Арабский Восток

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:47, контрольная работа

Краткое описание

Под средневековой культурой Арабского Востока (V--XVI вв.) подразумевают Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации и в которых, сложилась арабская народность, - Иран, Сирия, Палестина, Египет и другие страны Северной Африки. Процесс арабизации был по историческим меркам стремительным, однако он имел свою довольно длительную предысторию. Ведущую роль в нем сыграли племена, населявшие Аравийский полуостров.

Содержание

Введение 3
Арабский Восток – родина ислама. Племена Аравии 4
Пророк Мухаммед 4
Ислам 6
Коран. 8
Арабский язык 8
Арабская культура 8
Наука 11
Архитектура.Искусство. 12
Быт и нравы арабов. Нормы шариата. 13
Положение мужчины и женщины 14
Мифология Арабского Востока. Менталитет 14
Заключение 16
Литература 17

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 42.13 Кб (Скачать файл)

Непреходящую мировую славу  принесли Омару Хайяму (1048--1122), персидскому поэту, ученому, его стихи - философские, гедонические и вольнодумные рубаи.

В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи самым естественным образом  включались и в любовные повествования, и в медицинские трактаты, и  в героические истории, и в  философские и исторические произведения, и даже в официальные послания средневековых правителей. И вся  арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно.

Востоковеды считают, что расцвет  арабской поэзии, литературы, да и культуры в целом приходится на VIII--IX вв.: в  этот период быстро развивающийся арабский мир стоял во главе мировой цивилизации. С XII в. уровень культурной жизни снижается. Начинаются гонения на христиан и иудеев, что выражалось в их физическом истреблении, притесняется светская культура, усиливается давление на естественные науки. Обычной практикой стало публичное сожжение книг. Основные научные достижения арабских ученых относятся, таким образом, ко времени Раннего Средневековья.

Наука.

Значителен был вклад арабов в математическую науку.

Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике.

Больших успехов достигла медицина - она развивалась более успешно, чем в Европе или на Дальнем  Востоке. Арабскую средневековую медицину прославил Ибн-Сина - Авиценна (980-1037), автор энциклопедии теоретической и клинической медицины, обобщивший взгляды и опыт греческих, римских индийских и среднеазиатских врачей «Канон врачебной науки».

Арабская философия во многом развивалась  на базе античного наследия. Учеными-философами были Ибн-Сина, автор философского трактата «Книга исцеления». Ученые активно переводили сочинения античных авторов.

Известными философами были Аль-Кинди, живший в IX в., и аль-Фараби (870-950), называемый «вторым учителем», т. е. после Аристотеля, которого Фараби комментировал. Ученые, объединившиеся в философский кружок «Братья чистоты» в городе Басра, составили энциклопедию философских научных достижений своего времени.

Арабская словесность также  пользовалась вниманием ученых: на рубеже VIII-IX вв. была составлена арабская грамматика, которая легла в основу всех последующих грамматик.

Центрами средневековой арабской науки были города Багдад, Куфа, Басра, Харрон. Особенно оживленной была научная жизнь Багдада, где был создан «Дом науки» - своеобразное объединение академии, обсерватории, библиотеки и коллегии переводчиков.

К X в. во многих городах появились средние и высшие мусульманские школы - медресе. В X-XIII вв. в Европе стала известна по арабским сочинениям знаковая десятичная система для записи цифр, получившая название «арабские цифры».

Архитектура. Искусство.

Средневековая арабская архитектура  развивалась на основе переработки  арабами, прежде всего греческих, римских  и иранских художественных традиций. Наиболее известные памятники архитектуры  того времени мечеть Амраа в Фустате и соборная мечеть в Куфе, созданные в VII в. Тогда же был построен знаменитый храм «Купол скалы» в Дамаске, отделанный мозаикой и разноцветным мрамором.

С X в. здания начинают украшать изящными растительными и геометрическими  орнаментами, в которые были включены стилизованные надписи - арабская вязь. Такой орнамент, европейцы его называли арабеска, был построен по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора.

Объектом хаджа мусульман стал Кааба - в Мекке, имеющий форму куба. В стене находится ниша с черным камнем - как полагают современные исследователи, вероятно, метеоритного происхождения. Этот черный камень почитается символом Аллаха, олицетворяющим его присутствие.

Ислам, выступая за строгое единобожие, боролся с племенными культами аравитян. Для того чтобы уничтожить память о племенных идолах, в исламе запрещалась  скульптура, не одобрялись изображения  живых существ. В результате живопись не получила в арабской культуре значительного  развития, ограничиваясь орнаментами. С XII в. начало развиваться искусство миниатюр, в том числе книжной.

В целом изобразительное искусство  ушло в ковровость, его характерными чертами стали цветистость и узорчатость. Сочетание ярких красок, однако, было всегда строго геометрично, рассудочно и подчинено мусульманской символике.

Быт и нравы арабов. Нормы шариата.

В Коране, помимо проповедей, молитв, заклинаний, назидательных рассказов  и притчей, содержатся и обрядовые, и юридические установления, регулирующие различные стороны жизни мусульманского общества. В соответствии с этими  предписаниями и строились семейные, правовые, имущественные отношения  людей. Свод норм морали, права, культурных и прочих установок, регламентирующих всю общественную и личную жизнь  мусульманина, называемый шариат (важнейшая  часть мусульманского права, его  источник), является важнейшей составной  частью системы ислама.

 К обязательным поступкам были отнесены те, невыполнение которых наказывалось при жизни и после смерти: чтение молитв, соблюдение поста, различных ритуалов ислама. В число желательных поступков входили дополнительные молитвы и посты, а также благотворительность, это поощрялось жизни и вознаграждалось после смерти. Безразличные поступки -- сон, вступление в брак, пр. -- не поощрялись и не запрещались. Неодобряемыми, хотя и не наказуемыми поступками, назывались поступки, вызванные желанием насладиться земными благами: чувственной была культура средневекового Арабского Востока, склонного к роскоши. Особенно это проявлялось в еде. В городах в почете были дорогие, индийские ядра фисташек, вымоченные в розовой воде, яблоки из Сирии, стебли сахарного тростника, съедобная из Нишапура. Важную роль играли благовония, применявшиеся в жизни: благоуханные масла готовили из лотоса, нарциссов, белого жасмина, лилий, гвоздики, розы, популярными были ванны из фиалкового масла, пр. К ценным поступкам относились те, которые наказывались и при жизни, и тесле смерти: так, запрещалось пить вино, есть свинину, играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством, колдовать, пр. Несмотря на запреты ислама, многие жители средневекового Арабского Востока продолжали пить вино (особенно это было характерно для городов), но все прочие запреты - на свинину, кровь, мясо любого животного, убитого не по мусульманскому обряду, - строго соблюдались.

Положение мужчины и женщины.

На основе Корана и с учетом доисламских  традиций было разработано право  наследования, опекунства, заключения браков и разводов. Брак рассматривался как важнейшее событие в жизни  мужчины и женщины. Идеальным  считался союз двоюродного брата  и сестры, а число законных жен  было ограничено четырьмя. Было подтверждено подчиненное положение женщины  в семье и в обществе, и счет родства велся строго по отцовской  линии.

Мужчина признавался абсолютным лидером. Божье благословение, как полагали на Арабском Востоке, лежало именно на сыновьях, и поэтому только после  рождения сына человек здесь считался полноценным.

Благотворное влияние оказал ислам  на отношение общества к рабам: освобождение раба теперь рассматривалось как  гуманный и желательный для благочестивого мусульманина поступок.

Мифология Арабского Востока. Менталитет.

Важнейшей составной частью ее была джиннология - учение о джиннах. Ислам так определял их место в мире: джинны-демоны, сотворенные из чистого огня, уступали человеку, сотворенному Аллахом из глины, и, разумеется, ангелам, сотворенным из света. Все они - и человек, и ангелы, и демоны - покорны воле Аллаха.

Джинны-демоны в чем-то похожи на людей: они смертны, хотя и могут жить очень долго, многие сотни лет, они  нуждаются в пище, могут сочетаться браком друг с другом или с людьми. Во многом, однако, они превосходили человека: способны летать, проникать глубоко под землю и воду, становиться видимыми и невидимыми, оборачиваться различными людьми, животными, растениями.

Джинны могли быть добрыми и  злыми; добрые приняли ислам, злые остались неверными, однако человеку следует  опасаться и тех, и других. Самых  свирепых демон-шайтанов называли маридами, их следовало особо остерегаться. Кроме того, кровожадными и зловредными были ифриты - то ли злые духи, то ли призраки умерших. На кладбищах и в других заброшенных пустынных местах обитали волосатые оборотни гули, всегда готовые сожрать одинокого путника.

Вообще на Арабском Востоке верили, что джинны подстерегают человека на каждом шагу. Поэтому даже в повседневной будничной жизни следовало быть настороже: так, прежде чем зажечь огонь  в очаге или достать воду из колодца, следовало попросить у  Аллаха защиту от демонов и демониц.

Большое значение на Арабском Востоке  придавалось снам; там верили в вещие сны, и уже в начале XI в. Ад-Динавари составил первый сонник на арабском языке. Придумывать и домысливать сны не дозволялось: «Лгущий о своих снах ответит в день восстания мертвых», - сказано в Коране.

Гадание по снам было средством заглянуть в будущее. Кроме того, гадали по птицам, прежде всего, по полету воронов и орлов, и были уверены в том, что коршун, страус, голубь и сова предвещают несчастье. Желание заглянуть в неведомое приводило к занятиям магией и ворожбе. Отношение к магии было неоднозначным: дозволялась белая, или высокая магия, к которой прибегали благочестивые люди в благородных целях. В этом им помогали небесные ангелы и добрые джинны, принявшие ислам. Черной магией, полагали на Арабском Востоке, занимались нечестные люди, и помощниками их выступали злые шайтаны.

Склонность к гаданию, как и  многие другие черты менталитета  жителей Ближнего Востока, обнаружились задолго до принятия там ислама и  пережили эпоху Средневековья, перейдя  и в Новейшее время.

Заключение.

Арабская средневековая культура сложилась в тех странах, которые  подверглись арабизации, восприняли ислам и в которых классический арабский язык господствовал долгое время как язык государственных учреждений, литературы и религии.

Арабы внесли значительный вклад в  мировую математическую науку, развитие медицины, философии. Они создали  такие своеобразные архитектурные  памятники, как мечети и знаменитые храмы в Мекке и Дамаске, придав значительное своеобразие постройкам, украсив их орнаментом - арабской вязью.

Влияние ислама обусловило неразвитость в арабской культуре живописи и скульптуры, предопределив уход изобразительного искусства в ковровость.

Ислам - самая молодая из трех мировых религий, значение которой неуклонно возрастает. В современном мире ислам - вторая по числу последователей мировая религия.

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1) Р.Г. Апресян, Б.А. Ботвинник  и др.. Культурология: учебник для вузов; под ред. Б.А. Эренгросс. - М.: Издательство Оникс, 2007. - 480 с.

2) Г.В. Гриненко. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: - Питер, 2004. - 245 с.

3) А. Н. Марковой. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / под ред. Проф. А. Н. Марковой. - 2-е изд., стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 600 с.

 

 


Информация о работе Арабский Восток