Ведение в историю и основные проблемы исторической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 11:29, доклад

Краткое описание

Отечественная историография в прошлом и настоящем

Источники изучения истории России

3. Проблема периодизации отечественной истории

Вложенные файлы: 1 файл

История.docx

— 42.26 Кб (Скачать файл)

 

Уральский институт экономики управления и права

 

 

 

Доклад

 

Ведение в историю и основные проблемы исторической науки

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                            Факультет:   экономический

                                                            Группа:    БЭ-101                                                                                                                                  

                                                          Выполнили:

                                                     Чекашкина Анна

                                                           Захарова Екатерина

 

Екатеринбург 2013

 

План:

 

  1. Отечественная историография в прошлом и настоящем

 

  1. Источники изучения истории России

 

3. Проблема периодизации отечественной истории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Отечественная историография в прошлом и настоящем

 

Историография - это специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки как сложный, многогранный, противоречивый процесс и его закономерности. Предметом историографии является история исторической науки.

Историография решает следующие задачи:

1. Изучение закономерной системы и утверждения исторических концепций и их анализ. Под исторической концепцией понимается система взглядов одного историка или группы ученых как на весь ход исторического развития в целом, так и на его различные проблемы и стороны;

2. Анализ, теоретика методологических принципов различных направлений в исторической науке и выяснение закономерностей их смены и борьбы;

3. Исследование процесса накопления фактических знаний о человеческом обществе;

4. Изучение объективных условий развития исторической науки.

История исторической науки в нашей стране начинается в период существования Древней Руси (вплоть до конца XVI в. Основным типом исторических сочинений были летописи). Основой для большинства летописных сводов служила «Повесть временных лет» (1-я четверть XII века).

В период феодальной раздробленности летописание велось в большинстве крупных княжеств и центров, а с созданием единого государства на рубеже XV – XVI вв. летописание приобретает официальный государственный характер.

В XVII в. Появляются новые виды историописания  такие как повести, хронографы, степенные книги.

В 1672 г. была издана первая русская книга по русской истории «Синопсис»

В 1692 г. вышла в свет «Скифская история»

Отцом русской исторической науки является Василий Никитич Татищев (1686 – 1750 гг.). В течение    30-ти лет Татищев занимался созданием труда по истории России и итогом его усилий стало создание «Истории Российской с самых древнейших времен» (в 5-ти книгах 1768 – 1848 гг.)

Татищев считал, что историческую науку нужно писать прагматически. Он являлся сторонником самодержавной власти.

В 1725 г. Петром I была открыта Академия Наук.

Значительный вклад в развитие исторической науки внесли такие ученые, как Г. З. Байер,  Г. Ф. Миллер, Г. А. Шлецер. Они стали создателями норманнской теории возникновения государственности на Руси. С резкой критикой норманнской теории выступил М. В. Ломоносов.

В 1-й четверти XIX в. Крупным событием стало издание «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Он так же являлся сторонником самодержавия.

Шлецер 40 лет изучал историю России. За труды был награжден.

Во 2-й половине XIX в. Выдающимся историком стал Сергей Михайлович Соловьев. Он написал 29 томов «Истории России с древнейших времен» Являлся ректором Московского университета. До смерти публиковал свои труды. Впервые комплексно рассмотрел роль природно-географических, демографически-этнических и внешнеполитических факторов в истории развития России.

Учеником Соловьева был Ключевский Василий Осипович (автор труда «Курс русской истории» в 5-ти частях). Ключевский подошел к изучению истории с позиции взаимосвязи и влияния 3-х главных факторов: личности, природы и общества.

В октябре 1917 г. к власти пришли большевики и условия развития исторической науки резко изменились. Тематика исследований определялась государственной идеологией, основными направлениями стали история классовой борьбы, рабочего класса, крестьянства, коммунистической партии и т.д.

Первый историк-марксист – Михаил Николаевич Покровский (в 1920 г. опубликовал «Русскую историю в самом сжатом очерке»).

После распада СССР начался новый этап в развитии исторической науки: расширился доступ в архивы, исчезли цензура, идеологический диктат.

 

 

 

 

 

 

  1. ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ

 

Источники изучения истории России весьма обширны и сложны. Их удельный вес по содержанию и происхождению неодинаков потому, что жизнь и деятельность Российского государства неотделимы от истории различных классов, социальных прослоек, политических партий и общественных движений. Именно поэтому точных границ круга исторических источников по истории России быть не может в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности и взаимозависимости деятельности людей на различных этапах исторического развития.

Важнейшими источниками истории России являются летописи. Самые ранние летописи историков-летописцев появились еще в XI–XII вв. Наиболее значимая из них "Повесть временных лет", написанная в XII в. Летописи как исторические произведения состояли из записей по годам по XVII в. включительно и представляли собой источники сложного состава — своды летописные. Летописи были общерусскими (Николаевская летопись и др.) и местными (Новгородские летописи и др.). Среди других наиболее важных

источников средневековой России необходимо отметить такие, как Судебник 1497 г., Соборное уложение 1649'т., жалованные грамоты дворянству, купчие грамоты. Одним из ценных источников истории древней и средневековой России являются новгородские грамоты на бересте, найденные при производстве археологических раскопок в Новгороде. Великолепным источником по истории Древней Руси является памятник древнерусской литературы конца XII в. "Слово о полку Игореве", написанное неизвестным автором.

Что же касается истории России с XVIII в. по настоящее время, то здесь имеется огромное количество различных источников. Среди них: документы и материалы правительственных органов, политических партий и общественно-политических движений, отложившихся в процессе их деятельности и ныне хранящихся в центральных и местных государственных архивах страны; произведения и мемуары выдающихся деятелей России (политических, государственных, науки, творчества, искусства); периодическая печать (газеты, журналы и т. д.); документы и материалы музеев; кинофотофонодокументы. Значительная группа документальных источников, отражающих внешнеполитическую деятельность России, хранится за рубежом. Здесь же есть источники по истории эмиграции в России во все времена российской истории.

Настоящий учебник выходит третьим изданием (первое издание учебника вышло в свет в 1997 году). Он дополнен новыми материалами, фактами и сведениями обобщающего характера. При этом следует отметить, что учебник не претендует на подробное изложение истории России.

Не все страницы истории России одинаково отражены в учебнике по объему, более того, ряд сюжетов дан весьма кратко. История России показывает, сколь сложен и противоречив был всемирно-исторический процесс. Авторы стремились рассматривать историю России как составную часть этого процесса, отразить исторические связи народов России с народами других стран. Учитывалась и разнохарактерность оценок отдельных событий истории России, отраженных в исторической литературе.

Учебник написан на основе хронологическо-проблемного метода, предусматривающего изучение истории России по периодам (темам), а "внутри их — по проблемам. В нем рассматриваются наиболее важные проблемы и периоды, определявшие пути исторического развития России от расселения славян на землях Восточно-Европейской равнины и до наших дней. Среди них такие как: образование древнерусского государства; возникновение самостоятельных феодальных княжеств и объединение их в единое государство; складывание и развитие Российской империи; возникновение, становление и рост Советского государства; распад Союза Советских Социалистических Республик, составной частью которого являлась Советская многонациональная Россия и образование современной Российской Федерации. В приложениях приведены: генеалогия российских царей и императоров; биографические сведения о государственных и общественно-политических деятелях России; хронология основных исторических событий; программа курса "История России"; методические рекомендации по самостоятельной работе студентов при изучении курса; рекомендуемая литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Проблема периодизации отечественной истории

 

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран. Со времен развития исторической науки разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. Английский учёный А. Тойнби выделил 13 основных цивилизаций, которые развиваются независимо друг от друга, все они проходят стадии зарождения, расцвета, гибели. Американский учёный У.Ростоу разработал теорию стадий экономического роста (традиционное общество, переходное общество, периодов "взлёта", зрелости, эра высокого массового потребления). В настоящее время большинство отечественных историков придерживаются следующей устоявшейся в историографии периодизации:

 

  1. Первобытнообщинный строй

(40 тыс. до н.э. – конец IV тыс. до  н. э.)

Нет сведений о существовании славянских племен в этот период.

  1. Древний мир.

II тыс. до н.э. славянские племена выделяются из индоевропейской языковой семьи и к V в. н.э. начинается  расселение восточных славян по Днепру.

Первобытнообщинный строй.

  1. Средние века

V в. н.э. – IX в. н.э. – разложение первобытнообщинного строя, военная демократия., складывание предпосылок образования государства у восточных славян.

IX н.э. –  XVII в. Феодальный строй. Формы правления: монархия (все типы), боярская республика.

Религиозный характер культуры

 

  1. Новое время

(Сер. XVII – нач. XX в.)

Господство феодально-крепостнических отношений до сер. XIX века. Зарождение капиталистических отношений,  их бурное развитие в промышленности после отмены крепостного права в 1861 г.  Промышленный переворот. Сохранение феодальных пережитков.

Формы правления: абсолютная монархия,  Думская монархия (1906-1917).

Зарождение и утверждение светских начал в  культуре, раскол культуры на дворянскую и народную в первой четверти XVIII века.

  1. Новейшее время

(Нач. XX в –  нач. XXI в )

Попытка построения социалистического общества, оформление советской республики.

Господство «социалистической культуры».

Распад СССР (1991 г.).

Возврат к рыночным отношениям, утверждение многопартийности, оформление президентской республики.

Распространение западных тенденций в культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отечественная история делится на периоды:

1)Период первобытно-общинного строя. Этот период охватывает время примерно от 1 миллиона лет до нашей эры и до конца первого тысячелетия нашей эры на территории РФ.

ПОС это период когда люди жили и трудились сообща и имели общее имущество. Под влиянием развития производительных сил общества усложняется социальная структура первобытно общества. В конце периода происходит переход от присваивающей экономике к производящей. Возникает социальное расслоение: на богатую родоплеменную верхушку и обедневших сородичей. Разложение этого строя сопровождалось ослаблением кровно-родственных отношений.

2)В соответствии с формационной теорией Карла Маркса вслед за первобытно-общинным строем происходит переход к рабовладельческому строю, однако на территории РФ на смену ПОС на большей части территории пришел феодальный строй в европейской части России в конце первого тысячелетия нашей эры. Лишь на небольшой части территории РФ на юге современного Краснодарского края и юге Ростовской области во второй половине первого тысячелетия до нашей эры в первые века нашей эры существовал рабовладельческий строй. Здесь возникли греческие рабовладельческие города-государства затем объединившиеся в Скифское царство.

Феодализм это такой общественный строй при котором экономически, политически и юридически господствует слой феодалов-землевладельцев. В основе феодального способа производства лежит труд феодально зависимых крестьян. Феодализм в России существовал до 1861 года, а пережитки его сохранялись до 1917 года.

В рамках феодализма принято выделять:

1.Период Древнерусского государства (9-12 века).

2.Период феодальной раздробленности (12-15 века).

3.Период становления русского централизованного государства (15-середина16 века)

4.Период сословно представительной монархии (16-середина 17 века). 5.Период абсолютной монархии (вторая половина 17 века и до 1861 года).

3)  Период 1861-1917 годов, период бурного развития капитализма, переход от абсолютной монархии к конституционным формам государства дуалистической монархии 1905-1907 годов, а затем и к буржуазной республики.

Февраль 1917 года в этот период происходит разложение сословного строя, происходит уравнение российских сословий в правах, крестьяне освобождаются от личной зависимости в которой они находились несколько столетий под властью феодала-помещика.

Для российского капитализма характерно: а) бурное развитие рыночных отношений б) острые социальные противоречия, которые закончились для России вступлением в полосу революционного кризиса, завершившегося победой коммунистов в октябре 1917 года.

4) С октября 1917 года и до начала 90-х годов советский период в истории России. В этот период коммунисты предприняли попытку построения в России бесклассового, самоуправляемого, коммунистического общества, в котором не будет ни государства ни права.

Информация о работе Ведение в историю и основные проблемы исторической науки