Ефросинья Полоцкая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:57, реферат

Краткое описание

Ефросинья Полоцкая родилась в 1110 г.и ум. 25.05.1173 - выдающийся представитель культурно-просветительского движения в Полоцком княжестве XII в. Первая женщина этого исторического периода, причисленная к лику святых.
Предслава - будущая святая Ефросинья - родилась в Полоцке в семье полоцкого князя Святослава-Георгия, младшего сына Всеслава Чародея, приходилась праправнучкой равноапостольскому князю Владимиру и княгине Рогнеде.

Содержание

- Жизнеописание преподобной Ефросиньи Полоцкой.
2 - Драгоценная реликвия вселенского христианства – крест Ефросиньи Полоцкой.
3 - Судьба христианской святыни .
4 - Незадолго до смерти…

Вложенные файлы: 1 файл

ефросинья полоцкая.docx

— 27.04 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

УО «Полоцкий  государственный университет» 

          

                             

Кафедра социально-

гуманитарных  дисциплин 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

на тему: «Ефросинья Полоцкая» 
 

Выполнила:                                                                          студентка гр. 10-ФК-1

Гришман Р.В. 

      Проверила:                                                                            преподаватель 

   Корсюкевич А.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новополоцк 2010 

Содержание:

1 - Жизнеописание преподобной Ефросиньи Полоцкой.

2 - Драгоценная реликвия вселенского христианства – крест Ефросиньи Полоцкой.

3 - Судьба христианской  святыни .

4 - Незадолго до смерти… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Жизнеописание преподобной Ефрасиньи  Полоцкой.

Ефросинья Полоцкая родилась в 1110 г.и ум. 25.05.1173 - выдающийся представитель культурно-просветительского движения в Полоцком княжестве XII в. Первая женщина этого исторического периода, причисленная к лику святых. 
Предслава - будущая святая Ефросинья - родилась в Полоцке в семье полоцкого князя Святослава-Георгия, младшего сына Всеслава Чародея, приходилась праправнучкой равноапостольскому князю Владимиру и княгине Рогнеде.

 
Во второй половине XI-первой половине XII в. Полоцкое княжество как самостоятельное  и крепкое государство достигло высокого уровня культурного развития. Торговые и культурные связи Полоцкого  княжества со странами Востока и  Запада были устойчивыми довольно длительный период времени. Культурным связям с  Византией способствовали родственные  отношения полоцких князей с византийским императорским домом. Именно в этот период в Полоцке Всеславом Чародеем был построен Софийския собор и другие монументальные церковные постройки. Имеются сведения о наличии своей летописи. В духовной и культурной жизни Полоцкого княжества укреплялась христианская идеология, хотя и языческие представления были ещё достаточно сильны даже среди княжеского окружения. Постепенно христианское мировоззрение завоёвывало всё больше сторонников, которые стремились утвердить идеи подвижничества и образования. Особую роль в этом процессе сыграла преподобная Ефросинья.Полоцкая. Основные сведения о её жизни и деятельности взяты из дошедшего до нас повествования XIV в. "Житие Ефросиньи Полоцкой". Этот литературный памятник предположительно был написан вскоре после кончины Ефросиньи.

 
Училась Предслава в школе при  Софийском соборе или дома, при  княжьем дворе, что более вероятно. Учителями были духовные особы, в  первую очередь монахи. В качестве учебников использовали Святое Писание, житийную литературу. От своих учителей и из жизнеописаний святых Предслава  получала представление о монастырских уставах и обычаях. Наука давалась ей значительно легче, чем её ровесникам. "Житие" отмечает её любовь к учению, прилежание и большие способности.  
Предслава имела широкий доступ к книгам. В отцовском доме, кроме богослужебной и другой религиозной литературы, Предслава могла читать "Изборники" с изречениями и афоризмами, "Александрию" - роман о подвигах Александра Македонского, переведённый с греческого, "Повесть об Акире Премудром" и др. Позднее их сменили сочинения с богословскими толкованиями сущности природы, книги по античной истории. 
Родители Предславы планировали выдать её замуж, но она ещё в двенадцатилетнем возрасте решительно воспротивилась родительской воле и заявила: "Что будет, если мой отец захочет отдать мене в супружество; если будет так, от печали этого мира нельзя будет избавиться! Что содеяли наши роды, бывшие прежде нас? Женились и выходили замуж, и княжили, но не вечно жили, жизнь их прошла и погибла их слава, словно прах, хуже паутины. Но древние жёны, взяв мужескую крепость пошли за Христом, Женихом своим, и предали тела свои ранам, мечам главы свои, а иные хотя и не склонили шеи свои под железом, но духовным мечом отсекли от себя плотские сласти, отдали тела свои посту, и бдению, и коленному поклонению, и возлежанию на земле - и они памятны на земле, и имена их записаны на небесах, где они вместе с ангелами непрестанно Бога славят. А сия слава есть прах и пепел, словно дым рассеивается, словно пар водяной погибает". Она оставила родительский дом, пошла в монастырь и приняла постриг под именем Ефросиньи. По мнению белорусского исследователя "Жития" Алексея Мельникова, случилось это 25 сентября, в день св. Ефросиньи Александрийской. 
С благословения Полоцкого епископа Илии Ефросинья стала жить при Софийском соборе, занимаясь переписыванием книг: "нача книгы писати своими руками". Вероятно, при соборе работали талантливые мастера-книжники, так как большая библиотека все увеличивалась, а для создания даже одной книги необходима была работа целой мастерской.  
Процесс письма в те времена был очень сложным и медленным. Книги писали уставом - крупным и прямым, без наклона, почерком, где каждая буква отделялась от соседней и скорее не писалась, а рисовалась (слитное письмо появилось только в XV в.). Переписчику недостаточно было знать грамоту - необходимы были и художественные способности, так как начальные буквы (буквицы) и названия глав надо украшать орнаментом с изображением животных или растений. Переписка книг была ещё и тяжёлым физическим трудом. Тогдашний переписчик часто писал не на столе, а на ладони левой руки, которая опиралась локтем о колено. В мастерских переписывались Святое Писание, труды отцов церкви, Византийские хроники и Полоцкая летопись, популярные в те времена сборники афоризмов.  
Перепиской книг занимались исключительно мужчины и уже одно то, что за такой нелёгкий труд взялась молодая женщина, было подвигом. Часть переписанных Ефросиньей книг шла на продажу, а вырученные деньги по её просьбе раздавались бедным. 
Ефросинья писала и собственные книги, в которых содержались молитвы, поучения, занималась переводами с греческого и латыни, вела переписку с Византией и со своими соотечественниками и братьями по духу, в частности, с Кириллом Туровским, которого называли вторым Иоанном Златоустом. 
Мудрость преподобной проявлялась и в том, что она не пошла путем борьбы со старыми местными традициями, а добивалась освящения светом Евангелия всего, что могло служить христианину. Педагогическая деятельность великой подвижницы внесла значительный вклад в дело народного образования. Школы Ефросиньи Полоцкой являлись передовыми для своего времени и по программам обучения, и по составу учащихся. Последние в большинстве своем были детьми простых людей. Они обучались чтению, письму, "цифири" и церковному песнопению. Для тех времен, когда и в княжеском роду не все женщины получали образование, это был поступок, достойный святой.  Преподобная Ефросинья ввела в учебные программы изучение латыни и греческого языка, природоведения и медицины, риторики.

 
Как гласит предание, однажды в сонном видении Ефросинье явился Ангел  Господень, который внушил ей основать обитель недалеко от Полоцка в  местечке под названием Сельцо. Это  видение повторилось еще дважды. С тем же наставлением Ангел явился и епископу Полоцкому Илии. Через  некоторое время - это уже было при князе Борисе Всеславиче в 1125 году - епископ Илия с подобающим торжеством передал святой Евфросинии Спасо-Преображенскую церковь в  Сельце для основания при ней  женского монастыря. Отправляясь туда, преподобная Ефросинья взяла  с собой только свои книги - "все  свое имение".

 
Постепенно, год за годом, Спасо-Преображенский монастырь расширялся, число его  насельниц возрастало. Со временем здесь были пострижены в монашество сестры преподобной Евфросинии: родная - Евдокия (в миру Градислава) и двоюродная - Евпраксия (в миру Звенислава). Ефросинья учила молодых послушниц грамоте, переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам, чтобы с юности они знали закон Божий и имели навык к трудолюбию. Основанная святой Евфросинией при монастыре школа способствовала быстрому росту обители. Постепенно Спасо-Преображенский монастырь получает широкую известность в полоцких землях. В обители Ефросинья начала строительство каменной Спасо-Преображенской церкви на месте бывшей деревянной. Строительство  Спасо-Преображенской церкви было закончено в 1161 году, она сохранилась до нашего времени (сейчас в некоторых источниках эту церковь не совсем правильно называют Спасо-Ефросиньевской). 
Неподалеку от Спасо-Преображенской обители игуменья Ефросинья возвела еще одну церковь - Богородицкую, при которой открыла мужской Богородицкий монастырь (ни церковь, ни монастырь не сохранились). Для этой обители и церкви преподобная Ефросинья приобрела с дозволения Константинопольского патриарха Луки чудотворную Одигитрию Эфесскую (икону Божьей Матери), одну из трех написанных, согласно преданию, самим евангелистом Лукой .В монастырях, основанных преподобной Ефросиньей, существовали иконописные мастерские. Там изготовлялись предметы церковного обихода, оклады для образов.

Драгоценная реликвия вселенского  христианства – крест  Ефрасиньи Полоцкой.

В 1161 году после  строительства Спасского храма  игуменья Ефросиния хлопотала об обеспечении его богослужебными книгами и всем необходимым. Она  пригласила художников, которые искусно  расписали стены храма библейскими  сюжетами. Особое место было отведено для хранения уникального напрестольного Креста - его преподобная Ефросиния  заказала лучшему ювелиру Киевской Руси Лазарю Богше. Тот, обладая исключительным талантом и профессиональным мастерством, основал целое направление в  древнерусском ювелирном искусстве.  
 
Наличие точной даты изготовления - 1161 год - и имени мастера, указанных на кресте, дают основания считать полоцкий шедевр великой драгоценностью культуры Древней Руси. Полоцкий крест к тому же - всеправославная святыня, драгоценная реликвия вселенского христианства.  
 
Шестиконечная форма креста, по мнению богословов, символизирует первобытный свет: шесть концов означают шесть дней творения мира. Изображения на Кресте иллюстрируют почти всю историю Нового Завета и древней церкви.  
 
Крест украшен драгоценными камнями и металлами. Изображения Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила, четырех евангелистов, апостолов Петра и Павла, святой Ефросинии и других святых угодников выполнены на пластинах перегородчатой эмали - это исключительно сложная ювелирная техника средневековья.  
 
Особую ценность придают реликвии частицы святых мощей, размещенных в Кресте. На лицевой стороне - Кровь Христа в верхнем перекрестье, "Древо Животворящее" в нижнем перекрестье. На обратной стороне - камень от Гроба Пресвятой Богородицы в верхнем перекрестье, частица Гроба Господня в нижнем перекрестье. В Крест вложена также кровь святого Дмитрия, частицы мощей святого великомученика и целителя Пантелеймона и иных угодников Божиих. Эти святые реликвии были доставлены в Полоцк специальной экспедицией, которую направила в Византию преподобная Ефросиния.  
 
Создание задуманного стоило такой большой работы и усилий, требовало таких значительных материальных средств, что на боковых пластинах Креста преподобная заказчица благословила выгравировать надпись, чьим старанием, для какой церкви был сделан Крест и сколько это стоило. Знаменитые князья иногда жертвовали для храмов очень дорогие вещи, но равного Кресту Ефросинии Полоцкой не было.

Судьба  христианской святыни .

 
Судьба этой исключительной христианской святыни также исключительна. Сначала  Крест находился в церкви игумении Ефросинии. В XIII веке он был перевезен  захватившими Полоцк смоленскими князьями в Смоленск. В начале XVI в. после  захвата Смоленска московским князем Василием III крест был доставлен  в Москву. В 1563 г . был возвращен  в Полоцк Иваном Грозным, когда последний  замаливал грехи после совершенных  по его приказу в Полоцке кровавых преступлений. В 1812 г . во время оккупации  города французами крест хранился в  стене Софийского собора в замурованной нише. В 1841 году Крест, после пребывания в Москве и Петербурге был доставлен  в Полоцк. Крестный ход от Софийского собора в отремонтированный собор  Спасо- Ефросиньевского монастыря  свидетельствовал, что святая реликвия вернулась на то место, которое определила Кресту игумения Ефросиния.  
 
В 1921 г . крест среди других церковных ценностей реквизировали большевики. В 1928 году директор Белорусского государственного музея выезжал с экспедицией в Полоцк, с целью найти реликвию. Крест был найден в местном финотделе и перевезен в Минск. В те года намечалось перенести столицу Беларуси в Могилев. Туда и попал в 1929 году Крест преподобной Ефросинии Полоцкой - он находился в комнате-сейфе Могилевского обкома и горкома партии.  
 
Началась Великая Отечественная война. Крест бесследно исчез. Все дальнейшие усилия его разыскать не дали результата.  
 
Во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии и Православной церкви на Беларуси (1992) было решено всеправославную святыню восстановить. По благословению Иерусалимского Патриарха Диадора II и Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Филарета воссоздать святыню поручили брестскому ювелиру-эмалировщику Николаю Петровичу Кузьмичу. Была восстановлена утраченная, казалось, навсегда техника перегородчатой эмали.  
 
Прошло пять лет с начала восстановительной работы над святыней. В 1997 году восстановленный древний Крест преподобной Ефросинии Полоцкой был освящен в Свято-Симеоновском соборе г. Бреста, а потом положен в храме Преображения Господнего в Полоцком Спасо-Ефросиньевском монастырь.

Незадолго до смерти…

 
При решении политических проблем  Ефросинья выступала как миротворец, защитница народа. Миротворческие деяния Ефросиньи упоминаются во многих источниках, в т.ч. и в церковных  песнопениях.  
Незадолго до смерти преподобная Ефросинья отправилась в паломничество к Святым Местам. Паломничество было пешим. Ефросинью сопровождали троюродные сестра Евпраксия и брат Давид. Обоз проходил 30-40 километров в сутки, останавливаясь у властителей соседних земель, воздававших преподобной  "честь великую".  
Во время путешествия Ефросинья встречалась с Византийским императором Мануилом Камниным, который в то время шёл воевать венгров. Император принял Ефросинью и с почестями отправил её в Царьград. Там паломники посетили собор святой Софии и поехали дальше. Поклонившись святыням Константинополя, она добралась до Иерусалима, где в русском монастыре Пресвятой Богородицы она провела несколько дней в молитвах. Вскоре Ефросинья заболела и 23 (25?) мая 1173 года её не стало. 
Встреча Ефросиньи с императором Мануилом позволяет усомниться в общепринятой дате смерти преподобной. Последний раз император Мануил воевал венгров в 1167 г., отправившись в поход в день пасхи, 8 апреля. Примерно в это же время Ефросинья прибыла в Византию. Этот и некоторые другие факты дают основание считать годом смерти святой Ефросиньи 1167 г. Эта дата указана в 3-м томе "Энциклопедии истории Беларуси", в белорусских энциклопедических словарях и некоторых других источниках.  
Святая Ефросинья была похоронена в Иерусалиме. Приблизительно в 1187 г. возникла угроза захвата города мусульманами, и останки святой было перевезены в Киево-Печерскую лавру, а в 1910 г. мощи святой торжественно перевезли в Полоцк, в основанный ею монастырь. Перевозились они по Днепру при огромных стечениях народа, во время остановок парохода  совершались торжественные богослужения. Из Орши в Витебск, а затем - в Полоцк верующие благоговейно несли святыню на руках. 
13 мая 1922 года по постановлению Народного комиссариата юстиции РСФСР рака с мощами была вскрыта, затем мощи были отправлены на атеистическую выставку в Москву, а оттуда - в Витебск, где демонстрировались на протяжении почти двух десятков лет в местном краеведческом музее.  
Во время немецкой оккупации верующие перенесли раку преподобной Ефросиньи из музея в Свято-Покровскую церковь, а 23 октября 1943 года нетленные мощи вновь возвратились в Полоцкий Спасо-Ефросиньевский монастырь, где почивают и поныне. 
Деятельность Ефросиньи Полоцкой - яркий след кардинальных духовных сдвигов, что происходили в культурно-общественной жизни Полоцкого княжества в течение XII в., когда закладывался и укреплялся фундамент нового мировозрения, создавались предпосылкм развития индивидуума как неповторимой личности, утверждения высоких духовности и моральности человека. Духовное влияние белорусской просветильницы Ефросинии Полоцкой вышло далеко за пределы стародавней эпохи. Её имя, дела и образ подвижницы приобрели наивысшие черты национального символа самотверженного служения благородным идеалам, верности своей родине. 
В 1984 году Ефросинья Полоцкая была причислена к Собору Белорусских Святых. Её имя носят церкви в г. Саут-Ривер (США) и Торонто (Канада).  
Белорусский народ чтит память Ефросиньи Полоцкой. В день её памяти - 5 июня - в Полоцк ежегодно приезжают люди поклониться мощам святой Ефросиньи. В этот день проводится служба, выносится Крест Ефросиньи Полоцкой (копия, восстановленная в 1997 году ювелиром Николаем Петровичем Кузьмичом и освященная в Свято-Симеоновском соборе г. Бреста). На этом мероприятии всегда присутствует митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси.  
В 2000 г. в г. Полоцке открыт памятник святой Ефросинье. Два памятника святой Ефросинье установлены и в столице Беларуси г. Минске, один – на проспекте Независимости, а другой – во дворе Белорусского государственного университета.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

1 - Орлов В.А. «Тайны Полоцкой истории».

2 – Норкин А. «Ефросинья Полоцкая - первая русская святая».

3 – Лебедева  Н. « История полоцких храмов».

4 – Журнал «Вокруг света» , ст. «На полоцкой земле…» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Ефросинья Полоцкая