Борьба городов Франции с феодальными сеньорами и образование Ланской коммуны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 00:28, контрольная работа

Краткое описание

Переселение ремесленников в рыночные центры и города было частью общего движения туда сельских жителей. В результате отделения ремесла от сельского хозяйства и развития обмена, в результате бегства крестьян, в том числе и знавших какое-либо ремесло, в X - XIII вв. повсюду Западной Европе бурно росли города нового, феодального типа. Они являлись центрами ремесла и торговли, отличались по составу и основным занятиям населения, его социальной структуре и политической организации. Формирование городов, таким образом, не только отражало общественное разделение труда и социальную эволюцию периода раннего средневековья, но и было их результатом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...
1 Город под властью сеньора. Борьба городов Франции с сеньорами………..
2 Борьба за независимость города Лана. Образование Ланской коммуны…...
Заключение………………………………………………………………………...
Литература………………………………………………………………………...
3
5
8
11
12

Вложенные файлы: 1 файл

Лан.docx

— 39.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Исторический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

на тему: Борьба городов Франции  с феодальными сеньорами и  образование Ланской коммуны

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка группы №8

1-го  курса заочного отделения

специальности «Документоведение»          

 

Гаранович Екатерина Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск

2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...

1 Город под властью сеньора.  Борьба городов Франции с сеньорами………..

2 Борьба за независимость города Лана. Образование Ланской коммуны…...

Заключение………………………………………………………………………...

Литература………………………………………………………………………...                            

3

5

8

11

12

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

К Х - ХI вв. в хозяйственной  жизни Западной Европы произошли  важные изменения. Рост производительных сил, связанный с утверждением феодального  способа производства, в период раннего  средневековья быстрее всего шел в ремесле. Он выражался в постепенном изменении и развитии навыков ремесла и промыслов, в их расширении и усовершенствовании. Ремесленная деятельность требовала все большей специализации, уже не совместимой с трудом крестьянина. Одновременно совершенствовалась сфера обмена: распространялись ярмарки, складывались рынки, развивались средства и пути сообщения.

Наступил момент, когда  неизбежным стало отделение ремесла  от сельского хозяйства: превращение  ремесла в самостоятельную отрасль  производства, концентрация ремесла  и торговли в особых центрах.

Другой предпосылкой отделения  ремесла и торговли от сельского  хозяйства явился прогресс в развитии последнего. Расширились посевы зерна  и технических культур: развивались  и совершенствовались огородничество, садоводство, виноградарство и тесно  связанные с сельским хозяйством виноделие, маслоделие, мельничное дело. Увеличилась численность и улучшилась породность скота. Использование лошадей  внесло важные улучшения в гужевой  транспорт и военное дело, в  крупное строительство и обработку  почвы. Увеличение продуктивности сельского  хозяйства давало возможность обменивать часть его продуктов, в том  числе пригодных как ремесленное  сырье, на готовые ремесленные изделия, что избавляло крестьянина от необходимости производить их самому.

Наряду с названными хозяйственными предпосылками на рубеже I и II тысячелетий  появились важные социальные и политические предпосылки складывание специализированного  ремесла и средневековых городов  в целом. Завершился процесс феодализации. Государство и церковь видели в городах свои опорные пункты и источники денежных поступлений  и по-своему содействовали их развитию. Выделился господствующий слой, потребность  которого в роскоши оружии, особых условиях жизни способствовала увеличению числа профессиональных ремесленников. А рост государственных налогов  и сеньориальных рент до известного времени стимулировал рыночные связи  крестьян, которым все чаще приходилось  выносить не только излишки, но и часть  необходимых для их жизни продуктов. С другой стороны, крестьяне, подвергавшиеся все большему гнету, стали убегать  в города, это была форма их сопротивления  феодальному гнету.

В деревне ремесла были весьма ограниченными, так как рынок  сбыта ремесленных изделий там  узок, а власть феодала лишала ремесленника необходимой ему самостоятельности. Поэтому ремесленники бежали из деревни, и селились там, где находились наиболее благоприятные условия для самостоятельного труда, сбыта своей продукции, получения  сырья.

Переселение ремесленников  в рыночные центры и города было частью общего движения туда сельских жителей. В результате отделения  ремесла от сельского хозяйства  и развития обмена, в результате бегства крестьян, в том числе  и знавших какое-либо ремесло, в X - XIII вв. повсюду Западной Европе бурно росли города нового, феодального типа. Они являлись центрами ремесла и торговли, отличались по составу и основным занятиям населения, его социальной структуре и политической организации. Формирование городов, таким образом, не только отражало общественное разделение труда и социальную эволюцию периода раннего средневековья, но и было их результатом.

Так как средневековые  города возникали либо на земле феодалов, либо на королевской земле, с самого начала эти города находились в зависимости  от короля или от светского либо духовного сеньора. Конечно, и король, и феодалы были чрезвычайно заинтересованы в процветании города, в развитии его производства - город для них  был существенным источником доходов. Естественно, горожане предпочитали освободиться от этой зависимости, но ни короля, ни феодалов такая независимость не устраивала. Почти с самого начала существования  города происходит несовпадение интересов  горожан и сеньора - несовпадение стремления к свободе со стремлением  к наживе. По всей Западной Европе в X-ХIII вв. начинается политическая борьба - борьба города и сеньора, города и  короля, которая в исторической науке  получила название коммунального движения.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Возникновение городов. Город под властью сеньора.                               Борьба городов Франции с сеньорами

 

Пути возникновения городов весьма разнообразны. Уходившие из деревень крестьяне и ремесленники селились в различных местах в зависимости от наличия благоприятных условий для занятия "городскими делами", т.е. делами, связанными с рынком. В Южной Франции это были административные, военные и церковные центры, нередко располагавшиеся на территории старых римских городов которые возрождались к новой жизни - уже в качестве городов феодального типа. Укрепления этих пунктов обеспечивали жителям необходимую безопасность.

В Х в. феодальные города, в первую очередь как центры ремесла  и торговли сформировались на юге Франции (Марсель, Арль, Нарбонн, Монпелье, Тулуза и др.)1. В этих и других областях, с богатыми античными традициями быстрее, чем в других, специализировались ремесла, произошло формирование феодального государства с его опорой на города.

Раннему возникновению и росту южнофранцузских городов способствовали также торговые связи этих областей с более развитыми в то время Византией и странами Востока. Конечно, известную роль сыграло и сохранение там остатков многочисленных древних городов и крепостей, где легче было найти приют, защиту, традиционные рынки.

Каково бы ни было происхождение  города, он был городом феодальным. Во главе его стоял феодальный сеньор, не земле которого он был  расположен, поэтому город должен был подчиняться сеньору. В его руках сосредотачивалась вся городская власть, город становился как бы его коллективным вассалом. Феодал был заинтересован в возникновении города на своей земле, так как городские промыслы и торговля давали ему немалый доход.

В раннюю эпоху городское  население было еще очень слабо  организовано. Город имел еще полуаграрный характер. Его жители несли повинности аграрного характера в пользу сеньора. Город не имел особого городского управления. Он находится под властью  сеньора или сеньориального приказчика, который судил городское население, взыскивал с него различные штрафы и поборы. Ко всему прочему, в качестве феодальной собственности сеньор мог завещать город по наследству или поделить его между своими наследниками, мог продать или заложить город целиком или частично.

Развитие товарно-денежных отношений в городах существенно обострило борьбу между городом и феодалом, который стремился присвоить растущие городские накопление путем увеличения феодальной ренты. Требования сеньора по отношению к городу все возрастали. Сеньор прибегал к методам прямого насилия над горожанами, стремясь увеличить размеры своих доходов с города. Поэтому уже первых шагов развития городов начинается их борьба с феодальными сеньорами. В этой борьбе складывается городское устройство: те разрозненные элементы, из которых состоял город в начале своего существования сплачиваются и создают определенную организацию для завоевания себе независимости, организацию, являвшуюся в то же время и основой для городского самоуправления.

С конца Х - XI вв. во Франции, как и во всей Западной Европе, широко развернулась борьба городов за освобождение из-под власти сеньоров, которая получила название коммунального движения. Вначале требования горожан сводились к ограничению феодального гнета, сокращению поборов, увеличению торговых привилегий. Затем оно постепенно перерастает в борьбу за городское самоуправление и правовую организацию, определявшую степень независимости города, направление его экономического развития, его политическое устройство.2

Коммунальные движения проходили в зависимости от условий исторического развития и приводили к различным результатам, поэтому и степень самостоятельности в городском самоуправлении, достигнутая городами, была неодинакова.

Нередко городам удавалось получить от сеньора отдельные вольности и привилегии, зафиксированные в городских хартиях, путем уплаты ему крупной суммы денег. Так получили освобождение из-под опеки сеньора многие богатые города Южной Франции.

Часто большие города, особенно города, стоявшие на королевской земле, не получали прав самоуправления, но пользовались рядом привилегии и вольностей, в  том числе и правом иметь выборные органы городского управления, действовавшие, однако, совместно с назначаемым  королем чиновником или другим представителем сеньора. Такие неполные права самоуправления имели Париж и многие другие города Франции, например Орлеан, Бурж, Лорис, Лион, Нант, Шартр.3

В Южной Франции горожане добились независимости без кровопролития (IX - XIII вв.). Графы Тулузы, Марселя, Монпелье и других городов Южной Франции, как и Фландрии, являлись не только городскими сеньорами, но государями целых  областей. Они были заинтересованы в процветании местных городов, раздавали им муниципальные вольности, не препятствовали относительной самостоятельности. Однако они не желали, чтобы коммуны  становились слишком мощными, получали полную независимость. Так произошло, например, с Марселем, который в  течение столетий был независимой  аристократической республикой. Но в конце XIII в. после 8-месячной осады  граф Прованса Карл Анжуйский взял город, поставил во главе его своего наместника, стал присваивать городские  доходы, выделяя средства для поддержки выгодных ему городских ремесел и торговли.4

Однако в других случаях эти привилегии, особенно право самоуправления, достигались в результате длительной, иногда вооружённой, борьбы.

Именно таким способом стали самоуправляющимися городами-коммунами многие города Северной Франции (Амьен, Сен-Кантен, Нуайон, Бовэ, Суассон и др.) и Фландрии (Гент, Брюгге, Ипр, Лилль, Дуэ, Сент-Омер, Аррас и др.).5

Горожане выбирали из своей  среды совет, его главу - мэра и  других должностных лиц, имели собственный  суд, военное ополчение, финансы, самостоятельно устанавливали налоги. Эти города освобождались от ренты и сеньориальных  повинностей. Взамен они уплачивали сеньору определенную небольшую  денежную ренту, в случае войны выставляли небольшой военный отряд, нередко  сами выступали как коллективный сеньор по отношению к крестьянам окрестных территорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Борьба за независимость города Лана.                                                Образование Ланской коммуны

 

Гораздо труднее и совершенно иначе складывалась судьба городов, которые находились на королевских  землях. Короли (впрочем, как и светские и духовные феодалы) не желали предоставлять  городам статус самоуправляющихся  коммун. На город король смотрел  как на свою собственную казну. Практически  ни один город, который находился  на территории королевских земель, не получил полного самоуправления. В этом плане показательна судьба французского города Лана, который располагается недалеко от Парижа и в конце XI в. был одним из самых богатых городов Северной Франции.

К XII в. борьба между сеньорами  города (епископами) и горожанами обострилась. Притеснения особенно усилились, когда  в 1106 г. епископом стал нормандец  Годри, приближенный английского короля Генриха I, купивший епископство в Лане за деньги и рассматривавший город как неисчерпаемый источник своих доходов.6 Жители Лана сумели откупиться от сеньора, уплатив ему значительную сумму денег, и в городе была организована коммуна. По просьбе горожан коммуну утвердил король Людовик VI, получивший за это богатые подарки. Но скоро Годри растратил полученные деньги, и, пригласив короля в Лан, он просил его уничтожить коммуну, обещая за это уплатить значительную сумму.

В 1112 г. епископ, по договоренности с королем, получившим за это от епископа большую сумму денег, отменил хартию.7 Горожане ответили на этот акт восстанием: были разграблены дворы аристократов и епископский дворец, многие из рыцарей и должностных лиц епископа были убиты. Епископ же будучи в силах отразить смелые атаки народа, оделся в платье одного из своих слуг, бежал в подвал под церковью, заперся там и спрятался в винной бочке, но был найден и жестоко убит.

Гвиберт Ножанский (богослов и историк, живший во Франции в XI – XII вв.), защищая интересы церкви и стоя на страже феодального строя в целом, был враждебно настроен к восставшим горожанам. Но в то же время он открыто обнажает пороки и преступления отдельных представителей господствующего класса, с возмущением говорит о жадности феодалов и их бесчинствах и в одном из своих произведений так описывал восстание горожан Ланской коммуны.

Информация о работе Борьба городов Франции с феодальными сеньорами и образование Ланской коммуны