Мировоззрение. Наука. Культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 11:01, контрольная работа

Краткое описание

Аксиома (греч. axíōma — удостоенное, принятое положение, от axióō — считаю достойным), положение некоторой данной теории, которое при дедуктивном построении этой теории не доказывается в ней, а принимается за исходное, отправное, лежащее в основе доказательств других предложений этой теории. Обычно в качестве А. выбирают такие предложения рассматриваемой теории, которые являются заведомо истинными или могут в рамках этой теории считаться истинными.

Содержание

Тема 1. Мировоззрение. Наука. Культура………………………….…..……...3
Тема 2. Содержание и основания современных учений в физике, космологии, синергетике…………………………………………………………….………….5
Тема 3. Эволюционные идеи в современной науке…………………….………8
Тема 4. Научная картина мира и проблемы естествознания…….….………..10
Тема 5. Исходные принципы естествознания………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

КСЕ_Конькова_.docx

— 53.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 5.

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов, поясните свой выбор.

Идеалы…а) образ, который служит образцом; б) то, чем человек является на самом деле; в) лучшие тенденции, стимулирующие развитие человека; г) формируются под влиянием внешней среды; д) в течение всей жизни малоизменчивы; е) все ответы верны; ж) все ответы не верны.

Правильный ответ: а)

Идеал ( от греч. образ, идея) - высшая ценность, наилучшее, завершенное состояние того или иного явления - образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о благом и должном; совершенство в отношениях между людьми; наиболее совершенное устройство общества. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 6.

Из данных понятий выстроить логический ряд так, чтобы каждое предыдущее было родовым (более общим) по отношению к последующим. Пояснить принцип построения.

Сознание, нравственный идеал, личность, человек, направленность, мировоззрение

Человек – личность - нравственный идеал – сознание – мировоззрение – направленность

Каждый человек – индивидуален, он личность.

У каждой личности существует свой нравственный идеал, к которому стремится всю свою жизнь.

Нравственный идеал - понятие морали, в котором выражаются требования общества к людям в виде конкретного образа нравственно совершенной личности, воплотившей лучшие моральные качества. Нравственный идеал создаётся через сознание.

Сознание - способность идеального воспроизведения действительности.

Сознание, в свою очередь, формируется через мировоззрение.

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

Направленность личности — это система устойчиво характеризующих побуждений человека, которая формируется через мировоззрение. [4]

 

 

 

 

 

 

Задание 7.

Определить правильность (неправильность) следующих утверждений. Пояснить ответ.

а) Чувства и эмоции человека имеют животное происхождение, и по мере развития психики они будут исчезать - ВЕРНО

Первый, кто пытался раскрыть биологическую природу чувств, был Ч. Дарвин. Он утверждал, что чувства человека имеют животное происхождение, и что по мере развития психики эмоции будут исчезать.

Выразительные движения животных, как показал Ч.Дарвин, носят приспособительный характер. Оскал зубов, например, или раздувание ноздрей, сжатие пальцев во время сильного гнева в свое время были, по его мнению, необходимы, так как содействовали непосредственной борьбе животных друг с другом.

На основе дарвиновского понимания эволюции приспособительных реакций организма можно утверждать, что эмоциональные состояния сыграли когда-то положительную роль, создав условия для более широкого и более совершенного приспособления животных к окружающей среде. 
Эмоции человека и выразительные движения, которыми они сопровождаются, согласно теории Дарвина, являются рудиментами прежде целесообразных инстинктивных движений животных.

Из дарвиновской точки зрения на эволюцию полезных приспособлений следует, что эмоциональные состояния, удержавшиеся в процессе эволюции и развившиеся до своего тончайшего выявления у человека, не могли бы ни появиться, ни сохраниться, а тем более закрепиться наследственностью, если бы они были вредны либо бесполезны для жизненно важных функций животного.

Потребности человека и животных отличаются по своему содержанию, интенсивности и способам удовлетворения. Это обусловливает отличие эмоций у людей и животных, даже таких, которые свойственны как людям, так и животным — гнев, страх, радость, грусть и т.п. Человеческие эмоции коренным образом изменились в процессе исторического развития, они очеловечились, приобрели своеобразные особенности.

У человека как общественного существа возникли высшие, духовные потребности, а с ними и высшие чувства — моральные, эстетические, познавательные, не свойственные животным. Эмоции животных остались на уровне инстинктивных форм жизнедеятельности. Чувство стыда, указывал Ч. Дарвин, свойственно только человеку. [9]

б) Отрицательные эмоции появляются чаще всего, когда субъект располагает недостаточной информацией - ВЕРНО

Отрицательные эмоции возникают, когда субъект располагает недостаточным количеством информации, а положительные - когда информация оказывается в избытке.  Такой процесс можно наблюдать в случае гнева ребенка, которому не дали требуемую конфету. Вероятность такой эмоции тем больше, чем менее убедительным будет объяснение причины, по которой конфета не была дана. Боязнь крыс у студентов-психологов, которым предстоит впервые столкнуться с этими животными при проведении эксперимента, тоже можно объяснить при помощи этой схемы. Боязнь будет существовать до тех пор, пока число рациональных сигналов (уверенность в отсутствии опасности, предосторожности лица, ответственного за виварий, и т. д.) не достигнет и не превзойдет количество необходимых сигналов после первых опытов, проведенных самими студентами. Точно так же безобидный уж, переползая через дорогу, у наивного прохожего вызывает страх, а у зоолога, изучающего рептилий, он вызовет радость. Итак, отрицательные эмоции возникают чаще всего из-за неприятной информации, и особенно при недостаточной информации; что касается положительных эмоций, то они возникают при получении достаточной информации, особенно тогда, когда она оказалась лучше ожидаемой. [10]

 

Задание 8.

Рассказать о видах мышления и их особенностях. Какие виды мышления проявляются у детей:

    1. От 1 до 2 лет.
    2. От 5 до 6 лет
    3. От 10 до 12 лет
    4. От 15 до 17 лет

Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

По генезису развития различают мышления:

  1. наглядно-действенное;
  2. наглядно-образное;
  3. словесно-логическое;
  4. абстрактно-логическое.

а) От 1 до 2 лет. Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.

б) От 5 до 6 лет. Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. [2]

в) от 10 до 12 лет. Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении, оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

г) от 15 до 17 лет. Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 9.

Пояснить с точки зрения психологии воли, почему изменение себя в положительную сторону требует волевых усилий, а плохие привычки закрепляются без труда с нашей стороны?

Воля - это способность системы ставить перед собой цель и прилагать усилия для ее достижения. Волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Очень часто усилия направлены на то, чтобы преодолеть себя. Обязательным компонентом является борьба мотивов. То есть самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям. Усиленное внимание к действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. То есть отсутствует эмоциональное удовольствие, а не моральное удовлетворение. [6]

Привычка - это усвоенное действие, ставшее автоматизированным и осуществляемым без особых усилий. Проще говоря - это поступки, которые мы совершаем не задумываясь. То, что заставляет человека сделать привычное действие, живет не на поверхности его сознания, а глубоко внутри. Привычка - это подсознательная программа, следуя которой человек действует. [8]

 

 

 

 

 

 

 

Задание 10.

Что такое принципы воспитания? Какими принципами воспитания руководствуется современная система воспитания?

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

  • общественная направленность воспитания;

Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его статусов, органов власти, формирование гражданских и остальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов.

  • связь воспитания с жизнью, трудом;
  • опора на положительное в воспитании

 Выявляется положительное в человеке и , опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.

  • гуманизация воспитания

Он требует: гуманного отношения к личности воспитанника;  уважения его прав и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважения права человека быть самим собой; доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; ненасильственного формирования требуемых качеств; отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).

  • личностный подход

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель: постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; умел диагностировать и знал реальный уровень таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие; постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели; максимально опирался на собственную активность личности; сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников.

  • единство воспитательных воздействий.

Этот принцип, называемый также принципом координации усилий школы, семьи и общественности, требует, чтобы все лица, организации, общественные институты причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам — Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает, огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. [11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

  1. Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.
  2. Волков Б.С. Психология младшего школьника. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 128 с.
  3. Козлов Н.И. Акцентуация
  4. Википедия [электронный ресурс], http://ru.wikipedia.org
  5. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М., 2010.
  6. Ильин Е.П. Психология воли - СПб.: Издательство “Питер”,2000.
  7. Радугин А.А. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: Центр, 1997.
  8. Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г.,  Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998
  9. Шадриков В.Д. Введение в общую психологию: эмоции и чувства. — М., Логос, 2002.
  10. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. — М., Наука, 1975.
  11. Пидкасистый П.И.Педагогика: Учебное пособие. – М.:Педагогическое общество России, 1998.

 

 

 

 


Информация о работе Мировоззрение. Наука. Культура