Вашингтонская конференция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 15:24, контрольная работа

Краткое описание

12 ноября 1921 г. в Вашингтоне открылась Вашингтонская конференция по итогам первой мировой войны, в которой участвовали США, Великобритания, Япония, Китай, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Португалия. Германия, лишённая по Версальскому договору всех владений на Тихом океане, и Россия - «ввиду отсутствия единого правительства» - на конференцию приглашены не были. 13 декабря 1921 г. представители США, Великобритании, Франции и Японии подписали сроком на 10 лет «договор четырёх держав» о неприкосновенности островных владений и территорий на Тихом океане, оказавший стабилизирующее воздействие на позиции государств в Тихом океане.

Вложенные файлы: 1 файл

вашингтонская конференция.doc

— 50.50 Кб (Скачать файл)

12 ноября 1921 г.  в Вашингтоне открылась Вашингтонская  конференция по итогам первой  мировой войны, в которой участвовали  США, Великобритания, Япония, Китай,  Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды  и Португалия. Германия, лишённая  по Версальскому договору всех владений на Тихом океане, и Россия - «ввиду отсутствия единого правительства» - на конференцию приглашены не были.

  13 декабря 1921 г. представители  США, Великобритании, Франции и  Японии подписали сроком на 10 лет «договор четырёх держав»  о неприкосновенности островных владений и территорий на Тихом океане, оказавший стабилизирующее воздействие на позиции государств в Тихом океане.

  6 февраля 1922 США, Великобритания, Франция, Италия и Япония подписали  «договор пяти держав» об ограничении  морских вооружений, изменивший соотношение последних в пользу США. Лондон отказался от «стандарта двух держав», в соответствии с которым Великобритания старалась поддерживать общий тоннаж водоизмещения своего военноморского флота на уровне флотов любых двух других великих держав, вместе взятых. Договор ограничивал размеры судов, подлежащих закладке в будущем - это было необходимо США, поскольку Панамский канал не мог пропускать боевые корабли большего тоннажа, а Соединенным Штатам было крайне важно иметь возможность свободно перебрасывать свой флот из Атлантического океана в Тихий и обратно. Впрочем, общий тоннаж военно-морского флота держав ограничен не был, что фактически сохраняло превосходство флота Великобритании.

  Важнейшим аспектом  послевоенного мирового устройства было создание Лиги Наций в целях развития международного сотрудничества и предотвращения мировых трагедий, подобных Мировой войне 1914-1918 годов.

  На Парижской конференции  выяснилось, что существует несколько  проектов Лиги Наций. Французский  проект Лиги имел антигерманскую направленность, Германия не должна была входить в эту организацию. Это был единственный проект, предусматривавший формирование каких- либо реальных механизмов, могущих обеспечить выполнение решений организации: он предполагал формирование международных вооруженных сил и международного генерального штаба Лиги.

  Но этот проект не  устраивал ни Англию, ни США,  которые были против создания  международных вооруженных сил,  поскольку те неизбежно попадали  под контроль Франции как сильнейшей  сухопутной военной державы. К тому же, каждая из них имела свой собственный проект.

  В конечном итоге  устав Лиги стал компромиссом  между английским и американским  проектами, что лишило Лигу  каких-либо реальных механизмов  контроля за принимаемыми ею  решениями и, в конечном итоге, сделала из неё представительскую организацию, которая могла лишь рассчитывать на сознательность и добрую волю своих членов. Практика доказала неэффективность подобной системы.

  Устав Лиги наций  был одобрен Парижской конференцией  и вошёл в качестве составной части во все мирные договоры с Германией и её европейскими союзниками - Версальский, Сен-Жерменский, Трианонский и Нейиский. Он предполагал превращение Лиги наций в основной инструмент установления и регулирования нового мирового порядка. Главными органами Лиги наций были Ассамблея, Совет и постоянный Секретариат, который располагался в Женеве.

  Правила принятия решений  в Лиге регулировались пятой  статьей Устава. За исключением  специально оговоренных случаев,  все решения, принимаемые на Ассамблее и Совете, требовали консенсуса, то есть единогласного голосования, что очень затрудняло принятие решений.

  Государства - члены  Лиги признавали, что поддержание  мира требует сокращения национальных  вооружений до возможно низкого  уровня, который соответствовал бы национальной безопасности и международным обязательствам. План сокращения вооружений составлялся Советом и предлагался соответствующим правительствам для рассмотрения. Такие планы должны были пересматриваться каждые пять лет. Члены Лиги обязались также обмениваться «полной и честной» информацией об уровнях вооружений, военных программах и военном производстве.

  Одной из ключевых  статей должна была стать десятая  статья Устава. В ней говорилось, что государства - члены Лиги  принимают на себя обязательства «противодействовать агрессии, уважать территориальную целостность и существующую политическую независимость членов Лиги». В случае любой агрессии или опасности её возникновения Совет Лиги должен был определить средства и коллективные действия, с помощью которых можно было выполнить указанные выше обязательства. Любая война или её угроза против члена Лиги или любой другой страны должны были стать предметом обсуждения всей международной организации, в целях сохранения мира.

  В случае развязывания войны государством - членом Лиги такие действия должны были рассматриваться остальными участниками Лиги как акт войны против всех них. В этом случае все государства должны были прекратить всякие сношения с агрессором. Совет имел право давать рекомендации правительствам заинтересованных государств касательно военных мер, необходимых для реализации принципов Устава Лиги.

  Однако, чётких гарантий  или порядка действий в случае  угрозы агрессии статья не  предусматривала, в документе  не было даже самого определения агрессии.

  Устав также впервые  устанавливал правила международного  гуманитарного сотрудничества и  общие стандарты трудовых отношений.  Члены Лиги соглашались обеспечивать  справедливые и гуманные условия  труда для всех мужчин, женщин  и детей как в своих собственных странах, так и во всех других странах и территориях, на которые распространяется их промышленная и коммерческая деятельность. Для контроля за соблюдением этого обязательства создавалась Международная организация труда (МОТ).

  Члены Лиги обязались поддерживать и развивать сотрудничество с национальными организациями Красного Креста в интересах содействия улучшению здравоохранения, ограничению эпидемий и «облегчению страданий во всем мире».

  В 1920-е годы число  членов Лиги постоянно росло. И хотя ей действительно удавалось разрешать некоторые локальные споры, на серьёзный международный уровень Лига наций так и не вышла - её решения просто были бы проигнорированы. Важнейшим направлением деятельности Лиги было предотвращение межгосударственной агрессии и сохранение послевоенного устройства мира. Однако в 1930-е годы страны, пострадавшие от жестких условий Версальского мира, начали наращивать свой военный потенциал, на что ведущие государства мира должным образом не отреагировали. А поскольку Лига Наций не могла сделать больше, чем страны - участницы, то её протесты просто игнорировались.

  Соглашения, принятые  в послевоенный период, являлись  целым комплексом договорённостей,  направленных на разрешение противоречий  в Западной Европе, Африке, Ближнем и Дальнем Востоке и Тихом океане. В этом смысле Вашингтон был одновременно как продолжением Версаля, так и началом его пересмотра. Хотя Версальско-Вашингтонская система очень быстро обнаружила свою недееспособность, она всё же завершила процесс мирного урегулирования и способствовала хотя и временной, но всё же стабилизации.

  Неустойчивость и неэффективность  послевоенного мирного урегулирования  была обусловлена несколькими  обстоятельствами.

  Во-первых, Версальский  порядок не был всеобъемлющим.  Прежде всего, из него «выпадали»  СССР и США - две крупнейшие  державы, без которых обеспечение  стабильности в Европе в ХХ  веке было уже невозможно. Фактически  была восстановлена многополярная  структура европейских отношений в духе европейского равновесия XIX века, когда идеальным вариантом казалось отсутствие на континенте стран, которые бы слишком явно вырывалась вперед по своим геополитическим и иным возможностям.

  Именно эти  идеи и привели к тому, что усилия Франции по максимальному ослаблению Германии увенчались успехом: она была разделена на части, искусственно уменьшена в размерах и поставлена в крайне тяжелое экономическое положение. По этой же причине и сама Франция усилиями Британии не получила преобладания в Европе и не смогла реализовать в полной мере планы расширения своего влияния.

  Но это  был старый европейский баланс  при умершей старой Европе: в  сущности, ни одно европейское  государство не хотело уже  прежнего равенства, претендуя  либо на роль мирового (или хотя бы европейского) центра, либо, по крайней мере, стремясь увеличить собственную значимость. Подобное европейское равновесие прежде было возможно лишь при участии Пруссии, (место которой занимала теперь единая Германия) и России. Новую европейскую безопасность предстояло строить теперь, во- первых, в условиях объединившейся Германии, и во-вторых в условиях изолировавшейся от европейских дел России.

  К сожалению,  лишь первое из этих новых  обстоятельств было учтено, результатом  чего и стало максимальное ослабление, фактически раздробление Германии, что позволило отсрочить конфликт между интересами крупнейших европейских стран и естественным стремлением немцев к объединению. Второе же поначалу вовсе не было принято в рассчёт - в тот момент казалось, что участие США в европейских делах является достаточной компенсацией за уход из европейской политики России. В этой ситуации срыв расчётов на сотрудничество с Соединенными Штатами подрывал основы Версальского порядка в том виде, как он был задуман исходно.

  Германия  же стала «миной замедленного  действия», заложенной под общеевропейский  баланс. Стремясь максимально ослабить  её, страны- победительницы «перегнули  палку», загнав свою недавнюю  противницу в угол, из которого  она - рано или поздно - должна была начать вырываться: унижение было слишком велико, «наказание» (потери по Версальскому мирному договору) казалось немцам непропорциональным «проступку» (развязыванию Первой мировой войны с последующим проигрышем).

  Во-вторых, фундаментальной  слабостью Версаля была заложенная им схема экономического взаимодействия европейских стран. Новое государственное размежевание полностью разрушало экономические связи в Центральной и Восточной Европе. Вместо единого рынка, проницаемого и достаточно открытого, Европа оказалась территорией, разбитой на несколько десятков маленьких, отгородившихся друг от друга таможенными границами рынков. Нередко новые малые государства остро соперничали не только в политической, но и в экономической области, полностью со- средоточивясь на собственных хозяйственных трудностях и не пытаясь для их преодоления предпринимать совместные усилия.

  Провозглашённый  принцип самоопределения наций  породил экономический раскол, преодолеть  который европейские страны так  и не смогли. Это создавало постоянную неустойчивость экономической ситуации в Старом Свете. Европа оказалась не готовой к принятию совместных решений по финансовым и экономическим вопросам. К тому же экономическое разорение Германии, раздавленной тяжестью наложенных на неё репарационных выплат и не способной поэтому выйти из состояния депрессии с быстротой, необходимой для экономического подъёма не только в стране, но и во всей Европе, оказало решающее воздействие на негативное развитие ситуации.

  Мировой  экономический кризис 1929 - 1933 годов привёл к резкому ухудшению отношений как между странами-победительницами, так и между победителями и побеждёнными государствами. Всё это вкупе с внутринациональным кризисом большинства государств привело к краху Версальско-Вашингтонской системы и ко Второй Мировой войне.

Противоречия  ВВС:

1. Ряд ведущих  гос-в не включены в систему  Лиги Наций (США и СССР. Для  победительниц, Россия была предательницей, заключившей сепаратный мир с  врагом. Большевизм вызвал враждебн. отнош. со стороны Европ. стран и шедшая в России гражд. война дала форм. повод не приглашать её на конференции); 2. Доминирование Англии и Фр. и пренебрежение к малым странам Евр., кот. были бесправны в Лиге Наций; 3. Отсутствие в Лиге Наций реальных рычагов для выполнения своих задач; 4. В уставе Лиги определены закрытые зоны, где правила ВВС не действовали: зоны вокруг Америки и сама Америка; зоны интересов Англии. Не дано определения «агрессии» и когда Лига может включаться в уничтожение этой агрессии; 5. Режим Лиги Н. оказался не демократичным в части Устава, где говор-ся о свободном самоопредел. и выборе пути р-ия. Т.Е. Лига признавала наличие колоний, а значит, нарушала свои же демократич. принципы. Для народов герм. колоний и бывшей Осм. империи ВВС – лишь очередная смена властителя. Подмандатные территории не отлич-сь от колоний, антиколон. освободит. движения продолжались.

В силу всего  этого режим ВВС был обречён  на неудачу, тем более что б-ба за глоб. лидерство в 20-30 г. обостряется (+ к ней – появл-ие СССР). В Договоре девяти государств — США, Великобритании, Франции, Италии, Японии, Бельгии, Голландии, Португалии и Китая — провозглашался принцип уважения территориальной целостности и суверенитета Китая. Страны заявили о равных возможностях в торговле и промышленной сфере на его территории. Этот договор развивал идеи, высказанные в известной доктрине Хэя. В этот же день был подписан трактат о китайском таможенном тарифе. Договору девяти предшествовало заключенное 4 февраля соглашение между Японией и Китаем, по которому Япония должна была вывести свои войска из провинции Шаньдун, а также возвратить Китаю территорию Цзяочжоу и железную дорогу Циндао — Цзинань.

Договор пяти держав — США, Великобритании, Японии, Франции и  Италии — касался ограничения  морских вооружений. После долгих дискуссий и споров пять держав договорились о соотношении их флотов в следующей пропорции: 5 — для США и Великобритании; 3 — для Японии и по 1,75 — для Франции и Италии. Были приняты и другие решения, в том числе о запрещении сооружать новые военно-морские базы на Тихом океане восточнее 110-го меридиана восточной долготы, за исключением островов, прилегающих к побережью.На конференции рассматривался также вопрос о КВЖД, которую Соединенные Штаты пытались интернационализировать. Совнарком РСФСР выступил с протестом, заявив, что этот вопрос относится исключительно к компетенции двух стран — советской России и Китая

Информация о работе Вашингтонская конференция