионис, сражалась против немецко-венгерских войск. Вскоре, правда, вышел указ о демобилизации бессарабцев из армии, и Танасоглу возвращается домой. В тяжелые послевоенные годы он учительствует в родном селе. Он как будто чувствует, что его задачи шире. Чем ближе к зрелости, тем решительнее Дионис ищет себя и свою дорогу. В 50-е он вместе с группой студентов из Молдавии едет учиться в Ленинградское театральное училище. Но после нескольких лет учебы он возвращается и поступает в Кишиневский педагогический институт на историко-филологический факультет. Может быть, место выбрано правильно, а может, просто время подошло. Дионис Танасоглу начинает писать стихи и прозу, собирает и исследует гагаузский фольклор. На политическом горизонте в СССР наступила хрущёвская оттепель. Хрущёв своей знаменитой телеграммой поздравляет чадыр-лунгских колхозников с выдающимися успехами в животноводстве. Это, конечно, вызвало мгновенную реакцию: руководство Молдавской ССР разрабатывает комплекс мероприятий поразвитию национальной культуры гагаузов. Интеллигенция пользуется плодами партийной логики. При поддержке АН СССР Николай Арабаджи, Василий Арабаджи, Дионис Танасоглу начинают работу по созданию гагаузской письменности, готовят проект алфавита. В 1957 г. Верховный Совет Молдавской ССР принимает закон о гагаузской письменности. Открываются школы с преподаванием на гагаузском языке, выходят радиопередачи и приложение к газете « Молдова сочиалистэ »... Дионис Танасоглу отдает всю свою энергию этой «гагаузской весне». Его основная сфера деятельности -курсы по подготовке учителей гагаузского языка. Одновременно Танасоглу, как составитель и редактор, работает над фольклорно-поэтическим сборником «Буджактан сесляр» («Буджакские голоса»). Изданный в 1959 году, этот сборник положил начало новой эпохе гагаузской националь¬ной культуры. Не удивительно, что молодые авторы, которых Танасоглу отобрал для сборника, развились в писателей. Среди них - Д. Карачобан, М. Кёся, К. Василиоглу, Н. Бабоглу... В 1958 г. на II Республиканском съезде писателей Дионис Танасоглу объявил о рождении еще одной литературы - гагаузской. Но, к сожалению, в 1961 г. программа развития гагаузской культуры была свернута по всем направлениям так же стремительно, как разворачивалась. Однако Д. Танасоглу продолжает действовать, пишет на родном языке, сотрудничает с музыкантами и певцами. Одна за другой публикуются его книги, и, наконец, в 1985 г. в свет выходит первый роман на гагаузском языке «Узун керван» («Долгий караван»), на родном языке звучат его песни. Огромную роль в воспитании национального самосознания гагаузов сыграла театральная деятельность Диониса Танасоглу. Его пьесы «Буджакта йалын», «Оглан хем Лянка» увидели тысячи людей в гагаузских сёлах. Живое художественное слово на родном языке в годы застоя было подобно живительной влаге для народа, лишённого возможности полнокровно развиваться. Все-таки тот колледж не случайно был учительским: Дионис Танасоглу состоялся и как педагог. Многие годы преподавал в Институте искусств, а затем стал первым ректором Комратского государственного университета. Наряду с другими наградами за заслуги в области литературы и искусства, Дионису Танасоглу было присвоено звание «Почетный гражданин Гагаузии». Патриарху гагаузской культуры пошёл девятый десяток, но он по-прежнему в строю, пишет, преподаёт, выполняет свою высокую миссию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Биографии гагаузов - НИКОЛАЙ ТАНАСОГЛУ (1895-1970)

Подвижничество развивается  и изменяется вместе с людьми. В XX веке гагаузские священники-просветители сменились учителями-литераторами. Николай Георгиевич Танасоглу - педагог и сказочник, испытавший на себе все потрясения нового времени, один из первопроходцев школьного обучения на гагаузском языке. Что было движущей, определяющей силой в жизни Николая Танасоглу? Что давало силы для преодоления трудностей, которые одна за другой вставали на его пути, как это бывает в сказках? Ведь именно сказки попросились на бумагу, когда он стал писать... Мальчик из крестьянской семьи оканчивает школу в родном селе Кириет-Лунга и поступает в Комратское реальное училище. Пройти курс до конца многим учащимся из сел оказалось не под силу. В 1917 году Николай благополучно окончил училище. Но благополучие тут как раз и оборвалось - началась революция. Односельчане избрали Николая делегатом на крестьянский съезд в Бендерах. Конечно, это осталось с ним на всю жизнь: как ехал зимой на крыше вагона, как бурлило собрание, состоявшее почти сплошь из вооруженных людей. С 1918 года Николай Танасоглу преподавал. В 1940 году в Бессарабию пришла советская власть и успела назначить Танасоглу директором школы; но в 1941 власть опять сменилась. Румынская администрация до 1944 года не допускала его к педагогической работе. Николай Танасоглу участвовал даже в забастовке учителей в Бухаресте, которая была разогнана полицейскими и пожарными. В 1944 году вернулись Советы, и Танасоглу был восстановлен в должности директора.

Так или иначе, однако, пришло время, когда весь накопленный опыт Танасоглу нашел, наконец, свое русло. За активную работу по ликвидации безграмотности на селе его избирают делегатом на I Республиканский съезд учителей. Но Николай Георгиевич не только учитель.

В конце 40-х он начал писать. Революции, войны - все это выковало в душе скромного сельского учителя  прозрачную литературную образность, напоенную фольклором и выстраданной мудростью. И в литературе, оставаясь  учителем, он придерживался простых, с детства близких всем жанров: сказки, легенды, баллады. Его сказки воспитывали и заставляли размышлять, это были скорее притчи, чем сказки. В них бережно вплетены сюжеты и мотивы гагаузскогофольклора, придающие произведениям Танасоглу особую прелесть. В 50-е гг. его стихи публиковались в газетах. Три стихотворения вошли в знаменитый сборник «Буджактан сесляр» («Буджакские голоса»). Литературный сборник Танасоглу «Буджак, Буджак...» вышел в 1970 году уже после смерти писателя. Рассказы, очерки, впечатления детских лет, воспоминания об интересных событиях и людях... «Буджак, Буджак» рассказывает о жизни гагаузского села начала XX века. Как в капле воды, отражаются в этой своеобразной жизни события, происходящие в Российской империи. Герой рассказа «Иваноглулар» - сельский мальчик, искренне переживаю¬щий поражение русской армии при Порт-Артуре.

Информация о работе Биографии гагаузских лидеров