Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:25, контрольная работа
Цель данной работы – раскрыть сущность сеньорально-вассальных отношений в эпоху Раннего Средневековья, а также проследить их влияние на рыцарское сословие.
Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:
- охарактеризовать сеньора и вассала как участников общественных отношений Раннего Средневековья;
- показать ритуал оммажа;
- проследить феодальную иерархию и выяснить её роль в общественных отношениях того времени;
- изучить типы сеньорально-вассальных отношений: их сходства и различия;
- изучить этику и нравы рыцарского сословия.
Хронологические рамки: V – середина XI вв.
Введение……………………………………………………….……...
Сеньор и вассал. Понятие и процедура оммажа………………..
Феодальная иерархия……………………………………..……...
Типы сеньорально-вассальных отношений..………………........
Рыцарство: этика и нравы……………………………………......
Заключение………………...…………………………………..……..
Список используемых источников и литературы………………......
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет
истории и международных
Кафедра
истории Средних веков
Контрольная работа
по истории Средних веков
Тема: Сеньорально-вассальные
отношения
и феодальная иерархия
Кемерово 2011
Содержание
Введение……………………………………………………….
Заключение………………...……………………………
Список
используемых источников и литературы………………......
Введение
Главным
содержанием средневековой
Средневековье было суровым временем в жизни всех стран Западной Европы. Ни одна из них не представляла собой сплочённого, сильного, целого государства. Франция, Германия, Италия и Испания были разбиты на тысячи мелких и крупных земель и поместий, владельцы которых – герцоги, графы, бароны и церковные сановники – являлись почти независимыми государями своих имений. Они вершили суд над населением своих земель, облагали его податями и налогами, собирали войска, объявляли войну и заключали мир. Крестьянам, разумеется, было не под силу нести конную военную службу, потому несли её вассалы.
Сеньорально-вассальные отношения на десять веков стали основой жизни феодального сословия, поэтому для более полного, глубокого понимания социальной организации средневекового общества очень важно изучить все их аспекты. Это говорит о том, что выбранная тема, несомненно, актуальна и достойна исследования.
Цель данной работы – раскрыть сущность сеньорально-вассальных отношений в эпоху Раннего Средневековья, а также проследить их влияние на рыцарское сословие.
Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:
- охарактеризовать сеньора и вассала как участников общественных отношений Раннего Средневековья;
- показать ритуал оммажа;
- проследить феодальную иерархию и выяснить её роль в общественных отношениях того времени;
- изучить типы сеньорально-вассальных отношений: их сходства и различия;
- изучить этику и нравы рыцарского сословия.
Хронологические рамки: V – середина XI вв.
Материалами
анализа послужат дошедшие до нас
литературные произведения, а также
научно-исследовательские
Для того, чтобы ясно представить себе суть сеньорально-вассальных отношений и их роль в жизни средневекового общества, необходимо разобраться в таких, казалось бы, понятных на первый взгляд терминах как «сеньор» и «вассал».
Разумеется, сеньор — землевладелец, господствующий над крестьянами и получающий с них доходы. Не будь у него поступлений от зависимых держателей земель, он не был бы в состоянии содержать свиту и заниматься военным делом (ведь феодалы – именно военное сословие). Рента, собираемая со своих владений, даёт ему возможность устраивать роскошные пиры, празднества, принимать гостей, раздавать подарки. Расчётливость, бережливость — качества, противопоказанные ему сословной этикой.
В свою очередь вассал – это землевладелец-феодал, лично зависящий от своего господина и обязанный нести в его пользу определённые повинности, в первую очередь, военную службу. Отношения между сеньором и вассалом мыслились как отношения взаимного служения, помощи и дружбы.
Вступление в вассально-феодальные отношения оформлялось ритуалом, называемым оммаж (от фр. homme — человек, в значении «вассал»), который закреплял создававшиеся личные связи и придавал им юридическую силу и нерушимость. Вассал, вступая под покровительство сеньора, вставал на одно колено, клал свои сложенные ладони в ладони сеньора, приносил ему клятву верности - фуа (от фр. «foi» - верность), объявлял себя человеком сеньора, обещал защищать его от врагов, выполнять его приказания, нести порученную ему военную службу (обычно 40 дней в году). Также вассал должен был быть готовым произвести денежные выплаты в случае плена сеньора, свадьбы его старшей дочери и возведение в ранг рыцаря старшего сына. Сеньор со своей стороны обязывался охранять вассала, заботиться о нём, быть опекуном его малолетних наследников, защитником его вдовы и дочерей: в «Песне о Роланде» граф Ганелон молит Карла не забыть его жену и детей, когда мавры непременно с ним расправятся (Песнь о Роланде, XXIII). Верность сеньора вассалу не менее значима, чем верность вассала сеньору. Сеньор, не заботящийся о жизни своего вассала, имел мало шансов приобрести других военных слуг.
Обмен взаимными клятвами сопровождался пожалованием феода, (также фр. «фьеф» и нем. «лен») и вручением какого-либо символического предмета – ветви, посоха, кольца, знамени или горсти земли. Феод считался привилегированным, «благородным» владением, которое могло находиться только в руках представителей господствующего класса. Феод, пожалованный рыцарю, представлял для него ценность постольку, поскольку на земле феода сидели крестьяне, переходившие под его власть и принуждённые в силу этого платить ему ренту. Именно деньги, продукция сельского хозяйства и ремесла, а также рабочие руки крестьян полностью обеспечивали жизнь вассала и были необходимы для выполнения им военной службы своему господину. Поэтому для него была важна не земля сама по себе, а именно крестьяне, населявшие её.
Понятие «частный собственник» неприменимо в средние века ни к сеньорам, ни к вассалам. Землевладелец считался не собственником, а держателем, которому земля вручена господином на определённых условиях. Права его всегда ограничены. Даже в тех случаях, когда владелец обладал землёй фактически независимо, считалось, что он держит её от сеньора, и в некоторых областях феодальной Европы действовал принцип «нет земли без сеньора». Такие независимые владения, сеньоры которых не были известны, назывались «воздушными фьёфами» (А.Я. Гуревич).
Если вассал не выполнял свои обязательства, сеньор мог отобрать у него землю, однако сделать это было не так-то просто, так как вассал часто был склонен защищать свою собственность с оружием в руках.
Пожалование обычно заключалось в земельном владении. Но оно могло состоять в передаче права сбора доходов с земли без пожалования её самой либо в праве сбора пошлин и поборов, судебных прав и др. Существенным был не объект пожалования, а самый факт его: получение феода было сопряжено с обязанностью вассала нести службу и повиноваться сеньору. Но сеньор мог достичь той же цели и без всякого пожалования — он мог взять вассала на своё содержание, с тем, чтобы тот кормился при его дворе. Таким образом, существо феодального отношения между сеньором и вассалом заключалось, прежде всего, в установлении личной связи, отношений господства-подчинения, покровительства и службы (Д.Э. Харитонович).
Характерной
чертой данных отношений являлась также
их бессрочность, то есть неограниченность
во времени. Оммаж не мог быть принесён
в качестве обязательства служить какой-то
определённый срок — устанавливались
либо пожизненные отношения зависимости,
либо даже ещё более длительная связь,
передававшаяся по наследству – это отличало
вассальное войско от наёмного. Если сеньор
умирал, его вассалы должны были присягать
его сыну, точно так же как и наследники
умерших вассалов могли получить лен своих
отцов, только принеся присягу верности
сеньору.
Отношения между отдельными представителями класса феодалов в государствах Западной Европы строились по принципу так называемой «феодальной иерархии». Каждый феодал был сеньором по отношению к нижестоящему феодалу, если тот держал от него землю, и вассалом вышестоящего феодала, держателем которого он сам являлся. Сочетание прав сеньора и обязанностей вассала характерно для любого члена феодальной иерархии, вплоть до возглавлявшего её монарха, - и он был вассалом: либо он принёс присягу верности императору, папе, либо считался вассалом господа бога (А.Я. Гуревич).
На вершине иерархической «лестницы» находился король, считавшийся верховным светским сеньором всех феодалов, главным сюзереном (высшим духовным сеньором был папа римский). При этом часто он был лишь номинальным главой государства. Даже в Испании, где сила королевской власти была вполне ощутима, при коронации гранды в соответствии с заведенным ритуалом произносили такие слова: «Мы, которые ничем не хуже тебя, делаем тебя, который ничем не лучше нас, королем, для того чтобы ты уважал и защищал наши права. А если нет – то нет». Таким образом, король в средневековой Европе – всего лишь «первый среди равных», а не всемогущий деспот, как в государствах Востока.
На второй ступени феодальной иерархии находилась королевская семья и ближайшие родственники короля – «принцы крови». Все они считались вассалами самого короля и, проходя процедуру оммажа, кроме всего прочего, давали обещание помогать ему в управлении государством и быть ему верными советчиками.
Ниже стояли крупнейшие светские и духовные феодалы, также державшие свои земли непосредственно от короля. Это была титулованная знать: герцоги, графы, бароны, а также епископы, архиепископы и аббаты крупнейших монастырей:
«Граф Барселоны … также был выссалом императора за те земли, что располагались около реки Эбро в королевстве Арагон».
(Латинская хроника королей Кастилии I, 5)
Крупные феодалы имели по отношению к королю довольно большие вольности. По иммунитетной грамоте они могли сами собирать на подвластных им землях налоги, вершить суд и принимать иные решения независимо от короля. Многие герцоги и графы даже могли чеканить свою монету.
Рангом
ниже крупных стояли мелкие феодалы –
рыцари – низшие представители господствующего
класса. В IX — начале XI вв. термин «рыцарь»
обозначал просто конного воина, несшего
вассальную службу своему сеньору (немецкое
«Ritter», от которого происходит русское
«рыцарь»). Позднее, в XI—XII в., по мере укрепления
феодального строя и консолидации класса
феодалов, он приобретает более широкое
значение, становится, с одной стороны,
синонимом знатности, «благородства»
по отношению к простолюдинам, с другой
— принадлежности к военному сословию
в отличие от духовных феодалов. В подчинении
у рыцарей обычно были только крестьяне,
не входившие в феодальную иерархию, поэтому
они и замыкали феодальную «лестницу».
Сами сеньорально-вассальные отношения не были одинаковыми на территории всей Западной Европы. Существовало два их типа: отношения с иммунитетом и без иммунитета.
Сеньорально-вассальные отношения с иммунитетом. Почти во всех странах Западной Европы, кроме английских земель, отношения между феодалами регулировались вассалитетом – системой иерархических отношений по принципу «вассал моего вассала – не мой вассал». Этот принцип означал, что феодалы, стоявшие на низшей ступени феодальной иерархии, не подчинялись феодалам, вассалами которых являлись их непосредственные сеньоры, то есть получали иммунитет от вмешательства короля в свои дела. Монарху такая система феодальных отношений иногда могла стоить очень дорого: существовало право, по которому, в случае несоблюдения своих прав, вассал мог совершить обряд «defi» (уничтожение верности): послать сеньору перчатку в знак разрыва отношений и уйти к другому сюзерену. Таким образом, если от короля по каким-либо причинам уходили его непосредственные вассалы, то вместе с ними он терял и их рыцарей. В первую очередь, такой тип феодальных отношений был характерен для Франции, поэтому власть короля там была очень слабой. Впоследствии, с усилением королевской власти и централизацией государств такой вариант вассалитета повсеместно в Европе исчез.
Информация о работе Сеньорально-вассальные отношения и феодальная иерархия