Великий Шелковый путь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:22, реферат

Краткое описание

В истории человеческой цивилизации есть немало примеров длительного взаимовыгодного культурного и экономического сотрудничества между странами и народами с различными политическими, религиозными и этническими традициями. Сотрудничество стран и народов осуществлялось посредством дорог и путей, которые пролегали в тех местах, где наиболее выгодно можно было продать или купить товар, обменять рабов, лошадей, драгоценности и так далее.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Шелковый путь.docx

— 39.57 Кб (Скачать файл)

Тематика реферата:

 

Великий Шелковый путь

 

В истории человеческой цивилизации  есть немало примеров длительного взаимовыгодного  культурного и экономического сотрудничества между странами и народами с различными политическими, религиозными и этническими  традициями. Сотрудничество стран и  народов осуществлялось посредством  дорог и путей, которые пролегали  в тех местах, где наиболее выгодно  можно было продать или купить товар, обменять рабов, лошадей, драгоценности  и так далее.

Один из древнейших путей  – «лазуритовый» – сложился еще  в 3–2 тысячелетиях до н. э. Начинаясь  от Памира, он проходил через Иран до Передней Азии и Египта. Полудрагоценный  камень лазурит (ляпис-лазурь), добываемый в районе верхней Амударьи на Памире (в Бадахшане), высоко ценился ювелирами  таких древневосточных государств, как Шумер (Двуречье) и Египет. При раскопках гробниц фараонов и знати были обнаружены изделия из бадахшанского лазурита.

Другой путь – знаменитая «царская дорога» ахеменидских правителей – связывал в VI–IV вв. до н. э. малоазийские города Эфесс и Сарды на берегу Средиземного моря с одной из столиц Ирана – городом Сузы.  С «царской дорогой» были связаны и государства Средней Азии – Давань, Согд, Бактрия, между которыми, по упоминанию китайских источников, существовали надежные почтовые и торговые пути.

Существовал также легендарный  путь «из варяг в греки», довольно длительное время действовавший между Русью и скандинавскими странами (Швеция, Норвегия, Дания). Известен в истории и соляной торговый путь, который проходил по Африканскому континенту, пролегая в основном через пустыню Сахару.

Но самым значительным, широко известным в мире являлся  Великий шелковый путь, протянувшийся  от берегов Атлантического океана до берегов Тихого, пересекавший весь Азиатский континент и соединявший  страны Средиземноморья с Дальним  Востоком в древности и раннем средневековье. Это была не просто дорога или даже система дорог от океана до океана, это был сложнейший культурно—экономический  мост между Востоком и Западом, соединявший  народы в их стремлении к миру и  сотрудничеству.

Великий Шелковый путь –  система караванных дорог, ведущих  из Китая в страны Ближнего Востока  и Европы. Значительная часть этого  отрезка пролегала по территории Средней Азии и Казахстана.

В настоящее время ученые датируют образование Шелкового  пути II в. до н. э.  А сам термин «Великий шелковый путь» был введен в научное потребление в ХIХ в., после того как в 1877 г. немецкий путешественник и историк К. Рихтгофен написал свою работу «Китай», в которой он впервые и определил этот торговый путь как «шелковый». Справедливости ради, надо отметить, что до Рихтгофена эта дорога именовалась как «Западный меридиональный путь», но в научный обиход вошло название, данное Рихтгофеном.

Центральная Азия никогда  не была оторвана от основных очагов мировой  цивилизации. Данный регион оказывал влияние  на социальное, экономическое и культурное развитие не только близлежащих стран (Шумер, Ассирию, Мидию, Иран, Индию), но имел определенные контакты с Закавказьем, Средиземноморьем, Поволжьем, а также  кочевыми племенами юга современной  России и Казахстана. Со времен Ахеменидов здесь начинают появляться греческие колонии, идет интенсивный процесс взаимовлияния культур соседних стран.

Этот факт усиливается  после завоеваний А. Македонского. Хотя политическая жизнь прогреческих государств в Центральной Азии была недолговечной, процесс эллинизации, то есть слияния греческой и среднеазиатской культур, способствовал интенсивному подъему духовной и материальной культуры в регионе. В течение этого периода сохранялись связи между Средней Азией и культурами Индии и восточного Средиземноморья. Около III в. до н. э. стали устанавливаться контакты и с Китаем.

Известно, что китайский  император Ву Ди в 138 г. до н. э. отправил своего посла Чжан Цяня на поиски союзников в борьбе против воинственных кочевых племен гуннов, которые опустошали северные окраины Китая. Путешествуя, посол попал в плен к гуннам на целых десять лет. Ему удалось бежать и через высокие перевалы Центрального Тянь-Шаня выйти к Иссык-Кулю. Пройдя вдоль берега реки Нарын, он попал в Ферганскую долину. Для него явилось неожиданностью то, что в долине располагалось множество городов, объединенных в одно государство. Он попытался договориться с правителем Ферганской долины, но тот соглашался только на установление торговых отношений, и Чжан Цянь отправился дальше на юг. Возвращаясь из путешествия, он вновь попал в плен к гуннам, но на этот раз бежал спустя два года. Чжан Цянь представил императору подробный доклад о своем пребывании в Средней Азии, указал удобные пути для торговли, которые впоследствии стали основой Великого шелкового пути. Император дал ему титул «Великий путешественник».

Сведения об обмене между  Китаем и Средней Азией содержатся, в основном, в китайских хрониках, начиная с I в. до н. э. по VII–VIII вв. н. э. Ранние свидетельства повествуют о дарственных подношениях, которые  направлялись из стран среднеазиатского региона к императорскому дворцу. Отсюда также посылались дары, если Китай хотел привлечь на свою сторону  кого-либо из тамошних властителей.

Из среднеазиатских даров  особенно ценились знаменитые кони Давани, быстроногие скакуны, которых китайцы  называли «небесными», «крылатыми». А  ценились они потому, что в Китае  существовала легенда: чтобы утвердить  свою божественность и достичь бессмертия, император должен был вознестись на небо при помощи упряжки неземных лошадей. Именно Чжан Цянь завез в Китай «небесных» коней. Этот предприимчивый путешественник вывез из Средней Азии не только лошадей, но и корм для них – семена люцерны. Вскоре посевы люцерны распространились по всему Китаю.

Постепенно торговые отношения  между Средней Азией и Китаем укрепляются. Каждый год императорский  двор направлял, по меньшей мере, пять миссий на запад в сопровождении  нескольких сот стражников. Они везли  с собой шелк и металлические  изделия, которые обменивали на лошадей, нефрит, кораллы и другие товары из Средней Азии.

Китайские изделия предназначались  не только для Средней Азии. Значительная потребность в уникальных шелковых тканях была в Персии и в государствах, расположенных к западу от нее.

В Европе считали, что шелк растет на деревьях и что только китайцы знают секрет этой культуры. В период правления Августа Рим  платил за китайский шелк шерстяными товарами, специями и стеклянными  изделиями. У китайцев же не было ни малейшего намерения опровергать  легенды подобного рода, чем они  обеспечили себе монополию и экспорт  этой дорогостоящей ткани.

Парфяне, через территорию которых осуществлялась торговля, точно  также не видели повода для того, чтобы распространять что-либо о  технических аспектах изготовления шелка, однако, получали из торговли им значительную прибыль, как и многие последующие династии, через земли  которых проходили шелковые пути.

Первая встреча римлян с этой тканью не увенчалась особой славой. Марк Мициний Красс, член триумвирата, консул и римский наместник в Сирии, мечтал пройти по стопам Александра Македонского и повторить его победы на Востоке. В 53 г. до н. э. он повел семь легионов через Евфрат в бой против парфян. Однако не весть о победе или смятение по поводу поражения произвели фурор в Риме, а совершенно случайное событие, а именно – открытие шелка. Оно было связано с поражением легионов.

Парфяне во время сражения для видимости обратились в бегство  для того, чтобы затем молниеносно  развернуться в седле и осыпать  преследующих легионеров дождем из стрел  – это был знаменитый парфянский выстрел. Кроме того, они неожиданно развернули огромные, светящиеся и  переливающиеся на солнце знамена, напугав  солдат настолько, что они сдались. Это стало одним из самых тяжелых  поражений Рима. А вышитые золотом  знамена стали первыми шелками, которые когда-либо видели римляне.

Увиденная однажды, эта ткань  в последующие столетия повергла Рим в настоящую «шелковую  лихорадку». Эту прохладную ткань, «легкую, как облако» и «прозрачную, как лед», римляне назвали «китайская вуаль».

Караваны, выходившие из Китая, направлялись к северным Тянь-шаньским горам, пересекали территорию Средней  Азии, а затем через Хорасан (западнее Амударьи) попадали в Месопотамию  и к Средиземноморью. 

Протяженность Великого шелкового  пути составляла 12 тыс. километров, поэтому  мало кто из торговцев проходил всю  шелковую дорогу полностью. В основном, они старались путешествовать посменно и обменивать товары где-то на полпути.

На протяжении Великого шелкового  пути в городах и селениях, через  которые проходили караваны, находились караван-сараи (постоялые дворы). В  них имелись худжры («комнаты отдыха») для купцов и обслуживающего караван персонала, помещения для верблюдов, лошадей, мулов и ослов, необходимый фураж и провиант. Караван-сараи являлись местом, где можно было продать и купить оптом интересный для купца товар, а главное – узнать последние коммерческие новости и, прежде всего, цены на товары.

Хорезм, Согдиана и Фергана  стали преуспевающими торговыми  центрами. Шелковая дорога стимулировала  потребность в таких среднеазиатских  товарах, как лошади и кормовые культуры, а также виноград и хлопок. В  городах ремесленники освоили новые  виды ремесла: производство металлических  изделий, перенятое у Востока, и  изделий из стекла – у Запада.

Выдающуюся роль в соединении двух великих цивилизаций - западной и дальневосточной сыграли народы Средней Азии (Центральной Азии), которые, несомненно, являлись проводниками, как той, так и другой стороны. Спустя некоторое время по Великому Шелковому пути пойдут, как об этом свидетельствуют китайские и  греко-римские источники, торговые караваны и дипломатические посольства.

Название «Великий Шелковый путь» связано с драгоценным  в те времена для стран Запада товаром – шелком. Но было бы несправедливо  сводить значение Великого Шелкового  пути в истории мировой цивилизации  исключительно к торговле шелком. Его роль была значительно шире и  разнообразнее, ибо по нему проходили  караваны не только с различными восточными и западными товарами, но проникали  и духовные ценности, религиозные  идеи.

Культурные, духовные, политические и экономические связи так  же, как системы определенных караванных дорог, соединяющих различные страны и историко-культурные области Ближнего и Среднего Востока, начали осуществляться, по-видимому, уже в эпоху неолита, в период сложения раннеземледельческих культур и получили широкое развитие в цивилизациях эпохи бронзы. Об этом свидетельствуют разнообразные  находки, чаще всего украшения и  предметы утвари, далеко от мест их происхождения.

С появлением крупных государств, взявших на себя функции прокладки  дорог и обеспечение относительной  безопасности продвигавшихся по ним  торговых караванов, дипломатических  посольств, можно говорить о регулярном их строительстве и использовании. Создание великой Ахеменидской державы, объединившей гигантскую территорию от Греции и Египта до Средней Азии и Индии, несомненно, способствовало более тесному знакомству и общению между населявшими её многочисленными племенами и народами, исследованию ранее неизвестных территорий. Согласно Геродоту (V в. до н.э.), «... большая часть Азии стала известна при Дарии I (521-489 г.г. до н.э.). Царь хотел узнать, где Инд впадает в море... Дарий послал для этого на кораблях людей, правдивости которых он доверял». Войны, которые вели Ахемениды, также способствовали знакомству тех или иных народов с дальними странами.

Известно, что в составе  войск имелись воинские контингенты  среднеазиатских народов: бактрийцев, согдийцев, саков, дахов, сражавшихся непосредственно на территории материковой Греции в Элладе, Аттике, Беотии, Фивах, принимавших участие во взятии Афин. Фрагментарные описания дорог, ведущих с Запада на Восток, встречаются и в некоторых греко-римских и парфянских источниках. Вместе с тем,  первое подробное описание пути из Восточного Средиземноморья от города Гиерополя до Серики было составлено македонянином Маем. Он не был в стране серов (китайцев), а пользовался донесениями своих агентов, которые в свою очередь собирали сведения о восточном участке пути у жителей Средней Азии.

Согласно этим источникам и археологическим данным, в первые века до новой эры - первые века новой  эры Запад и Восток соединяли  три основные трансконтинентальные дороги: Южная, Морская, вела из Египта в Индию. Она начиналась в портах Миос Хормос и Береника на Красном море и вела в обход Аравийского полуострова к трем главным портам, расположенным на западном побережье Индии: Барбарикон в дельте Инда, Баригаза на реке Нармада и гавани Мимирика на юге полуострова - от Нила до Суэца по каналу корабли выходили в Средиземное море и далее к Риму. Этот канал, шириной 45 м, был построен еще при фараоне Нехо (610-595 г.г. до н.э), а затем восстановлен по распоряжению Дария I. Из индийских портов дороги расходились как вглубь полуострова Индостан, так и на север, в Бактрию. Из Индии Морской путь шел далее в обход полуострова в страны Юго-Восточной Азии.

Вторая дорога - собственно Великий Шелковый путь начиналась в  Риме и через Средиземное море выходила к сирийскому городу Гиерополю, а оттуда через Месопотамию, Северный Иран, Среднюю Азию вела в оазисы Восточного Туркестана и далее в Китай. Среднеазиатский участок дороги начинался в Арее. Из Ареи дорога отклонялась на север и шла в Антиохию Маргианскую, отсюда на юго-запад к Бактрии, а затем шла в двух направлениях - на север и восток. Северная дорога пересекала Окс (Амударью) в районе Термеза (древняя Тармита) и далее она также расходилась по двум направлениям: от Термеза и переправ Шуроб, Чушка - Гузар и Кара-Камар по долине реки Шерабад выводила к Железным Воротам, расположенным в Западном Гиссаре, в 8 км. к северо-западу от кишлака Дарбант (Дербент). Западный Гиссар - мощная горная система, включающая множество мелких и больших хребтов, в том числе Кугитанг и Байсунтау, являлась естественной границей между Бактрией и Согдом, между двумя древнеземледельческими оазисами - Сурхандарьинским и Кашкадарьинским.

Наконец, третья трасса Великого Шелкового пути - Степной путь проходил к северу от Средней Азии. Он начинался  в городах Северного Причерноморья, находившихся в первых веках нашей  эры под властью Боспорского царства и Римской империи. Основные города этой области: Тиры, Ольвия, Херсонес, Пантикапея, Фанагория имели оживленные торговые связи со странами Средиземноморья, скифскими и сарматскими племенами и, вероятно, с более отдаленными областями.

Информация о работе Великий Шелковый путь