Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 21:20, контрольная работа
Как известно, в XIX и в первой половине XX столетия в философии права, как и в реальной практической жизни, господствовали принципы доктрины правового позитивизма. В предыдущем параграфе подчеркивалось, что юридический позитивизм считал право установлением государства, зависимым от государственной власти и подчиненным ей. В таком толковании утверждение каких-либо вечных и неотъемлемых принципов и прав лишалось смысла, иначе говоря, снималась доктрина философского, или естественного права. Все, что не является законом, юридической нормой, в таком понимании теряет уважение.
онтологию, антропологию, социологию, аксиологию права и,
особенно, теорию справедливости.
Так, например, американский философ права Л.-Л. Фуллер
(1902-1978) прежде всего ориентировался на концептуальное
объединение права и морали. Право, согласно Фуллеру, имеет
своим основанием общность труда и четко отражает цели, значи-
мые для человеческого сообщества. Поэтому право является од-
ним из видов целевой деятельности. В нем факты и ценности
сливаются. Право содержит в себе внутреннее нравственное яд-
ро, вытекающее из собственной природы правовой системы. Для
Фуллера естественное право составляет внутреннее моральное
ядро закона. Рассматривая мораль права, различные критерии
его эффективности, Фуллер прежде всего связывает действен-
ность права с возможностью реализации справедливости. Эф-
фективность закона уже изначально выступает минимальным ус-
ловием справедливости. В целом же справедливость является
безусловным моральным требованием ко всей правовой системе.
Таким образом, у Фуллера наличествует нерасторжимая связь и
взаимодополнительность эффективности и справедливости, где,
однако, предпочтение отдано справедливости как моральной ка-
тегории .
Л.-Л. Фуллер более детально выделяет принципы эффектив-
ности институтов политико-правовой системы современного об-
щества, обеспечивающих моральность права и требования спра-
ведливости. Это следующие принципы: 1) всеобщность правил,
2) открытость (доступность законов для тех, кому они адресуют-
ся), 3) предсказуемость юридического действия, 4) ясность (по-
нятность закона), 5) отсутствие противоречий, 6) отсутствие тре-
бований, заранее невыполнимых, 7) постоянство во времени (от-
сутствие постоянных изменений) и, наконец, 8) соответствие
официальных действий провозглашенному правилу, деклари-
руемой цели.
В концепции основы права другого американского мысли-
теля, Дж. Финниса, содержится указание на то, что естествен-
ное право — это прежде всего разум. Уже практический разум
является достаточным для уяснения индивидом того, что свобод-
ное и социально ответственное соблюдение юридических норм
выступает в качестве условия общего и личного блага. Из этого
следует, что для истинного законодательства индивид является
ценностью лишь как личность, владеющая качествами человече-
ского достоинства и позитивной ответственности.
В значительной степени эти качества личности в американ-
ской философии права связаны с идеей либерализма. Заслуга
возвращения либеральных идей в философско-правовой дис-
курс принадлежит Джону Роулзу, опубликовавшему в 1971 го-
ду примечательный труд «Теория справедливости». Либера-
лизм Дж. Роулза обрел форму концепции справедливости.
Поэтому в основу его учения заложена идея, сводимая к тому,
что индивидуальные права и свободы образуют неотъемлемую
часть справедливой структуры общества, сама же справедли-
вость в свою очередь невозможна без признания автономной че-
ловеческой личности и предоставления каждому человеку пра-
ва реализовать свою работу в условиях признания прав и сво-
бод других людей. Подобное обоснование индивидуальных
прав и свобод, как полагает Дж. Роулз, не предусматривает ни-
какого приоритета общего понятия блага. Принципы справед-
ливости, не опирающиеся на общую концепцию блага, обозна-
чают структуру основных свобод, в границах которых индиви-
ды — каждый со своими целями, интересами и убеждениями —
получают возможность воплощать в жизнь свои представления
о благе. Отсюда следует важный вывод и о роли государства.
Как полагают Дж. Роулз и его последователи, государство при-
звано поддерживать справедливую структуру общества, а не на-
вязывать своим гражданам тот или иной образ жизни или опре-
деленную систему ценностей.
Для обоснования концепции либерализма Дж. Роулз обраща-
ется к теории общественного договора. Он пересматривает поня-
тия классических версий этой теории. Для Роулза общественный
договор — это не согласие о подчинении обществу или правитель-
ству, реально установленное нашими предшественниками или на-ми самими, а определенная идеальная гипотетическая ситуация, в
которую словно бы вовлекают себя люди, выбирающие принцип
справедливого социального устройства. Ключевыми для понима-
ния такого общественного договора служат два понятия: «исход-
ная позиция» и «покров неведения». Исходная позиция, согласно
Роулзу, моделирует ситуацию выбора, обеспечивающую свободу
и равенство для каждого из его участников. Определенным обра-
зом исходную позицию можно понимать как гипотетический про-
цесс установления «сделки» между гражданами, членами общест-
ва, где каждый человек, действуя рационально и добиваясь собст-
венных интересов, стремится к наиболее выгодному для себя
положению. Если бы в этой ситуации люди точно знали, как
именно разделены между ними такие «случайные с моральной
точки зрения» атрибуты, как социальное положение и природные
таланты, то достигнутое соглашение отражало бы сложившееся
неравенство и было бы более выгодным для тех, на чью долю уже
выпал успех. В то же время справедливость требует, чтобы согла-
шение было установлено на приватных началах. Желательно, что-
бы каждый, кто в условиях исходной позиции выбирает принци-
пы справедливого социального устройства, попадал словно бы за
пределы «покровов неведения» применительно к самому себе и к
обществу, в котором он живет. За этим кроется то простое сообра-
жение, что человек, точно не ведающий, какое место он занимает в
обществе, будет стремиться определить принципы, способные
обеспечить справедливые и достойные условия для каждого, а по-
тому и для себя. «Покров неведения», согласно Дж. Роулзу, дол-
жен быть наброшен и на представления людей о благе. Для того,
чтобы выбор был справедливым, люди должны не добиваться со-
глашений, наиболее выгодных с точки зрения их собственного
представления о благе, а стремиться защищать свою свободу, «вы-
сказывать, пересматривать» представления о благе и «рациональ-
но следовать» им.
Главное содержание теории справедливости Дж. Роулза и со-
стоит в обосновании того, что люди в ситуации исходной пози-
ции выберут два принципа справедливости. Согласно первому
принципу (принцип равных свобод), каждый человек имеет рав-
ное право на максимально широкую систему равных основных
свобод, согласованную с аналогичной системой свобод для всех.
Второй принцип справедливости формулируется таким образом:
1) социальные и экономические неравенства должны быть урегу-
лированы так, чтобы обеспечить наибольшую выгоду для тех, у
кого меньше успехов (принцип дифференциации), и 2) чтобы
имеющиеся должности в обществе были открытыми для всех в
условиях честного обеспечения равных возможностей (принцип
равных возможностей).
Положения Дж. Роулза являются вариантом дистрибутивной
теории справедливости: справедливость рассматривается лишь
в контексте распределения «первичных благ», определяемых
философом права классом вещей, необходимых для реализации
любого жизненного плана, включающего основные права и сво-
боды, доход, благосостояние и возможности самореализации че-
ловека. Однако вопросы, связанные со справедливостью, возни-
кают и в другом контексте, например в том случае, когда необхо-
димо вознаградить человека, определить меру вознаграждения
или, наоборот, что случается реже, меру наказания. Если спра-
ведливость в первом, дистрибутивном значении связана с поня-
тием права (права на определенную часть при распределении),
то во втором — с понятием заслуженного.
Защите и обновлению либеральных идей, однако в ином, чем
у Дж. Роулза, значении, посвящено творчество Рональда Дворки-
на. Он прежде всего ставит вопрос о необходимости содержа-
тельного этического обоснования права. Ориентируясь на Канта,
американский философ права подчеркивает особенное значение
деонтологического подхода, то есть подхода, опирающегося на
концепцию обязанности и должного. При этом, подчеркивает
Р. Дворкин, моральное обоснование права значительно облегчается
тем, что позитивное право воплощает в себе и моральное содер-
жание. Это утверждение также созвучно идее Канта о «взаимо-
дополнительности морали и права». Применительно к филосо-
фии права и этики Р. Дворкин различает «правила» и «принци-
пы». Правила — это конкретные нормы, а принципы воплощают
всеобщие, требующие своего обоснования понятия: достоинство
человека, справедливость, равенство и др. И правила, и принци-
пы, полагает Р. Дворкин, связаны с целями, но по-разному. Пра-
вила всегда включают релятивизирующий компонент «если» и
имеют вариации, соответствующие условиям их применения;
конфликт между правилами приводит к исключению или отмене
одного из конкурирующих правил. В случае конфликта принци-
пов один из них выходит на передний план, тем не менее и дру-
гие не теряют своего значения. Согласно Р. Дворкину, позитив-ное право создает единство правил и принципов. Их целостное
обоснование обеспечивается благодаря дискурсивному обсужде-
нию права. В этом процессе принимают участие и граждане госу-
дарства, и лица, непосредственно занятые исполнением или тол-
кованием закона. Каждый судья, подчеркивает Р. Дворкин, по
роду своих занятий должен включаться во всеобщий правовой
дискурс и осуществлять восхождение от конкретного дела-слу-
чая к идеально значимому решению. При таком подходе индиви-
дуальным субъектам права и закона предоставляются широкие
возможности в деле сохранения непрерывности правового про-
странства и даже объединения правовой практики и теории.
Р. Дворкин настаивает также на том, что фигура судьи (или дру-
гого толкователя и исполнителя закона) должна быть для фило-
софско-правового мышления центральной (презумпция «су-
дьи - Геркулеса»). Однако эта позиция подвергается критике
со стороны отдельных философов нрава за чрезмерную идеали-
зацию Дворкиным личности судьи.
В целом североамериканская естественно-правовая мысль
обогатила философию права содержательными размышлениями
о наилучших моральных основаниях демократического общест-
ва, выдвинула идею прав и свобод человека во главу своих кон-
цепций справедливости, значительно усилила процесс гуманиза-
ции права.
Шкода В.В., доктор фил. наук, профессор, профессор кафедры
теории культуры и философии пауки Харьковского
Национального университета им. В.Н.Каразина;
Петришин А.В., доктор юрид. наук, профессор, академик АПрН
Украины, профессор кафедры теории государства и права
Национальной юридической академии Украины им. Ярослава
Мудрого.
Ф56 Философия права: Учебник / О.Г. Данильян, Л.Д. Байрачная,
С.И. Максимов и др. , Под ред. О.Г. Данильяна. - М.: Изд-во
Эксмо, 2005. — 416 с. - (Российское юридическое образование).
ISBN S-699-08705-2
В учебнике освещается содержание, назначение и историческое развитие филосо-
фии права, а также основные ее разделы: правовая онтология, правовая антропология,
правовая аксиология и т.п. Значительное место в работе уделено анализу современных
философско-правовых доктрин, а также философским проблемам права и власти в пе-
реходных обществах.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов,
а также для тех, кто интересуется философско-правовыми проблемами.
УДК 340(075)
ББК 67.0я73
© О.Г.Данильян, Л.Д. Байрачная,
СИ. Максимов и др,
ISBN 5-699-08705-2 © ООО «Издательство «Эксмо», 2005
Этот период в истории философии права преимущественно
представлен западноевропейской философско-правовой мыс-
лью, хотя в становлении современной философии права заметна
роль и других очагов мировой культуры, например Северной
Америки. Плодотворными можно также назвать и поиски фило-
софско-правовой мысли, развивавшейся в бывшем Советском
Союзе, прежде всего в России и Украине, несмотря на то, что
здесь она чаще всего не оформлялась в систематизированные
концепции.
Само развитие философско-правовой мысли XX столетия
происходило под воздействием очень противоречивых социаль-
но-политических процессов. Вся сфера духовной жизни не толь-
ко европейского, но и всего человечества была предопределена
событиями, масштабы и драматизм которых нередко именуют
планетарными. Люди в одном веке пережили две мировые вой-
ны, на ряде континентов произошли крупные социальные рево-
люции, в мире образовались две противостоящие одна другой по-
литические системы, мировая цивилизация избавилась от насле-
дия колониализма, миллионы граждан пережили взлет и крах
тоталитаризма, упорно отстаивали свои права и свободы как наи-
высшие ценности бытия. Поэтому в оценке философско-право-
вой мысли этого периода необходим конкретно-исторический
подход. Особенно важным является то, что в изучении философ-
ско-правовой проблематики следует выделить те ее методологи-
ческие аспекты, решение которых диктовалось самой жизнью и
которые обусловили расширение тематики философско-право-
вых исследований, стимулировали новые поиски в сфере права и
правовой культуры.
Конечно, в способе осознания и изложения определенных
философско-правовых идей выражаются особенности чувствен-
Информация о работе Концепции возрожденного естественного права XX столетия