Криминологического прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2012 в 16:11, контрольная работа

Краткое описание

При проведении криминологических экспертиз законопроектов, проектов различных социальных программ криминологу, например, приходится отвечать на вопрос, как скажется на причинном комплексе преступности и в конечном счете на ней самой принятие того или иного закона, программы приватизации и т. п., или как скажется на системе борьбы с преступностью и, следовательно, на преступности увеличение численности подразделений внутренних войск, реорганизация тех или иных правоохранительных органов. Прогнозирование основано на познании закономерностей преступности, ее детерминации, причинности, реагировании на различные меры борьбы с ней.

Содержание

Введение
1. Понятие криминологического прогнозирования
2. Методы криминологического прогнозирования
3. Виды криминологического прогнозирования и прогнозов
4. Программирование и планирование борьбы с преступностью, предупреждения преступлений
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Ася_Криминология.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

1. сингулярное (простое, однообъектное) - когда объект изолируется от структуры внешних взаимосвязей;

2. мультиплетное (факторное) - сложное, многообразное, когда анализу подвергается множество юридических и не юридических явлений;

3. системное - когда учитываются уровни, направление взаимодействия прогнозируемых объектов, теснота взаимосвязи, пространственно-временные и социально-экономические параметры, словом, прогнозирование, по возможности максимально приближенное к реальной действительности со всей ее диалектичностью;

4. метасистемное - когда реальная система, показатели которой прогнозируются, признается не способной обеспечить решение поставленных задач, предсказывается деятельность проектируемой системы.

Наряду с периодом упреждения в основе выделения разных видов криминологических прогнозов лежат объект прогнозирования и его направленность.

По объекту прогнозирования можно выделить прогнозы: преступности, личности преступника, факторов преступности (например, криминогенных явлений в экономике), последствий преступности (например, числа жертв автотранспортных преступлений), мер борьбы с преступностью (например, изменений в уголовном законодательстве) [10].

По направленности прогнозирования выделяются прогнозы: поисковый и нормативный.

Поисковый прогноз - имеется в виду прогнозирование криминологической обстановки путем условного продолжения в будущее тенденций этого развития в прошлом и настоящем, абстрагируясь от планов, программ, проектов, решений, которые способны видоизменить эти тенденции, вызвать самоосуществление или саморазрушение прогноза.

Нормативный прогноз - это прогнозирование желательных состояний, явлений на основе заранее определенных целей, нахождения наилучшего пути (среди множества возможных), достижения некоторой конечной цели в определенный будущий момент.

Поисковое и нормативное прогнозирование тесно связано между собой: первое является базой и отправной ступенью для второго.


4. Программирование и планирование борьбы с преступностью, предупреждения преступлений

 

Криминологический прогноз является научной основой программирования и планирования деятельности общества, правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Программирование борьбы с преступностью и предупреждения преступлений - это деятельность по разработке и реализации соответствующих целевых, комплексных программ, в которых определяется система (комплекс) мер борьбы с преступностью, предупреждения преступлений посредством указания целей, задач, средств, способов, этапов, механизма реализации соответствующих мер, их ресурсного обеспечения, а также показателей ожидаемых результатов.

Программирование осуществляется федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления на основе анализа государственной и ведомственной статистической отчетности, результатов криминологических исследований, криминологических экспертиз и мониторинга, опросов общественного мнения населения, материалов деятельности правоохранительных органов.

Субъекты разработки и принятия программ осуществляют их финансирование, ресурсное и кадровое обеспечение, контроль за их реализацией[11].

Разработка программ является сложным процессом, включающим следующие основные этапы:

1) обоснование программного решения проблемы;

2) формирование целей программы;

3) разработка вариантов программы;

4) разработка проекта программы;

5) разработка сценария реализации программы.

Программы борьбы с преступностью и предупреждения преступлений имеют достаточно сложное содержание, охватывающее: обоснование необходимости решения проблемы путем реализации соответствующей программы; цели, задачи, сроки и этапы ее реализации; систему программных мероприятий; меры финансового, материально-технического, кадрового обеспечения; объем и источники такого обеспечения.

Криминологическое планирование - это целенаправленный процесс выработки плана, в котором на основе целей и задач в сфере борьбы с преступностью намечаются пути и средства их решения, нормативного, информационного, организационного, методического и ресурсного обеспечения на определенный период времени. Планирование осуществляется на разных уровнях и реализуется в комплексных планах профилактики правонарушений, а также в ведомственных планах правоохранительных органов применительно к их задачам и функциям[12].

Одним из видов планирования являются комплексные планы, заключающие в себе решение экономических, социальных, воспитательных, организационно-правовых и чисто криминологических задач. Планы включали мероприятия, направленные главным образом на устранение причин и условий совершения правонарушений и развитие всего антикриминогенного потенциала региона либо отрасли народного хозяйства. В настоящее время предпринимаются значительные усилия по восстановлению в стране системы такого планирования. Комплексные планы могут составляться в районах, городах, областях, краях и республиках.

Широта и характер мероприятий, предусмотренных в планах, определяет и круг субъектов планирования. К ним относятся органы власти, трудовые коллективы, органы внутренних дел, прокуратуры, суда и юстиции и общественные организации.

Планируются и специальные меры предупреждения преступлений, осуществляемые органами внутренних дел, судами, прокуратурой и юстицией. Такого рода планирование называют ведомственно-отраслевым.

Названные планы обеспечивают: взаимодействие социального планирования с осуществлением мер криминологической профилактики; взаимосвязь и целеустремленность в деятельности правоохранительных органов; согласование их совместных действий с другими государственными органами и общественными организациями.


Заключение

 

В научной литературе понятие криминологического прогнозирования в самом широком смысле определяется как процесс научного предсказания изменений тенденций и закономерностей преступности в целом как социально-правового явления, отдельных видов преступности, категорий и групп преступлений, личности преступника, причин преступности, деятельности по предупреждению преступности в будущем, а также перспектив развития науки криминологии[13].

В узком смысле под криминологическим прогнозированием понимается процесс предвидения тенденций и закономерностей преступности в будущем.

Криминологическое прогнозирование обеспечивает не только определение оптимального варианта научно обоснованной стратегии и мер повышения уровня организаторской деятельности государственных и общественных органов, но и выработку тактики и методики борьбы с преступностью.

Прогнозы являются подготовительной стадией для разработки мер индивидуальной профилактики, целевых программ предупреждения преступлений, комплексных планов борьбы с преступностью.

На основе оценок криминологической ситуации (т. е. преступности, ее причинности, детерминации, состояния борьбы с ней), прогноза и рекомендаций специалистов по дальнейшей борьбе с преступностью государство, как основной субъект организации этой борьбы, определяет ее стратегию.


Список используемой литературы

 

Список нормативно-правовых актов:

1.      Указ Президента РФ от 30 марта 1998 г. N 328 «О разработке единой государственной системы регистрации и учета преступлений»

 

Список научной и учебной литературы:

1.      Долгова А.И. Криминология: Учебник для вузов/ 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2005 - 912 с.

2.      Криминология: учебник для вузов / Под. ред. В.Д. Малкова. Изд. 2-е. - М.: Юстицинформ, 2006. - 524 стр.

3.      Ли Д.А. Преступность в России: системный анализ. - М.: Гелва, 1997. – 72 стр.

 

15

 



[1] Долгова А.И. Криминология: Учебник для вузов/ 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2005 - 912 с.

[2] Криминология_Малков_Учебник_2-е изд 2006 -528с

[3] Криминология_Малков_Учебник_2-е изд 2006 -528с

[4] Ли Д.А. Преступность в России: системный анализ. М., 2007.

[5] Криминология_Малков_Учебник_2-е изд 2006 -528с

[6] Криминология_Малков_Учебник_2-е изд 2006 -528с

[7] Ли Д.А. Преступность в России: системный анализ. М., 2007.

[8] Криминология_Малков_Учебник_2-е изд 2006 -528с

[9] Криминология_Малков_Учебник_2-е изд 2006 -528с

[10] Криминология_Малков_Учебник_2-е изд 2006 -528с

[11] Криминология_Малков_Учебник_2-е изд 2006 -528с

[12] Криминология_Малков_Учебник_2-е изд 2006 -528с

[13] Долгова А.И. Криминология: Учебник для вузов/ 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2005 - 912 с.


Информация о работе Криминологического прогнозирования