Брак в римском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 11:57, контрольная работа

Краткое описание

Активная внешняя политика Рима, его многочисленные военные походы для поддержания и развития рабовладельческого общества, привели к росту потерь личного состава римской армии, которая требовала регулярного пополнения, что влияло на развитие брачно-семейного и наследственного законодательства. Так был изменен принцип брачного договора - манципация, наложение руки (cum manu) на жену и ее имущество, правом стали признаваться новые упрощенные формы брака - матримониум и конкубинат (сожительство). С ростом благосостояния богатые дамы могли себе позволить договор о браке без наложения руки (sine manu), который надо было подтверждать ежегодно, проводя вне дома мужа, у родителей или родственников не менее трех ночей, чтобы не потерять свое имущество.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………3
2. Виды брака………………………………………………….………...4
2.1 Другие виды брака…………………………..…………….…6
3. Условия вступления в брак……………………………………..…...7
3.1. Приданое……………………………………………….…....8
3.2. Церемонии……………………………………………..…....9
4. Прекращение брака……………………………………………...….10
4.1. Развод……………………………………………….……….11
5. Заключение……………………………………………………...…...12
6. Список используемой литературы…………..………………….….13

Вложенные файлы: 1 файл

римское право контр..doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

 


 


ЧОУ ВПО «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа на тему

«Брак в римском праве»

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса,

гр. ЮЗ – 101/08

Синебрюхова Т.А.

 

Проверила:

Федорова

Наталья Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Челябинск, 2015 г.

Содержание:

1. Введение………………………………………………………………3

2. Виды брака………………………………………………….………...4

2.1 Другие виды брака…………………………..…………….…6

3. Условия вступления в брак……………………………………..…...7

3.1.  Приданое……………………………………………….…....8

3.2.  Церемонии……………………………………………..…....9

4.  Прекращение брака……………………………………………...….10

4.1. Развод……………………………………………….……….11

5. Заключение……………………………………………………...…...12

6. Список используемой литературы…………..………………….….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Активная внешняя политика Рима, его многочисленные военные походы для поддержания и развития рабовладельческого общества, привели к росту потерь личного состава римской армии, которая требовала регулярного пополнения, что влияло на развитие брачно-семейного и наследственного законодательства. Так был изменен принцип брачного договора - манципация, наложение руки (cum manu) на жену и ее имущество, правом стали признаваться новые упрощенные формы брака - матримониум и конкубинат (сожительство). С ростом благосостояния богатые дамы могли себе позволить договор о браке без наложения руки (sine manu), который надо было подтверждать ежегодно, проводя вне дома мужа, у родителей или родственников не менее трех ночей, чтобы не потерять свое имущество. Кроме того, приданое в случае развода по вине мужа, частично или полностью возвращалось ей. В эпоху классического римского права вдова была включена в число обязательных кровных родственников и получала полную наследную долю, если имела звание - матрона, родившая троих детей.

Теоретической базой при написании контрольной работы послужили учебные пособия таких авторов как Новицкий И.Б.,  Хвостов В.М., Омельченко О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды брака

В доюстиниановом праве различали два вида брака, совершавшегося в разных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, и прекращавшегося в разном порядке.

Первым видом был брак cum manu mariti, («с рукой») т. е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала либо под власть мужа, либо под власть главы семьи мужа, если сам муж был подвластным лицом. Женщина при этом не могла распоряжаться приданым и принесённым богатством. Однако, в отличие от афинских женщин, римская матрона была значительно самостоятельнее и пользовалась большим уважением. Она могла принимать участие в праздничных обедах, ходить в театр и на игры, в термы, имела доступ к искусству, образованию и науке.

Второй вид брака – «сине манну» (sine manu mariti), при котором жена оставалась подвластной главе своей семьи (домовладыке), либо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть- по давности. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею.

Создавая различный строй отношений между мужем и женой, брак cum manu и брак sine manu резко отличались друг от друга порядком заключения и прекращения. Заключение брака cum manu требовало соблюдения определенных обрядов, это был акт формальный. Заключение брака sine manu было актом неформальным. Данный вид брака рассматривался как некоторое фактическое состояние: с ним связывались определенные юридические последствия. Понятно, что и процедура прекращения браков sine manu и cum manu была различна. Первый мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и по свободному волеизъявлению одной из сторон. Развод при браке cum manu мог произойти лишь по инициативе мужа. Также, Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Другие виды брака

- Фиктивный брак.

В такой брак вступали в основном бедные мужчины за плату, и это было нередким случаем в Древнем Риме. Такой брак заключался, чтобы избежать законов о незамужестве и получить неограниченную свободу.

- Заочный брак.

Выйти замуж можно было и в отсутствие жениха, если женщина по его письму или его посланцем будет отведена в дом мужа. Жениться на отсутствующей невесте было невозможно, так как для этого «необходимо введение (жены) в дом мужа, как бы в брачное жилище, а не (мужа) в дом жены».

- Конкубинат 

Данный вид брака встречался в зажиточных семьях высшего сословия, а также в других слоях населения. Так, женщины в сенаторском сословии иногда жили в конкубинате с вольноотпущенными мужчинами, так как в случае заключения брака она теряла свой статус. Такую форму «брака» можно было встретить среди солдат, рабов, сенаторов и вольноотпущенниц. Сенатор не мог сделать вольноотпущенницу законной женой, что считалось позором и для него, и для всей его семьи, однако отношения в конкубинате не налагали на него никакого пятна.

К конкубинату были такие же требования, как и к браку: жизнь с одним партнёром, жена должна быть верна партнёру и также исполнять свои обязанности. Конкубинат и распространённый «брак рабов», часто поощрявшийся хозяевами, признавались обществом как форма сожительства.

 

 

 

Условия вступления в брак

  • Возраст. 

Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, то есть в возрасте 12 лет (девушка считалась лат. viri potens — «в состоянии принимать мужчин»), мальчики в 14 лет (лат. pubes). Разница в возрасте супругов иногда доходила до 30 лет.

  • Родственные связи. 

Супруги не должны были состоять в родстве. Браки, в которых муж и жена являлись родственниками до 4 колена, считались инцестом и карались смертной казнью. Также были запрещены браки между приёмными детьми и родителями.

  • Согласие. 

Для заключения брака согласие отца семьи было обязательным. В ранний период римской истории не требовалось согласие детей, однако позднее глава семьи не мог повлиять на решение сына.

  • Статус. 

Право на создание семьи (лат. conubium) имели лишь свободные римские граждане. Брак был запрещён лицам, занимавшим определённые должности и имевшим определённый статус: например, опекунам и их подопечным, магистратам провинций во время нахождения в должности, солдатам и иноземцам, рабам.

 

 

 

 

 

Приданое

О приданом (лат. dos) отцы жениха и невесты обычно договаривались во время помолвки, однако соглашения могли заключаться и после брака. Приданное состояло из: имущества, денег, драгоценных металлов, дорогих тканей и т.д.

Отец девушки должен был выплатить приданое в течение 3 лет после свадьбы. Муж мог использовать его во время брака, но при разводе муж был обязан выплатить всё приданое;

Совершению брака обыкновенно предшествовало обручение (помолвка), которое совершалось в основном без участия брачующихся, отцы договаривались о предстоящей свадьбе. Во времена поздней республики и Римской империи праздник с приглашёнными гостями и подарками был обычным делом и устраивался, чтобы упрочить уважение в обществе. Помолвка могла быть в любое время расторгнута словами:  «твоим предложением не воспользуюсь».

Свадьба была большим семейным праздником, а для невесты свадьба являлась формальным «переходом» от девочки к женщине. Вечером, перед свадьбой, девушка жертвовала свои старые игрушки и детскую одежду, тем самым прощаясь с детством. Накануне свадьбы невесте повязывали голову красным платком и надевали на неё длинную прямую белую тунику с поясом из шерсти предназначавшуюся и для дня свадьбы.

Волосы невесты также накануне вечером укладывались наконечником копья  в 5 прядей.

Свадебный наряд невесты представлял собой длинное платье — паллу, ярко-красного цвета, надеваемое на тунику. На голову накидывали покрывало огненного, жёлто-красного цвета, немного спуская его на лицо. К украшениям относился прежде всего браслет. Об особенном наряде для жениха не сохранилось сведений, возможно, он надевал обычную белую тогу и венок.

Церемония

Пару подводили к алтарю, на котором в жертву приносилась свинья. Затем подписывался брачный договор, пара произносила «да» и обменивалась кольцами. В качестве знака верности и как символ дружеского и сердечного единения (а не как скрепление договора[9]) жених и невеста подавали друг другу правую руку (лат. dextrarum iunctio).

После брачной церемонии начиналось обильное застолье.  Вечером после пира девушка окончательно покидала своих родителей: начиналась церемония «отведения»— проводы невесты в дом жениха.

На следующий день жена появлялась впервые в наряде матроны и ещё раз приносила жертвы ларам и пенатам, а также получала подарки от мужа. В этот день молодая семья устраивала праздничное застолье у себя дома в кругу близких родственников и друзей.

Брачный договор 

Брачный договор не являлся обязательным для заключения брака, однако такой договор часто составлялся, так как он регулировал вопросы, связанные с приданым и формальностями его выплаты в случае развода. Во время свадьбы договор зачитывался вслух, а затем десять свидетелей ставили свои печати.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прекращение брака

Основаниями прекращения брака являлись как объективные причины, так и субъективные.

Объективные причины, по которым распадался брак:

1) Смерть одного из супругов

2) Обращение одного из супругов  в рабство. При этом, если взятый  в плен и обращенный в рабство  супруг возвращался затем в  Рим, то считалось, что брак (manus) никогда  не прекращался. Брак же sine manu, как некоторая только фактическая, но не юридическая связь, считался бы прекращенным. однако брак считался продолжавшимся все время, если оба супруга были вместе в плену.

3) Утрата права гражданства.

4) Изменение семейного состояния  одного из супругов.

К субъективным причинам относился развод.

Свобода развода существовала в римском праве на всем протяжении его истории.

Расторжение брака cum manu было возможно только по инициативе мужа (в случаях измены, пьянства, бесплодия жены).

Свобода развода была одним из основных начал римского брачного права. И, несмотря на множеств и разводов в конце периода республики и в период империи, несмотря на то, что разводы противоречили учению христианской церкви о браке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничена.

 

 

Развод

В постклассическом праве вводятся правила развода. Известны два вида развода: с неблагоприятными последствиями и без таковых.

- Первый вид делился на беспричинное одностороннее расторжение и расторжение по вине другого супруга (измена, тяжкое уголовное преступление, посягательство на жизнь супруга, сводничество, аморальный образ жизни).

- Второй вид делился на развод по взаимному согласию и развод по воле одного супруга при наличии оправдательных причин. Такими причинами были обет целомудрия, уход в монастырь, неспособность иметь детей.

Виновный в разводе утрачивал приданое, его могли подвергнуть ссылке, заключению в монастырь, ему могли запретить вступать в новый брак.

При одностороннем разводе на супруга, давшего развод, налагались тяжелые штрафы. Такие же последствия были установлены для супруга, вина которого послужила причиной одностороннего развода.

Вступление во второй брак в постклассический период требовало соблюдения некоторых правил: вдова могла повторно выйти замуж не ранее 10 месяцев, а впоследствии - 12 месяцев.

В случае нарушения этого правила она подвергалась штрафу и ограничивалась в наследовании.

Также были введены ограничения с целью ограждения интересов детей от первого брака.

Вступление во второй брак после прекращения первого не встречало никаких ограничений.

Заключение

Из всего вышесказанного хочется сделать вывод, что брак-это «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права». Правильный римский брак (в классическую эпоху) мог заключаться в двух специфических формах: обрядовой (cum manu mariti - или, буквально, «брак с рукой») и неформальной (sine manu mariti - «брак без руки»).

Брак "сине ману" следовало возобновлять ежегодно. Виды брака различались между собой как по формальным основаниям (порядок заключения, расторжения и т.д.), так и по существу (разный. объем правоспособности жены). 

Различия в этих двух формах были существенны для имущественных отношений в семье и для судьбы женщины в случае прекращения брака.

Прекращался брак, заключенный по всем требованиям права, также только по правовым основаниям. Такими были смерть супруга, заявление об отказе от брачного союза - развод, утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением сословного положения (тем более - утратой свободы) или изменением гражданства.

Информация о работе Брак в римском праве