Криминологические версии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:28, реферат

Краткое описание

О чем, в частности, можно прочитать в книге Топинарда и Гарофало "Криминология". Примерно в то же время специалистами правоведами были сформулированы ряд взглядов на сущность и предмет криминологии, которые явились основой для создания различных школ криминологии, существующих и в настоящее время. В общем виде их можно свести к пяти основным направлениям: Представители первого направления не выделяют криминологию в качестве самостоятельной научной дисциплины, а считают ее частью уголовного права, если его рассматривать в широком смысле слова. В настоящее время такие взгляды представляют лишь исторический интерес

Вложенные файлы: 1 файл

криминология.docx

— 59.94 Кб (Скачать файл)

Впервые термин " КРИМИНОЛОГИЯ " появился на страницах печати в  конце девятнадцатого столетия. Сначала  под ним понимали проблемы этиологии (исследования причин преступности). О  чем, в частности, можно прочитать  в книге Топинарда и Гарофало "Криминология". Примерно в то же время специалистами правоведами  были сформулированы ряд взглядов на сущность и предмет криминологии, которые явились основой для  создания различных школ криминологии, существующих и в настоящее время. В общем виде их можно свести к  пяти основным направлениям: Представители  первого направления не выделяют криминологию в качестве самостоятельной  научной дисциплины, а считают  ее частью уголовного права, если его  рассматривать в широком смысле слова. В настоящее время такие  взгляды представляют лишь исторический интерес.

Представители второго направления  включают в нее изучение причин преступности, методов борьбы с ней, проблемы уголовной  политики, пенологии и уголовного права. Эта концепция возникла в  первые годы нашего столетия. Ее основоположником стал австрийский юрист Ганс Гросс (1847-1915) Он считал, что криминология включает в себя уголовную антропологию, уголовную социологию, криминалистику, криминальную психологию, уголовную  политику, пенологию, уголовное право  и ряд других отраслей науки. Мысль  Г. Гросса об объединении всех "вспомогательных  по отношению к уголовному праву  наук с включением науки о следствии  и пенологии" в единую систему  криминологии нашла отражение во взглядах ученых второй половины ХХ века, что на наш взгляд, внесло много  путаницы.

Третье направление, создателем которого был Лист (1851-1919) - известнейший представитель социологической  школы уголовного права, рассматривает  криминологию как науку о преступности и ее причинах наряду с криминалистикой, уголовным правом и уголовной  политикой.

Как Вы можете заметить, два  последних направления объединяет одинаковое понимание содержания криминологии и криминалистики, что объясняется  их единой средой возникновения. Обе  они возникли в силу необходимости  обеспечения потребностей практики познать причины такого опасного социального явления, как преступность, и разработать эффективные методы борьбы с ней. Причем в период своего возникновения они не имели определенной сферы исследования, что в значительной мере повлияло на последующий подход к проблеме связи между криминологией  и криминалистикой.

Четвертое направление отражает современные тенденции развития криминологических исследований. Оно  рассматривает криминологические  проблемы в связи с пенитенциарными, т.е. большое внимание уделяется  изучению личности преступника, в т.ч. лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением и применяемых к ним  мер. Этот подход наиболее широко используется в США.

Последнее - пятое направление  рассматривает криминологию как  науку о преступности и ее причинах. Это направление характерно для  европейской правовой школы.

Что же касается Российских правоведов, то они, в настоящее время, придерживаясь консервативных взглядов незначительно изменили свои взгляды  на предмет изучаемой дисциплины. В ряде учебников его основными  составными назывались: преступность, причины и условия преступности, личность преступника, предупреждение преступности. В учебнике, по которому предстоит учиться Вам их последовательность несколько изменена, что практически  не меняет сути. Изучаемые составные  предмета криминологии расположены  в следующей последовательности:

1. ПРЕСТУПНОСТЬ (сущность  и ее закономерности)

Криминология изучает  преступность как социально обусловленное, исторически изменчивое явление  в обществе, представляющее собой  совокупность всех преступлений, совершенных  в данном государстве за определенный период времени, которое с позиции  общественных интересов относится  к разряду социальной патологии  и оценивается отрицательно. Понятием преступности охватывается совокупность преступлений, рассматриваемых в  виде фактов социальной действительности, а не юридических конструкций  типа, например, состава преступления. В этом своем реальном социальном бытии преступность подчиняется  определенным закономерностям, имеет  фиксированные качественно-количественные характеристики, которые и изучаются  криминологией. К ним относятся: уровень, структура и динамика преступности. Причем, правонарушения, не образующие преступлений, но тесно связанные  с ними, такие, например, как пьянство, проституция, наркомания и т. П., рассматриваются  криминологией при анализе причин и условий ряда видов преступлений и разработке мер их предупреждения. Исследования же этих явлений и проблем  борьбы с ними в полном объеме не входит в предмет криминологии.

2. ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА

изучается как система  социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств  субъектов преступления. Применительно  к личности преступника рассматривается  соотношение биологического и социального  в ней.

Выделение личности преступника  из всей массы людей осуществляется на основе двух критериев: юридического и социального (социально-психологического). Исходя только из юридического критерия, личность преступника определяется как лицо, совершившее преступление. Однако в этом суждении можно усмотреть  элементы тавтологии. Такое понятие  личности преступника "имеет формальный оттенок"(Стручков Н. А. Проблема личности преступника Л., 1983, с. 49). Поэтому  юридический критерий должен быть по необходимости дополнен критерием  социальным (социально-психологическим), в соответствии с которым личности преступника присуща та или иная степень антиобщественной направленности (ориентации) или, как минимум, отдельные  антисоциальные черты.

Данное положение относится  не только к злостному, но и к, так  называемому, случайному преступлению, а также к лицам, совершающим  преступления в состоянии аффекта  и даже по неосторожности. Сюда же включается и изучение тех лиц, которые еще  не нарушили уголовного закона, но в  силу антиобщественных взглядов и привычек, проявившихся, например, в виде совершения соответствующих административных правонарушений, могут встать на преступный путь (Антонян Ю. М. Изучение личности преступника М., 1982, с. 45).

То есть в предмет рассматриваемой  отрасли научных знаний входит личность правонарушителя, понимаемая в указываемом  выше смысле и включающая не только собственно преступника, но и другие категории лиц, подвергающиеся целенаправленному  профилактическому воздействию.

В целом, данные о личностных свойствах применительно к субъектам  всех преступлений и отдельно по их видам содержат существенную информацию о причинах преступлений, которая  может быть использована при определении  мер, направленных на предупреждение новых  преступлений.

3. ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕСТУПНОСТИ

представляют собой совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые непосредственно  порождают, продуцируют, воспроизводят (детерминируют) преступность как свое следствие.

Наряду с собственно причинами  преступности предметом криминологического анализа являются ее условия. Это  такие явления и процессы, которые  сами по себе преступности не порождают, но, сопутствуя причинам и влияя  на них, обеспечивают их действие, приводящее к определенному следствию (совокупности деяний, нарушающих уголовный закон).

Причинное объяснение, неизменно  актуальное для криминологических  исследований, опирается в первую очередь на понятия причин и условий  преступности. Однако криминологов интересуют и другие виды детерминации этого  социально-негативного явления: корреляция, системно-структурная связь и  т.д. Различные по источникам, содержанию, механизму действия и другим признакам  детерминанты преступности изучаются  в криминологии применительно: а) ко всей совокупности преступлений; б) к  их отдельным видам (группам, категориям) ; в) к индивидуальным актам преступного  поведения.

4. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ

или иначе называемая - ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ. Эти два термина (с  точки зрения этимологии) идентичны  и ими пользуются как взаимозаменяющими.

По своей сути предупреждение преступности - это специфическая  область социального регулирования, управления и контроля, имеющая многоуровневый характер и преследующая цель борьбы с преступностью на основе выявления  и устранения ее причин и условий, иных детерминант.

Криминология изучает  предупреждение преступности как сложную  динамическую систему. Ее функционирование связано с решением как общих  задач социального развития, так  и специализированных задач в  области борьбы с негативными  явлениями. Как правило, в криминологии профилактическая система государственных  и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание  от преступлений и коррекцию поведения  правонарушителей, анализируется по: направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам  и другим параметрам.

Все рассмотренные основные элементы предмета криминологии, во-первых, органично взаимосвязаны, а во-вторых, изучаются не только этой наукой. Например, преступность может привлекать внимание социологов при исследовании ими  социальных отклонений; проблема личности преступника имеет наряду с криминологическим  криминалистический, оперативно-розыскной  и другие аспекты; вопросы, связанные  с предупреждением преступности путем назначения и исполнения наказания, изучаются в уголовном и исправительно-трудовом праве.

В чем же тогда заключается  специфика криминологического подхода  к изучению указанных выше явлений? В общем виде такая специфика  проявляется в следующем:

1. Криминология изучает  преступность и связанные с  ней явления как социально-правовую  реальность.

2. Специфика криминологического  познания состоит и в том,  что в нем делается выраженный  акцент на причинном объяснении  изучаемых этой наукой социально-правовых  явлений и процессов.

3. Во главу криминологических  исследований ставится задача  предупреждения преступности.

4. Криминология принимает  участие в разработке не только  правовых, но и иных по содержанию  средств борьбы с преступностью,  ее предупреждения (социально-экономических,  культурно-воспитательных и т.д.).

Некоторыми отечественными учеными предмет криминологии дополняется  историей криминологической науки, организацией и методикой изучения преступности, криминологическим прогнозированием и т. П. В настоящее время этот вопрос остается открытым и мы позволим себе лишь наблюдать за его решением, определив устоявшееся и апробированное представление о криминологии как  социально-правовой науке, которая  изучает сущность, закономерности и  формы проявления преступности, ее причины и иные детерминанты, личность преступника и других категорий  правонарушителей, могущих встать на преступный путь, а также систему  предупреждения преступности и на этой основе разрабатывает общую теорию предупредительного воздействия на преступность и меры криминологической  профилактики.

Вывод по первому вопросу: Криминология - самостоятельная социально-правовая (социолого-правовая) наука. В ее предмете выделяются по содержанию четыре основные составные части, четыре группы изучаемых  социальных явлений: преступность; личность преступника; причины и условия  преступности (детерминанты) ; предупреждение (профилактика) преступности.

ВОПРОС 2. Методология и  задачи криминологии

Изложенные в первом вопросе  лекции положения являются отправными для понимания целей, задач и  функций криминологии.

Анализ научной и учебной  литературы по криминологии, к сожалению, не дает алгоритма этого вопроса. Это объясняется рядом объективных  и субъективных причин, на которых  мы останавливаться не будем.

Учитывая потребности  и интересы данной науки разделим цели на: теоретические и практические. Их также важно разделить на ближайшие, перспективные и конечные. Все  цели естественно должны рассматриваться  с позиции единства, но с соответствующей  конкретизацией.

Не останавливаясь на их подробном  рассмотрении перейдем к основным задачам  криминологии, которые определяются "общими задачами обществознания и  конкретизируются задачами борьбы с  преступностью на современном этапе  развития нашего общества ".

Их можно представить  следующим образом: в первую очередь - получение достоверных знаний обо  всем том, что составляет ее предмет; научное объяснение и прогнозирование  криминологических явлений; существенную информацию о причинах преступлений, которая может быть использована при определении мер, направленных на предупреждение новых преступлений.

определение общей политики в развитии науки, т.е. анализ имеющихся  наработок (советского периода), сохранение ценных научных исследований и безоглядного отказа от " догматических и искажающих истину положений".

внедрение в практику теоретических  знаний, особенно в части прогнозирования  и планирования (проведение криминологических  экспертиз и т.д.) следующей задачей  выделяется изучение и использование  международного опыта борьбы с преступностью, Здесь важное место должно быть уделено  анализу международно-правовых документов, достижений науки, в Е. ч. и криминологической, участие в международных организациях (Интерпол, ассоциации полицейских и пр.), различных конференциях и семинарах, научно-обоснованное обеспечение отдельных видов преступлений, в т.ч. и "новых" для нашей страны.

Осуществляя научные исследования, входящие в предмет и определяя  первоочередные на сегодняшний день цели, криминология пользуется тремя  основными функциями: эмпирической (или собирательной), когда исследователь  выясняет, как протекает тот или  иной процесс; теоретической (объяснительной), когда исследователь стремится  выяснить, почему данный процесс протекает  так, а не иначе; прогностической, когда  исследователь стремится заглянуть  в будущее и раскрыть перспективы  развития изучаемого явления, процесса, а также возможность позитивного  влияния на них.

Информация о работе Криминологические версии