Варны и особенности рабства в Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи данной работы - изучить материал, проанализировать его, определить проблемы, рассмотреть факты, и только после этого описать ситуацию в заданной работе.

Содержание

Введение 3
1Образование варн 6
2 Варны, касты, их взаимоотношения внутри данной системы 8
3Особенности рабство в Древней Индии 18
4 «Артхашастра» о правах рабовладельцев и рабов 23
5 Положение рабов в Древней Индии по «Законам Ману» 27
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Карина 2013.05.22.docx

— 74.29 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Гуманитарный факультет

Кафедра истории,

истории государства и права

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «ИсторияДревнего мира »

на тему «Варны и особенности рабства в Древней Индии»

 

 

Выполнил: студент I курса

очной формы обучения

группы И-11

Хасанова К.Р.__________

 

Научный руководитель:

канд. ист. н. доц.

Круглов Е.А.__________

 

 

Нефтекамск 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение              3

1Образование варн            6

2 Варны, касты, их взаимоотношения  внутри данной системы       8

3Особенности рабство в Древней Индии                18

4 «Артхашастра» о правах  рабовладельцев и рабов                                      23

5 Положение рабов в  Древней Индии по «Законам  Ману»           27

Заключение                    29

Список использованной литературы                31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Работа посвящена особенностям социального строя, а именно варны и рабство в древней Индии. Курсовая работа рассматривает: образование самого сословия - варны, о его взаимоотношении с кастами; также описывается его внутренняя система. При этом автор выделяет особенности рабства, анализируя из источников, как Артхашастра и Законы Ману.

Актуальность работы состоит в том, что Древняя Индия по ряду основных параметров близка к государствам ближневосточной древности. Здесь также господствовали власть-собственность и централизованная редистрибуция, отсутствовали свободные по-европейски рынок и частная собственность. Иными словами, в структурном плане Индия всецело принадлежит к традиционному Востоку и не имеет ничего общего с античностью, хотя индоарии генетически достаточно близки древним грекам (имеется в виду их индоевропейская общность). Это еще раз свидетельствует о том, что уникальность античной Греции - результат именно социальных преобразований, но не скажем, специфики этногенеза. Однако структурная общность Индии с остальным Востоком, включая Ближний, никак не означает, что между ближневосточным и индийским регионами нет важной и весьма существенной разницы. Она есть, хотя и не в структуре экономических и связанных с ними отношений.

Разница - в цивилизации, в культурных традициях, в исторически обусловленных формах организации социума. В конечном счете, во всем том, что нашло свое выражение в виде варново-кастовой и общинной систем. Игнорирование этой специфики образа жизни индийцев и стремление вписать древнеиндийское общество в привычный ряд стран так называемой рабовладельческой формации нередко приводило в отечественной историографии к тому, что на передний план выходило не то, что характеризует реалии древнеиндийской истории, а нечто искусственно привнесенное извне, от утопической теории. Поэтому весьма существенно исправить перекосы. И обратить внимание именно на индийские варны и касты, на индийскую общину, на слабость традиционной индийской государственности. Как на подлинную и заслуживающую осмысления и оценки особенность Индии.

Наука, к сожалению, располагает скудными историческими сведениями по этому периоду истории Древней Индии. Больше представлены исторические свидетельства по так называемому ведическому периоду. Среди дошедших до нас произведений древнеиндийской литературы особое место занимает «Артхашастра» - трактат об искусстве политики и управления государством. Традиция приписывает его составление Каутилье - советнику царя Чандрагупты, основателя династии Маурьев, о внуке – Ашоке. В противоположность произведениям ведийской литературы и дхармашастрам Каутилья представляет «чистое», ортодоксальное общество состоящим не из трех, а из четырех варн. Члены последней структуры варн, очевидно, совершали священные обряды и руководствовались предписаниями индуизма.

До сих пор понимание отдельных частей текста остается спорным или предположительным, поэтому в данной работе приведены наравне все найденные интерпретации «Артхашастры» различными авторами, занимавшимися данной проблемой расшифровки, перевода и толкования текстов, равно как и других памятников древней индийской литературы. Сохранившиеся от далекого прошлого литературные тексты имеют большей частью религиозно-философское или ритуальное содержание, источников документального характера от древности почти не осталось. Сведения «Артхашастры» о конкретных кастах не представляют большого интереса. Здесь приводятся лишь те их наименования, которые принято было перечислять при описании «процесса смешения варн». Обычно это древнейшие названия, встречающиеся в ведийской литературе. На их примере воссоздается самая общая модель касты и кастового порядка в целом.

О варнах в трактате сказано мало. Упоминается четырехварновое общество - «чатурварнья», члены которого именуются «арии» и противопоставляются варварам (млечхам). Лесным племенам (атави), низшим (авара), нечистым (амедхья), низким (нича), чандалам, швапакам, «живущим на окраине», рабам. Чандалов и других представителей низших варн допустимо считать неприкасаемыми. Из отдельных варн довольно часто называются брахманы. Обычно употребляются несколько неопределенные слова «равный», «высший», «низкий», возможно означающие не только варновую принадлежность. Для указания на варновое происхождение используется термин «пракрити».

Объектом изучения выступает процесс разложения социального родового строя в древней Индии.

Таким образом, цель и задачи данной работы - изучить материал, проанализировать его, определить проблемы, рассмотреть факты, и только после этого описать ситуацию в заданной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОБРАЗОВАНИЕ  ВАРН

 

С разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий — варн. Варны возникли еще в доклассовом обществе, а затем получили закрепление и освящение в классовом обществе. Постепенно все прежде равноправные свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям. Со временем сословия-варны становились все более замкнутыми. Утверждаются строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны), определенная, наследственно закрепленная профессия, поклонение одним богам.1

Источник, законы Ману, дают описание индийских варн: брахманы — члены жреческих родов, кшатрии — военная аристократия, вайшья — рядовые общинники, шудры — неравноправные члены общества. Брахманы, выполняли жреческие функции и знали священное учение, занимали наиболее почетное место в обществе. Их называли «авадхья» — неприкосновенные. Возникновение варны шудр связывается с участившимися войнами и усилением имущественного и общественного неравенства. В результате этого появилось большое число людей — не членов общин — шудр. Чужаки, принятые в общину, не получали равных со свободными общинниками прав. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании, не проходили обряда посвящения — «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дважды рожденными» (двиджати). Шудры, составлявшие четвертую, низшуюварну, являлись «единожды рожденными».2 С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. По наиболее распространенной богословской версии,— творец всего существующего — бог Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев — из рук, вайшьев — из бедер и шудр — из ступней.

Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жизни — дхарма. Государственное управление оставалось в ведении двух первых варн, причем исполнение жреческих обязанностей было привилегией брахманов, военное дело — кшатриев. Вайшьям было предписано заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудрам предписывалось находиться в услужении у трех высших варн.

Запрещался переход из одной варны в другую. Ограничивалась возможность смешанных браков, устанавливалось разное материальное возмещение.

Со временем варны претерпели изменения, и перешли в касты. Это было связано с падением роли свободных общинников и превращением их в неполноправных крестьян. Теперь линия раздела проходила между знатью — брахманами и кшатриями, с одной стороны, и простонародьем — вайшьями и шудрами — с другой. Варны вайшьев и шудр, представлявшие собой общеиндийские социальные группы, преобразовались в касты, более мелкие группы, включавшие лиц, проживавших на определенной территории и занимавшихся определенной деятельностью. Число каст достигало пятнадцати. Особое место в обществе занимали лица, оказавшиеся вне варн. Это были палачи, мусорщики, могильщики. Будучи свободными, они являлись совершенно бесправными и составляли особую касту неприкасаемых.1

 

 

 

 

2 ВАРНЫ, КАСТЫ ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВНУТРИ ДАННОЙ       СИСТЕМЕ

 

Варново-кастовое деление имеет глубокие исторические корни, без выяснения которых трудно понять роль каст в Индии, а также развитие всей системы индусского права. Класс - варна - каста, соотношение этих феноменов в их историческом развитии, одна из нерешенных проблем востоковедения. В исследовании этих проблем не последнее место должно быть отведено и юридическим категориям, без учета которых нельзя понять и объяснить возникновения классов и форм зависимости в Древней Индии.

Самой «высокой», «чистой» варной были брахманы. Их называли авадхья - неприкосновенные. Формированию варны жреческой верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. При этом брахманы, выполнявшие жреческие функции и знающие священное учение занимали наиболее почетное место в обществе. По официальным представлениям, брахман - высший из людей. Его занятие - изучение священных книг, участие в суде и управлении, выработка законов и предписаний. Ему принадлежит все, что он видит, он может «потребовать все, что захочет» (по крайней мере, в рамках закона). Наблюдение за сменой времен года, разливами рек и прочими явлениями, наблюдение, столь необходимое для руководства общественно-экономической жизнью, являлось ещё одной функцией выходцев данной варны.1

На фоне общей социальной мобильности, вызванной развитием феодальных отношений, позиция высшей варны брахманов подверглась сравнительно небольшим изменениям. Положение брахманов определялось усилившейся в связи с феодализацией общества ролью индуизма, открыто освящающего социальное неравенство, власть и привилегии немногих и бесправие большинства людей. Изгнание - единственные наказания, которые могут быть применены к брахману.

Вторая варна - это варна кшатриев, воинов, военной и светской аристократии, из её среды выходили цари, военачальники, сановники. Согласно системе варн, кшатрии должны были взимать налоги с крестьян и пошлины с купцов, торговцев и ремесленников.

Особая воинская верхушка, - кшатрии начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально входили только арии, но в процессе ассимиляции завоеванных племен эта варна иногда пополнялась местными вождями и главами родовых групп, на что, в частности, указывает существование в Древней Индии особой категории «вратья - кшатриев», то есть кшатриев по обету, а не по рождению. Здесь, таким образом, тесно взаимодействовали как внешние, так внутренние процессы начавшегося разложения родового общества у завоеванных и завоевателей.

Вместе с тем племенные вожди и некоторые чужестранные правители были ассимилированы в брахманское общество как второразрядные кшатрии, а после их стали называть раджпутами, причем место раджпута в их иерархии зависело от того, из какого племени он происходил.1

В маурийский период к кшатриям, сосредоточившим в своих руках военную, политическую и экономическую власть, стали относить в основном тех, кто принадлежал непосредственно к царскому роду и к категории привилегированных наемных воинов.

Обособлению кшатриев среди своих соплеменников - вайшьев-простолюдинов способствовали представления, что кшатрии - полновластные распорядители богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-военнопленных.

Название третьей варны - вайшьи произошло от слова виш - народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев, крестьян, ремесленников и торговцев. В хозяйствах богатых общинников трудились безземельные наемные работники, представители «неприкасаемых» каст, которые в основном и создавали прибавочный продукт, присваиваемый различными категориями эксплуататоров, рабы. Вайшья чаще всего как полноправный общинник-землевладелец сам мог быть эксплуататором.1

Четвертую варну составляли шудры. В их среде - обнищавшие, оставившие общину крестьяне, чужаки, отпущенные на волю рабы, но рабский труд в решающих отраслях экономики Древней Индии значительной роли не играл. Шудра мог иметь семью, его дети наследовали имущество, путь к обогащению не был ему закрыт каким-либо запрещением. И тем не менее он не свободен.2

Шудру можно продавать и покупать. Даже отпущенный своим господином, он не освобождается от обязанности услужения, «ибо они рождены для него». Он тот, «чье имущество может быть отобрано хозяином». В глазах закона шудра нечестив, общения с ним надо избегать, его наказывают строже, ему запрещены религиозные обряды. Так, в дхармасутрах шудры устраняются от участия в жертвоприношениях, которые становятся прерогативой высших варн, они не проходили обряда посвящения - «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дважды рожденными» - двиджати.

Информация о работе Варны и особенности рабства в Древней Индии