Великие стройки первых пятилеток в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 14:57, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – определение воздействия грандиозного строительства объектов народного хозяйства в исторический период осуществления первых пятилетних планов. Для достижения вышеуказанной цели следует осуществить следующие задачи:
• Собрать и изучить литературу и периодические источники, посвященные указанной тематике.
• Рассмотреть масштабность и массовость строек первых пятилеток через использование человеческих и других видов ресурсов.
• Проследить процесс поэтапного строительства значимых экономических объектов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты в рамках второго пятилетнего плана……………………………………………………………………………….5
Глава 2. Беломорско – Балтийский канал и его историческое значение в контексте государственно – значимого объекта……………………………………………..8
Глава 3 Днепрогэс. История строительства гидростанции…………………………….10
Глава 4 Московский метрополитен: строительство первой линии в период второй пятилетки…………………………………………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………………………………………16
Список литературы…………………………………………………………………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 19.79 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Кафедра Истории Отечества

 

 

Реферат по дисциплине «История»

на тему «Великие стройки первых пятилеток в СССР»

 

                                                           

                                                            

 

 

 

МОСКВА 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты в рамках второго пятилетнего плана……………………………………………………………………………….5

Глава 2. Беломорско – Балтийский канал и его историческое значение в контексте государственно – значимого объекта……………………………………………..8

Глава 3 Днепрогэс. История строительства гидростанции…………………………….10

Глава 4 Московский метрополитен: строительство первой линии в период второй пятилетки…………………………………………………………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………………………………………………16

Список литературы…………………………………………………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В 1927 году  Центральный комитет партии, а позднее и съезд партии приняли решение о подаче директивы, содержание которой базировалось на главной задаче – составлении пятилетнего планирования процесса расширения народного хозяйства. Первые директивы пятилетнего планирования избегали наиболее значимые  проблемы развития хозяйства и опирались лишь на поддержании баланса между основными отраслями экономики и  экономическими потребностями страны: накопительством различных ресурсов и их своевременным использованием, промышленностью и сельским хозяйством, а также между двумя основными видами промышленности, тяжелой и легкой и т.д. Не исключено, что именно такое противостояние и стало основой системы планирования, которая впоследствии вывела СССР на новый уровень развития экономики и являлась средством создания  авторитета СССР на международной арене.  Автор данной работы сделал попытку определить характер влияния широкомасштабного строительства государственно значимых объектов в период первых двух пятилеток в истории СССР на последующее развитие народного хозяйства, а также  на путь к становлению СССР великой державой. Гипотеза: велики стройки первых пятилеток носят прогрессивный характер для общенационального и экономического формирования стабильного и сильного государства и способствуют развитию СССР по всем направлениям общественной жизни. Цель данной работы – определение воздействия   грандиозного строительства объектов народного хозяйства в исторический период  осуществления первых пятилетних планов. Для достижения вышеуказанной цели следует осуществить следующие задачи:

  • Собрать и изучить литературу и периодические источники, посвященные указанной тематике.
  • Рассмотреть масштабность и массовость строек первых пятилеток через использование человеческих и других видов ресурсов.
  • Проследить процесс поэтапного строительства значимых экономических объектов.
  • Вопрос  значимости крупного строительства для экономики и всеобщего развития  государства будет актуален вне зависимости от временного отрезка истории и общественно – политических изменений, происходящих с определенной частотой, так как функции этих строек останутся неизменны с учетом небольших различий бытового характера, как методы строительства или используемая техника. Среди функции, формирующих значимость строительства таких объектов как Беломорско-Балтийский канал, канал Москва — Волга, первая линия метро в исторический интервал двадцатых – тридцатых годов двадцатого века, да и многих последующих строек можно выделить усиление текущих форм политико – социальной системы страны, сокращение безработицы, создание многообразия трудовых вакансий, сокращение уровня  преступности посредствам всеобщей занятости и идеологических устоев, внедрение образа человека труда в сознании  граждан страны и, наконец,  пропаганда всеобщего рабочего энтузиазма на благо отечества.  Основными источниками для написания реферата стали монография Джузеппе Боффа  «История Советского союза», статья «Беломорканал» Татьяны Борисенко в Российском историческом журнале «Родина» за 2008 год, «100 великих сокровищ России» Н.Н. Непомнящего. Первый источник богат структурированными фактами, на которые есть возможность опереться при составлении умозаключений и выводов, второй источник обладает статистическим материалом, с помощью которого можно сформировать оценку масштаба исторического явления, третий же источник описывает стройку не только в контексте истории, но и оперирует архитектурными терминами, что позволяет изучить конкретную стройку более детально.
  • Среди множества оценок первых пятилетних планов бытует мнение о том, что утверждение первого пятилетнего плана стало отсчетом нарастающей национальной трагедии, которой послужил выбор в пользу осознанной жертвы личных интересов каждого гражданина ради светлого будущего и накопления народного богатства, а также четкого предпочтения одних экономических отраслей другим. Но если брать во внимание стенограмму прений на шестой партийной конференции,  то можно сделать вывод, что столько ускоренный темп индустриализации несомненно ведет к безоговорочному отказу от многих задач плана и следовательно сама структура плана действительно изменяется, он перестает быть определенным регулятором экономики страны и  уходит в подчинение решительной  и несгибаемой воли, выводя на первый план тезис «во что бы то ни стало». Возможно именно этот факт способствовал организации большого количества строительных площадок как в уже использованных промышленных областях, так и в новых, в которых практически не было промышленных объектов. Таким образом, стали появляться позднее получившие мировую известность Сталинградский, Челябинский, Харьковский тракторные заводы,  автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде.
  • Глава 1 Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты в рамках второго пятилетнего плана.
  • Самыми прославленными среди новых строек являлись Магнитогорский и Кузнецкие металлургические комбинаты, первый – на Урале, второй – в Западной Сибири. Намерение  их строительства постоянно видоизменялось и давало пищу многочисленным спорам между  сибирско – уральскими и украинскими руководителями по вопросу денежных затрат на строительство, одни считали, что намного дешевле и продуктивнее использовать уже существующие предприятия, чем обрабатывать новую территорию, делая ставку на возможную перспективу. Но  военно -территориальный фактор встал во главе угла и  в 1930 году было принято решение о создании массивного индустриального района, который будет в достаточной мере удален от границ, поэтому защищен от внешнего нападения со стороны возможного неприятеля. Многие предприятия сооружались без стандартных подручных средств, для осуществления стройки, которая велась на широкую руку, не хватало техники,  положиться можно было лишь на собственные руки и внутреннюю решимость. Поджимающие сроки заставили еще более осложнить ситуацию, так при строительстве Сталинградского тракторного завода было санкционированно продолжение строительных работ также в зимнее время, поэтому люди работали на морозе и согласно очевидцам были похожи на огромный муравейник в состоянии полного хаоса, при котором устанавливалось иностранное оборудование, и велись ручные работы. Строители были вынуждены разместиться в палатках, а позднее в деревянных бараках, которые  вмещали по 80 человек, но личное пространство было настолько крохотным, что едва ли полные 2 кв. м были в распоряжении каждого рабочего. Но и в таких условиях имели место самоотверженные, а иногда и героические поступки, в которых спелись мужество, бесстрашие, самоотвержение и поражающая выносливость. Рабочие без сна, отдыха и пище, на пределе своих возможностей не покидали стройку, а наоборот стремились к ней, так как основной мотивацией для человека во время тяжелых и изнурительных работ  была надежда на светлое будущее,  на новые шаги к пропагандируемой идеологией  основе «светлого здания социализма».  Подобный подъем энтузиазма естественно не возникает стихийно, но является следствием партийной пропаганды, но от этого не становится менее значимым, ведь только целеполагание способно подвигнуть человека на действие, а общая цель транслировалась с огромной частотой, подкрепленная рядом воодушевляющих лозунгов.
  • Несмотря на всеобщий эмоциональный подъем, уже ко второй половине тридцатых годов двадцатого века происходит спад темпов роста, но тем не менее производственные цифры росли согласно директивам на второй пятилетний план. Но даже подобный гигантизм, который нес разрушительные последствия из за неравномерного распределения средств и постоянной потребности в изначальном капитале, служил стимулом для производства.  Индустриализация  выходила за рамки всех проектов в двадцатые годы, хотя  необходимость в денежных вливаниях была выше всевозможных пределов, а часть капитала, которая шла на финансирование проектов составляла треть национального дохода. Трудности в финансировании строительства и производства достигали невероятных размеров, но за исключением существования краткосрочных иностранных кредитов, экономика Советского Союза развивалась самостоятельно и становилась стержнем для последующей независимости от иностранного влияния, несмотря на жестокие и довольно бесчеловечные способы накопления капитала – изъятие средств у несоциалистических слоев экономических отношений, то есть у деревни, которой долгое время не находили должного применения. Не смотря на то, что многие стройки предприятий и заводов оставались незаконченными к концу первой пятилетки, и их положительное влияние скажется намного позже ,но по ее итогам можно отметить, что было построено около полутора тысяч новых предприятий, среди которых стали реальностью Магнитогорск и Кузнецк,  полностью достроена днепровская электростанция, а машиностроение стало одной из успешных отраслей  Советского Союза. Появились новые отрасли промышленности, которых не было в царской России, такие как строительство заводов, станков, самолетов и автомобилей. Из страны импортера СССР превращается в страну экспортера оборудования, а система станков в промышленности был обновлен более чем наполовину. Еще одни большим плюсом стало уменьшение безработицы. Изначально пятилетний план не предусматривал борьбу с безработицей, но сказалась нехватка рабочих рук и в трудовой системе начали происходить изменения. Произошел переход к семичасовому рабочему дню, который делился на три рабочие смены. Уже к концу тридцатых годов двадцатого века термин безработица формально  не признавался в СССР, были упразднены трудовые биржи, а также выплаты пособий по безработице. Таким образом, эти преобразования проводились с целью набора рабочих рук для наиболее нуждающихся в этом предприятий. Даже приняв во внимание, толки о способах преодоления безработицы и используемых методах, ход ликвидации безработицы набирал высокие темпы, следствием чего более или менее выровнялось соотношение аграрного и рабочего населения.
  • Глава 2 Беломорско – Балтийский канал и его историческое значение в контексте государственно – значимого объекта
  • Временной промежуток двадцатых – тридцатых годов двадцатого века можно охарактеризовать как  двойственный и парадоксальный, так как в экономике страны сочетаются такие противоположные пункты как нехватка валютных средств и образование новых отраслей промышленности, явление голода и экономического освоения удаленных территорий страны. Именно в таких условиях зарождается совершенно индивидуальный и сумасшедший по техническим параметрам замысел – сооружение Беломорско-Балтийского канала. Строительство Беломорско – Балтийского канала задавалось с целью реализации водных сообщений между Белым и Балтийским морями, которые урежут расстояние водных путей размером около четырехсот километров. Еще одним преимуществом этого проекта стала возможность перевозного судоходства через комплекс рек и другим водоемов к Ленинграду.  Немаловажную роль играло и создание уникального грузооборота страны, с помощью которого будет происходить разработка минеральных ископаемых, лесного и рыбного изобилия на территории данного края. 18 февраля 1931 года план строительства был утвержден, а уже в апреле этого же года осуществлялось реальное строительство Беломорканала. Объект был воздвигнуть в рекордные сроки в тяжелых климатических и геологических условиях за чуть более полутора лет. 2 августа 1933 года Беломорско-Балтийская водная артерия была приведена в действие и ей присвоили наименование  Беломорско – Балтийский  канал имени Сталина. С этого числа он расценивался как открытый  для плавания. Средняя длина Беломорско –  Балтийского пути образовала , учитывая  побочные каналы, дести двадцать семь километров от Онежского озера до Белого моря, с помещенным  на ней сложной системы  из ста двадцати восьми  весьма замысловатых технических сооружений: 19 шлюзов,15 плотин, 49 дамб, 33 искусственных каналов, 12 водоспусков.
  • Историческое значение Беломорской стройки  по сравнению с другими стройками двадцатых – начала тридцатых годов  двадцатого века раскрывалась в том, что  на данной стройке в первый раз  использовали рабочие руки посредствам  заключённых сталинских лагерей. Планирование  и ведение строительных работ переместилось  в компетенцию  ОГПУ. При регулировании  строительства Беломорско-Балтийского водного пути  в трудовом лагере организуется специфический  культурно-воспитательный отдел, который возглавлял сотрудник ОГПУ.
  • По окончанию  строительных работ  ведущие  эксперты строительства Беломорско –Балтийского канала , которые входили в ряд заключенных были удостоены ордена  Ленина, яркими примерами  данного факта стали Н. А. Френкель — помощник начальника строительств и начальник работ, К. А. Вержбицкий — заместитель главного инженера стройки , Г. Д. Афанасьев — начальник южного участка, Н. У. Хрусталёв — главный инженер, а также  В. Д. Журин — начальник проектного отдела.
  • Орден Красной Звезды  бы вручен одиннадцати  заключенным,  включая Б. В. Гинзбурга  — координатора и начальника трудового коллектива, который имел за плечами уже  пять  судимостей за воровство, который  подбирал скальщиков из более нестабильных элементов среди заключенных. Женщины внесли  не меньший вклад в содействии строительству. Так  А. П. Павлова — десятница по скальным работам, имеющая к тому моменту  три судимости за воровство, становилась образцом ударного труда, вовлекая в строительство уклоняющихся от работы женщин,  также получила Орден Красной Звезды. Была установлена невероятная структура выделения льгот. Двенадцать тысяч четыреста восемьдесят четыре гражданина и по совместительству заключенных были  освобождены от  грядущего отбывания остатка полученного срока  и были сочтены исправившимися, а также способными принести пользу для строительства социализма.  Относительно шестидесяти тысяч осужденных были приняты меры о сокращении сроков отбывания в лагерях, а также  пяти ста гражданам были возвращены их гражданские права, с которых впоследствии была снята судимость.
  • За период Великой Отечественной войны Беломорско – Балтийский канал, как значимый для Советского Союза объект  пострадал  от частичного разрушения, примером которого стало абсолютное уничтожение южной части канала и местами,  была разрушена инфраструктура.  В 1945 году проводились работы по реконструкции канала, а уже двадцать восьмого  и<span style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 14pt; letter-spacing: 0pt

Информация о работе Великие стройки первых пятилеток в СССР