«Просвещённый абсолютизм» Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 15:52, реферат

Краткое описание

Разные историки по-разному оценивают время правления Екатерины II. И это не случайно. Вклад Екатерины в русскую историю весьма противоречив, ибо ее время отмечено сильнейшим ужесточением крепостного права, обнищанием народа, чудовищным, разорительным для страны мотовством правящей верхушки, тон которому задавала императрица, тратившая фантастические суммы на своих любовников. Это время падения нравов, обесценивания моральных ценностей, время вздорных политических зигзагов, похоронивших многие перспективные начинания и обусловленных влиянием на Екатерину сменявших друг друга фаворитов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Личность Екатерины II 3
1.1. Годы жизни Екатерины до вступления на престол 3
1.2.Переворот 28 июня 1762 года 8
1.3.Первые годы царствования 9
Глава 2. Деятельность Екатерины по продвижению идей просвещения в России 11
2.1. Политика «просвещенного абсолютизма» 11
2.2. Власть и управление 12
2.3. Губернская реформа 15
2.4. Система местного управления и суда в губернии и уезде по реформе 1775г 16
2.5. «Жалованные грамоты дворянству и городам» 17
2.6. Крестьяне и крепостное право 19
2.7. Наука и культура 22
2.8. Фавориты 25
Глава 3. Внешняя политика и дипломатия 27
Глава 4. Конец царствования Екатерины II 30
Заключение 31
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 83.14 Кб (Скачать файл)

 

Сибирский Государственный  Университет Путей Сообщений

Кафедра истории и политологии

 

 

 

Реферат

 

                        «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II

 

 

                                                                        Выполнил: Фирстова М.О.

                                                                              Курс 1

                                                                                            Группа БА-112

                                                                                    Факультет:

                                                                     Инженерно – экономический

                                                                         Проверил: Акопьянц А.С.

                                                                          Дата                


                                                                            Оценка


                                                                              Подпись


 

 

 

 

 

                               Новосибирск

                                      2010

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. Личность Екатерины II 3

1.1. Годы жизни  Екатерины до вступления на  престол 3

1.2.Переворот  28 июня 1762 года 8

1.3.Первые  годы царствования 9

Глава 2. Деятельность Екатерины по продвижению идей просвещения  в России 11

2.1. Политика  «просвещенного абсолютизма» 11

2.2. Власть  и управление 12

2.3. Губернская  реформа 15

2.4. Система  местного управления и суда  в губернии и уезде по реформе  1775г 16

2.5. «Жалованные  грамоты дворянству и городам» 17

2.6. Крестьяне  и крепостное право 19

2.7. Наука  и культура 22

2.8. Фавориты 25

Глава 3. Внешняя  политика и дипломатия 27

Глава 4. Конец  царствования  Екатерины II 30

Заключение 31

Список литературы 33

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Разные историки по-разному  оценивают время правления Екатерины II.  И это не случайно. Вклад  Екатерины в русскую историю  весьма противоречив,  ибо ее время  отмечено  сильнейшим  ужесточением  крепостного  права,  обнищанием народа, чудовищным, разорительным  для страны мотовством  правящей  верхушки, тон которому задавала императрица, тратившая фантастические суммы  на  своих любовников. Это время  падения  нравов,  обесценивания  моральных  ценностей, время вздорных  политических  зигзагов,  похоронивших  многие  перспективные начинания  и  обусловленных  влиянием  на  Екатерину  сменявших  друг  друга  фаворитов.

Но с другой стороны, это  эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета   и   безопасности    Российского    государства,    значительных внутриполитических преобразований и небывалого расцвета культурной жизни.

Существует множество  противоречивых суждений и о  самой  императрице.

Одни считают ее притворной, распутной,  легко  поддающейся  чужому  влиянию, другие  же  видят  в  ней  цельную  натуру,  человека   высокообразованного, делового, энергичного, необычайно   работоспособного,    самокритичного, знающего свои слабые и сильные стороны.

И хотя со времени правления  Екатерины II прошло более двух  столетий, и за этот период было написано множество  работ  о  той  эпохе,  актуальность данной темы не уменьшается. Потому что, чем больше  нам  удается  узнать  об этой необычной и загадочной женщине, тем  больше  появляется  непонятного  и необъяснимого.

 

 

 

 

 

Глава 1. Личность Екатерины II

1.1. Годы жизни Екатерины до вступления на престол

Екатерина II родилась 21 апреля 1729 г. в немецком тогда городе Штеттине (сейчас это Польша). Урожденная  Софья Фредерика Августа Ангальт -  Цербстская  происходила из  бедного княжеского рода. Её мать была двоюродной сестрой  отца  Петра III,  а брат матери был женихом Елизаветы Петровны, но скончался до бракосочетания.  Отец Екатерины, принц Ангальт–Цербстский,  был прусским  фельдмаршалом,  но  это звание  было  пожаловано  ему  королём  Фридрихом II  только  затем,  чтобы доставить  удовольствие  императрице   Елизавете,    покровительствовавшей родственникам своего племянника, Петра III.

В Штеттине Екатерина II провела и детство. Воспитание её было поручено случайным гувернанткам  и учителям,  преподававшим Закон Божий,  немецкий язык, чистописание, музыку  и танцы.  Впоследствии  Екатерина с уважением вспоминала учителя немецкого языка Вагнера и гувернантку Кардель,  умную и добрую, по словам Екатерины,  “знавшую  многое,  ничему  не  учившись”.  Под влиянием Кардель воспитанница познакомилась с французской литературой.

Несмотря  на  недостаточное  образование,  Екатерина II   на   многих производила впечатление развитой  и многообещающей  девочки.  Свои  богатые природные дарования ей пришлось проявить вскоре по приезде в Россию,  и она вполне сумела расположить к себе всех, кому приходилось встречаться с ней.

Когда  Елизавета  Петровна  выбрала  Екатерину  невестой  для   своего племянника Петра  Фёдоровича, ей было всего 14 лет. 21 декабря 1743  года  её мать получила  от  Брюммера  письмо  с приглашением,  от  имени Елизаветы, приехать с дочерью в Петербург. В письме  был намёк и на  цель  приезда.

Вместе с тем на путевые  расходы из Петербурга было  прислано  10000  рублей.

Родители  Екатерины  были  очень   обрадованы   браком   будущего   русского императора  с   их   дочерью.   Затруднение   вызвал   вопрос   о   перемене вероисповедания, но отец Екатерины, сначала  убеждавший дочь не менять  веры, под конец уступил. Он написал для дочери ряд наставлений, которые  и  вручил ей перед отъездом. Эти наставления, немного  белья,  да  ещё  четыре  платья составляли всё приданое Екатерины.

30 декабря 1743 года Екатерина  выехала, вместе с матерью,  из  Цербста.

С этого дня она больше никогда не видела ни родины, ни  отца,  ни  братьев.  3 февраля они прибыли в Петербург, а 6-го выехали в Москву, где  в  это  время жила Елизавета вместе со двором; в Москве они были 9-го  вечером.  Тотчас  же по приезде, их посетил сам Пётр Фёдорович (приходился троюродным братом Екатерине), а вслед за ним явился  камергер, передавший от имени императрицы, что чем скорее они будут у Её  Величества, тем приятнее  для неё.  Миловидная  принцесса   всем   при   дворе   очень понравилась, а сама Елизавета Петровна,  по  словам  одного  очевидца  этой встречи, была от Екатерины в восхищении. Обе стороны остались довольны  друг другом, и вопрос о бракосочетании принцессы с Петром Фёдоровичем скоро  был решён. Уже через 9 дней после приезда в Москву, мать Екатерины писала  мужу, что отныне их дочь – невеста будущего русского царя.

День  бракосочетания  не  был  назначен,  поскольку  Елизавета  решила сначала перевоспитать невесту для жизни  в  России.  К  принцессе  назначили двух учителей:  по  русскому  языку  Ададурова,  по  Закону  Божьему Симона Тодорского. Екатерина проявила исключительное прилежание в усвоении  учебных предметов.  Русский  язык  был  для  неё  очень  труден,  и  она  настойчиво употребляла  всё  свободное  время  на  заучивание  русских  слов  и   фраз; просыпаясь ночью, она повторяла то, что учила  днём.  15-ти  летняя  девушка твёрдо поставила себе цель сделаться вполне русской и забыть  своё  немецкое происхождение. Хотя, как говорят, она до конца жизни говорила с акцентом.  В этом у Екатерины нельзя не видеть удивительное для таких юных лет  понимание своего положения и глубокую проницательность.

При каждом удобном случае Екатерина старалась показать свою  любовь  к русскому языку, русским обычаям и  православной  вере.  Особенно  расположил всех  следующий  случай.  В  марте  1744  года  она  простудилась  и  опасно заболела. Когда  её  положение  казалось  безнадёжным,  мать  предложила  ей пригласить лютеранского пастора. Но Екатерина пожелала видеть только  своего православного законоучителя, с которым  и  беседовала.  После  выздоровления она стала брать уроки Закона Божия почти ежедневно,  и  28  июня  1745  года было совершено её присоединение к православию,  при  чём  она без малейшей запинки наизусть прочла православный символ веры. 29-го она была обручена  с Петром Фёдоровичем и получила титул  Императорского  Высочества.  Предстояло бракосочетание. Но в начале 1745 года великий князь  захворал  оспой.  Когда после выздоровления Екатерина увидела его, то  едва  узнала  своего  жениха: так его изменила болезнь, и  физически  и  духовно.  21  августа 1745  года состоялось бракосочетание, отпразднованное с небывалой пышностью. Первые годы совместной жизни Пётр совершенно не интересовался женой, и супружеских отношений между ними не существовало. Об этом Екатерина позже напишет:

«Я очень хорошо видела, что великий князь меня совсем не любит; через две недели после  свадьбы он мне сказал, что влюблён  в девицу Карр, фрейлину императрицы. Он сказал графу Дивьеру, своему камергеру, что не было и сравнения между этой девицей и мною. Дивьер утверждал обратное, и он на него рассердился; эта сцена происходила почти в моём присутствии, и я видела эту ссору. Правду сказать, я говорила самой себе, что с этим человеком я непременно буду очень несчастной, если и поддамся чувству любви к нему, за которое так плохо платили, и что будет с чего умереть от ревности безо всякой для кого бы то ни было пользы.

Итак, я старалась из самолюбия  заставить себя не ревновать к  человеку, который меня не любит, но, чтобы не ревновать его, не было иного  выбора, как не любить его. Если бы он хотел быть любимым, это было бы для  меня нетрудно: я от природы была склонна и привычна исполнять свои обязанности, но для этого мне нужно было бы иметь мужа со здравым смыслом, а у моего этого не было».

Между тем, императрица Елизавета  высказывала недовольство отсутствием детей у супругов.

Наконец, после двух неудачных  беременностей, 20 сентября (1 октября) 1754 году Екатерина родила сына, которого у неё сразу забрали по воле царствовавшей императрицы Елизаветы Петровны. Его называют Павлом (будущий император Павел I) и лишают Екатерину возможности воспитывать, позволяя только изредка видеть.

После рождения Павла отношения  с Петром и Елизаветой Петровной  окончательно испортились. Пётр звал свою супругу «запасной мадам» и открыто  заводил любовниц, впрочем, не препятствуя  делать это и Екатерине, у которой  в этот период возникла связь со Станиславом Понятовским— будущим королём Польши. 9 (20) декабря 1758 года Екатерина родила дочь Анну, что вызвало сильное недовольство Петра, произнёсшего при известии о новой беременности: «Бог знает, почему моя жена опять забеременела! Я совсем не уверен, от меня ли этот ребёнок и должен ли я его принимать на свой счёт». В это время ухудшилось состояние Елизаветы Петровны. Всё это делало реальной перспективу высылки Екатерины из России или заключения её в монастырь. Ситуацию усугубляло то, что вскрылась тайная переписка Екатерины с опальным фельдмаршалом Апраксиными и английским послом Вильямсом, посвящённая политическим вопросам. Её прежние фавориты были удалены, но начал формироваться круг новых: Григорий Орлов и Да́шкова.

Смерть Елизаветы Петровны (25 декабря 1761 (5 января 1762)) и восшествие на престол Петра Фёдоровича под  именем Петра III ещё больше отдалили супругов. Пётр III стал открыто жить с любовницей Елизаветой Воронцовой, поселив жену в другом конце Зимнего  дворца. Когда Екатерина забеременела от Орлова это уже нельзя было объяснить случайным зачатием от мужа, так как общение супругов прекратилось к тому времени совершенно. Беременность свою Екатерина скрывала, а когда пришло время рожать, её преданный камердинер Василий Григорьевич Шкурин поджёг свой дом. Любитель подобных зрелищ Пётр с двором ушли из дворца посмотреть на пожар; в это время Екатерина благополучно родила. Так появился на свет Алексей Бобринский, которому его брат Павел I впоследствии присвоил графский титул.

Екатерина II  была  довольно  сложной и,   безусловно,   незаурядной личностью. Она отличалась   огромной   работоспособностью,   силой   воли, целеустремлённостью,  храбростью, но в то же время   хитростью,   лицемерием,   неограниченным честолюбием и тщеславием. С  раннего  детства  ею  был  усвоен житейский  урок  -  хитрить  и  притворяться. «В каком бы обществе ни вращалась Екатерина, - писал историк Ключевский, - что бы она ни делала, она всегда чувствовала себя как бы на сцене и потому слишком много делала напоказ. Задумав дело, она больше думала о том, что скажут про неё, чем о том, что выйдет из задуманного». Но  при   всех   способностях приспосабливаться великой княгине приходилось тяжело:  имели место нападки со стороны императрицы Елизаветы Петровны и пренебрежение со  стороны мужа Петра Фёдоровича.  Самолюбие её  страдало.  Тогда Екатерина обратилась  к литературе. Она читает книги по истории, философии, юриспруденции, сочинения Вольтера, Монтескье, Тацита, Бейля, большое количество другой литературы. В итоге Екатерина II усвоила идеи  просветителей об  общественном   благе   как   высшей   цели государственного  деятеля,  о   необходимости   воспитания   и   просвещения подданных, о главенстве законов в обществе.

1.2.Переворот 28 июня 1762 года

Вступив на трон, Пётр III осуществил ряд действий, вызвавших отрицательное отношение к нему офицерского корпуса. Так, он заключил невыгодный для России договор с Пруссией, в то время как Россия одержала ряд побед над ней в ходе Семилетней войны и вернул ей захваченные русскими земли. Одновременно он намерился в союзе с Пруссией выступить против Дании (союзницы России), с целью вернуть отнятый ею у Гольштейна Шлезвиг, причём сам намеревался выступить в поход во главе гвардии. Пётр объявил о секвестре имущества Русской церкви, отмене монастырского землевладения и делился с окружающими планами о реформе церковных обрядов. Сторонники переворота обвиняли Петра III также в невежестве, слабоумии, нелюбви к России, полной неспособности к правлению. На его фоне выгодно смотрелась Екатерина — умная, начитанная, благочестивая и доброжелательная супруга, подвергающаяся преследованиям мужа.

После того, как отношения  с мужем окончательно испортились, и усилилось недовольство императором  со стороны гвардии, Екатерина решилась участвовать в перевороте. Её соратники, основными из которых были братья Орловы, Потёмкин и Хитрово, занялись агитацией в гвардейских частях и склонили их на свою сторону. Непосредственной причиной начала переворота стали слухи об аресте Екатерины,  раскрытии и аресте одного из участников заговора— поручика Пассека.

Информация о работе «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II