«Новый курс» в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 16:26, доклад

Краткое описание

1.Великая Депрессия 1929-1933 гг. и борьба по вопросам социально-экономической политики США.
2. «Новый курс» Франклина Делано Рузвельта: экономические и социальные мероприятия 1933-1935 гг.
3. Внутренняя политика администрации Рузвельта после выборов 1936 года: II этап «нового курса».
4.Итоги и последствия «нового курса».

Вложенные файлы: 1 файл

Семинарское_занятие_9._«Новый_курс»_в_США. Новый курс в США.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

Семинар 3. «Новый курс» в США

 

1.Великая Депрессия 1929-1933 гг. и борьба  по вопросам социально-экономической  политики США.

2. «Новый курс» Франклина Делано  Рузвельта: экономические и социальные  мероприятия 1933-1935 гг.

3. Внутренняя политика администрации Рузвельта после выборов 1936 года: II этап «нового курса».

4.Итоги и последствия «нового  курса».

 

1) США в 20-е гг. процветали, но рыночная экономика развивается  циклично. Подъемы сменяются спадами, кризисами. Экономический подъем  первых послевоенных лет называют также эпохой «просперити» сменился экономическим кризисом, который был преодолен примерно в 1923 г.

По темпам научно-технического прогресса и производительности труда промышленность США далеко превзошла все остальные страны. Автомобильная промышленность, производившая ежегодно миллионы машин, создала в стране огромный рынок металла, нефти, резины, стекла и других материалов, а также мощнейшую инфраструктуру в виде бензозаправочных станций, предприятий автосервиса, провоцировала небывалое шоссейное строительство. Происходило техническое перевооружение предприятий, увеличение их энерговооруженности, проводилась широкая механизация производственных процессов, повышалась интенсивность труда. Среднестатистический рабочий увеличил свою зарплату на 25%. Уровень безработицы не превышал 5%, а в некоторые периоды 3%. Расцветал потребительский кредит. В 20-е годы, в период процветания, уровень цен был абсолютно стабильным. Темпы экономического развития США были самые высокие в мире. Эпоха «просперити» положительным образом сказалась на экономике США - наблюдался рост: национального дохода, ряда новых отраслей тяжелой индустрии, внешней торговли; обогащение квалифицированных рабочих и мелкой буржуазии, развитие науки.

 

В октябре 1929 г. на американскую экономику обрушился глубокий экономический кризис, по масштабам не имевший себе равных в истории. Великая депрессия 1929-1933 гг. -- наиболее продолжительный экономический кризис в истории промышленно развитых стран. В октябре 1929 г. произошла еще невиданная паника на Нью-Йоркской бирже, вызванная резким падением курса акций. Стоимость акций упала на 90%, массовое разорение мелких вкладчиков в США сразу же сказалось на торговле и промышленности.

Причины кризиса заключались в диспропорциональности развития отраслей, в социально-экономических противоречия, связанных с монополизацией производства, в относительном перепроизводстве, когда товары не находили сбыта из-за монопольно высоких цен и бурного развития всех отраслей промышленности и др. 
Причины следует рассматривать в особенностях экономического развития предшествующего кризису периода. 
  Во-первых, бурное развитие производства под воздействием 2 НТР приводит к монополизации экономики, сращиванию промышленного и банковского капитала во всех странах и образованию крупнейших финансовых групп, занявших ключевые позиции в основных отраслях хозяйственной жизни. Всемогущие корпорации вмешиваются во внутреннюю и внешнюю политику своих государств, поставив её под свой контроль. При этом монополии, как мощные субъекты хозяйства, в погоне за прибылью всё более активно влияли на сферу ценообразования, что приводило к возникновению серьёзных диспропорций в рамках национальных хозяйств отдельных стран и усилению международного экономические противоречия. То есть кризис был связан с корыстной политикой монополий, это и определяло особенности протекания кризиса в разных странах, масштабы, глубину, протяженность и последствия. 
Во-вторых, причиной кризиса были сбои в сфере товарного, денежного обращения, относительного перепроизводства, нарушений между спросом и предложением, между потреблением и накоплением.

 

В октябре 1929 г. на американскую экономику обрушился глубокий экономический кризис, по масштабам не имевший себе равных в истории. Великая депрессия 1929-1933 гг. -- наиболее продолжительный экономический кризис в истории промышленно развитых стран. В октябре 1929 г. произошла еще невиданная паника на Нью-Йоркской бирже, вызванная резким падением курса акций. Стоимость акций упала на 90%, массовое разорение мелких вкладчиков в США сразу же сказалось на торговле и промышленности.

Кризис быстро распространился на другие страны, в первую очередь Великобританию и Германию, связанные взаимными финансовыми обязательствами с США. Падение производства в США оказалось большим, чем в других странах. Общий уровень промышленного производства в 1933 г. упал по сравнению с 1929 г. на 46%. Промышленность страны была отброшена белее, чем на 20 лет назад, к уровню 1911 г. Началом кризиса послужило внезапное беспрецедентное всеобщее падение курса акций, возникла биржевая паника, переросшая в дальнейшем в длительную полосу всестороннего экономического хаоса. В силу трудностей сбыта и невозможности получить где-либо кредиты по всей стране прокатилась волна банкротств. Согласно официальной статистике, за годы кризиса потерпели крах более 110 тыс. торговых и промышленных фирм, 19 крупных железнодорожных компаний, разорилось свыше 5760 банков, а вместе с ними и миллионы вкладчиков.

Начавшись в промышленности и кредитной системе, кризис охватил все другие отрасли хозяйства -- строительство, транспорт, торговлю. Под влиянием резкого сокращения спроса на сельскохозяйственную продукцию начался сильнейший аграрный кризис.

Неизбежным следствием явилось резкое ухудшение положения рабочих и фермеров. За годы кризиса реальная заработная плата рабочих - уменьшилась на 60%. Общее число безработных в 1933 г. достигло 17 млн. человек, Валовой доход фермеров сократился более чем вдвое. Вследствие невозможности выплатить возникшие долги разорилось свыше 1 млн. фермеров, лишившихся собственности на землю.

Кризис 1929-1933 гг. внешне проявлялся в перепроизводстве продукции - в чрезмерном количестве товаров, поступавших на рынок. Перепроизводство возникло не в результате обеспечения потребностей, а вследствие низкой покупательной способности населения. Склады ломились от обилия нереализованных продуктов. От кризиса пострадали главным образом мелкие и средние фирмы. Что же касается монополий, то они смогли выстоять и справиться с возникшими затруднениями. Была создана “Реконструктивная финансовая корпорация”, кредитовавшая кампании, чтобы спасти их от банкротства. Складывалась ситуация, когда за год потребляется больше капитала, чем производится.

Республиканская администрация Г. Гувера, не отказываясь от принципов «твердого индивидуализма», вынуждена была предпринять меры с целью сдержать обвальное падение производства и предпринимательских доходов. Не оценив подлинных причин, масштаба и характера кризиса, правительство Гувера считало важнейшей мерой поощрение частнопредпринимательской инициативы и стимулирование капиталовложений.

В 1929 г. было создано Федеральное фермерское управление, которое своей задачей ставило оказать помощь фермерам в стабилизации сельскохозяйственного рынка. На эти цели было ассигновано 500 млн. дол. В начале своей деятельности управление ограничивалось помощью фермерам в создании отраслевых кооперативных центров и выдаче займов тем фермерским кооперативам, которые соглашались временно не выбрасывать на рынок запасы своей продукции, чтобы не допустить слишком сильного падения цен. По мере углубления кризиса Федеральное фермерское управление приступило к скупке пшеницы и хлопка Израсходовав почти все средства, управление не добилось главной задачи - повышения цен. Напротив, когда во второй половине 1931 г. оно прекратило закупки и, неся огромные убытки, начало распродажу накопленных товаров, это привело к дезорганизации аграрного рынка и еще больше ухудшило положение основной массы фермерства.

В конце 1931 г. была создана Национальны кредитная корпорация (НКК) с капиталом в 500 млн. дол. для спасения от краха промышленных, финансовых, торговых и железнодорожных компаний, которая взяла на себя операции по выкупу имущества и оплате долгов потерпевших крах банков. С октября 1931 г. по январь 1932 г. НКК предоставила банкам займы на общую сумму 400 млн. дол., но развитие финансового кризиса так и не приостановилось.

Следующим шагом правительства Г. Гувера было создание Реконструктивной финансовой корпорации (РФК), капитал которой составил 3,8 млрд. дол. До марта 1933 г. она распределила среди банков, страховых и ипотечных компаний, железнодорожных фирм свыше 2 млрд. дол., но и это не смогло предотвратить банковской катастрофы 1933 г. Республиканская администрация не предприняла серьезных мер по борьбе е безработицей, считая это заботой благотворительных организаций и местных органов власти.Практически все меры, предпринятые администрацией Гувера, оказались малоэффективными, о чем свидетельствовало дальнейшее углубление кризиса, а вместе с ним и нарастание общественного недовольства неумелыми действиями правительства.

 

2)Реформы Ф.Д. Рузвельта - «Новый курс» На президентских выборах 1932 г. победу одержала демократическая партия во главе с Ф.Д. Рузвельтом, предложившим стране серию либеральных реформ, известных как «Новый курс». Теоретическую основу «Нового курса» составили воззрения английского экономиста Дж. М. Кейнса о необходимости государственного регулирования капиталистической экономики для обеспечения бесперебойной работы рыночного механизма.

Ф. Рузвельт пришел к власти, когда кризис в США достиг апогея. В последние недели республиканского правления наступил банковский крах, явившийся прямым результатом потрясений в производственной сфере, приведших к исчерпанию средств вкладчиков.

Реформа финансовой системы

Экономическая ситуация в стране диктовала необходимость начать реформы с решения кредитно-финансовых проблем. 6 марта президент, воспользовавшись предоставленными ему широкими полномочиями, провозгласил чрезвычайное положение и закрыл все банки страны. Был принят чрезвычайный банковский закон, в основу которого был положен дифференцированный подход к открытию банков. Все банки страны делились на три группы. В первую входили «здоровые» банки, которые следовало открывать в первую очередь; во вторую - банки, которые могли функционировать при условии оказания им помощи; в третью - те, которые не способны были функционировать; они должны были быть ликвидированы. Федеральная резервная система должна была выдавать ссуды нуждающимся банкам под залог ценных бумаг и государственных облигаций. Кроме того, банкам было разрешено выпускать привилегированные акции с целью их скупки. Реконструктивной финансовой корпорацией, что дало бы банкам наличность, необходимую для преодоления кризиса доверия. Любой банк мог быть открыт только после специального разрешения правительства, при этом министр финансов был вправе затребовать любую информацию о деятельности банка. Уже к 15 марта приступили к работе банковские учреждения, признанные «здоровыми». Меры по «очищению» банков привели к сокращению их числа. Если в 1932 г. в США насчитывалось 6145 национальных банков, то через год - 4890. В целом за 1933 - 1939 гг. при сокращении числа банков на 15%, объем их активов вырос на 37%.

Для предотвращения утечки золота за границу и его накопления в частных руках с целью спекуляции 5 апреля 1933 г. был принят закон, запретивший экспорт золота, а также указ об обязательной сдаче банкам гражданами США золотых запасов на сумму свыше 100 дол. Одновременно разрешался выпуск новых банкнот, не обеспеченных золотом. Вслед за этим правительство Ф. Рузвельта наложило эмбарго на золото, циркулирующее между США и за границей. Это означало ликвидацию механизма золотого стандарта в стране и начало стремительного обесценивания доллара по отношению к золоту; стоимость доллара упала на 30%.

Вторым важнейшим банковским законом стал закон о банковской деятельности Гласса-Стигала, принятый 16 июня 1933 г., по которому разделялись депозитные и инвестиционные функции банков, была создана Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД). Страхование финансировалось за счет специальных страховых взносов банков. Общественное доверие к банковской системе стало восстанавливаться.

Законодательство 1933 - 1935 гг. реформировало Федеральную резервную систему. По банковскому закону 1935 г. Совет управляющих ФРС, назначаемый президентом США, получил полномочия на определенные суммы резерва, который должен оставаться в банках - членах ФРС. Совет управляющих понижением или повышением уровня обязательного резерва мог увеличивать или уменьшать денежную массу, находившуюся в обращении. Кроме того, был создан Федеральный комитет по операциям на открытом рынке, который, во-первых, устанавливал льготные учетные ставки (т.е. такие процентные добавки, по которым банки - члены ФРС могли получать кредиты в Центральном банке) и, во-вторых, регулировал покупку и продажу банками ФРС облигаций государственного займа.

В январе 1934 г. была проведена девальвация доллара, которая установила официальную цену золота на уровне 35 дол. за унцию по сравнению с прежней официальной ценой 20,67 дол., что снизило его золотое содержание на 41;4. Была начата чеканка серебряной монеты, т.е. в стране вводился биметаллизм.

В тесной связи с банковско-денежными мероприятиями совершенствовалось законодательство об упорядочении операций на фондовых биржах. В 1933 - 1934 гг. были приняты законы по регулированию деятельности бирж, имеющие целью упорядочить торговлю акциями и пресечь биржевые спекуляции. Законом 1935 г. вводились довольно жесткие меры регулирования холдинговых компаний.

Девальвация доллара, изъятие монетарного золота из частных рук, облегчение доступа к кредиту способствовали повышению цен и создали механизм инфляционного развития американской экономики, одновременно давая тем самым в руки государства средства для проведения реформ в других отраслях хозяйства.

Оздоровление промышленности и регулирование трудовых отношений

Одним из важнейших законов, направленных на государственное регулирование промышленности и трудовых отношений с целью выхода из кризиса, стал закон о восстановлении промышленности, принятый 16 июня 1933 г. В соответствии с ним предпринимателям в каждой отрасли промышленности предлагалось добровольно объединиться и выработать «кодексы честной конкуренции», которые, во-первых, устанавливали бы размер производства; во-вторых, определяли бы уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня; в-третьих, распределяли бы рынки сбыта между отдельными конкурентами. На время действия закона, ограниченное двумя годами, приостанавливалось применение к кодифицированным отраслям положений антитрестовского законодательства. Для проведения закона в жизнь создавалась Национальная администрация по оздоровлению промышленности (НРА) во главе с генералом Х. Джонсоном. 450 кодексов распространялись на 95% всей промышленности и торговли США. Всего НРА одобрила около 750 кодексов, охвативших самые разнообразные виды производства - от черной металлургии и каменного угля до музыкальных инструментов и кухонной посуды. Каждый кодекс должен был служить своего рода руководством для определенной отрасли хозяйства, средством для избежания перепроизводства и сохранения «мира» в промышленности. Крупные монополии сначала с одобрением восприняли нововведения в промышленности, рассматривая деятельность НРА как возможность убрать с дороги мелкого предпринимателя - аутсайдера, который во время кризиса оказался более гибким и конкурентоспособным, чем некоторые крупные американские монополии. Их устраивало и снятие антитрестовских ограничений. Закон об оздоровлении промышленности затронул и трудовые отношения. Он предоставил рабочим право участия в коллективных договорах и профсоюзах. Однако предпринимателям не запрещалось заключать и индивидуальные соглашения с рабочими. В законе регламентировались три основных условия труда: а) минимальная заработная плата в раз мере 12 - 15 дол. в неделю; б) максимальный рабочий день (8 ч); в) запрещение детского труда. По распоряжению Рузвельта 4 июня 1935 г. кодексы, фиксирующие уровень производства и цены, были отменены. Одновременно правительство отказалось от попытки регулировать уровень заработной платы, продолжительность рабочего дня и другие условия труда. Бюро труда в различных отраслях промышленности были распущены. Тем не менее, за два года эксперимента в промышленности удалось ликвидировать полный хаос и поднять индекс производства на 10%.

Информация о работе «Новый курс» в США