Криминальное поведение подростков: причины и следствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:36, реферат

Краткое описание

Криминальное поведение подростков обладает выраженной возрастной спецификой. Это связано с психологическими и психофизиологическими особенностями подросткового возраста как переходного между детством и юностью. Значительный психоэндокринный сдвиг играет большую роль в возникновении или манифестации различных психических расстройств, поведенческих реакций, на основе которых возникают поведенческие девиации, в том числе такие, как криминальный стереотип поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

Криминальное поведение подростков причины и следствия.docx

— 24.05 Кб (Скачать файл)

Криминальное поведение подростков: причины и следствия

Криминальное поведение  подростков обладает выраженной возрастной спецификой. Это связано с психологическими и психофизиологическими особенностями  подросткового возраста как переходного  между детством и юностью. Значительный психоэндокринный сдвиг играет большую  роль в возникновении или манифестации различных психических расстройств, поведенческих реакций, на основе которых  возникают поведенческие девиации, в том числе такие, как криминальный стереотип поведения. Смена ведущего типа деятельности ведет к усилению взаимодействия между подростками, возникновению подростковых групп, в том числе и асоциальной  направленности. Недостаточная устойчивость морально – нравственной сферы, упрямство  и противодействие советам с  внушаемостью и склонностью к  индуцированию, подростковый максимализм, стремление к признанию в своей группе, подчинение себя случайным кумирам – особенности подростков, которые наряду с неблагоприятными социальными, микросоциальными условиями, а также конституциональными особенностями способствуют возникновению и закреплению девиантного, делинквентного и криминального поведения.

Формирование криминального  стереотипа поведения происходит через  формирование делинквентного поведения в результате воздействия неблагоприятных социальных, а в частности, микросоциальных факторов (дисгармоничность внутрисемейных отношений и, прежде всего, стиля воспитания; дисгармоничность морально- этических принципов и предъявляемых ребенку требований; диссоциация родительских ролей в семье), на почву конституционально-типологической недостаточности мозга и личности. В таких случаях можно говорить об аномальном, дисгармоничном личностном развитии с выраженными конституциональными аномалиями личности. Таким образом, анализ литературных данных позволяет увидеть сочетание, взаимодействие биологических и социальных факторов, социальных и индивидуальных детерминант. Это приводит к формированию таких особенностей, как агрессивность, утрированная полоролевая идентификация и самоутверждение за счет физической силы, преобладание элементарных материально- физических потребностей, нарастанию выраженности эпилептоидных и шизоидных черт характера.

В последние годы мы стали  свидетелями небывалого роста числа  правонарушений, совершенных несовершеннолетними. По данным МВД в 2005г. зарегистрировано около 10 тысяч случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления или антиобщественную деятельность. При этом 9,6% всех преступлений, зарегистрированных в 2005 г. (т. е. около 250 тысяч) совершены несовершеннолетними или с их участием. Несопоставимость данных позволяет сделать вывод: подростковая преступность становится все более самостоятельной, организованной и профессиональной.

На фоне пугающих цифр следует прежде всего отметить своеобразное расслоение подростково-молодежной популяции и выделить:

детско-подростковую среду, ориентированную на семью, школу, позитивные социальные ценности и необходимую  для жизни успешность в личностном росте, уважение к общественному  порядку и закону;

детско-подростковую маргинальную среду, ориентированную на установки  и позиции малых подростковых и юношеских групп, организованных по типу дворовой, уличной общности, общности привязанной к определенному  клубу, дискотеке, музыкальному жанру, спортивному занятию, увлечению. В этой среде устойчивые, социально ориентированные ценности, отношений и правила поведения отсутствуют и не приветствуются; более характерной является изменчивая ориентация в интересах в зависимости от ситуации, привлекательности установок лидера группы, от влияния определенной социальной «моды» на те или иные формы отношений и поведения;

подростковую и юношескую  криминальную среду, устойчиво ориентированную  на криминализацию или как способ обеспечения своего социального  статуса, или как решение эгоцентрических  интересов, или как выражение  своеобразного протеста. Последняя  группа не однородна по своему составу, включает много типов организации, структуры, направлений криминальной ориентации (Башкатов И. П., 2000) [3;73].

Рассматривая детско-подростковую популяцию и среду через признак  криминализации, мы должны отметить наибольший рост числа детей и подростков, вовлеченных именно в маргинальную область отношений и поведения. Эта среда и связанные с  ней отклоняющиеся («девиантные») формы поведения несомненно являются знаком переживаемого обществом кризисного периода. Для этого социально-психологического явления характерно отсутствие или утрата устойчивых целей, разрушение эмоционально и личностно значимых общественных, в том числе семейно-родительских отношений.

Мотивация — это первый фактор, который нужно учитывать  при анализе того или иного  уголовного дела, в котором участвовал несовершеннолетний. Второй важный фактор — наличие за спиной ребенка или  подростка взрослого с уголовным  прошлым. Люди эти неплохо разбираются  в психологии, к подготовке и совершению преступления относятся как к  работе. Недаром они говорят: «Пошли на дело». И хотя определенной системы  вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность нет, опытные рецидивисты  делают это на удивление грамотно, можно даже сказать — с педагогическим тактом, именно потому, что учитывают  возрастную мотивацию: для тех, кому 8—9,— это корысть. Дети, конечно, не виноваты, виновата среда. До 7 лет  большинство из них воспитывалось  в детских садах, где все общее  — книжки, игрушки, еда. Ребенок из неблагополучной семьи, недополучающий чего-то дома, худо-бедно восполняет недостачу вне дома, в детском  учреждении. У него формируется представление  о социальной справедливости: мне, как  всем. Но первый же год в обычной  школе разрушает иллюзию равенства. Здесь у каждого ученика свои школьные принадлежности, а у него порой нет необходимого. Ребенок  начинает понимать, что родители не хотят или не могут (что для  него равнозначно) дать столько же, сколько у соседа. А чувство  собственника именно в младшем школьном возрасте достигает одной из высших точек. Субъективная ценность сокровищ второклассника не соответствует рыночной стоимости вещи. Не составляет никакого труда произвести с ним взаимовыгодный обмен — забрать дорогое кольцо, украденное ребенком по приказу взрослого, и милостиво одарить его электрическим  фонариком.

Мотивация правонарушений у  детей 11—13 лет отличается от мотивации  младших школьников. Здесь корысть  уступает место игре, романтике, дружбе, возможности подняться на ступеньку  выше по иерархической лесенке в  своей компании. Они могут быть идеальными хранителями ценностей. Воры нередко используют квартиры мальчишек  из неполных семей, живущих, как правило, вдвоем с матерью, под склады краденого. В большинстве случаев матери не подозревают, что являются невольными сторожами.

С получением паспорта подросток  обретает новое чувство уверенности. В его противоправных действиях  появляется обдуманность и корысть. Мотив продвижения по иерархической  лесенке с возрастом приобретает повышенную значимость. Тем, кому 16—17 лет, деньги нужны на выпивку, наркотики, покупку сверхмодной, а потому дорогой одежды.

Весьма характерным фактом общественной психологии в современных  подростковых компаниях является изменение  системы ценностей. Если 15 лет назад  члена группы оценивали с точки  зрения: «Какой ты?» (сильный, смелый, честный, верный), то теперь критерий звучит иначе: «Сколько ты стоишь?»

В особую группу выделяют и  детей из элитарных семей. Избалованное дитя, получающее с ранних лет все, о чем мечтало и не мечтало, «переедает сладкого» и отправляется в бурное море жизни в поисках  чего-нибудь остренького. Кое-кому из них  начинает казаться, что новые вкусовые ощущения жизни может придать  романтика, а вернее, псевдоромантика правонарушений. Их называют «мажоры». По изощренности преступлений им нет равных в преступной среде.

Преступность несовершеннолетних отличается динамичностью, высокой  степенью активности подростков. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном возрасте, трудно поддаются  исправлению и перевоспитанию и, как правило, представляют собой  резерв для взрослой преступности. Между преступностью несовершеннолетних и преступностью взрослых существует тесная связь. Не случайно в литературе отмечается, что преступность несовершеннолетних — это будущая преступность. В  связи с этим можно говорить, что  одной из причин преступности взрослых является преступность несовершеннолетних. Ведь преступность взрослых уходит корнями  в то время, когда личность человека только формируется, вырабатывается его  жизненная ориентация, когда особенно актуальными являются проблемы воспитания, становления личности, направленности ее поведения.

Последствия криминального поведения  подростков

За последние годы преступность несовершеннолетних в нашей стране существенно возросла. Так, в Киеве, как одном из наиболее сложных  по состоянию преступности городов  Украины, подростковая преступность составляет около 14 %. В настоящее время подростки  являются самой криминогенно пораженной частью населения. Увеличилось среди  преступников также число девочек-подростков. Как гласит милицейская статистика, предоставленная нам Центром  общественных связей МВД Украины  в г. Киеве c начала года несовершеннолетними  совершено более 600 преступлений. Из них 154 грабежа и более 160 краж имущества. За совершенные преступления к уголовной  ответственности привлечены 509 подростков, 480 из которых - жители столицы В текущем году в отделы криминальной милиции по делам несовершеннолетних доставлено более 2200 малолетних бродяг и правонарушителей. Каждый третий - приезжий, а 108 направлены на лечение.

Согласно уголовного кодекса уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось шестнадцать лет. Лица, совершившие преступления в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за некоторые виды преступлений в том числе и за умышленное убийство.

Несовершеннолетний, впервые  совершивший преступление небольшой  тяжести, может быть освобожден от уголовной  ответственности, если его исправление  возможно без применения наказания. В этих случаях суд применяет  к несовершеннолетнему принудительные меры воспитательного характера.

Принудительные меры воспитательного  характера, предусмотренные частью второй статьи 105 Уголовного Кодекса, суд  применяет и к лицу, которое  до достижения возраста, с которого может наступать уголовная ответственность, совершило общественно опасное  деяние, подпадающее под признаки деяния, предусмотренного Особенной  частью Кодекса. [1; ст.15]

В случае уклонения несовершеннолетнего, совершившего преступление, от применения к нему принудительных мер воспитательного  характера, эти меры отменяются и  он привлекается к уголовной ответственности.

К несовершеннолетним, признанным виновными в совершении преступления, могут быть применены следующие  виды наказаний:

1) штраф;

2) общественные работы;

3) исправительные работы;

4) арест;

5) лишение свободы на  определенный срок.

К несовершеннолетним могут  быть применены дополнительные наказания  в виде штрафа и лишения права  занимать определенные должности или  заниматься определенной деятельностью.

При назначении наказания  несовершеннолетнему суд, кроме  обстоятельств, предусмотренных в  статьях 65-67 Кодекса, учитывает условия  его жизни и воспитания, влияние  взрослых, уровень развития и иные особенности личности несовершеннолетнего.

Несовершеннолетний, совершивший  преступление небольшой или средней  тяжести, может быть освобожден судом  от наказания, если будет признано, что вследствие чистосердечного  раскаяния и дальнейшего безупречного поведения он на момент постановления  приговора не нуждается в применении наказания. В этом случае суд применяет  к несовершеннолетнему следующие  принудительные меры воспитательного  характера:

1) предупреждение;

2) ограничение досуга и  установление особых требований  к поведению несовершеннолетнего;

3) передача несовершеннолетнего  под надзор родителей или лиц,  их заменяющих, либо под надзор  педагогического или трудового  коллектива с его согласия, а  также отдельных граждан по  их просьбе;

4) возложение на несовершеннолетнего,  достигшего пятнадцатилетнего возраста  и имеющего имущество, средства  или заработок, обязанности возмещения  причиненного имущественного ущерба;

5) направление несовершеннолетнего  в специальное учебно-воспитательное  учреждение для детей и подростков  до его исправления, но на  срок, не превышающий трех лет.  Условия пребывания в этих  учреждениях несовершеннолетних  и порядок их оставления определяются  законом.

К несовершеннолетнему может  быть применено несколько принудительных мер воспитательного характера. Суд может также признать необходимым назначить несовершеннолетнему воспитателя в порядке, предусмотренном законом.

Следует также отметить широкое  применение в судебной практике отсрочки исполнения приговора, которая в  настоящее время реализуется  в отношении примерно половины всех несовершеннолетних, осуждаемых к лишению  свободы. Кроме того, определенная часть нарушителей (более 20%) освобождается от наказания или уголовной ответственности: материалы по ним либо передаются в комиссии по делам несовершеннолетних, либо к ним применяются принудительные меры воспитательного характера: 1) предупреждение, 2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, 3) возложение обязанности загладить причиненный вред, 4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Таким образом, реальное уголовное  наказание исполняется в отношении  менее чем половины подростков, совершающих  уголовно наказуемые деяния. Учитывая то, что в отношении совершеннолетних не предусмотрено ряда наказаний, а  отдельные (например, штраф, исправительные работы) применяются весьма ограниченно, основным видом реального (исполняемого) наказания является лишение свободы, которое лица, осуждаемые в несовершеннолетнем возрасте, отбывают в воспитательных колониях.

Если же подросток, совершивший  правонарушение, не достиг возраста привлечения  к уголовной ответственности, т.е. ему не исполнилось 14 лет, или применение к нему меры уголовного наказания  признается нецелесообразным, но он тем не менее нуждается в особых условиях воспитания, то такой подросток направляется в специальное учебно-воспитательное учреждение.

При определении наказания  для несовершеннолетнего должны учитываться и особенности детской  психологии, и возможность мер  реабилитации, при этом необходимо владеть, помимо юридических знаний, основами педагогики и социальной работы. В мировой практике для подобных случаев существует ювенальная юстиция, т. е. своеобразные «детские суды».

 

Справка. Ювенальная юстиция  — это совокупность правовых механизмов, медико-социальных, психолого-педагогических и реабилитационных, а также иных процедур и программ, предназначенных для обеспечения наиболее полной защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, а также лиц, ответственных за их воспитание, реализуемых системой государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций.

Информация о работе Криминальное поведение подростков: причины и следствия