Античная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 20:48, реферат

Краткое описание

Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания.
Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Древним грекам были знакомы достижения культуры народов Востока. Но усвоив опыт Египта и Вавилонии, греки определили собственный путь как в развитии новых социально-политических отношений, философских поисков, так и в художественно-эстетическом подходе к миру. Античная Греция не была отягощена азиатской традицией.



Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного воспитания, неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже “открытие” будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого. Достижения античных цивилизаций целесообразно рассмотреть в трех областях: наука и техника, искусство, философия.

Вложенные файлы: 1 файл

античная культура.docx

— 51.08 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1. Понятие античной  культуры.

2. Исторические  особенности культуры Древней  Греции и Рима.

3. Происхождение  и основные этапы византийской  культуры.

 

Введение 
Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания.  
Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Древним грекам были знакомы достижения культуры народов Востока. Но усвоив опыт Египта и Вавилонии, греки определили собственный путь как в развитии новых социально-политических отношений, философских поисков, так и в художественно-эстетическом подходе к миру. Античная Греция не была отягощена азиатской традицией.  
 
   
 
Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного воспитания, неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже “открытие” будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого. Достижения античных цивилизаций целесообразно рассмотреть в трех областях: наука и техника, искусство, философия. 

 

Понятие античной культуры.

 

Античная  культура  –  колыбель  европейской  цивилизации,   прекрасное

“детство человечества”, высший  и  по  сей  день  художественно-эстетический

идеал – классика в подлинном смысле  этого  слова  –  то  есть  образец  для

подражания,  изучения,  творческого  переосмысления.  Термин  сам  по   себе

условен, так как во времена Возрождения греко-римская культура  считалась

“древнейшей” (античной), однако употребляется он и по сей день. 

    Вся  античная культура строилась   вокруг  единой,  основной  и исходной

общественной  формы античного  мира  –  самостоятельного  города-государства.

Античный  полис  –  “город-государство”  представлял  собой  самостоятельную

политическую,    экономическую,    торгово-ремесленную,     производственно-

культурную  единицу.  Полис  был  высшей  общественной   ценностью,   высшей

духовной  ценностью,  высшей  священной  ценностью.   Гражданин   полиса   –

гражданин  общества,  изгнанный  из  города-полиса,  изгонялся  из  общества

вообще, его нигде  не принимали, а  путь  оставался  один  –  бродяжничество,

разбой, государственная  измена.  Связь  с  землей,  натуральное  хозяйство,

иерархически  организованный замкнутый гражданский  коллектив,  рабовладение,

система колоний  –  весь  этот  миропорядок  воспринимался  как  единственно

естественный.

    Однако  человеку, разумеется, было тесно   жить  в  таких  рамках,  да  и

интересы общества требовали чего-то большего, чем  простое следование  нормам

и обычаям полиса. Это вполне объективное противоречие составляло  не  только

главную отличительную  особенность античного общества, но и  придавало  этому

обществу классический характер.  Эта  своеобразная  диалектика  несовпадения

идеала и действительности заставляла постоянно стремиться к  идеалу,  искать

гармонию, если не в общественной жизни, то  хотя  бы  в  духовной  сфере,  в

художественном  творчестве. В повседневной жизни существовала  и непрерывно

разворачивалась  во  все  возрастающем  масштабе  борьба  верхов  и   низов,

демократов и  олигархов, подозрительность ко  всем,  кто  выделялся  и  стоял

выше массы, хотя бы даже своими подвигами или же  самоотверженным  служением

полису  (вспомним,  судьбы  Сократа,  Демоснера,   Юлия   Цезаря,   Овидия).

Существовало, наконец, рабство, которое никак не вписывалось  в  гармоничную

картину мира –  в древних Афинах на каждого свободного гражданина  в  среднем

приходилось в  эпоху расцвета греческой демократии  (век  Перикла)  около  40

рабов. Идеал  полисного  общества  с  его  нормами  героизма,  гармоничности

развития,  гражданской  солидарности,  консервативной  морали  и  спокойного

подчинения личности в целом оказался мифом, однако мифом, что  очень  важно,

ставшим своеобразным катализатором интенсивной творческой деятельности.

    Таким  образом, под античным типом  культуры мы подразумеваем:

   1. Понятие  высокой гражданской нормы, с  точки зрения которой оценивается

       всякая человеческая деятельность.

   2. Понятие  классики, то есть динамического  живого равновесия,

       соразмерности интересов полиса  и отдельного гражданина, идеала  и

       жизни.

   3. Понятие  эстетической формы, в которую должно облечься любое жизненное

       и творческое содержание, ибо  только ясная, совершенная форма  делает

       содержание общезначимым, а следовательно, и подлинно реальным.

   4. Определение  нравственной ценности человека  или его поступка с точки

       зрения одобрения все того  же полиса, общества. Внутренние, лирические

       формы самовыражения имели в  глазах римлянина и, особенно, грека

       меньшую ценность. Мораль и нравственность  сводились к ораторским

       призывам, риторике. Индивидуальная  мораль, совесть в сегодняшнем

       понимании вообще отсутствовали.

   5. Культ  человека-созидателя, человека-мыслителя,  человека-борца, т.е.

       деятельное, творческое отношение  к миру. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исторические  особенности культуры Древней Греции и  Рима.

При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо прежде всего сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры. 

 Культура   Греции   возникла   на   пересечении   исторических    путей

Средиземноморья. Мироощущению древнего грека и  характеру  его  деятельности

не была свойственна  гигантомания  Востока,  стремление  перебороть  природу,

утвердиться  в  ней.  Теплый  климат,  яркая  щедрая  природа,  масштабность

окружающего пространства приводила древнего  эллина  к  идее   соразмерности

сил человека и  природы, человека как “микрокосма”  Вселенной.  Вся  культура

Древней Эллады пронизана  сознанием человеческой  мощи.  Свою  практическую

деятельность  греки назвали словом  “техне”,  оно  означало,  по  Аристотелю,

“единство опыта  и знаний”, то  есть  охватывало  всю  преобразующую  природу

созидательную активность людей, осуществляемую умело, мастерски,  искусно  –

так,  как  может  созидать  только  человек,  по   греческой   терминологии,

“свободнорожденный”  –  ведь   только   свобода   открывает   перед   людьми

возможность накапливать  новый опыт  и  новые  знания,  неизбежно  изменяющие

сложившееся и  устоявшееся, традиционное и канонизированное, а  прежде  всего

– мифологически-фантастическое.

    Греки  полагали, что в культуре, как  и в самой жизни, должны  сочетаться

два начала –  гармония красоты  и  покоя  (аполлоническое)  и раскованности,

свободы,  природной   стихии   (дионисийское).   В   их   сплаве   –   залог

жизнестойкости  культуры, ибо господство одного  из  них  приведет,  в  конце

концов, либо к  стагнации, застою, либо к разрушению и хаосу,  протесту  ради

протеста.   Воспитание   в   понимании   греков   –   неразрывное   единство

“гимнасического”  и  “мусического”,   т.е.   физического   и   нравственного

развития.  Агонистика  – состязательность  – ведущий   принцип   греческой

культуры.   Сочетание   разнообразия   и   взаимной   лояльности    породило

соревнование  отдельных личностей, групп и  полисов  в  целом  за  достижение

превосходных  результатов во всех сферах жизни, но особенно  –  в  спортивных

играх.

    Греция  создала  прецедент  плодотворного   соперничества  двух  основных

направлений  в  философии.  В  русле  ее  образовалась  почва  для  развития

античной науки. Именно в греческой философии  –  “матери  всех  наук”  возник

метод, приложимый к любым  сферам  познания  и  жизни,  и  способ  мышления,

позволяющий из одного знания выводить другое.

    Доминанта  сознания грека-гражданина  полиса  –  ощущение  свободы.  Оно

нарастает в  период архаики, достигает высшей точки  в классический  период  и

постепенно  угасает  в  эпоху  эллинизма.  Обретение   такого   сознания   и

самосознания  явилось  еще  неизвестной   человечеству   основой   культуры,

выраженной в  двух формулах – в гиперболе художника: “Много  в природе сил,

но сильней  человека нет” (Софокл) и в тезисе философа:  “Человек  есть  мера

всех вещей” (Протагор). Сами боги в греческой  мифологии  стали  “идеальными

людьми”, которые  воплощали в обобщенно-типизированном  виде  все  прекрасные

(как,  впрочем,  и  все  отвратительные)  человеческие  качества  –   именно

человеческие, а  не  звериные  и  не  божественно-сверхчеловеческие.  Человек

живет и творит в  единстве  с  природой,  мировым  целым,  которое  получило

название “космоса”. Этот образ античного  мироздания  двуедин  и  включал  в

себя собственно мир, Вселенную – с  одной  стороны,  и  украшение,  порядок,

мировое целое, одним словом – гармонию, противостоящую Хаосу – с другой.  Не

случайно поэтому  для  греческой  культуры  характерен  принцип  калокагатии,

объединяющий красоту и добро, физические и нравственные  достоинства.  Идеал

греческого  полиса  –  это   красота   безупречного    тела   и   внутреннее

нравственное  совершенство.   Архитектура   и   скульптура   выступали   как

преображения  одухотворенного человеческого  тела.

    Однако  в эпоху эллинизма,  с  ослаблением   полисной  жизни,  доминантой

сознания  греков  стало  чувство  неуверенности.  В  философии   возобладала

этическая  проблематика,  поиск  основ  устойчивости  (киники,   эпикуреизм,

стоицизм). Логика исторического развития привела  Грецию  к  утрате  свободы.

Информация о работе Античная культура